ПРОТОКОЛ № 3

заседания Административного совета

Казанской духовной семинарии

23 апреля 2015 г.

 

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

ректор игумен Евфимий (Моисеев);

проректор по учебной работе иеромонах Роман (Модин);

проректор по воспитательной работе иерей Александр Тагоченков;

проректор по научно-богословской работе иерей Сергий Фуфаев;

заведующий сектором заочного обучения иерей Александр Данилов;

заведующая регентско-катехизаторским отделением Е.С. Фуфаева;

секретарь Административного совещания

секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин;

приглашенные лица:

сотрудник учебной части А.В. Ермолин;

методист учебной части А.В. Шматова.

 

  1. СЛУШАЛИ:

проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) с представлением проекта Положения «О подготовительном отделении Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «О подготовительном отделении Казанской духовной семинарии» (приложение 1).

 

  1. СЛУШАЛИ:

проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) с представлением проекта Положения «О заполнении и ведении зачетных книжек, экзаменационных и зачетных ведомостей Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «О заполнении и ведении зачетных книжек, экзаменационных и зачетных ведомостей Казанской духовной семинарии» (приложение 2).

 

  1. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

об изменении расписания звонков на занятия и с занятий в связи с необходимостью соответствия продолжительности занятий двум академическим часам по 45 минут.

ПОСТАНОВИЛИ:

установить новое расписание звонков с 1 сентября 2015 г. (приложение 3).

 

  1. СЛУШАЛИ:

проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) с представлением проекта Положения «Об академическом отпуске обучающихся в Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «Об академическом отпуске обучающихся в Казанской духовной семинарии» (приложение 4).

 

  1. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

о проекте «Регламента проверки на предмет заимствований в письменных работах обучающихся Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

5.1. принять «Регламент проверки на предмет заимствований в письменных работах обучающихся Казанской духовной семинарии» (приложение 5);

5.2. назначить ответственным за проведение проверки на предмет заимствований в письменных работах обучающихся сотрудника учебной части А.В. Ермолина.

 

  1. СЛУШАЛИ:

проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) с представлением проекта Положения «О ведении журнала учебных занятий Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «О ведении журнала учебных занятий Казанской духовной семинарии» (приложение 6).

 

  1. СЛУШАЛИ:

проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) с представлением проекта Положения «О порядке проведения практик обучающихся по программам бакалавриата пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «О порядке проведения практик обучающихся по программам бакалавриата пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии» (приложение 7).

 

 

  1. СЛУШАЛИ:

секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с представлением проекта Положения «О Приемной, Предметной, Апелляционной и Переаттестационной комиссиях Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «О Приемной, Предметной, Апелляционной и Переаттестационной комиссиях Казанской духовной семинарии» (приложение 8).

 

  1. СЛУШАЛИ:

проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) с представлением проекта Положения «О фонде оценочных средств Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

принять Положение «О фонде оценочных средств Казанской духовной семинарии» (приложение 9).

 

  1. СЛУШАЛИ:

секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с представлением проекта Положения «О научно-методическом совете Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

10.1. принять Положение «О научно-методическом совете Казанской духовной семинарии» (приложение 10);

10.2. до окончания текущего 2014/2015 учебного года утвердить научно-методический совет в следующем составе:

— проректор по учебной работе иеромонах Роман (Модин) – председатель;

— секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин, зав. кафедрой общей и церковной истории – заместитель председателя;

— проректор по научно-богословской работе иерей Сергий Фуфаев, и.о. зав. кафедрой библеистики;

— зав. кафедрой богословия и философии иерей Сергий Шкуро;

— зав. кафедрой церковно-практических дисциплин иерей Алексей Колчерин;

— и.о. зав. кафедрой филологии А.Ю. Чернышева;

— зав. регентско-катехизаторским отделением Е.С. Фуфаева;

— зав. сектором заочного обучения иерей Александр Данилов;

— методист учебной части А.В. Шматова;

— сотрудник учебной части А.В. Ермолин – секретарь.

 

  1. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

о проекте Положения «О правилах приема обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

одобрить проект Положения «О правилах приема обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии» для принятия на Ученом совете.

 

  1. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

о проекте Положения «Об итоговой аттестации выпускников Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

одобрить проект Положения «Об итоговой аттестации выпускников Казанской духовной семинарии» для принятия на Ученом совете.

 

  1. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

о проекте Положения «Об организации учебного процесса в Казанской духовной семинарии».

ПОСТАНОВИЛИ:

одобрить проект Положения «Об организации учебного процесса в Казанской духовной семинарии» для принятия на Ученом совете.

 

  1. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:

о сроках предзащит магистерских диссертаций.

ПОСТАНОВИЛИ:

провести предзащиты магистерских диссертаций на заседаниях кафедр богословия и философии, филологии, общей и церковной истории в течение первой рабочей недели июня 2015 г.

 

 

 

 

 


 

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

«О подготовительном отделении

Казанской духовной семинарии»

  1. Подготовительное отделение Казанской духовной семинарии (далее – отделение) является частью Пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии (далее – семинария), осуществляющей довузовскую подготовку слушателей к поступлению на образовательные программы бакалавриата.
  2. В своей деятельности отделение руководствуется:

— Федеральным законом 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Уставом семинарии;

— Правилами внутреннего распорядка семинарии;

— настоящим Положением;

— иными локальными актами семинарии.

  1. На отделение принимаются лица, имеющие образование не ниже среднего.
  2. Реализация образовательной программы отделения проводится за счет церковных средств.
  3. Во время обучения на отделении слушатели имеют право на получение стипендии согласно действующему в семинарии Положению «О стипендиальном обеспечении».
  4. Прием прошений о поступлении на отделение проводится на основании Положения «О Приемной, Предметной, Апелляционной и Переаттестационной комиссиях».
  5. На отделение зачисляются лица, удовлетворительно сдавшие вступительные экзамены.
  6. Зачисление на отделение осуществляется приказом ректора на основании «Правил приема на обучение по образовательным программам бакалавриата».
  7. Минимальный порог проходного балла на каждый год определяется Ректором семинарии за месяц до начала вступительных испытаний.

 

  1. Основными функциями отделения являются:

— организация и проведение учебного процесса;

— проведение учебных занятий по образовательным программам, необходимым для последующего поступления на бакалавриат;

— методическое обеспечение учебного процесса;

— контроль за текущей успеваемостью слушателей отделения;

— организация и проведение воспитательной работы на отделении;

— анализ результатов обучения;

— определение контингента выпускников отделения для последующего поступления на бакалавриат семинарии.

  1. Слушатели отделения обучаются в семинарии в течение одного учебного года. На слушателей отделения распространяются правила внутреннего распорядка семинарии.
  2. Отделение создается и ликвидируется приказом ректора семинарии на основании решения Ученого совета семинарии.

Приложение 2

ПОЛОЖЕНИЕ

«О заполнении и ведении зачетных книжек, экзаменационных и зачетных ведомостей Казанской духовной семинарии»

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение регламентирует порядок заполнения зачетных книжек, экзаменационных и зачетных ведомостей (далее — ведомости) обучающихся в Казанской духовной семинарии (далее — Семинария).
    • Настоящее Положение обязательно для применения во всех структурных подразделениях Семинарии, участвующих в организации и проведении учебного процесса.
    • Настоящее Положение подготовлено в соответствии с требованиями и рекомендациями следующих нормативных документов:

— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении);

— Устав Семинарии;

— Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 22 марта 2013 г. «Об утверждении образцов студенческого билета для студентов и зачетной книжки для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры».

  • Зачетная книжка — это обязательный документ строгой отчетности, в котором фиксируется освоение обучающимся основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки с учетом профиля, на которые он зачислен приказом ректора семинарии.
  • Семинария использует зачетные книжки государственного образца.
  • Зачетная книжка оформляется на каждого обучающегося с целью отражения результатов его успеваемости в течение всего периода обучения по всем дисциплинам учебного плана, включая все виды практик и результаты итоговой аттестации.
  • По окончании обучения и успешного прохождения обучающимся итоговой аттестации в зачетной книжке фиксируется наименование присвоенной выпускнику семинарии степени (квалификации).
  • Зачетная книжка представляет собой сшитую книжку, неотъемлемой частью которой является твердая обложка. На первой странице лицевой части твердой обложки написаны (выдавлены) слова «ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА».
  • Записи в зачетной книжке производятся аккуратно, шариковой ручкой, черного или синего цвета. Подчистки, помарки, исправления, не заверенные в установленном порядке, в зачетной книжке не допускаются.
  • Записи, отражающие результаты промежуточной и итоговой аттестации, внесенные в зачетную книжку, должны совпадать с записями, отражающими соответствующие результаты в ведомостях и протоколах экзаменационной комиссии.
  • Исправления в зачетной книжке допускаются только в порядке исключения. В случае необходимости внесения исправления в запись, сделанную ошибочно на странице зачетной книжки обучающегося, преподаватель должен зачеркнуть ошибочную запись и сверху (рядом) зафиксировать правильный вариант записи. На полях этой же страницы преподаватель обязан сделать запись: «Исправленному на ______________ верить», заверить ее своей подписью и поставить дату внесения исправлений. Если ошибочная запись сделана вместо одной страницы на другой, то она просто зачеркивается без всякой дополнительной записи.
  • Ответственность за оформление зачетных книжек и их хранение в течение периода обучения возлагается на сотрудников учебной части.
  • Ответственность за соответствие записей, вносимых преподавателями в качестве результатов успеваемости обучающихся в зачетную книжку и ведомости, возлагается на проректора по учебной работе.
  • Ответственность за соответствие записей, вносимых в качестве результатов итоговой аттестации обучающихся в зачетную книжку и протоколы экзаменационной комиссии, возлагается на проректора по учебной работе.
  • В течение учебного семестра зачетные книжки хранятся в учебной части как документы строгой отчетности и выдаются сотрудником учебной части старостам учебных групп перед началом зачетно-экзаменационной сессии.
  • По окончании зачетно-экзаменационной сессии зачетные книжки сдаются сотруднику учебной части старостами учебных групп или обучающимися, сдавшими задолженности после сессии.
  • В случае обучения по индивидуальному плану или установления обучающемуся иных сроков прохождения промежуточной аттестации, он должен быть извещен о сроках предоставления в учебную часть зачетной книжки с целью сверки документов, отражающих результаты его успеваемости.
  • В случае отчисления обучающегося из Семинарии до окончания полного курса обучения сотрудник учебной части сдает зачетную книжку отчисленного в архив Семинарии в установленном порядке.
  1. Ведение зачетной книжки
  • В зачетную книжку обязательно заносятся результаты всех семестровых испытаний по теоретическому курсу, практическим занятиям (практикумам), курсовым работам, производственным и учебным практикам за все годы обучения, включая дисциплины по выбору обучающегося и факультативные дисциплины, а также результаты итоговых экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы.
  • Обучающийся к моменту получения зачетов должен оформить разворот зачетной книжки: вписать учебный год и свою фамилию, имя и отчество (полностью в именительном падеже).
  • На четных страницах зачетной книжки старого образца, выданной до сентября 2013 г., (левая часть) в раздел «Теоретический курс» вносятся данные о результатах сдачи экзаменов, на нечетных страницах (правая часть) в раздел «Практические занятия» — о результатах сдачи зачетов, зачетов с оценкой и защит курсовых проектов и работ.

В зачетной книжке нового образца,  на четных страницах (левая часть) в раздел «Результаты промежуточной аттестации (экзамены)» вносятся данные о результатах сдачи экзаменов, а на нечетных страницах (правая часть) в раздел «Результаты промежуточной аттестации (зачеты)» — о результатах сдачи зачетов и зачетов с оценкой.

  • При выставлении экзаменационной оценки и отметки о зачете преподаватель обязан разборчиво заполнить все графы.
  • При выставлении в зачетную книжку результатов зачета или экзамена в графе «Наименование дисциплины» («Наименование дисциплины, модуля, раздела») на одной или двух строках вносится точное наименование дисциплины (модуля) в полном соответствии с учебным планом основной образовательной программы, по которой обучающийся проходит обучение. При этом слово «модуль» не пишется.
  • Наименование дисциплин (модулей) допускается писать в сокращенном варианте. Если дисциплина (модуль) именуется одним словом, оно записывается в зачетную книжку одной строкой. Наименование дисциплины (модуля) содержащее от двух до четырех слов, записывается без аббревиатуры с сокращением окончаний этих слов в два этажа одной строчки, содержащее пять и более слов — без аббревиатуры с сокращениями окончаний этих слов в два этажа двух строчек зачетной книжки. Запись названия модуля (дисциплины) более, чем в двух строчках не допускается.
    • В зачетных книжках старого образца темы курсовых работ, предусмотренные учебным планом, не указываются, вместо них вносится запись «Курс.раб. по ____________» не более, чем в две строчки и оценка. Наименование дисциплин по выбору и факультативов заносятся в зачетную книжку без какого-либо пояснения.
    • В зачетных книжках нового образца результаты промежуточной аттестации по факультативным дисциплинам отражаются в специальном разделе «ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ», где отмечаются наименование дисциплин (модуля, раздела), общее количество час/з.е., оценка, дата сдачи в формате «ДД. ММ. ГГ», подпись и фамилия преподавателя.
    • Темы курсовых работ, предусмотренные учебным планом, в зачетных книжках нового образца указываются в отдельном разделе «Курсовые работы», где заносятся по графам «Наименование дисциплин (дисциплины), модуля» в соответствие с учебным планом, «Тема курсовой работы», «Семестр», «Оценка», «Дата сдачи», «Подпись преподавателя», «Фамилия преподавателя».
    • В зачетных книжках старого образца в разделе «Теоретический курс» в графе «Количество часов» и нового образца в разделе «Результаты промежуточной аттестации» в графе «Общее количество часов/зачетных единиц» учебной частью указывается общее количество часов, отводимое на дисциплину в соответствии с учебным планом, (трудоемкость дисциплины) включая часы самостоятельной работы обучающихся. Через дробь указывается количество зачетных единиц по дисциплине в соответствии с учебным планом. По дисциплине, читаемой в нескольких семестрах, указывается соответствующее значение общего количества часов/зачетных единиц, отводимое на данную дисциплину в конкретном семестре.
    • В графе «Фамилия преподавателя (профессора или доцента)» указывается фамилия преподавателя, фактически принимающего экзамен или зачет. В случае принятия экзамена или зачета комиссией указывается фамилия ее председателя.
    • В графе «Дата сдачи зачета/экзамена» указывается дата (в формате «ДД.ММ.ГГ») принятия зачета/экзамена в соответствии с датой, указанной в ведомости.
    • В графе «Подпись преподавателя» ставится подпись преподавателя, фактически принимавшего зачет/экзамен или зачет. В случае принятия зачета/экзамена комиссией ставится подпись ее председателя. Оставшиеся члены комиссии свои подписи в зачетной книжке не ставят, но вместе с председателем комиссии подписывают соответствующую ведомость. Подпись преподавателя в зачетной книжке и ведомости должна совпадать.
    • При выставлении в зачетную книжку результатов зачета в графу «Отметка о зачете («Оценка») заносится только положительная оценка «зачтено» (возможно сокращение названия оценки путем записи начала ее названия, например, «зачт.». Отрицательный результат сдачи зачета («не зачтено») проставляется только в ведомости.
    • При выставлении в зачетную книжку результатов зачета с оценкой в графу «Отметка о зачете («Оценка») заносятся положительные оценки «отлично, «хорошо», «удовлетворительно» (возможно сокращение названий оценок путем записи начала их названия, например, «отл.», «хор.», «удовл.»). При этом слово «зачтено» не пишется. Отрицательный результат сдачи зачета с оценкой («неудовлетворительно») проставляется только в ведомости.
    • При выставлении в зачетную книжку результатов экзамена в графе «Экзаменационные отметки» («Оценка») проставляются только положительные оценки словами «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», неудовлетворительная оценка проставляется только в ведомости. Не допускается запись в зачетной книжке о результатах экзамена/зачета без выставления оценки.
    • После сдачи обучающимся всех зачетов и экзаменов, предусмотренных учебным планом в соответствующем семестре, сотрудник учебной части обязан осуществить сверку записей о результатах зачетов, экзаменов и курсовых работ в зачетных книжках и в ведомостях.
    • В случае выявления расхождений в записях зачетной книжки и соответствующей ведомости, сотрудник учебной части обязан поставить об этом в известность проректора по учебной работе, который должен выявить причины расхождений в записях и принять решение об окончательной оценке.
    • При ликвидации обучающимся разницы в учебных планах результаты зачетов и экзаменов проставляются на странице зачетной книжки, соответствующей тому семестру, в котором учебным планом был предусмотрен зачет или экзамен.
    • Каждый разворот зачетной книжки, отражающий результаты успеваемости обучающегося в текущем семестре, подписывается проректором по учебной работе и заверяется печатью при условии полного выполнения обучающимся учебного плана соответствующего семестра.
    • При переводе обучающегося на следующий курс (в случае успешной сдачи данным обучающимся всех предусмотренных учебным планом зачетов и экзаменов) сотрудник учебной части делает запись в зачетной книжке в последнем семестре данного учебного года «Переведен на _________ курс». Запись подтверждается подписью проректора по учебной работе и печатью.
    • Сведения о практиках (учебных, производственных, преддипломных и др.) вносятся в зачетную книжку на развороте «ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА» («ПРАКТИКА») с указанием в соответствующих графах: названия практики (строго в соответствии с учебным планом); курса (семестра), на котором практика проводится (в соответствии с учебным планом); места прохождения практики — наименование учреждения, предприятия, организации и т.д., должности, на которой работал обучающийся во время практики, даты начала и окончания практики (в формате «ДД.ММ.ГГ»); фамилии преподавателя — руководителя практики от Семинарии; фамилия руководителя практики от организации, где она проводилась; оценки о сдаче зачета; даты сдачи зачета (аттестации); подпись преподавателя, принявшего зачет по практике.
    • При записи наименования учреждения в графе «Место прохождения практики» записывается кроме его наименования название населенного пункта и района. При этом допускается сокращение слов и только общепринятая аббревиатура.
    • Результаты научно-исследовательской работы магистрантов заносятся в зачетные книжки нового образца в раздел «НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА», где отмечаются вид научно-исследовательской работы (строго в соответствии с учебным планом), семестр, оценка, дата сдачи в формате «ДД.ММ.ГГ», подпись и фамилия преподавателя.
    • После завершения освоения основной образовательной программы обучающиеся сдают зачетные книжки учебную часть для решения вопроса об их допуске к итоговой государственной аттестации.
    • Результаты итоговой аттестации заносятся в специальные разделы зачетной книжки «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ» и «Дипломный проект (работа)» техническим секретарем итоговой экзаменационной комиссии.
    • Сведения об итоговых экзаменах вносятся на развороте «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭКЗАМЕНЫ» с указанием: в графе «№ п/п»номера записи в порядке перечисления; в графе «Наименование дисциплин» — наименования итогового государственного экзамена в соответствии с учебным планом (без сокращений); в графе «Дата сдачи экзаменов» — фактической даты (в формате «ДД.ММ. ГГГГ») сдачи экзаменов в соответствии с протоколом заседания экзаменационной комиссии по приему итогового экзамена по специальности (направлению); в графе «Экзаменационные отметки» («Оценка») — отметки по 4-балльной шкале оценивания. Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» вписываются прописью полностью; записи об итоговых экзаменах, сданных на «неудовлетворительно», в зачетную книжку не вносятся; в графе «Подписи членов государственной экзаменационной комиссии» все присутствовавшие на экзамене члены экзаменационной комиссии (не менее 2/3 от утвержденного приказом состава комиссии) ставят свои подписи.
    • В зачетных книжках нового образца кроме указанных выше реквизитов заносится информация о допуске выпускника к итоговой аттестации.
    • Сведения о результатах выполнения и защиты дипломных работ, выпускных квалификационных работ бакалавров (бакалаврская работа) и магистерских диссертаций вносятся в раздел «Дипломный проект (работа)» («Выпускная квалификационная работа»).
    • В соответствующем поле указываются фамилия, имя и отчество обучающегося в именительном падеже. После слов «Вид выпускной квалификационной работы» указывается вид:  выпускная квалификационная работа бакалавра или магистерская диссертация. После слов «Тема дипломного проекта (работы)» («Тема») полностью указывается без сокращений тема дипломного проекта, дипломной работы специалиста, выпускной квалификационной работы бакалавра или магистерской диссертации. После слов «Фамилия руководителя» («Руководитель») указываются фамилия и инициалы научного руководителя. После слов «Дата сдачи законченного дипломного проекта (работы) в учебную часть» указывается дата (в формате «ДД.ММ.ГГГГ») подписания заведующим соответствующей кафедрой допуска к защите дипломного проекта, дипломной работы, выпускной квалификационной работы бакалавра или магистерской диссертации.
    • После слов «Отметка руководителя о допущении дипломанта к защите» вписывается допуск руководителя, указанный в отзыве на дипломный проект, дипломную работу, выпускную квалификационную работу бакалавра или магистерскую диссертацию. После слов «Дата защиты проекта (работы)» указывается фактическая дата (в формате «ДД.ММ.ГГГГ») защиты дипломного проекта, дипломной работы, выпускной квалификационной работы бакалавра или магистерской диссертации в соответствии с датой, указанной в протоколе заседания экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы. После слов «Отметка экзаменационной комиссии» («Оценка») указывается оценка по 4-балльной шкале без сокращений. Записи о неудовлетворительной оценке в зачетную книжку не вносятся.
    • Сведения о решении экзаменационной комиссии о присвоении выпускнику соответствующей степени (квалификации) и выдаче диплома образца указываются в разделах «Постановление экзаменационной комиссии» («Решение экзаменационной комиссии»).
    • В разделе «Постановление экзаменационной комиссии» («Решение экзаменационной комиссии») технический секретарь экзаменационной комиссии вписывает:

для выпускников, проходивших обучение по основным образовательным программам  подготовки бакалавров: «Присвоить квалификацию (степень) бакалавра по направлению ______________ профиль ________________. Выдать диплом без отличия (с отличием)». После слова «Присвоить» указываются фамилия, имя и отчество студента в дательном падеже. После слов «степень (квалификацию)» указывается присваиваемая степень бакалавра в полном соответствии с наименованием, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, на основании которого проходил обучение выпускник. После слов «по направлению» указывается наименование направления подготовки бакалавриата и наименование профиля.

2.34. Для выпускников, проходивших обучение по основным образовательным программам подготовки магистров вписывается: «Присвоить степень магистра по направлению ___________________. Выдать диплом образца без отличия (с отличием)». После слова «Присвоить» указываются фамилия, имя и отчество студента в дательном падеже. После слов «степень» указывается присваиваемая степень магистра в полном соответствии с наименованием, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, на основании которого проходил обучение выпускник. После слов «по направлению» указывается  наименование магистерской образовательной программы.

2.35. Далее в этом разделе вписываются фамилии и инициалы председателя и членов всех присутствовавших на заседании комиссии членов экзаменационной комиссии (не менее 2/3 от утвержденного приказом состава комиссии); перед своей фамилией члены комиссии ставят подписи. После слова «Дата» указывается фактическая дата (в формате «ДД.ММ.ГГГГ» или «ДД месяц ГГГГ г.») проведения заседания экзаменационной комиссии в соответствии с протоколом заседания экзаменационной комиссии о присвоении квалификации (степени) обучающемуся, прошедшему все виды аттестационных испытаний.

В зачетных книжках нового образца, кроме этого, после слов «Присвоено специальное звание» указывается наименование специального звания (при его наличии).

  • На последней странице зачетной книжки технический секретарь экзаменационной комиссии вписывает: после слова «Гр.» фамилию в дательном падеже и инициалы выпускника, а также сведения о серии и номере диплома и дате (в формате «ДД месяц ГГГГ г.») его выдачи. Данная запись заверяется подписью проректора по учебной работе и печатью.
  • В случае, если по окончании Семинарии выпускник направляется на работу приказом Ректора, то на последней странице сотрудником учебной части делается соответствующая запись, которая заверяется подписью проректора по учебной работе и печатью.
  • После отчисления обучающегося из Семинарии в связи с его окончанием зачетная книжка вместе с другими, оформленными в установленном порядке документами выпускника, сдается в учебную часть с целью подготовки личного дела обучающегося для передачи на хранение в архив семинарии.
  1. Ведение зачетной и экзаменационной ведомости

3.1. Проректор по учебной работе выдает ведомость непосредственно перед экзаменом/зачетом старосте группы. Ведомость должна быть подписана проректором по учебной работе и содержать сведения о допуске обучающихся к экзамену/зачету. Если  обучающийся  по каким-либо причинам не допущен к зачету, то в ведомости проректором по учебной работе делается соответствующая запись.

3.2. В ведомости сотрудником учебной части также указывается название модуля/дисциплины, по которой будет производится прием зачета, и общее число часов (трудоемкость) на данный модуль/дисциплину в семестре (включая лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельную работу обучающихся). Если модуль/дисциплина ведется в течение нескольких семестров, то в ведомость записывается общее название модуля/ дисциплины строго по учебному плану (сокращение наименования модуля/дисциплины в ведомости не допускается).

3.3. Зачет с оценкой проставляется в ведомость словами «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». При этом слово «зачтено» не пишется. После заполнения ведомости преподаватель сразу заполняет зачетные книжки тем обучающимся, которые получили зачет.

3.4. Прием экзаменов. Как и при сдаче зачета староста берет в учебной части ведомость, подписанную проректором по учебной работе с отметками о допуске обучающихся к экзамену. Без зачетной книжки обучающийся к экзамену не допускается.

3.5.При неявке обучающегося преподаватель записывает ему в ведомость фразу «не явился» за своей подписью.

3.6. Ведомость, оформленная надлежащим образом, сдается в учебную часть в день приема экзамена или на следующий день. За нарушение сроков сдачи ведомостей и допущенные ошибки при выставлении результатов зачета и экзамена в ведомость и зачетную книжку преподаватели несут дисциплинарную ответственность.

3.7. Запись о результатах оценивания курсовой работы выставляется руководителем курсовой работы в ведомость и фиксируется его подписью. Оценка «неудовлетворительно» также выставляется в ведомость.

3.8. Производственная и иные виды практик оцениваются на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».  Оценка по практике заносится руководителем практики в ведомость. Неудовлетворительная оценка также заносится в ведомость по практике.

3.9.В ведомости допускаются сокращения отметок («отл.», «хор.», «удовл.», «неудовл.», «зачт.», «не зачт.»).

3.10. Ведомость заполняется одним цветом (черным или синим). Исправления в ведомости заверяются словами «Исправленному на «________________» верить» и подписью ведущего преподавателя с фиксацией даты корректировки. Исправления, не заверенные в установленном порядке, и замазывания не допускаются.

3.11. Ведомость возвращается в учебную часть в день сдачи экзамена/зачета или на следующий день после сдачи экзамена (зачета).


 

Приложение 3

Расписание звонков

8.15-9.45 – 1 пара

9.55-11.25 – 2 пара

Полдник

11.50-13.20 – 3 пара

13.30-15.00 – 4 пара

Обед

15.25-16.55 – 5 пара

17.05-18.35 – 6 пара

 

 


 

Приложение 4

ПОЛОЖЕНИЕ

«Об академическом отпуске обучающихся в Казанской духовной семинарии»

  1. Общие положения
    • Настоящее Положение «Об академическом отпуске обучающихся в Казанской духовной семинарии» раскрывает основные аспекты предоставления академического отпуска обучающимся Казанской духовной семинарии (далее – Семинария) и возвращения из академического отпуска.
    • Данное положение действует в соответствии со следующими законодательными актами:

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июня 2013 г. № 455 г. «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»;

— Положением «Об организации учебного процесса Казанской духовной семинарии»;

— Уставом Семинарии; иными локальными актами семинарии.

  1. Процедура предоставления академического отпуска

2.1. Академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы семинарии, по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам сроком не более 12 месяцев.

2.2. Академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз.

2.3. Основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является личное прошение обучающегося, а также документ, подтверждающий обоснованность предоставления отпуска (заключение врачебной комиссии, повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы, или иные документы).

2.4. Академический отпуск предоставляется приказом ректора. Продолжительность академического отпуска должна быть указана в прошении обучающегося и приказе с указанием даты начала и окончания отпуска.

2.5.  Возвращение из академического отпуска оформляется приказом.

2.6. Обучающийся, не возвратившийся из академического отпуска (без уважительных причин) после установленного срока его окончания, подлежит отчислению как не вышедший из академического отпуска.

2.7. Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.

  1. Возвращение из академического отпуска

3.1. Академический отпуск завершается по окончании срока, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного срока на основании прошения обучающегося на имя ректора.

3.2. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа ректора.

Приложение 5

РЕГЛАМЕНТ

проверки на предмет заимствований

в письменных работах обучающихся

Казанской духовной семинарии

  1. Основные положения

1.1. Настоящий «Регламент проверки на предмет заимствований в письменных работах обучающихся Казанской духовной семинарии» (далее – Регламент) устанавливает основные принципы и порядок проверки письменных работ обучающихся Казанской духовной семинарии (далее – Семинария) на предмет объема заимствований.

1.2. Данный Регламент основывается на следующих нормативных документах:

— Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

— Уставе семинарии;

— Положении «Об организации учебного процесса в семинарии»;

— иных локальных актах семинарии.

1.3. В регламенте используются следующие понятия:

Заимствование – правомерное или неправомерное использование в письменных работах в виде цитат результатов чужого интеллектуального труда.

Корректное цитирование – приведение выдержки из чужого текста с указанием имени автора и/или выходных данных опубликованной работы.

Некорректное цитирование – приведение выдержки из чужого текста без указания имени автора и/или выходных данных опубликованной работы.

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужого произведения или использование в своем исследовании чужих трудов без указания имени автора и/или выходных данных опубликованной работы.

1.4. Контроль объема заимствований в письменных работах направлен на:

— повышение уровня самостоятельности выполнения письменных работ;

— повышение качества научных исследований;

— создание коллекции научных работ, выполненных в стенах семинарии;

— соблюдение прав интеллектуальной собственности.

1.5. Курсовые работы допускаются до защиты, а выпускные квалификационные работы (далее – ВКР) допускаются до предварительной защиты на заседаниях кафедр только при наличии официального отчета Учебной части о проведении процедуры контроля их содержания в системе проверки, выявляющей отсутствие/наличие использования заимствованного материала без ссылки на автора и/или источник заимствования.

1.6. В случае выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования курсовая работа не допускается до защиты, а ВКР – до предварительной защиты распоряжением проректора по научно-богословской работе.

1.7. Представление обучающимся ВКР, выполненной несамостоятельно (заимствование у других авторов), является основанием для отчисления из семинарии. В случае последующего восстановления обучающегося в семинарии он не может представить для защиты ВКР по данной теме.

1.8. Контроль объема заимствований  осуществляется в семинарии с использованием системы «Антиплагиат». На основании решения Ученого совета семинарии может быть использована другая система определения объема заимствований.

1.9. Все письменные работы должны выполняться обучающимися самостоятельно под руководством  научного руководителя.

1.10. К числу письменных работ обучающихся семинарии относятся: контрольные работы, сочинения, эссе, отчеты по видам практик, курсовые работы, бакалаврские дипломные работы, магистерские диссертации и др.

1.11. Курсовые работы, бакалаврские дипломные работы, магистерские диссертации подлежат обязательной проверке на предмет заимствований. Контрольные работы, рефераты, сочинения, эссе, отчеты по видам практик и другие виды письменных работ могут быть проверены по просьбе преподавателя в случае, если у него возникают сомнения в самостоятельности выполнения данной работы.

  1. Ответственные за проверку объема заимствований
    • Проверка письменных работ на предмет заимствований организуется Научно-методическим советом семинарии, определяющим лицо, ответственное для осуществления проверки.
    • Лицо, осуществляющее проверку, должно отвечать следующим требованиям:

— обладать необходимыми знаниями и умениям для работы с программой;

— не являться научным руководителем тех письменных работ, которые представлены для проверки.

2.3. Лицо, обеспечивающее проверку:

— своевременно проводит проверку представленных письменных работ;

— должно быть максимально объективным и беспристрастным в  своей деятельности;

— в указанные сроки предоставляет проректору по учебной работе результаты проверки (в случае если проверка проводится по инициативе преподавателя, то отчет предоставляется преподавателю).

  1. Процедура проведения проверки на объем заимствований

3.1. Минимум за 1 неделю до защиты курсовой работы или за 10 дней до предварительной защиты ВКР электронный вариант работы должен быть представлен на кафедру (секретарю кафедры) для дальнейшей передачи лицу, ответственному за проведение проверки.

3.2. Электронный вариант работы должен быть представлен на электронном носителе или через электронную почту прикрепленным файлом, который должен быть выполнен в программе Word в формате doc. В качестве названия файла используется фамилия и инициалы обучающегося, например: «Иванов А.А.doc», «Павлов П., иерей.doc».

3.3. Перед началом проверки из текста работы должен быть изъят титульный лист, оглавление, список использованных источников и литературы, приложения.

3.4. Представление на кафедру электронного варианта текста означает согласие обучающегося на его обработку и согласие с дисциплинарными мерами, связанными с выявлением некорректных заимствований.

3.5. Лицо, ответственное за проведение проверки, осуществляет проверку объема цитирования в системе «Антиплагиат». Сотрудник вносит в бланк (см. Приложение) результаты экспертизы. Помимо технического анализа объема заимствования сотрудник обязан ознакомиться с полным отчетом системы «Антиплагиат» и самостоятельно определить, корректны  или некорректны выявленные заимствования. Выводы сотрудника также фиксируются в отчете. Например: «В ВКР Иванова И.И. обнаружено 28% заимствований, большая часть из которых является корректным заимствованием». Или: «В ВКР Иванова И.И. обнаружено 28% заимствований, большая часть из которых является некорректным  заимствованием».

3.6. Результаты проверки ВКР заверяются подписью лица, ответственного за проведение проверки, и сообщаются проректору по научно-богословской работе. В случае наличия большого количества некорректных заимствований, а также несоответствия объема цитирования нормам и требованиям семинарии, на основании распоряжения проректора по научно-богословской работе курсовая работа может быть не допущена до защиты, а ВКР – до предварительной защиты.

В случае если осуществлялась проверка на объем заимствований иных письменных работ по просьбе преподавателя, то при высокой степени некорректных заимствований преподаватель может отклонить представленную ему письменную работу и обязать обучающегося ее переделать.

3.7. Обучающиеся имеют право ознакомиться с итогами проверки их работ на объем заимствований.

Образец отчета о проведении проверки

Православная религиозная организация –

Учреждение высшего профессионального религиозного образования  Казанская духовная семинария г. Казани Республики Татарстан

Казанской Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

У Т В Е Р Ж Д А Ю

проректор по научно-богословской работе
________________ (сан, ФИО)

«__»________________ 20__г.

ОТЧЕТ

О результатах проверки в системе «Антиплагиат»

____________(тип работы) обучающегося _____курса

Казанской духовной семинарии _________(Ф.И.О.)

В результате проверки работы на системе «Антиплагиат» были получены следующие результаты:

Частично оригинальные блоки_____%

Оригинальные блоки_______%

Заимствование из «белых» источников_____%

Итоговая оценка оригинальности_____%

 

Подробный отчет системы «Антиплагиат» также выявил, что большая часть заимствований является корректной/некорректной (дать пояснение).

 

_____________/___________________

Ф.И.О., подпись сотрудника, выполнившего проверку                                               Дата

Приложение 6

ПОЛОжение

«О ведении журнала учебных занятий Казанской духовной семинарии»

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Настоящее Положение о ведении журнала учебных занятий (далее – Положение) устанавливает порядок оформления журналов учебных занятий, контроля ведения журналов в Казанской духовной семинарии (далее – Семинарии).

О ведении журнала

  • Журнал учебных занятий (далее – Журнал) является основным документом оперативного учета учебной работы группы, отражающим этапы и результаты фактического усвоения образовательных программ обучающимися. В нем фиксируются текущие отметки, посещаемость учебных занятий обучающимися, тематика и количество проводимых учебных занятий.
  • Журнал является финансовым документом, в котором фиксируется фактически отработанное преподавателями время, поэтому заполнение журналов заранее не допускается.
  • Аккуратное и своевременное ведение записей в журнале является обязательным для всех преподавателей. Преподаватель обязан соблюдать закрепленные настоящим Положением правила ведения журнала.
  • К ведению журнала допускаются только преподаватели, проводящие занятия в конкретной группе, согласно тарификации, а также административные работники (проректор по учебной работе, методист, кураторы курсов), курирующие работу данной группы.
  • Контроль за правильным ведением записей в журналах осуществляют проректор по учебной работе (один раз в семестр) и методист Семинарии (ежемесячно).
  • Должностное лицо, осуществляющее контроль правильности ведения журналов, завершив проверку журнала, записывает замечания и рекомендации, указывает сроки устранения недостатков, ставя свою подпись и дату на специально отведенной для этих целей странице в конце Журнала. В указанный срок должностное лицо осуществляет повторную проверку выполнения рекомендаций.
  • Невыполнение Положения по ведению журнала может быть основанием наложения взыскания на преподавателя и лицо, ответственное за осуществление контроля за его ведением.

1.9. Журналы хранятся в течение 5 лет, после чего из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости, которые хранятся в семинарии не менее 25 лет.

  1. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ЖУРНАЛА
    • Журнал учебных занятий оформляется для каждой группы на учебный год.
    • Записи в журнале должны вестись четко, аккуратно, шариковой ручкой с чернилами синего цвета.
    • Все листы в журнале должны быть пронумерованы, начиная с 1 страницы (оглавление).
    • В оглавлении дается перечень дисциплин, изучаемых в данном учебном году в соответствии с рабочим учебным планом, указываются фамилия, имя, отчество преподавателя дисциплины. Сокращение наименования дисциплин не допускается. Оформление титульного листа, оглавления журнала, списков обучающихся осуществляется куратором учебной группы.
    • Преподаватели несут ответственность за выставленные отметки, за допущенные исправления, за своевременное заполнение журнала и выставление текущих отметок, результатов аттестации.
    • Заведующие кафедрами следят за систематичностью ведения журнала преподавателями.
    • На каждую дисциплину на весь учебный год выделяется необходимое количество страниц в зависимости от объема времени, отведенного на изучение данной дисциплины в рабочем учебном плане, о чем делается необходимая отметка в графе «Страницы» оглавления. Если занятия по дисциплине ведут два преподавателя, то, как правило, в журнале отводится определенное количество страниц для каждого преподавателя. Допускается использование одних и тех же страниц двумя преподавателями, работающими по подгруппам, если они проводят занятия по своей дисциплине в один день («Иностранный язык», «Физическая культура» и др.), при этом правая и левая стороны журнала делятся пополам. Между списками подгрупп и кратким содержанием занятий оставляется пустая строчка.
    • По окончании каждого семестра (года) сотрудник учебной части заполняет Сводную ведомость итоговых оценок.
  1. ЗАПОЛНЕНИЕ ЖУРНАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ

Преподаватели оформляют выделенные для учебной дисциплины страницы журнала, а именно:

  • указывают в верхней части страницы название дисциплины, свою фамилию и инициалы;
  • на левой странице:

— записывают дату занятия (формат записи «месяц, число», например, «01.05.15»);

-отмечают отсутствующих обучающихся (проставляется отметка «н»);

-выставляет отметки успеваемости: текущей, предварительной и промежуточной аттестации (экзамен, зачет, дифференцированный зачет). Оценки выставляются цифрами «5», «4», «3», «2»;

  • на правой странице в соответствующих графах проставляют:

-дату занятия;

-количество учебных часов, отведенных на занятие;

-вид занятия («лк» – лекция, «пр» — практическое занятие и т.д.) в соответствии с расписанием;

-тему занятия в соответствии с программой учебной дисциплины;

-домашнее задание (параграф, страницы учебника);

-подпись преподавателя.

  • Учет выполнения курсовых работ проводится на специально выделенных страницах в конце журнала.

На правой стороне этих страниц ведется запись работ с указанием срока выдачи и их фактического выполнения. На левой стороне ведется учет выполнения работ обучающимися.

  • Запрещается:

-проставлять в журнале какие-либо другие обозначения успеваемости обучающихся, кроме установленной системы оценок (оценки с «минусами» и «плюсами», точки и др.);

-делать записи карандашом;

-проставлять в одной клетке «н» и оценку успеваемости, две оценки в одной клетке;

-корректировать оценки в одной клетке;

— исправления в журнале допускаются путем аккуратного зачеркивания, использование корректора не допускается. Рядом аккуратно пишут: «запись ошибочна» и ставят подпись.

  • Преподаватель обязан:

-проверять явку обучающихся на занятие путем переклички обучающихся в начале учебного занятия, отмечать отсутствующих обучающихся;

-систематически проверять и оценивать знания обучающихся;

-следить за накопляемостью оценок;

-своевременно записывать содержание проведенного занятия и домашнего задания;

-проводить работу с неуспевающими обучающимися по исправлению неудовлетворительных оценок;

-соблюдать правила ведения журнала.

  1. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • В семинарии установлена следующая периодичность проведения аттестаций:

-текущая;

-предварительная аттестация знаний обучающихся (в середине семестра);

-промежуточная аттестация знаний обучающихся за семестр (зачет, экзамен, дифференцированный зачет).

  • Сроки проведения аттестации устанавливаются графиком учебного процесса.
  • Текущая аттестация знаний обучающихся:

Отметки обучающимся за письменные, контрольные, практические и другие работы проставляются за тот день, когда данные работы проводились. Текущая аттестация знаний обучающихся проводится на каждом практическом занятии. Каждый преподаватель, проставляя итоги аттестации, обязан довести результаты аттестации до сведения группы  обучающихся и объяснить причины отрицательной аттестации.

  • Предварительная аттестация знаний обучающихся:

Предварительная аттестация знаний обучающихся осуществляется в середине семестра в рамках аттестационной недели в соответствии с графиком учебного процесса.

Оценки выставляются преподавателями в журнал в отдельной графе.

При проведении предварительной аттестации могут учитываться результаты текущей аттестаций.

4.5. Промежуточная аттестация знаний обучающихся за семестр:

Промежуточная аттестация знаний  обучающихся за семестр проводится по всем дисциплинам, изученным в течение семестра.

По дисциплинам, не выносимым на экзаменационную сессию (по которым аттестация проводится в форме зачета, дифференцированного зачета), аттестация проводится в рамках времени, отведенного на изучение учебной дисциплины. Оценка выставляется в отдельной графе, оформляется соответствующая запись в зачетной книжке обучающегося.

По дисциплинам, выносимым на экзаменационную сессию, аттестация проводится по расписанию экзаменационной сессии. При этом оценка, полученная обучающимся на экзамене, является итоговой оценкой за семестр. Результат заносится в журнал в отдельную колонку, оформляется соответствующая запись в зачетной книжке.


 

Приложение 7

ПОЛОЖЕНИЕ

«О порядке проведения практик обучающихся по программам бакалавриата пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии»

  1. Общие положения

1.1. Положение «О порядке проведения практик обучающихся пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии» (далее – Положение) определяет порядок проведения практик обучающихся по программам бакалавриата Казанской духовной семинарии (далее – Семинария).

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующей нормативной базой:

— Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

— Приказ Министерства образования Российской       Федерации от 25.03.2003 № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»,

— Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата).

  • Практика обучающихся является составной частью Основной образовательной программы. Цели и объемы практик соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам по направлению подготовки «Теология» (далее – ФГОС).
  • В соответствии с требованиями к организации практик, содержащимися в ФГОС высшего образования, а также настоящим положением семинария самостоятельно разрабатывает и утверждает документы, регламентирующие организацию практического обучения с учётом специфики организации.
  1. Виды практик

2.1. Основными видами практик являются учебная и производственная практики.

2.1.1. Учебная практика является видом учебной деятельности, направленным на закрепление на практике полученных теоретических знаний, включает в себя миссионерскую и педагогическую практику.

Миссионерская практика направлена на овладение навыками миссионерского служения, приемами и способами ведения диалога с представителями разных социальных групп. Миссионерская практика предполагает приобретение обучающимися навыков катехизаторской деятельности. Миссионерская практика включает в себя участие в миссионерских поездках и встречах, катехизаторских занятиях, работу в медицинских и социальных учреждениях, воинских частях и местах лишения свободы.

Педагогическая практика является видом учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся организуют и проводят учебно-воспитательные мероприятия в образовательных учреждениях общего, дополнительного, профессионального образования, православных образовательных организациях.

2.1.2. Производственная практика является видом учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся самостоятельно выполняют определенные учебной программой задачи. Производственная практика включает богослужебную и научно-исследовательскую практики.

Богослужебная практика направлена на приобретение учащимися практических навыков совершения богослужения.

Научно-исследовательская практика является видом преддипломной практики, в процессе которой студенты собирают материал для подготовки выпускной квалификационной работы.

2.2. Учебная и производственная практики могут включать в себя несколько этапов: ознакомительный, практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

2.3. По способам проведения учебная и производственная практики могут быть стационарными или выездными.

  1. Организация практики

3.1. Требования к организации практик определяются ФГОС (уровень бакалавриата). Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к подготовке выпускника.

3.2. Сроки проведения практик устанавливаются в соответствии с учебным планом Основной образовательной программы и календарным учебным графиком.

3.3. Для руководства практикой назначается руководитель от профилирующей кафедры.

3.4. Руководитель практики:

— разрабатывает рабочую программу практики (приложение № 1);

— устанавливает связь с руководителем практики от организаций и совместно с ним согласовывает план прохождения практики; подготавливает Соглашение с организациями и учреждениями, являющимися базами для прохождения практик;

— оказывает методическо-консультативную помощь обучающимся;

— определяют форму и вид отчетности обучающихся о прохождении практики;

— оценивает результаты выполнения обучающимися программ практик с записью в зачетную ведомость и в зачетную книжку;

— несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением обучающимися правил техники безопасности;

— готовит итоговый отчет о прохождении обучающимися практики.

3.5. Практики могут осуществляться:

— непрерывно (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения непрерывно всех видов практик, предусмотренных ООП), дискретно (этапами) по видам практик (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практики, предусмотренного ООП),

— путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

3.6. Основанием для прохождения практик обучающимися в светском учреждении (организации) является Соглашение о проведении практики и приказ ректора.

3.7. Заведующие кафедрами несут ответственность за качественное проведение практик в полном объеме и в установленные сроки.

3.8.  Объем нагрузки обучающихся при прохождении практик в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 35 часов в неделю.

3.9. Во время прохождения практики обучающийся ведет дневник практики, в котором ежедневно фиксируются выполненные задания. Все записи в дневнике практики подтверждаются подписью руководителя практики от организации, в которой проводится практика, или лица, ответственного за ее проведение.

3.10. При формировании План-задания обучающегося на учебную или производственную практику руководителем могут учитываться имеющиеся у обучающегося профессиональное образование и опыт работы.

3.11. В случае невозможности прохождения практики обучающимся в установленные сроки, сроки прохождения практики переносятся распоряжением ректора по представлению заведующего кафедрой на основании прошения обучающегося.

3.12. Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время распоряжением ректора по представлению заведующего кафедрой на основании прошения обучающегося.

3.13. Обучающиеся, не прошедшие без уважительных причин предусмотренные учебным планом практики, отчисляются как имеющие академическую задолженность.

3.14.  Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

3.15. При подведении результатов практики и выставлении оценки руководитель может учитывать послушания обучающегося, исполняемые в период обучения в случае их соответствия работам, запланированным в ходе практики, наличия документа, подтверждающего виды и объем выполненных работ, заверенного проректором по воспитательной работе.

  1. Хранение материалов практики

4.1. На кафедре в составе номенклатуры дел формируются отдельные дела «Материалы по ____ практике» (отчеты, дневники практики, отзывы-характеристики организаций и иные документы обучающихся о прохождении практики) и «Отчеты кафедры о результатах ___ практики».

Структура рабочей программы по практике

  1. Пояснительная записка, где указываются вид практики, способ и форма её проведения.

1.1. Цель и задачи практики.

1.2. Место практики в структуре основной образовательной программы.

1.3. Объем практики в зачетных единицах и её продолжительность в неделях (или в академических часах).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения: компетенции, знания и умения обучающегося, формируемые в процессе прохождения практики.

1.5. Содержание практики.

  1. Формы итогового контроля.
  2. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике.
  3. Перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет.
  4. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
  5. Описание материально-технической базы для проведения практики.
  6. Приложения. Формы отчетной документации.


 

Приложение 8

ПОЛОЖЕНИЕ

«О Приемной, Предметной, Апелляционной и Переаттестационной комиссиях Казанской духовной семинарии»

  1. Общие положения
  • Настоящее Положение «О Приемной, Предметной, Апелляционной и Переаттестационной Комиссиях Казанской духовной семинарии» (далее – Положение) устанавливает основные принципы и порядок работы приемной, предметной, апелляционной и переаттестационной комиссий (далее – Комиссия) Казанской духовной семинарии (далее – Семинария), а также порядок приема, отчисления, восстановления, апелляции, перевода из одного высшего духовного учебного заведения в другой, с одной образовательной программы на другую, с одной формы обучения на другую.
  • В своей деятельности комиссии руководствуются:

— принципами соблюдения прав граждан на образование;

— Конституцией РФ;

— Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— «Порядком приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2011 г. № 2895 (зарегистрирован Минюстом России 24.01.2012 г., регистрационный № 23011);

— Порядком перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое» (утв. приказом Минобразования РФ от 24 февраля 1998 г. N 501) С изменениями и дополнениями от: 26 марта 2001 г., 15 февраля 2010 г;

— Положением «Об организации учебного процесса в Казанской духовной семинарии»;

— Уставом семинарии;

— Правилами приема в семинарию;

— иными локальными актами семинарии.

  1. Приемная комиссия

2.1. Приемная комиссия Казанской духовной семинарии (далее – Приемная комиссия) создается на период организации приема лиц, поступающих на обучение в Казанскую духовную семинарию (далее – Семинария).

2.2. Период приема лиц, поступающих на обучение в семинарию, определяется приказом ректора на основании решения Ученого совета семинарии.

2.3. Приемная комиссия осуществляет прием документов от поступающих, проведение вступительных экзаменов и представляет их итоги Ученому совету семинарии для вынесения решения о зачислении в состав обучающихся.

2.4 Состав Приемной комиссии утверждается приказом Ректора на основании решения Ученого совета.

2.5. В состав Приемной комиссии входят:

— ректор семинарии – председатель;

— проректоры семинарии, один из которых назначается заместителем председателя;

— иные члены администрации и профессорского-преподавательского состава семинарии по решению Ученого совета;

— ответственный секретарь.

2.6. На период отсутствия председателя Приемной комиссии его полномочия возлагаются на заместителя председателя.

2.7.Срок полномочий Приемной комиссии составляет один календарный год.

2.8. Для обеспечения работы Приемной комиссии до начала приема документов от лиц, поступающих в семинарию, приказом ректора утверждается технический секретариат Приемной комиссии.

2.9. В период приема документов Приемная комиссия ежедневно информирует лиц, поступающих в семинарию, о количестве поданных прошений, организует работу телефонной линии для ответов на вопросы поступающих. Информирование осуществляется посредством  информационных стендов и (или) размещения соответствующей информации на сайте семинарии в сети «Интернет».

2.10. Прием документов производится в сроки, определенные Правилами приема в семинарию.

2.11. На каждого поступающего в семинарию Приемная комиссия заводит личное дело.

2.12. Для всех поступающих в семинарию Приемной комиссией заводится Журнал регистрации.

2.13. Каждому поступающему в семинарию выдается расписка о приеме документов.

2.14. Работающим поступающим выдается справка о допуске их к вступительным экзаменам для оформления отпуска по месту работы.

2.15.Расписание вступительных экзаменов утверждается председателем Приемной комиссии и доводится до сведения поступающих путем размещения соответствующей информации на информационном стенде и на сайте семинарии в сети «Интернет».

2.16. В расписании вступительных экзаменов имена и фамилии членов экзаменационных комиссий не указываются.

2.17. Поступающим в семинарию в часы проведения вступительных экзаменов запрещается пользоваться мобильной связью, другой электронной техникой и иными информационными ресурсами.

2.18. Экзаменационные работы лиц, зачисленных в семинарию, хранятся в их личных делах.

2.19. Экзаменационные работы лиц, не зачисленных в семинарию, хранятся у ответственного секретаря Приемной комиссии в течение года.

2.20. Приемная комиссия обязана ознакомить поступающих с результатами вступительных экзаменов.

2.21. Решения Приемной комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Приемной комиссии в присутствии не менее 2/3 утвержденного состава.

2.22. Заседания Приемной комиссии оформляются протоколами, которые подписываются председателем Приемной комиссии и ответственным секретарем.

2.23. Ответственный секретарь Приемной комиссии организует работу по подготовке информационных материалов, бланков необходимой документации, подбору технического персонала, по оборудованию помещений для работы, оформлению справочных материалов, образцов заполнения документов, обеспечению условий хранения документов Приемной комиссии до их передачи в канцелярию.

  1. Предметные и Апелляционная комиссии

3.1. Для проведения вступительных экзаменов в семинарию приказом ректора создаются Предметные экзаменационные комиссии в составе председателя и минимум одного члена.

3.2. Состав Предметных экзаменационных комиссий утверждается приказом ректора семинарии.

3.3. Члены Предметной экзаменационной комиссии под руководством ее председателя готовят материалы для вступительных экзаменов и представляют их на утверждение в Приемную комиссию.

3.4. Для рассмотрения апелляций на период проведения вступительных экзаменов приказом ректора семинарии создается Апелляционная комиссия.

3.5. Состав Апелляционной комиссии утверждается ректором семинарии.

3.6. По результатам вступительного экзамена, проводимого семинарией самостоятельно, поступающий (доверенное лицо) имеет право подать в Апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного экзамена и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного экзамена.

3.7. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного экзамена. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения вступительного экзамена и (или) правильность оценки результатов вступительного экзамена.

3.8. Апелляция подается в день объявления результатов вступительного экзамена или в течение следующего рабочего дня.

3.9. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.

3.10. Члены Предметной экзаменационной комиссии не могут входить в состав Апелляционной комиссии, но председатель соответствующей Предметной экзаменационной комиссии дает пояснения Апелляционной комиссии при рассмотрении апелляции.

3.11. Поступающий (доверенное лицо) имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

3.12. После рассмотрения апелляции Апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного экзамена или оставлении указанной оценки без изменения.

3.13. Оформленное протоколом решение Апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (доверенного лица). Факт ознакомления поступающего (доверенного лица) с решением Апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).

  1. Переаттестационная комиссия

4.1. Применительно к процедуре переаттестации используются следующие понятия:

Принимающая семинария – семинария, в которую переводится обучающийся.

Переводящая семинария – семинария, из которой переводится обучающийся.

Академическая разница – разница зачетных единиц, академических часов и форм контроля в учебных планах.

4.2. Обучающийся имеет право сменить духовное учебное заведение путем перевода из одного в другое, а также изменить форму обучения в рамках одного духовного учебного заведения, перевестись с одной образовательной программы на другую.

4.3. Все  действия, связанные с переводом, осуществляются на основании личного прошения обучающегося.

4.4. При обнаружении разницы в учебных планах обучающийся обязан ликвидировать академическую разницу. Для ликвидации разницы в учебных планах обучающийся должен пройти  процедуру переаттестации, которая проводится Переаттестационной комиссией. Переаттестация обучающегося  может проводиться путем рассмотрения данных зачетной книжки, собеседования или в иной форме, определяемой семинарией.

4.5. Комиссия определяет академическую разницу и дает рекомендации ректору о возможности или невозможности удовлетворения прошения обучающегося.

4.6. Состав комиссии утверждается ректором в начале учебного года. Комиссия состоит из: председателя (проректор по учебной работе),  заместителя председателя, руководителей соответствующих подразделений. Для обеспечения работы комиссии назначается технический секретарь, в обязанности которого входит подготовка к проведению заседания и ведение протокола заседаний.

4.7. Для работы комиссии устанавливается кворум 2/3 из числа ее участников. Решения принимаются большинством голосов. Решающий голос принадлежит председателю.

4.8. Процедура перевода обучающегося в Казанскую духовную семинарию:

4.8.1. При переводе обучающегося из одной семинарии в другую принимающая семинария перезачитывает обучающемуся те общеобразовательные дисциплины, по которым совпадают зачетные единицы (академические часы) и формы контроля.

4.8.2. При переводе студента из одной семинарии в другую перечень дисциплин, подлежащих сдаче (ликвидации академической разницы) устанавливается принимающей семинарией. Под академической разницей понимается несовпадение зачетных единиц (академических часов) более 80  процентов и/или несовпадение форм контроля.

4.8.3. При переводе из одной семинарии  в другую обучающийся пишет прошение на имя ректора принимающей семинарии о зачислении переводом.

4.8.4. Обучающийся должен предоставить в канцелярию семинарии следующие документы:

— полный комплект документов, в соответствии с «Правилами приема в Казанскую духовную семинарию»;

— копию зачетной книжки, заверенной канцелярией семинарии, из которой переводится обучающийся;

— учебный план основной образовательной программы, по которой проводилось обучение (с указанием академических часов, зачетных единиц и форм контроля);

— характеристику от переводящей семинарии.

4.8.5. После проверки наличия полного перечня документов канцелярия направляет данные документы руководителю соответствующего подразделения для согласования (для переводящихся на очную форму обучения – проректору по учебной работе, для переводящихся на заочную форму обучения – заведующему сектором заочного обучения, для переводящихся на регентско-катехизаторское отделение – заведующему регентско-катехизаторским отделением и т.д.).

4.8.6. После согласования с руководителем структурного подразделения документы направляются на согласование проректору по учебной работе.

4.8.7. Далее документы направляются ректору, который принимает окончательное решение о допуске или недопуске обучающегося к переаттестации. Ректор имеет право запросить из переводящей семинарии иные документы.

4.8.8. После получения согласия ректора документы направляются техническому секретарю, в обязанности которого входит подготовка заседания комиссии в срок не позднее, чем через две недели. Для этого технический секретарь должен запросить у руководителя соответствующего подразделения справку об академической разнице, а также о тех дисциплинах и практиках, которые можно перезачесть на основании предоставленных документов.

4.8.9.  На свое заседание комиссия вправе приглашать преподавателей соответствующих дисциплин, по которым будут проводиться переаттестация, а также иных научно-педагогических работников, если в этом есть необходимость.

4.8.10. На основании протокола заседания комиссии руководителем соответствующего подразделения создается индивидуальный план ликвидации академической разницы. В случае несвоевременного погашения академической разницы, она становится академической  задолженностью.
4.8.11. Протокол  заседания комиссии, переаттестационная ведомость,  индивидуальный план  и остальные документы отправляются в канцелярию принимающей семинарии. На основании представленных документов  канцелярия готовит проект приказа о зачислении обучающегося переводом.

4.8.12. Копия приказа направляется в переводящую семинарию, что является основанием для его отчисления оттуда в связи переводом в другую образовательную организацию.

4.8.13. Переводящая семинария после отчисления переведенного обучающегося отправляет в канцелярию принимающей семинарии академическую справку установленного образца с указанием зачетных единиц, академических часов и форм контроля. Академическая справка сверяется с предоставленными ранее документами. 

4.8.14. В принимающей семинарии формируется и ставится на учет личное дело обучающегося, в которое заносится заявление о переводе, академическая справка, документ об образовании и выписка из приказа о зачислении в порядке перевода.

Принимающая семинария выдает обучающемуся студенческий билет и зачетную книжку. Заполненная сотрудниками учебной части, зачетная книжка заверяется подписью проректора по учебной работе.

4.8.15. До получения документов ректор принимающей семинарии имеет право допустить обучающегося к занятиям своим распоряжением.

4.9.   Перевод из семинарии в другую образовательную организацию:

4.9.1. Перевод обучающегося из семинарии в другую образовательную организацию осуществляется в течение 10 дней после подачи личного прошения обучающегося и справки установленного образца принимающей семинарии.

4.9.2. Из личного дела обучающегося извлекается и выдается ему на руки (под расписку) оригинал документа об образовании и сертификат ЕГЭ. В личном деле остаются: копия документа об образовании, копия академической справки и выписка из распоряжения об отчислении в связи с переводом, а также сданные обучающимся студенческий билет и зачетная книжка. Допускается выдача документа на руки лицу, имеющему на это доверенность в установленной форме.

4.10. Процедура перевода обучающегося с одной основной образовательной программы на другую:

4.10.1. Переход обучающегося с одной основной образовательной программы по специальности или направлению подготовки на другую внутри семинарии осуществляется в соответствии с Уставом семинарии и настоящим Положением по личному прошению обучающегося, рассматриваемому Переаттестационной комиссией в установленной порядке.

4.10.2. При переводе обучающегося с одной основной образовательной программы на другую ректор семинарии издает приказ с формулировкой: «Переведен с … курса (и формы) обучения по специальности (направлению подготовки) … на … курс (и форму) обучения по специальности (направлению подготовки) …».

В приказе о переводе также может содержаться специальная запись об утверждении индивидуального плана студента по сдаче необходимого учебного материала (ликвидация академической задолженности).

Выписка из приказа вносится в личное дело обучающегося.

4.10.3. Обучающемуся сохраняется его студенческий билет и зачетная книжка, в которые вносятся соответствующие исправления, заверенные подписью проректора по учебной работе и печатью семинарии, а также делаются записи о сдаче разницы в учебных планах.

4.11. Перевод с одной формы обучения на другую:

4.11.1. Перевод обучающегося с одной формы обучения на другую осуществляется в период зимних и летних каникул. При этом комиссией сверяются учебные планы обеих форм обучения и составляется индивидуальный план  погашения академической разницы.

4.11.2. Комиссия вправе перевести обучающегося (при изменении формы обучения) на курс ниже.

 


 

Приложение 9

ПОЛОЖЕНИЕ

«О фонде оценочных средств  Казанской духовной семинарии»

  1. Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представляет собой совокупность материалов, используемых для определения успеваемости обучающихся по основным образовательным программам бакалавриата и магистратуры (далее – ООП) Казанской духовной семинарии (далее – Семинария).
  2. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки ФОС для проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Положение разработано на основании следующих документов:

— Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

— «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры», утвержденным приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1367;

— Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;

— Устава семинарии.

  1. В состав ФОС входит следующий перечень оценочных средств, рекомендуемых для аттестации обучающихся: контрольная работа, курсовая работа, реферат, семинар, контрольный урок, доклад, сообщение, тест, эссе, собеседование, коллоквиум.
  2. ФОС входит в состав Рабочей программы дисциплины или практики.
  3. Целью создания ФОС учебной дисциплины или практики является установление соответствия уровня подготовки обучающихся требованиям:

— Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки;

— ООП и учебному плану;

— рабочей программы дисциплины или практики.

  1. ФОС разрабатывается по каждой дисциплине или практике, закрепленной за кафедрой.
  2. ФОС рассматривается и утверждается на заседании кафедр.
  3. Ответственным за формирование ФОС и его исполнение является заведующий кафедрой.
  4. ФОС разрабатывается соответствующим преподавателем или группой преподавателей.
  5. Нагрузка, связанная с разработкой ФОС, вносится в индивидуальные планы преподавателей.
  6. Учебная часть по мере необходимости дает теоретические и практические рекомендации по формированию ФОС.


 

Приложение 10

ПОЛОЖЕНИЕ

О научно-методическом совете Казанской духовной семинарии

  1. Общие положения

1.1. Научно-методический совет (далее – НМС) Казанской духовной семинарии (далее – Семинария) является коллегиальным совещательным органом, созданным для координации деятельности структурных подразделений семинарии по разработке и совершенствованию основных образовательных программ, учебных планов, рабочих учебных программ дисциплин и практик, учебно-методических пособий и других материалов.

1.2. Основные задачи НМС:

— совершенствование учебно-методической деятельности семинарии;

— улучшение качества учебно-методических материалов;

— повышение эффективности и качества учебного процесса.

Для этого НМС осуществляет следующую деятельность:

— создание положений, нормативных актов и прочей локальной документации семинарии;

— приведение проектов документов структурных подразделений семинарии в соответствие с законодательством об образовании Российской Федерации, с каноническими нормами Русской Православной Церкви и распоряжениями высшей церковной власти (Патриарха Московского и всея Руси, Священного Синода, Высшего церковного совета, Епархиального архиерея), решениями Учебного комитета Русской Православной Церкви, Уставом семинарии и иными локальными актами семинарии.

1.3. В своей деятельности НМС основывается на:

— Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» от  29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ  и иных законодательных актах;

— Уставе семинарии;

— Положении «Об организации учебного процесса в семинарии»;

— иных локальных актах семинарии.

1.4. НМС создается и распускается по приказу ректора семинарии. Состав НМС утверждается ректором сроком на один учебный год.

1.5. В состав НМС входят:

— проректор по учебной работе – председатель;

— проректор по научно-богословской работе;

— секретарь Ученого совета;

— заведующие кафедрами, отделениями и секторами семинарии;

— методисты учебной части;

— иные сотрудники учебной части и научно-педагогические работники семинарии – при необходимости.

При утверждении состава НМС на очередной срок назначаются заместитель председателя и секретарь НМС из числа его членов.

1.6. НМС действует постоянно в течение учебного года. Председатель НМС назначает и проводит его заседания по мере необходимости.

1.7. Секретарь НМС ведет протокол заседаний НМС, осуществляет информирование членов НМС о предстоящих заседаниях, обеспечивает их необходимыми материалами.

1.8. Не позднее, чем за три дня до заседания НМС все его члены должны быть проинформированы о дате и времени проведения заседания, его повестке, а также должны ознакомиться с предоставленными секретарем НМС документами.

1.9. Решения НМС принимаются большинством голосов. В случае равенства голосов проводится повторное голосование. Если и в этом случае решение не принято, право решающего голоса остается за председателем.

  1. Взаимодействие со структурными подразделениями семинарии

2.1. НМС в своей деятельности подотчетен Ученому совету семинарии.

2.2. Административный совет может формулировать для НМС задания, о выполнении которых председатель отчитывается на заседании Административного совета.