Проповедь студента 3 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии чтеца Иоанна Куликова на всенощном бдении 6 апреля 2019 года

Чтец Иоанн Куликов за богослужением

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры! Вновь и вновь с каждым днем мы приближаемся к самому величайшему событию в истории человечества, Празднику праздников и Торжеству из торжеств – Светлому Христову Воскресению. Одно из событий в истории спасения, которое приблизило нас к этому величайшему Таинству, Православная Церковь воспоминает сегодня – это одна из тайн нашего спасения – Благовещение Архангелом Гавриилом Пресвятой Богородице. Описывает нам эту Благую Весть святой евангелист Лука.

Чтение Священного Писания за литургией

Многие из вас помнят это евангельское событие, но мне хотелось бы все-таки вам немного его напомнить. Через шесть месяцев после явления Архангела Гавриила старцу Захарии и последовавшего затем зачатия Иоанна Крестителя, явился Архангел Деве Марии, Той Которую предвозвещали пророки и о Которой пророк Исаия сказал: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14) и, Которая в это время была обручена старцу Иосифу и жила с ним в Назарете. Архангел Гавриил приветствовал Ее такими словами: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Как часто этими же словами обращаясь также к Пресвятой Богородице в молитве «Богородице, Дево…», мы должны вспоминать архангельское приветствие и уподобляться Архангелу Гавриилу, неся Благую Весть другим людям. Пока Дева Мария размышляла о значении этого приветствия, Ангел возвестил Ей: «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего…» (Лк. 1:30-32). В ответ Дева Мария спросила: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). В этих словах выражается не сомнение Святой Девы во всемогуществе Божием, а Ее желание узнать образ сверхъестественного рождения, так как Пресвятая Богородица дала обет девства. Ангел отвечает Ей: «Дух Святый найдет (придет) на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35) и указывает в пример Ее родственницу Елисавету, которая была бесплодной, но в старости зачала сына. В ответ на это Дева Мария говорит: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38)

Икона Благовещения Пресвятой Богородицы. Иконостас семинарского храма.

Удивительно скромные и смиренные слова, которые явились началом нашего спасения. Кроткие слова Девы низвели Бога в этот мир. Именно в этот момент, когда Она произнесла эти слова осуществилось Воплощение Бога Слова. Это неизреченное таинство совершилось в это время и по словам преподобного Иоанна Дамаскина:

«сошел на Нее Дух Святой, очистил Ее и даровал Ей силу как принять в Себя Божество Слова, так и родить» .

Подивимся же, отцы, братья и сестры, тому, что Бог чтобы спасти человека спрашивает согласие на это у человека, показывая, тем самым, что Бог не может спасти человека без его участия в этом деле, так как Бог сотворил его со свободной волей и это одно из свойств образа Божия в человеке. Даже когда Спаситель призывал кого-нибудь следовать за Собой, то Он оставлял выбор человеку, говоря такие слова: «Если хочешь идти за Мною…» (Мф. 16:24). Подивимся же с благоговением этому неизреченному таинству соединения Божественной природы с человеческой в Господе нашем Иисусе Христе, которое произошло после Благой Вести Архангела. Для эллинских философов первых веков это таинство соединения двух природ считалось безумием, так как с точки зрения той философии тело человеческое – темница души, от которой надо избавиться, и поэтому философы не могли своим падшим разумом понять, как Бог – Абсолют может соединиться с темницей души. И это снизхождение в наш мир Бога неограниченного, неописуемого, непостижимого, вседержительного, самовластного, обо всем промышляющим, нас должно благоговейно восхищать. Порадуемся же духовно, что две тысячи лет назад от человечества нашелся чистейший Сосуд – Пресвятая Дева, Которая смогла принять в Себя Бога Слова и дать Свою плоть от лица всего человечества, с которой Он соединился, обожил и преподал нам в Святой Евхаристии. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом» по благодати — слышим мы эти слова – призыва у святых отцов, которые раскрывают нам причину Боговоплощения. Для постижения отчасти тайны Боговоплощения преподобный Максим Исповедник применяет здесь сравнение с железом, раскаленным огнем, становящимся огнем и остающимся в то же время по природе железом».

Чтение канона Благовещению. КазПДС 2017 г.

В наше время, дорогие отцы, братья и сестры, после гонений на Церковь в XX веке, к сожалению, многие плохо понимают христианскую веру и по этой причине некоторые люди могут задать такой вопрос: «А как мы можем быть причастны этой тайне Боговоплощения после Которого почти две тысячи лет прошло?» На этот вопрос можно попробовать ответить так – только подражая Божией Матери в Ее добродетелях – так как Ее смирение, кротость, покорность воле Божией произнесли эти прекрасные слова:

«се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38),

которые соединили после грехопадения Бога и человека, небо и землю. И поэтому, дорогие отцы, братья и сестры (!), подражая Ее добродетелям, неся эти слова в сердце, будем соединяться с Богом в таинстве Святой Евхаристии, благодаря сердцем и устами Спасителя нашего и Божию Матерь за любовь и смирение, которые Они явили для спасения нас и наших ближних, и тогда мы сможем исповедовать всем своей добродетельной жизнью слова тропаря праздника:

«Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинство явление: Сын Божий Сын Девы бывает… ».

Аминь.

Список использованных источников и литературы:

1) Библия // Синодальный перевод, 2003. — 1178 с.

2) Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры / прп. Иоанн Дамаскин. – М.: Благовест, 2014. – 512 с.

3) Бог стал человеком, чтобы человек стал богом: [Электронный ресурс] //: Православие. ru — URL: https:// https://pravoslavie.ru/93289.html— Дата обращения —11.02.2019.

4) Лосский В. Н. Очерки мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / пер. с франц. В. А. Рещиковой. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. – 448 с.

5) Минея март // М.: Московская Патриархия, 2011. – 420 с.