К 2017 году в Казани планируется воссоздать духовную академию — одно из четырех крупнейших образовательных церковных учреждений, существовавших в России до революции. Идею уже поддержал президент Татарстана, сейчас прорабатываются варианты ее размещения в столице Татарстана. Об этом сообщил в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» ректор Казанской семинарии игумен Евфимий (Моисеев), назначенный руководством РПЦ в марте. В ходе беседы он рассказал, что кадровый состав семинарии за это время существенно обновился. Изменится и вектор ее развития: акцент, в частности, будет сделан на возрождение некогда богатейших традиций востоковедения и исламоведения.

«В КАЗАНИ НАГЛЯДНО ПРЕДСТАВЛЕНА ЕВРАЗИЙСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ»

— Отец Евфимий, как русская православная церковь воспринимает Казань?

— Не имею права говорить за всю церковь, выскажу лишь свое личное мнение. Казань — это место, где Восток встречается с Западом, где происходит встреча двух цивилизаций — христианской и мусульманской, и в данном смысле это стратегический пункт, поэтому и русская православная церковь рассматривает Казань как особую стратегическую позицию в России.

 

— А в чем заключается эта стратегия?

— Стратегия заключается в том, чтобы укреплять дружественные отношения между православием и исламом. Если мы посмотрим, что творится в Сирии или Ираке, то увидим, что там проливается кровь, гибнут люди, в большей части христиане. Но есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы нарушить мир и стабильность между православными и мусульманами, сложившиеся веками в России. Поэтому мы должны сообща трудиться над тем, чтобы этого у нас не произошло.

— Чем Кавказ отличается от Казани, ведь там тоже христианство встречается с мусульманством?

— Не совсем так. Практически невозможно представить себе ситуацию, когда на Кавказе в центре города стоят рядом мечеть и православный храм. Да, в городах Северного Кавказа есть православные храмы, но, как правило, небольшого размера и где-то на окраине. Если же мы посмотрим на Казанский кремль, мы увидим величественный Благовещенский собор и не менее величественную мечеть «Кул Шариф», что является символом баланса религиозных сил в этом регионе.

— Этот баланс чувствуется вами как человеком, впервые оказавшимся в Казани?

— Несомненно! В Казани наглядно представлена евразийская модель развития России, что рождает мысль об уникальности евразийской цивилизации, лежащей в основе российской государственности.

Храм Казанской духовной семинарии
Храм Казанской духовной семинарии

КОРНИ РОССИЙСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ НАХОДЯТСЯ В КАЗАНИ

— Поставило ли руководство РПЦ перед вами какие-то особые задачи, направив работать в мусульманскую республику? Конечно, мне могут возразить, мол, здесь толерантность и многоконфессиональность, но церкви-то жгут, мечетей-то в разы больше! (Борис)

— Хотел бы заметить, что и по своей Конституции, и фактически Татарстан не является мусульманской республикой, хотя, конечно, около половины его жителей исповедуют ислам. В Татарстане исторически проживают и православные народы, причем не только русские — есть и чуваши, и кряшены, и многие другие. Есть и приверженцы иных конфессий.

А передо мной как ректором семинарии были поставлены задачи исключительно в сфере образования, в том числе в области развития взаимоотношений с Российским исламским институтом. На 21 ноября — день памяти Архистратига Божия Михаила — у нас намечено подписание соглашения о сотрудничестве между Казанской духовной семинарией, Российским исламским институтом, Институтом востоковедения РАН и Казанским федеральным университетом. Кстати, в дореволюционной академии домовый храм был освящен именно в честь Архангела Михаила.

Надеюсь, что установление дружественных отношений с коллегами из РИИ позволит содействовать преодолению и предотвращению проблемных ситуаций в сфере межконфессиональных отношений.

— В чем смысл и содержание соглашения?

— В первую очередь это сотрудничество в сфере науки и образования, в области изучения исламского и православного богословия.

— То есть вы будете изучать друг друга?

— Можно и так сказать. Но у нас есть и еще одна очень важная задача — по мере сил воссоздавать востоковедческую школу Казанской духовной академии, которая в свое время была сильнейшей в России и к которой восходит вообще все российское востоковедение. Позже центром востоковедения стали Санкт-Петербург и Москва, но корни его находятся здесь, в Казани. Учитывая, что у нашей церкви есть приходы и епархии не только в западных, но и в восточных странах — Сирии, Иране, Китае, Японии и многих других, нам надо готовить кадры духовенства, которые владели бы языком, знали бы культуру этих стран. Мы надеемся, что Казанская духовная академия со временем станет тем местом, где будущие священнослужители смогут изучать язык и культуру стран Востока.

С митрополитом казанским и татарстанским Анастасием (слева)
С митрополитом казанским и татарстанским Анастасием (слева)

— Вы сами до приезда в Казань интересовались исламом, читали Коран?

— Только в рамках общего курса религиоведения, который нам преподавался в Московской духовной академии. До назначения в Казань я никак не был связан с изучением ислама: работал в издательском совете РПЦ, занимался вопросами книгоиздания и рецензирования. Назначение в Казань было для меня полной неожиданностью, хотя теперь могу сказать, что эта неожиданность оказалась приятной.

— Приехав в Казань, стали вникать в вопросы ислама?

— Естественно! В первый же месяц работы в Казани побывал в Российском исламском университете, познакомился с его ректором Рафиком Мухаметшевичем Мухаметшиным. Затем с ответным визитом принимали делегацию РИИ в Казанской духовной семинарии. Позже с коллегами с кафедры религиоведения КФУ мы ездили в Москву на встречу к директору Института востоковедения РАН Виталию Вячеславовичу Наумкину. Он тоже проявил большую заинтересованность в сотрудничестве с нашими вузами. И при каждой такой встрече мне дарили религиоведческие книги. Правда, сказать, что я их глубоко изучил, пока не могу — времени катастрофически не хватает.

К 2017 ГОДУ БУДЕТ ВОССОЗДАНА КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

— В России много учебных заведений РПЦ?

— В настоящее время в русской православной церкви четыре духовные академии — в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Кишиневе. 52 семинарии, из которых около 40 находятся в России, и три университета — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Российский православный университет и Царицынский православный университет имени преподобного Сергия Радонежского.

Здание Казанской духовной академии располагалось на Арском поле
Здание Казанской духовной академии располагалось на Арском поле

До революции же в Российской империи было четыре академии: помимо Санкт-Петербурга и Москвы высшие духовные учебные заведения были в Киеве и Казани. Надеемся, что в нашем городе в скором времени духовная академия будет воссоздана.

— Выходит, академии находились, так сказать, в четырех столицах Руси? Наверное, это было сделано не случайно?

— Ничего случайного не бывает в этой жизни. Были, впрочем, планы открыть академии в других городах, в частности, в Томске и Иркутске, но они не воплотились в жизнь по разным причинам. До революции все это было четко регламентировано: все епархии Российской империи были поделены между четырьмя академиями. За Казанской академией были закреплены епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Сегодня такого жесткого распределения нет.

— К какому году будет воссоздана духовная академия в Казани?

— Есть идея воссоздать ее к 2017 году, потому что это год юбилейный — будет не только 100-летие революции, но и 175 лет со дня основания Казанской духовной академии. Именно в 1842 году было принято решение о создании в Казани академии, несколько лет ушло на строительство здания для нее на Арском поле. В 1845 году было завершено строительство нового здания академии, в котором она располагалась вплоть до 1918 года. Сегодня в этом здании находится городская больница №6 (напротив парка им. Горького ред.).

А Казанская духовная семинария была открыта гораздо раньше — в 1723 году, в 1797 году она была преобразована в академию, однако эта первая академия просуществовала недолго — в 1818 году она была закрыта. Таким образом, Казанская духовная семинария является одним из старейших учебных заведений нашей церкви.

— Академия и семинария — это были разные учебные заведения, или на определенном этапе на базе семинарии в Казани была создана академия?

— Да, это были разные учебные заведения, развитие которых шло параллельно. Историческое здание семинарии по адресу улица Кремлевская, 4/5 тоже сохранилось — в нем сегодня расположен геологический факультет КФУ.

— Планируете вернуть исторические здания академии и семинарии?

— Вопрос о том, в каких зданиях наиболее удобно было бы воссоздать Казанскую духовную академию, в настоящее время находится в стадии изучения. Но очевидно, что нам не потребуются два отдельно стоящих здания, как это было до революции.

— Кого будет готовить академия?

— До революции структура духовного образования была иной: академия давала высшее образование, а семинария — среднее. Семинарии были ориентированы в первую очередь на подготовку приходских священников. А академии занимались главным образом подготовкой научно-богословских кадров и высшего духовенства — архиереев, настоятелей крупных монастырей и кафедральных соборов, ректоров духовных учебных заведений и начальников духовных миссий.

Ныне структура духовного образования изменилась. Семинария и академия существуют как единое целое: семинария дает высшее образование, а академия представляет собой аналог аспирантуры. Семинарское образование — бакалавраит и магистратура — в большей степени имеет практический характер, поскольку его главной целью остается подготовка пастырей и церковных работников. Академии призваны быть центрами церковной науки. В Казанской семинарии на настоящий момент есть бакалавриат и магистратура. Через два-три года добавится аспирантура, и уже тогда можно будет говорить о воссоздании Казанской духовной академии. Такую задачу ставит перед нами священноначалие.

— Почему именно в Казани?

— С одной стороны, потому что есть исторический прецедент, с другой — потому что Казань и до революции, и ныне была и остается одним из крупнейших образовательных центров России. Это университетский город с очень высоким интеллектуальным и научным потенциалом.

— Научный потенциал в области физики, химии — это да, но в богословии?


ЖЕЛАЮ КАЖДОМУ РЕКТОРУ ТАКОГО ПРЕЗИДЕНТА!..»
 — Интеллектуальный потенциал, как в народе говорят, он и в Африке интеллектуальный потенциал. Конечно, есть условное деление на физиков и лириков, но, как известно, лучшие лирики — это физики. Кстати, не все знают, что не так давно в знаменитом Московском физико-техническом институте была открыта кафедра богословия, на которой преподают в том числе и выпускники этого вуза. Так что если человек имеет высшее техническое образование, то он и в области богословия сможет себя успешно реализовать.

— В сентябре Казанскую духовную семинарию посетил президент Татарстана Рустам Минниханов. Это вы его пригласили?

— Конечно. Могу сказать, что Рустам Нургалиевич весьма основательно подготовился к визиту: перед его приездом нам построили спортзал, оборудовали его самым современным инвентарем, подарили микроавтобус, помогли с ремонтом пищеблока. В общем, мне остается сказать только одно: желаю каждому ректору такого президента!..

— Что президент сказал относительно идеи возродить в Казани духовную академию?

— Он очень внимательно ее выслушал и сказал, что если есть исламский университет, то пусть будет и православная академия. По мысли президента, наличие в Казани мусульманского и православного высших учебных заведений, тем более поддерживающих разносторонние контакты, станет залогом создания устойчивых и сбалансированных межконфессиональных отношений в регионе.

 

— Из каких источников финансируется деятельность Казанской духовной семинарии?

— У нас два основных источника — татарстанская митрополия и благотворительный фонд, который помогает нам по просьбе Рустама Нургалиевича Минниханова. Определенную сумму каждый месяц дает и наш семинарский храм.

— А сколько в семинарии студентов и преподавателей?

— В настоящее время в семинарии на очном отделении учатся около 70 студентов, на заочном — порядка 150, а работают у нас примерно 60 преподавателей. Получается, что преподавателей у нас почти столько же, сколько студентов.

— Столько преподавателей — это вообще типично для духовных семинарий?

— Нет, это не совсем типично, в этом как раз заключается специфика нашей духовной школы. У нас преподается ряд дополнительных и специальных курсов, некоторые из них довольно редкие.

— Кто у вас преподает — совместители или собственные преподаватели?

— По большей части — совместители-почасовики. Но многие с этого учебного года перешли к нам на постоянную работу.

— Вы не планируете оптимизировать программу обучения и кадровый состав?

— Скорее, я несколько изменил бы вектор развития школы. Как я уже говорил, акцент хотелось бы сделать на востоковедческие дисциплины, на исламоведение. Например, я не имею ничего против польского языка, который преподается у нас в магистратуре, но сомневаюсь, что это самая востребованная дисциплина для студентов нашей семинарии. Но раз так сложилось, пусть это будет.

Мы ничего не будем разрушать, но будем развивать. Планируем в ближайшее время направить несколько человек на стажировку в зарубежные христианские исламоведческие центры — в Баламандский университет в Ливане и Папский институт арабских и исламских исследований в Риме. Уже получили на это благословение патриарха. В России сегодня ничего подобного нет, а до революции такой центр был именно в Казанской духовной академии.

«АБИТУРИЕНТЫ ДОЛЖНЫ ПРЕДОСТАВИТЬ РЕКОМЕНДАЦИЮ ОТ АРХИЕРЕЯ»

— Как принимают в КазДС — по результатам ЕГЭ? Какой конкурс при приеме? Должен ли абитуриент быть верующим? (С.А.Котов)

— Результаты ЕГЭ мы принимаем во внимание, но для нас они не являются решающими. Наши абитуриенты сдают экзамен по Закону Божию, экзамен на знание основных церковных молитв, а также экзамен по церковному пению, но главное — абитуриенты должны представить рекомендацию от правящего архиерея той епархии, откуда они поступают, а если это абитуриенты из Казанской епархии, то от настоятеля прихода или монастыря. Так что нужно иметь в виду, что определенный отсев производится уже на уровне приходов.

— То есть у вас учатся только люди, верующие в Бога?

— Да, иначе это образование теряет всякий смысл. Если человек просто хочет приобрести знания по христианскому богословию или истории религии, то он может пойти учиться в тот же КФУ на отделение христианского религиоведения. Там не будут спрашивать рекомендацию от духовника. А мы спрашиваем, как часто человек посещает церковь, регулярно ли исповедуется и причащается, какие цели ставит перед собой, поступая в семинарию. Мы должны знать это, ведь обучение в семинарии недешевое.

— Вы сказали, что в семинарии по совместительству работают преподаватели из других вузов. А они тоже должны быть верующими?

— В уставе семинарии сказано, что преподавателями могут быть только православные верующие, то есть те люди, которые являются сознательными членами православной церкви.

— Значит, из Российского исламского института у вас не могут преподавать?

— Нет, но мы можем пригласить к себе профессора или преподавателя РИИ с лекцией.

— А география абитуриентов какая?

— Большей частью это студенты из Казани и районов Татарстана, немало поступает к нам из близлежащих регионов: Чувашии, Удмуртии, Башкортостана, Марий Эл, Ульяновской и Кировской областей. Но есть студенты и из более далеких регионов — из Архангельской и Омской областей, даже из Москвы.

— Ваши выпускники обязаны вернуться работать в тот приход, который дал им рекомендацию?

— С дипломом они должны прийти к правящему архиерею, который и даст им направление на тот приход, где они будут востребованы в наибольшей степени.

— Среди ваших студентов есть татары?

— Есть, хотя и не так много.

ВПЕРВЫЕ В СЕМИНАРИЮ ПРИНЯЛИ ДЕВУШЕК

— Ответ очень простой: семинария — это пастырская школа, а священниками в церкви могут быть только мужчины. Но в этом учебном году мы открыли регентско-катехизаторское отделение, на котором могут обучаться и девушки. На первый курс мы приняли 10 девушек, из них 6 — с высшим образованием, 2 — со средним специальным.— Почему РПЦ не приветствует обучение девушек, почему в семинарию принимаются только юноши? (Дарья)

На самом деле в церкви для женщин существует очень широкое поле деятельности. Так, наши студентки осваивают специальность регента — управляющей церковным хором. Это очень важная должность в структуре прихода, поскольку православное богослужение невозможно без хора, а хор — это сложное дело! Помимо этого, наши девушки могут получить специальность церковного работника — катехизатора, который ведет просветительскую работу с прихожанами, разъясняет им основы вероучения, церковные традиции. То есть катехизатор занимается тем, на что у священника, как правило, не хватает времени.

— Как-то в телесюжете проскользнуло, что в Казанской семинарии есть старинные книги. Содержание этих книг только богословское или есть и по истории Казанской губернии? (Анонимно)

— Книги есть разные, другое дело, что большая часть библиотеки Казанской духовной академии находится в настоящее время не у нас, а в библиотеке КФУ. Нам были переданы только дубликаты тех книг, которые сохранились в нескольких экземплярах.

— А вы не хотите, чтобы вам вернули этот фонд?

— Если вопрос воссоздания Казанской духовной академии будет решен положительно, то, наверное, со временем можно будет поставить этот вопрос. Ведь что значит вернуть библиотеку? Это огромные площади, особые условия хранения, обеспечение безопасности, квалифицированный персонал. А сейчас у нас пока нет возможности принять эту библиотеку, но мы надеемся, что в рамках соглашения, о котором я упоминал, мы получим возможность беспрепятственно пользоваться библиотекой КФУ.

«Я НЕ БЫЛ СВИДЕТЕЛЕМ СОБЫТИЙ, ВЫЗВАВШИХ АЖИОТАЖ СМИ…»

— Мы не можем не задать вопрос о том, что в КазДС в прошлом году был своего рода конфликт между студентами и руководством семинарии. Он вызвал большой общественный резонанс. Как обстоит дело сегодня? Какие выводы были сделаны администрацией? Продолжают ли учебу в КазДС критиковавшие студенты? (Альберт Дирзизов)

— Конечно, административный состав семинарии претерпел серьезные изменения. При этом хотел бы подчеркнуть, что я лично никого не увольнял — те, кто не хотел работать с новой администрацией, ушли сами. Думаю, что смена команды — это во многом естественный процесс. Если бы моему назначению и не предшествовали известные события, то администрация в любом случае значительно изменилась бы. Новая метла по-новому метет — так было и будет всегда и везде.

— А как вы набирали новых людей, никого здесь не зная?

— Я был вынужден пригласить на ряд ключевых должностей сотрудников из Москвы, которых я знал по работе в Московской духовной академии и издательском совете русской православной церкви. Это намерение поддержал святейший патриарх, за что я ему весьма благодарен.

Что касается студентов, которые выступили с критикой прежней администрации, то им была предоставлена возможность перевестись в другие духовные семинарии: часть из них перешла на учебу в Санкт-Петербург, часть — в Москву.

— А зачем они перевелись, если здесь все поменялось?

— Это был их выбор.

— Получается, что скандал носил очистительный характер?

— Знаете, как говорил Ницше: все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Но если честно, я избегаю разговоров на эту тему, потому что сам не был свидетелем событий, вызвавших ажиотаж в СМИ, и могу судить о них, как и вы, только по публикациям в СМИ.

— Многие родители боятся отдавать своих сыновей в Казанскую семинарию. (Раис Сулейманов)

— Я тоже боялся, что у нас в этом году будут проблемы с набором на первый курс, но, к счастью, мои опасения не оправдались. Мы приняли 16 молодых людей на пастырско-богословское отделение и, как я уже говорил, 10 девушек на регентско-катехизаторское отделение. В общей сложности — 26 человек, и это больше, чем в предыдущие годы.

— Но очередь из абитуриентов у вас не стоит?

— Пожалуй, что так. Но во многом это связано с тем, что первоначальный отсев происходит на уровне приходов, о чем я уже говорил. С другой стороны, интерес к духовному образованию у молодежи, к счастью, не ослабевает.

— Раиса Сулейманова вы можете успокоить, что сегодня не стоит беспокоиться за детей, поступающих в Казанскую семинарию?

— Да, конечно. Хотя, впрочем, какие же это дети?..

ЧАСТЬ 2-Я

За последнюю четверть века Россия пережила духовный подъем невиданной силы — такое мнение высказал ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Он рассказал, что думает о влиянии Ватикана на нынешнюю ситуацию на Украине, объяснил, как в свое время пришел к принятию монашества и почему невозможна общечеловеческая религия. Кроме того, игумен Евфимий дал согласие в будущем стать одним из постоянных авторов нашей газеты.

«Я ЧАСТО ЕЗДИЛ В ОПТИНУ ПУСТЫНЬ…»

— Отец Евфимий, из истории духовного образования в Казани известно два интересных случая. Один из ректоров Императорского Казанского университета принял монашество, стал епископом, профессором, ректором Императорской Казанской духовной академии. А один из профессоров Казанской духовной академии оставил монашество и посвятил себя светской науке. Есть ли примеры подобных случаев тесного переплетения духовного и светского образования в современной истории КазДС? (Григорьев Евгений Иванович, краевед-любитель)

— В качестве примера могу привести свою историю: я окончил МГУ, а стал ректором Казанской духовной семинарии (смеется). Если серьезно, то традиционно ученые-гуманитарии всегда проявляли большой интерес к церковной науке, некоторые из них принимали священный сан и даже становились монахами. И сейчас таких примеров довольно много.

Если брать конкретно Казанскую духовную семинарию, то у нас трудятся много преподавателей из КФУ и других вузов Казани. Например, у нас есть священник отец Кирилл Бухараев, который одновременно является преподавателем КФУ и нашей семинарии, а его супруга заведует кафедрой религиоведения в КФУ. Вот вам пример, когда целая семья трудится на благо и светской, и духовной науки.

— Как вы сами пришли в религию, почему решили стать монахом? (Булат)

— В детстве я не был крещен, поэтому задумался о вечных вопросах уже в сознательном возрасте. В Московский университет я поступил в 1989 году. Там мы, с одной стороны, изучали историю КПСС, а с другой — уже тогда слушали лекции священнослужителей и богословов. За эту возможность я навсегда останусь благодарным университету. Впервые священника я увидел не в церкви, а именно в университетской аудитории. Это были открытые лекции, конечно, не обязательные для посещения, на которые студенты приходили абсолютно добровольно, поскольку им это было интересно. После того как я послушал эти лекции, пообщался с людьми, которые их читали, у меня сформировалось желание принять крещение. А по окончании МГУ я принял решение продолжить образование в Московской духовной семинарии.

— Но не все, получившие духовное образование, становятся монахами. Почему вы пошли именно по этому суровому пути?

Мусульманский, христианский православный и христианский католический духовные лидеры Татарстана
Мусульманский, христианский православный и христианский католический духовные лидеры Татарстана

— Господь каждого человека ведет особым путем и через обстоятельства нашей жизни, через людей, которые встречаются на нашем жизненном пути, дает нам понять, в каком направлении нужно двигаться. Так сложилось, что с первых лет своего пребывания в церкви я больше общался с монахами. Я часто ездил в Оптину Пустынь, меня очень интересовала жизнь православных обителей. Желание связать свою жизнь с монастырем возникло еще в середине 90-х годов, а в 2001 году, когда я был студентом выпускного курса Московской духовной академии, это желание было воплощено в жизнь.

— Вы ведь и преподавали в Московской духовной академии. Какой предмет?

— Я преподавал и филологические предметы, и богословские. Мои дисциплины — немецкий и русский языки, католическое богословие, история католицизма, общецерковная история. По истории западной церкви первого тысячелетия я специализировался за границей, два семестра учился на богословском факультете Бернского университета в Швейцарии.

— Выбрав путь монаха, не жалели потом, что лишили себя многих житейских благ?

— Если честно, глядя на многих своих сверстников, которые живут в миру, не пожалел. К сожалению, в наше время понятие семьи уже больше не отождествляется с благополучием — не только духовным, но и житейским. Счастливые семьи сегодня — исключение. В обществе практически утрачено христианское понимание семьи, и люди сами от этого очень сильно страдают…

— «Почему некоторые люди принимают для себя такое решение — стать монахом? В советское время про таких говорили, что таким образом люди убегают от жизненных трудностей, что это слабаки. А как вы считаете?» (Марина Гришина) Кстати, и в комментариях к анонсу о встрече с вами было высказано такое же «советское» мнение. Что вы на это скажете?

— Да, был такой штамп советской атеистической пропаганды, даже удивительно, что кто-то еще его помнит. Если серьезно, могу сказать только одно: любой христианин, а тем более монах, ведет непрерывную духовную брань — постом, молитвой и совершением христианских добродетелей борется с грехом, гнездящемся в его сердце. Как говорил Достоевский, диавол борется с Богом, а поле битвы — сердце человека. Эта брань и есть тот духовной труд, часто незримый миру, но столь необходимый и для личного спасения человека, и для спасения мира, как о том говорил преподобный Серафим Саровский: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.

«КУЛИКОВСКАЯ БИТВА — ЭЛЕМЕНТ ПРЕДАНИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»

— Вы видите какие-то особенности в православной общине в Татарстане?

— Это в первую очередь неподдельное уважение к людям иных взглядов и религиозных убеждений. Думаю, что это в крови у жителей Татарстана вне зависимости от того, православные они или мусульмане. Когда я прибыл в Казань, то с некоторым удивлением и, конечно, с большой радостью отметил доброжелательность по отношению к духовенству со стороны жителей Татарстана независимо от их национальности.

Мне кажется, что татары даже как-то подчеркнуто уважительно относятся к православным священникам, что для меня и приятно, и необычно как для человека, который большую часть жизни прожил в Москве. Отношение москвичей к священнослужителям сегодня в большей степени индифферентное, равнодушное. В этом смысле я очень рад, что переехал в Казань. Мне здесь очень нравится во многом благодаря тому, что здесь доброжелательная атмосфера.

Католический храм прихода Воздвижения Святого Креста в Казани
Католический храм прихода Воздвижения Святого Креста в Казани

— Почему РПЦ поддерживает и поощряет до сих пор крестные ходы на Куликовом поле, понимая, что Куликовской битвы как таковой на том месте не было и что это лживая дата?(Равкат)

— Я знаю, что есть такая точка зрения, но насколько мы можем считать ее доказанной и принятой абсолютно всем научным сообществом — это большой вопрос. Я могу сказать только одно: Куликовская битва является элементом предания русской церкви. В житии преподобного Сергия Радонежского мы читаем, что он благословил иноков своей обители на участие в этой битве.

— А в каком веке написано это житие?

— В XV столетии.

— Может, могли дописать в XIX веке?

— Думаю, мы не вправе сегодня ставить под сомнение всю церковно-историческую школу, которую развивали до революции четыре духовные академии. Тем более что среди церковных историков были и те, кто имел очень критический взгляд на многие события, но я ни разу не слышал, чтобы кто-то отрицал факт Куликовской битвы.

Хотел бы обратить внимание на то, что сам факт военного конфликта, имевший место в истории, не может бросать тень на сегодняшние отношения между русскими и татарами. В Гражданскую войну русские с русскими воевали, а сейчас воюют русские и украинцы. Это весьма печально, но неужели нам теперь не нужно искать путей примирения? Если проблема Куликовской битвы кого-то серьезно волнует, то нужно собраться, привлечь специалистов, спокойно обсудить эту тему и найти какие-то приемлемые для всех подходы.

«ПО ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВИЕ БЛИЖЕ К ИСЛАМУ, ЧЕМ К КАТОЛИЧЕСТВУ»

— Некоторые ученые считают, что ислам и православие намного ближе, чем православная и католическая ветви христианства. Вы знаете эту версию?

— Да, есть такая геополитическая версия. Дело в том, что католицизм очень жестко структурирован: во главе стоит Папа, который обладает исключительными полномочиями и даже, согласно доктрине римско-католической, является непогрешимым в вопросах вероучения, ему подчиняются все епископы и вообще все католики по всему миру.

А в православии и исламе это не так. В православии есть сообщество поместных церквей, возглавляемых предстоятелями, которые являются равными в своем достоинстве. Есть патриарх Константинопольский, которому принадлежит первенство чести, но не власти. Мы отдаем ему дань уважения, так как мы получили крещение от Константинополя, но административно русская церковь с середины XV столетия совершенна независима. Так что действительно в плане своей внутренней организации православие ближе к исламу, потому что мусульманская умма тоже не имеет жесткой централизации.

— Мне непонятно, в чем основное отличие православия от католиков и что вас объединяет? (Семен Николаев)

— Основное отличие в том, что с православной точки зрения в католицизме Папа Римский подменяет собой Христа. Согласитесь, если земной человек наделяется свойством непогрешимости, возникает вопрос: а зачем тогда Бог?

— Это его позже наделили таким свойством, а раскол-то произошел раньше.

— Это учение было принято официально в 1870 году, но до этого на протяжении многих столетий по факту оно уже существовало и имело распространение. Уже к середине XI столетия, когда западная церковь отделилась от восточной, претензии римского епископа на господство над вселенской церковью и стали, по сути, главной причиной разделения.

Храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Грузинская» в Раифском Богородицком монастыре
Храм, освященный в честь иконы Божией Матери «Грузинская» в Раифском Богородицком монастыре

— Кстати, в Казани есть католическая церковь. Она была открыта после 2005 года. Вы удивились этому?

— Действительно, несколько необычны были обстоятельства ее открытия. Насколько мне известно, она была открыта в знак благодарности за передачу в Казань чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери.

— В России, наверное, не так много католических церквей?

— Думаю, что и не так мало. Может быть, не везде есть католические храмы — костелы, но, наверное, в каждом крупном городе есть община римско-католической церкви.

— Костел Воздвижения Святого Креста — это форпост католицизма в Казани, как считаете?

— В каком-то смысле, наверное, да, если учесть, что исторически русские немцы проживали несколько южнее — на территории нынешней Саратовской области, а в 1990-е и 2000-е годы в основной своей массе выехали на историческую родину. Впрочем, лучше спросить об этом настоятеля прихода отца Диогениса. Как бы то ни было, Казань — это столица Поволжья, и наличие здесь величественного костела, несомненно, подчеркивает весомый статус католической церкви в регионе.

— В католической церкви вы видите врага, конкурента, друга?

— Думаю, что в Татарстане ничто не должно препятствовать нашим вполне дружественным отношениям с католиками. Но вообще очень многое зависит от того места, где встречаются представители православия и католицизма. Если вы приезжаете в Западную Европу, то различия в вероучении и практике церковной жизни не воспринимаются как абсолютные. Более того, многие католики искренне помогают русской православной церкви, например, совершенно безвозмездно предоставляют свои храмы для совершения богослужений. Совсем другое дело — Западная Украина или Польша. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о неразрывной связи религиозной и национальной традиций. Сегодняшние события на Украине во многом имеют и религиозную подоплеку.

Икона Святой Троицы кисти Андрея Рублева
Икона Святой Троицы кисти Андрея Рублева

— Вы не считаете, что на Украине чувствуется рука Ватикана?

— Во многом, несомненно. Влияние Ватикана проявляется там в первую очередь в усилении позиций греко-католической церкви в традиционно православных областях — в так называемой левобережной Украине. Не так давно в Киеве, именно на левом берегу Днепра был построен кафедральный собор украинской греко-католической церкви. Это, очевидно, символический шаг, ведь левый берег традиционно всегда был православным.

— Католическая церковь — это же сила?

— Это очень серьезная церковно-общественная и церковно-политическая сила, с которой у православной церкви много общего, в том числе и общая тысячелетняя история. Но последнее тысячелетие было ознаменовано многими противоречиями. Но следует иметь в виду, что католическая церковь очень неоднородна: есть католические деятели, которые весьма дружественно настроены к православию, но есть и такие, которые занимают прямо противоположную позицию.

— Можно сказать, что православие и католицизм — это две параллельные линии?

— Пожалуй, что можно, хотя у нас много общих интересов, например, в социальной, научной и образовательной сферах. Но в плане богословия, в плане понимания ключевых вопросов духовной жизни, думаю, наши пути разошлись весьма далеко.

«УМЕЮ ЖИТЬ В СКУДОСТИ, УМЕЮ ЖИТЬ И В ИЗОБИЛИИ…»

— Почему в православных церквях такое пышное убранство, а служители РПЦ разодеты в золотом шитые одежды?! И в мечетях то же самое! Вы не считаете, что это мало вяжется с основными постулатами религии? Люди от вас слышат одно, а видят в церквях совсем другое. Вам не кажется, что и поэтому в том числе сегодня молодые люди уходят к ваххабитам? (Ильнур) Религия сейчас поставлена на коммерческую основу. Высшие духовные лица как среди православия, так и мусульман разъезжают на служебных джипах стоимостью несколько миллионов рублей в то время, когда немало людей влачат жалкое существование. А ведь Христос призывал к бедности. К чему такая показуха? И какой пример мы показываем? (Мифтах Сагиров)

— Хотел бы в этой связи напомнить об одном факте нашей истории. Когда киевский князь Владимир, ныне почитаемый как равноапостольный, выбирал веру для своего народа, он, как гласит предание, отправлял послов и к иудеям, и к мусульманам, и к христианам. Так вот окончательный выбор в пользу христианства был сделан именно под воздействием удивительной, неземной красоты храма Софии Константинопольской. Как сообщает летопись, послы князя Владимира, оказавшись в этом храме, не знали, где находились — на земле или на небе. То есть момент эстетического воздействия оказался решающим в духовном выборе!

Таким образом, в основе традиции благоукрашения храмов лежит идея свидетельства о горнем мире, о красоте и величественности жизни с Богом. Если рассматривать вопрос о том, на какие средства благоукрашаются храмы, то чаще всего это делается благодаря добровольным пожертвованиям верующих людей. Как правило, эти пожертвования делаются в качестве благодарности Богу за какую-то помощь в жизни. Мы не можем запретить людям выражать эту благодарность в тех формах, которые представляются им наиболее приемлемыми.

— Ну и строили бы на эти пожертвования больницы и школы!

— Могу сказать, что за последнее время в России построено большое количество церковных больниц, социальных учреждений и православных школ. Однако реализация подобных проектов лежит в церковно-общественной сфере, а иногда даже и в церковно-политической сфере. Иными словами, не всегда церковь, даже если у нее есть необходимые средства, способна одна решить вопрос создания больницы или школы. В этом смысле сделать прямое пожертвование на храм проще прежде всего для самих верующих: заказать оклад на икону, сделать иконостас, починить крышу, наконец. Но, повторюсь, в основе любого пожертвования лежит именно благодарность Богу за то или иное благодеяние.

— Но в вопросе читателя вопрос осуждаются не верующие, а церковь…

— Но ведь церковь — это не только священнослужители, но и миряне! Кстати, это тоже один из элементов, который отделяет православное учение от католического: согласно католическому учению, церковь делится на учащую и учащуюся, то есть на духовенство и мирян. Миряне практически не имеют права голоса при решении церковных, тем более богословских вопросов, соответственно, не несут и ответственности за эти решения.

Православная церковь такое учение не разделяет и исходит из того, что за судьбу церкви ответственность несет вся ее полнота, то есть все верующие вне зависимости от того служения, которое они исполняют. С этой точки зрения служением считается не только, собственно, священнослужение. Есть свои служения и у мирян. Например, материнство с точки зрения церкви — это тоже очень высокое и ответственное служение.

О духовном смысле традиции благоукрашения храмов я уже сказал выше, но при этом хотел бы отметить, что далеко не каждый храм может похвастаться богатым убранством: посмотрите, например, на сельские храмы, на деревянные церкви Русского Севера. Для христианина в вопросе об отношении к материальному богатству ключевыми являются слова апостола Павла: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии… Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:12-13). В греческих или сербских храмах вы, кстати, не увидите такого богатого убранства…

— Может быть, у них более чистая вера?

— Не знаю. Скорее всего, у них просто золота меньше (смеется)

«ИДЕЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ТРЕНДОМ»

— Каждая религия призывают к добру, к любви к ближнему, но почему тогда религия не объединяет людей разной веры, а разобщает и даже делает их врагами?

— Давайте посмотим на этот вопрос с другой стороны: если распадаются семьи, разве мы должны ставить Господу Богу в вину, что он создал мужчину и женщину? По крайне мере у нас в Татарстане традиционно между мусульманскими и православными священнослужителями всегда были хорошие человеческие, дружеские отношения.

С другой стороны, и между единоверцами порой вспыхивают жестокие конфликты, свидетелями чему мы все сегодня являемся, наблюдая ситуацию на Украине. Нужно понимать, что любая религия предлагает некий свод духовно-нравственных требований — заповедей, но заповеди Божии — это своего рода дорожные знаки, указывающие нам путь, но пойдет ли человек этим путем, он должен решить сам.

— Ваша точка зрения: к Богу сколько тропинок — одна или несколько?

— Пути Господни неисповедимы, но, несомненно, о каждом человеке, который приходит в этот мир, есть особый замысел Творца. Согласно учению православной церкви, Господь благ, Промысл Божий является благим и всесовершенным, он устраивает все обстоятельства жизни человека наилучшим образом с точки зрения его духовной пользы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле
Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Куликовом поле

Конечно, нам не дано знать всех глубин Промысла Божия. Но как православные христиане мы верим, конечно, и в благость Божию, и в премудрость Божию. Надо исходить из того, что Страшный суд Господь будет вершить на основании конкретных поступков человека и обстоятельств его жизни.

Благость Божия непостижима и неизмерима, и я думаю, что нам самим надо стремиться к этой благости, уподобляясь по мере своих сил Творцу, и не осуждать тех людей, которые, возможно, не разделяют наших убеждений, имеют другие взгляды.

— Возможно ли, что в будущем основные религии объединятся и будет одна общая религия, которая возьмет все самое лучшее ото всех? (Дервиш)

— Это старая утопическая идея, в основе которой лежит синкретизм. Но я думаю, что такого формального объединения религий никогда не будет, эта идея по сути своей обречена на провал по многим причинам. Ведь религии живут благодаря не богословским изысканиям, а духовному горению простых верующих людей, для большинства из которых важна связь религии и национальной, семейной традиции. Иными словами, я делаю так, потому что так делала моя бабушка. Это и есть религиозная мотивация подавляющего числа приверженцев любой религии.

У идеи объединения религий, как и у любой другой идеи, могут быть и, наверное, есть свои последователи, как есть, например, любители эсперанто. Но как эсперанто никогда не станет общечеловеческим языком, так и идея создания единой общечеловеческой религии никогда не станет трендом общечеловеческой религиозности.

«В РОССИИ ДУХОВНЫЙ ПОДЪЕМ НЕВИДАННОЙ СИЛЫ»

— Можно ругать большевиков за то, что они разрушили церкви и мечети, но ведь и народ своих пастырей не защищал… Может быть, народ в основной своей массе отвернулся от духовенства по той причине, что оно слилось с властью и бизнесом?

— В этом суждении есть доля правды. До революции церковь была государственным институтом, почему во многом и подверглась репрессиям наряду с представителями царской власти.

— Как вы считаете, сегодня вера в России осталась?

— Если сравнивать с современным Западом, то несомненно. Наша страна за последние 25 лет пережила духовный подъем невиданной силы. Возможно, что-то не получилось, а что-то можно было бы сделать лучше. В эти годы мы шли во многом наощупь, часто не имея опытных духовных руководителей, совершая ошибки, допуская просчеты. Но надеюсь, что в очах Божиих очень многое покрывалось искренностью людей, стремлением возродить основы духовности, веры. В целом это были очень светлые, хотя и непростые годы. И этот процесс возрождения веры в душах людей в России проходил на фоне очевидного религиозного декаданса на Западе.

— А у вас есть объяснение, с чем это связано?

— Я считаю, что это связано практически с полной утратой традиционных христианских ценностей, благодаря которым Европа стала той Европой, которую мы знали еще не так давно, — с ее достижениями в культуре, технике, в сфере общественного устройства. Такое впечатление, что европейцы рубят сук, на котором они сидят (и сидят пока еще очень хорошо!), с упорством, достойным лучшего применения.

— Может, Европа стала технически передовой благодаря тому, что преодолела вековые традиции? Ведь в восточных странах, где по-прежнему сильно влияние религии, таких успехов нет.

Освещение куполов и купольных крестов в строящемся храме во имя Александра Невского в микрорайоне Азино Казани, июль 2014 г.
Освещение куполов и купольных крестов в строящемся храме во имя Александра Невского в микрорайоне Азино Казани, июль 2014 года

— Ну это как посмотреть. Вообще-то недавно, если я ничего не путаю, совокупный объем ВВП стран БРИКС, где Индия и Китай играют значительную роль, превысил соответствующий показатель «Большой семерки». Да и Россия с Бразилией считаются весьма религиозными странами. Так что получается, что в стратегическом плане страны, сумевшие сохранить свою религиозность, оказываются лидерами мирового прогресса.

«ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТА — ЭТО РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА»

— Строится все больше церквей и мечетей, но становятся ли люди лучше и добрее? В чем причина? (Ришат Нурутдинов)

— Я знаю бесконечное множество случаев, когда искреннее обращение к вере заставляло человека измениться к лучшему, расстаться, например, с вредными привычками, вернуться в семью. Обратных случаев, когда отход от веры влиял бы на человека положительно, я, если честно, не знаю, как не знаю и того, что было бы с нашим обществом, если бы в последние годы многие люди не открыли для себя мир веры. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли наше общество в этом случае стало бы лучше. Косвенным подтверждением этого является опять же духовно-нравственная ситуация на Западе — она более чем плачевная.

— В чем все-таки смысл строительства все большего и большего количества мечетей и храмов?

— Смысл в том, что люди получают возможность через участие в богослужении, через молитву укреплять свои духовные и нравственные силы. Сам факт того, что в России, несмотря на все экономические сложности, строятся храмы, а в Европе эти храмы закрываются, говорит о многом — хотя бы о том, что людям в России небезразлично будущее их детей.

— Как считаете, антихрист уже пришел?

— Может быть, и пришел, я не знаю. В Евангелии сказано, что о времени пришествия антихриста нам не дано знать, только Господь об этом знает. Но церковь Христова с первых лет своего бытия живет мессианскими ожиданиями, то есть ожиданиями второго пришествия Христа, которому будет предшествовать приход антихриста. В этом смысле пришествие антихриста — это радостная весть для христианина, поскольку она означает близкую встречу со Христом.

«БИЗНЕС ONLINE» ЧИТАЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»

— Газету «БИЗНЕС Online» вы читаете?

— Читаю практически каждый день. Первое интервью в Казани я дал корреспонденту вашей газеты Татьяне Мамаевой — так началось мое знакомство с «БИЗНЕС Online». Воспринимаю ваше издание как авторитетный источник информации о политической, экономической и общественной жизни Татарстана. Поскольку я здесь живу и работаю, то, естественно, интересуюсь происходящим в республике. Ваше издание меня до сих пор меня не разочаровывало.

— Пожелания газете есть?

— Мне было бы приятно, если бы среди ваших постоянных авторов был и православный богослов или священнослужитель.

— Мы предлагаем вам вести свой блог в нашей газете. Думаю, нашим читателям будет интересен взгляд православного человека на события, происходящие в мире, стране и республике.

— Я с благодарностью принимаю ваше предложение, только прошу некоторое время, чтобы распределить свою нагрузку. Честно говоря, в последнее время я больше занимаюсь административными вопросами, но я люблю писать и скучаю по этому занятию.

— На хобби, спорт время у вас остается?

— Как я уже сказал, президент республики построил нам спортзал, и я уже мечтаю о том, как после рабочего дня буду заниматься в тренажерном зале, тягать штангу. Еще люблю кататься на лыжах — беговых и горных, поэтому с нетерпением жду зимы. Я слышал, что в Татарстане есть хороший горнолыжный комплекс.

Интересуюсь культурной жизнью. Познакомился с руководителем симфонического оркестра Александром Сладковским и со своей стороны содействую организации в Казани концерта видного церковного иерарха и композитора митрополита Волоколамского Иллариона. Надеюсь, что симфонический оркестр Республики Татарстан исполнит его произведения уже весной будущего года.

— Отец Евфимий, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!

— Спасибо «БИЗНЕС Online» за внимание к Казанской духовной семинарии.

Источник: http://www.business-gazeta.ru/