Осмысление небольшого личного опыта тьюторской работы привело к формулированию следующих тезисов:

  1. Нагрузка учащихся в Духовных школах включает в себя учебу, богослужения, а также послушания (штатные и текущие). Многие послушания не могут быть запланированы (не имеют в рабочей неделе постоянного места). В силу этого времени для прочих занятий (в том числе – отдыха) бывает недостаточно, а спланировать его очень трудно.
  2. Вышеозначенные обстоятельства негативно сказываются на возможности и желании студентов уделять время тем вопросам, которые не являются обязательными (речь идет, в частности, о требованиях со стороны тьюторов, которые, как известно, в не прописаны в учебном плане МДА).
  3. Уровень подготовки студентов в области методологии, а также набор специальных знаний таковы, что говорить о какой-либо научной работе на младших курсах бакалавриата (подготовительный, 1-й) за редким исключением не представляется возможным. Красноречиво подтверждают этот тезис те проблемы, с которыми учащиеся сталкиваются при написании сочинений, а также и сами итоги письменных работ.

В силу указанных выше вполне объективных причин представляется, что деятельность тьюторов могла бы быть скорректирована следующим образом:

  1. Вопросы методологии в учебе и научной работе должны быть рассмотрены на общих для всех студентов занятиях в рамках учебного плана. Соответствующие требования (в т.ч. к оформлению письменных работ) должны быть сформулированы на общеакадемическом уровне. Персональная работа тьюторов в этой области должна выражаться именно в практическом закреплении информации, усвоенной в рамках учебного процесса.
  2. Совместные усилия тьютора и учащихся в учебной области, должно быть четко определены и сформулированы как обязательные требования учебного процесса, но не как добровольные занятия в свободное время (это, однако, не исключает и добровольных занятий при желании и возможности). Особенное значение имеет составление перечня литературы для обязательного прочтения учащимися и последующего анализа в тьюторской группе.

Таким образом, тьюторская работа на младших курсах, на мой взгляд, должна быть более сконцентрирована на решении текущих вопросов адаптации студентов в Духовных школах, как, например:

  • мониторинг посещаемости занятий и нагрузки по послушаниям.
  • контроль успеваемости и выполнения учебного плана (с предоставлением тьютору промежуточных материалов при написании сочинений, проч.)
  • разрешение различных недоуменных вопросов, общение на духовно-нравственные темы.

Указанная деятельность может иметь самые различные форматы.

Продумывая же возможности сопровождения научной работы студентов, необходимо сместить акцент в сторону старших курсов бакалавриата (2, 3, 4), где тьютор мог бы приложить свои силы в области консультаций при написании учащимися дипломных работ. Практика показывает, что востребованность такого взаимодействия с учащимися весьма высока, учитывая, что в наших обстоятельствах научные руководители уделяют этим вопросам недостаточно внимания.

Олег Суханов

in-nastavnik.ru