Проповедь студента 2 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии Дмитрия Кудряшова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры! В этом году наша Русская Православная Церковь будет отмечать знаменательную дату.  1030 лет тому назад наши предки приняли православную веру. Вы только представьте себе эту цифру! 1030 лет прошло с момента Крещения Руси. Именно столько лет мы веруем во Христа, Спасителя нашего! И этой верой мы соединены с нашими предками, избравшими путь спасения, путь вхождения в Царствие Божие, путь, который оставили они нам, своим потомкам. Эта истинная вера настолько глубоко укоренилась в нашем народе, что даже богоборческая советская власть никакими своими ухищрениями не смогла искоренить истинную веру из сердец людей, а лишь породила множество мучеников и исповедников, которые в своей воле следовать за Христом стали для нас жизненным ориентиром, стали примером для подражания.

Празднование 1030-летия Крещения Руси является очень важным событием для нас, потому что одновременно с этим прошло 30 лет с начала духовного подъёма нашего народа. Возрождаются старинные храмы и строятся новые, заполняются монахами и послушниками древние и недавно созданные обители, доступным стало обучение в духовных семинариях, коим свидетельством является каждый из здесь стоящих.

Но, несмотря на это наши храмы посещает так мало людей! В различных социологических опросах нас, православных верующих, миллионы, однако на деле даже в воскресные дни, когда совершается Божественная литургия, ко Причастию Святых Христовых Таин приступают единицы и лишь в редких случаях, десятки прихожан. С чем это связано? Святитель Лука Крымский писал: «Люди, совсем не понимающие христианства, не понимающие нашей духовной жизни, думают, что вся религия христианская полна духом уныния»[1]. Уныние или, как его ещё называют в миру, депрессия, сегодня стало весьма распространённым грехом. Человек, находясь под его воздействием, падает духом, теряет жизненные силы, на всё смотрит в мрачном свете. И уныние, с одной стороны, вызывает отчаяние, а другой  ̶  порождает лень, что заставляет людей небрежно относиться к церковным службам, к чтению Евангелия, к молитве, да и вообще  ̶  ко всей своей духовной жизни. Преподобный Иоанн Лествичник в своём знаменитом труде называет этот грех «расслаблением души, изнеможением ума»[2], когда пропадает душевное спокойствие, тепло и радость, начинается охлаждение ко всему окружающему, равнодушие и даже маловерие. В этом и заключается большая опасность. Дух уныния может отвести от спасительного пути Христова, и тогда внутренняя пустота и тяжесть жизни станут настолько невыносимыми, что будет казаться, будто Господь оставил нас, и нет уже сил дальше следовать за Ним. Но это лишь обман, это то, чего и добиваются демоны зла. Как учат святые отцы, Господь ниспосылает нам такие испытания для напоминания о Божией благодати, которая действует в нас, чтобы мы не стали приписывать себе всё то, чего мы достигли. Не своими силами, не своим достоинством, а только Божией помощью мы добились всего.

И как нам бороться с унынием? Одной лишь только молитвой. Это главное средство в нашей жизни, испытанное многими и многими святыми на протяжении долгих лет. Будем повторять за преподобным Ефремом Сирином и просить Всемилостивейшего Спаса: «Дух уныния не даждь ми». Но и тут нужно применять свою волю и самопринуждение. Не хочется идти в храм на службу, либо встать рано утром или вечером на молитву  ̶  заставь себя сделать это. Лень не даёт нам выполнить даже этих малых вещей, но надо перебороть себя. Христос говорил своим ученикам: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Наилучшим лекарством будет покаяние, принесённое на исповеди, и последующее Причастие Святых Тела и Крови Христовой, и мы тогда сразу почувствуем силу благодати Божией, почувствуем лёгкость и радость, и дух уныния будет посрамлён и уйдёт от нас, и сойдёт на нас другой дух, плоды которого, по словам апостола Павла, есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»         (Гал. 5:22-23).

09 июня 2018 г.

Источники и литература:

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в синодальном переводе.
  2. Иоанн Лествичник, прп. Лествица / Прп. Иоанн Лествичник. ̶  М.: Сибирская благозвонница, 2015.  ̶  573 с.
  3. Лука Крымский, свт. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина / Свт. Лука Крымский. ̶  М.: Сибирская благозвонница, 2010.  ̶  63 с.
  4. Нейфах Георгий, прот. О страстях и покаянии. Аскетика для мирян / Прот. Георгий Нейфах. ̶  М.: Правило веры, 2015.  ̶  336 с.

[1] Лука Крымский, свт. Толкование на молитву святого Ефрема Сирина. М., 2010. С. 9.

[2] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 2015. С.208.