Проповедь студента 4 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии чтеца Максима Чернобровкина за всенощным бдением 19 мая 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры! Мы собрались сегодня в храме, чтобы молитвенно почтить Воскресение Господа нашего Иисуса Христа и продолжить празднование Его Вознесения, которое отмечалось в прошлый четверг. Но у нас есть сегодня еще одно празднование. Как и каждый воскресный день между Пасхой и Троицей, грядущее воскресение имеет свою особую богослужебную тему. Оно посвящено памяти святых отцов Первого Вселенского Собора.

Первый Вселенский Собор проходил в 325 году в городе Никея, на территории современной Турции. Тогда это был город, находящийся рядом со столицей Римской империей – Константинополем. Империя совсем недавно на государственном уровне дала правовое преимущество христианской вере. И император, узнав о происходивших тогда нестроениях в Церкви, ради мира в империи повелевает собрать Собор, на котором должны принять участие представители Церкви со всех концов империи. Нестроение же заключалось в распространившейся ереси Ария.

Арий учил, что Сын Божий не является Богом, а только высшим творением Бога. Такое заблуждение связано с неправильным применением философии к Божественному Откровению. Но дело не столько в самой ошибке, сколько в упорстве по её отстаиванию, причиной которого было обыкновенное тщеславие. Греховность любой ереси связана именно с самолюбием и погоней за суетной славой[1]. Для императора важнее всего был мир в империи, и он хотел, чтобы христиане перестали враждовать из-за богословских мнений. Но такое соглашательство опасно для нашего спасения. Ведь если мы не верим в истинность Божества Сына, значит, воплотился не Бог, а спасение не было совершено, и нам не на что надеяться, мы всё ещё пребываем в погибели.

И вот, был собран Вселенский Собор. Вселенским он называется потому, что Вселенной римляне называли свою империю, а Собор имел значение для всей империи. Отцам Собора предстояло найти согласие в том, чему учит Церковь со времен Апостолов, чему учит Сам Господь Иисус Христос. Результатом споров стала первая редакция Символа веры и осуждение ереси Ария. Важной заслугой отцов было разграничение понятий «рождение» и «сотворение». Арий и его сторонники считали эти понятия синонимами[2]. Однако все мы пониманием, что родить ребенка и изготовить какое-либо изделие – совершенно не одно и то же. Рожденный всегда имеет ту же самую природу, что и его родитель.

История Вселенских Соборов говорит о том, что для нас не все равно как верить. Мы сами, конечно, никого не должны силой принуждать к православной вере, но если мы желаем спасения, нам следует знать, как предписывает верить Православная Церковь. Первый Вселенский Собор стал первым шагом в формулировании догмата о Боге едином в Троице. И поэтому мы вспоминаем о нем за неделю до празднования Сошествия Святого Духа на Апостолов, когда открылась тайна Святой Троицы и была создана Церковь.

Давайте же, братья и сёстры, дадим себе труд подготовиться ко дню рождения Церкви. Попытаемся больше узнать о её учении, о её истории. Ведь мы все её части и в глазах внешних являемся представителями Церкви. Для нашей жизни действительно должно быть важно, что Бог есть; что Он един в Троице как Отец, Сын и Святой Дух; что Бог Сын воплотился от Девы Марии, что Он был распят на Кресте, и на третий день воскрес; что на Апостолов сошёл Святой Дух, и появилась Церковь; что в Церкви есть Таинства, важнейшим из которых является Причастие Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Всё это не просто отвлеченные истины. Эти догматы являются фундаментом нашей добродетельной жизни, так как указывают на истинный источник любви и добра. Прибегая к спасительным истинам, что в первую очередь выражается в Причащении Тела и Крови Господа, мы сможем спасаться от зла мира сего и своей добродетельной жизнью прославлять единого в Троице Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которому слава, честь и держава во веки. Аминь.

Источники и литература:

  1. Климент Александрийский. Строматы.
  2. Православная богословская энциклопедия / Под ред. Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II – М.: Православная энциклопедия, 2006.

 

[1] Климент Александрийский. Строматы. VII, 15/

[2] Православная энциклопедия, под ред. Патриарха Алексия II. М., 2006. Статья «Арианство».