ПРОТОКОЛ № 1
заседания Ученого совета
Казанской духовной семинарии
5 марта 2015 г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Ректор к.б. игумен Евфимий (Моисеев); проректор по воспитательной работе иерей Александр Тагоченков; проректор по научно-богословской работе, и.о. заведующего кафедрой библеистики иерей Сергий Фуфаев; секретарь Ученого совета, заведующий кафедрой общей и церковной истории к.и.н. иерей Антоний Ермошин; заведующий сектором заочного обучения иерей Александр Данилов; заведующая регентско-катехизаторским отделением Е.С. Фуфаева; заведующий кафедрой богословия и философии к.б. иерей Сергий Шкуро; заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин д.ц.и. иерей Алексей Колчерин; и.о. заведующей кафедрой филологии д.флг.н. проф. А.Ю. Чернышева; заведующая библиотекой Н.А. Асяева; к.и.н. иерей Кирилл Бухараев; к.т.н. доц. О.В. Воркунов; к.флг.н. А.Р. Гизатуллина; к.флг.н. Н.Г. Комар; д.флс.н. проф. В.И. Курашов; к.п.н. Е.Н. Ляшко; к.флг.н. доц. С.М. Маклашева; д.флг.н. доц. Г.В. Мелихов; к.и.н. А.Ю. Михайлов; к.б. протоиерей Александр Павлов; к.иск. П.А. Павлова; к.ф.-м.н. доц. Н.К. Петрова; к.б. иеродиакон Владимир (Саливанов); к.флг.н. Е.В. Хабибуллина; к.ф.-м.н. доц. Е.А. Цветков.
- СЛУШАЛИ:
сообщение секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с представлением повестки дня заседания Ученого совета Казанской духовной семинарии от 5 марта 2015 года (см. приложение 1).
ПОСТАНОВИЛИ:
утвердить предложенную повестку дня.
- СЛУШАЛИ:
сообщение ректора игумена Евфимия (Моисеева) об итогах деятельности КазДС в 1 семестре 2014/2015 учебного года и о текущем положении дел.
ПОСТАНОВИЛИ:
2.1. сообщение принять к сведению;
2.2. призвать членов профессорско-преподавательского состава КазДС к более активному участию в жизни семинарии, не ограничивающемуся лишь проведением положенных учебных занятий.
- ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
о пробной открытой лекции доцента КГАСУ к.арх. Краснобаева Ивана Васильевича.
ПОСТАНОВИЛИ:
3.1. разрешить кандидату архитектуры И.В. Краснобаеву преподавание в КазДС спецкурса «Церковная архитектура» в рамках изучения дисциплины «Христианское искусство» (бакалавриат, 5-8 семестр) с 2015/2016 учебного года;
3.2. поручить И.В. Краснобаеву разработку программы дисциплины по теории и истории православной церковной архитектуры для магистратуры с последующим представлением ее на рассмотрение Ученого совета.
- СЛУШАЛИ:
ректора игумена Евфимия (Моисеева) с сообщением о кандидатурах новых преподавателей КазДС, начавших преподавание со 2 семестра 2014/2015 учебного года.
ПОСТАНОВИЛИ:
одобрить принятие в состав профессорско-преподавательской корпорации КазДС: к.флг.н. Аюповой Елены Ильдаровны – «Чтение и перевод греко-византийских текстов» (1 курс магистратуры), Сагитова Сергея Марсельевича – «Государственное законодательство о религии» (4 курс бакалавриата), Крамаренко Оксаны Викторовны – арабский язык (общесеминарский факультатив), Суркова Сергея Евгеньевича – новогреческий язык (общесеминарский факультатив).
- ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
о необходимости внесения поправок в Положение об Ученом совете КазДС.
ПОСТАНОВИЛИ:
5.1. в связи с принятием Священным Синодом Русской Православной Церкви нового Типового устава духовных семинарий подготовить поправки в действующее Положение об Ученом совете, соответствующие нормам нового Типового устава, представив их на утверждение к ближайшему заседанию Ученого совета;
5.2. внести в Положение об Ученом совете пункт: «Научно-педагогический работник может стать членом Ученого совета не ранее, чем по прошествии одного учебного года преподавания в семинарии (если не последует особого решения Ученого совета)»;
5.3. контроль за исполнением настоящего решения возложить на секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина.
- СЛУШАЛИ:
сообщение ректора игумена Евфимия (Моисеева) и проректора по научно-богословской работе иерея Сергия Фуфаева о подготовке и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России» (27–28 марта 2015 г.).
ПОСТАНОВИЛИ:
6.1. одобрить проведение Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России» (27–28 марта 2015 г.);
6.2. заведующим кафедрами КазДС принять участие в формировании секций конференции;
6.3. выразить благодарность кафедре филологии КазДС за оперативность в организации лингвистической секции конференции.
- СЛУШАЛИ:
секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с сообщением о необходимости корректировки рабочих учебных планов магистратуры в связи с изменениями в профессорско-преподавательском составе КазДС.
ПОСТАНОВИЛИ:
7.1. утвердить замену курсов «Лингвистическое источниковедение и палеография» на «Историю русского литературного языка» (преп. к.флг.н. Е.В. Хабибуллина) и «Теолингвистический комментарий к Священному Писанию» на «Экзистенциальную философию» (преп. д.флс.н. доц. Г.В. Мелихов) в учебном плане магистратуры профиля
7.2. разрешить факультативное изучение дисциплины «Чтение и перевод греко-византийских текстов» (преп. к.флг.н. Е.И. Аюпова) студентами магистратуры профиля «История Церкви» совместно со студентами магистратуры профиля
- СЛУШАЛИ:
секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с сообщением о новых правилах оформления УМК, о необходимости написания новых УМК и переработки действующих УМК.
ПОСТАНОВИЛИ:
8.1. поручить учебной части до 1 апреля 2015 г. подготовить итоговый вариант нового Положения об УМК КазДС и представить его на утверждение Административного совета;
8.2. всем преподавателям при переработке своих УМК и написании новых УМК в обязательном порядке использовать средства электронной библиотечной системы;
8.3. сотрудникам библиотеки КазДС подготовить и до 1 апреля 2015 г. провести обучающий семинар по пользованию средствами электронной библиотечной системы для членов администрации и преподавателей КазДС;
8.4. всем преподавателям учитывать место преподаваемой дисциплины в общем плане и разумно планировать блок «самостоятельная работа студентов», не допуская перегрузок студентов с учетом их ежедневной занятости на богослужебных и хозяйственных послушаниях, а также приоритетности освоения богословских дисциплин по отношению к предметам общегуманитарного и вспомогательного цикла; контроль за исполнением настоящего решения возложить на проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина).
- СЛУШАЛИ:
секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с сообщением о практике дистанционной проверки выпускных и промежуточных экзаменов и защит выпускных квалификационных работ и о процедурах, связанных с дистанционным контролем: необходимость наличия экзаменационных билетов и подробной программы изученного курса, высылаемых в Учебный комитет Русской Православной Церкви.
ПОСТАНОВИЛИ:
всем преподавателям до 20 апреля 2015 г. предоставить в учебную часть программы и экзаменационные билеты по дисциплинам, экзамены по которым состоятся в летнюю экзаменационную сессию 2014/2015 учебного года; контроль за исполнением настоящего решения возложить на проректора по учебной работе иеромонаха Романа (Модина) и заведующих кафедрами.
- СЛУШАЛИ:
секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с сообщением о необходимости введения практики конкурсного замещения должностей научно-педагогических работников согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2014 г. №1536.
ПОСТАНОВИЛИ:
10.1. ввести практику конкурсного замещения должностей научно-педагогических работников в КазДС с 2015/2016 учебного года;
10.2. поручить подготовку и проведение процедуры конкурсного избрания проректору по учебной работе иеромонаху Роману (Модину) и секретарю Ученого совета иерею Антонию Ермошину.
- СЛУШАЛИ:
сообщение заведующего кафедрой богословия и философии иерея Сергия Шкуро об избрании секретарем кафедры преподавателя сравнительного богословия иерея Александра Данилова.
ПОСТАНОВИЛИ:
11.1. утвердить избрание иерея Александра Данилова секретарем кафедры богословия и философии;
11.2. поручить кафедре богословия и философии найти альтернативную кандидатуру ввиду высокой степени загруженности иерея Александра Данилова как заведующего сектором заочного обучения.
- СЛУШАЛИ:
сообщение заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин иерея Алексея Колчерина об избрании секретарем кафедры преподавателя техники речи Исаевой Евгении Александровны.
ПОСТАНОВИЛИ:
утвердить избрание Е.А. Исаевой секретарем кафедры церковно-практических дисциплин.
- СЛУШАЛИ:
сообщение и.о. заведующего кафедрой библеистики иерея Сергия Фуфаева об избрании секретарем кафедры преподавателя Ветхого Завета Мадюкова Дмитрия Алексеевича.
ПОСТАНОВИЛИ:
утвердить избрание Д.А. Мадюкова секретарем кафедры библеистики.
- СЛУШАЛИ:
сообщение заведующего кафедрой общей и церковной истории иерея Антония Ермошина об избрании секретарем кафедры преподавателя византологии Николая Александровича Ерундова.
ПОСТАНОВИЛИ:
14.1. утвердить избрание Н.А. Ерундова секретарем кафедры общей и церковной истории;
14.2. поручить кафедре общей и церковной истории найти альтернативную кандидатуру ввиду предстоящего отъезда Н.А. Ерундова в научную командировку в Баламандский университет (Ливан).
- СЛУШАЛИ:
сообщение и.о. заведующей кафедрой филологии А.Ю. Чернышевой об избрании секретарем кафедры преподавателя древнегреческого языка Суетнова Ярослава Николаевича.
ПОСТАНОВИЛИ:
утвердить избрание Я.Н. Суетнова секретарем кафедры филологии.
- ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ:
о материальном вознаграждении секретарей кафедр КазДС.
ПОСТАНОВИЛИ:
установить ежемесячную прибавку к заработной плате преподавателей, назначенных секретарями кафедр, в размере 1000 (тысячи) рублей.
- СЛУШАЛИ:
ректора игумена Евфимия (Моисеева) с представлением Положения об Административном совете (см. приложение 2).
ПОСТАНОВИЛИ:
принять Положение об Административном совете.
- СЛУШАЛИ:
проректора по воспитательной работе иерея Александра Тагоченкова с представлением Положения о Воспитательской части (см. приложение 3).
ПОСТАНОВИЛИ:
18.1. дополнить Положение о Воспитательской части разделом, регламентирующим духовную жизнь обучающихся (частота исповеди и Причащения, содержание обязательных молитвенных правил и др.);
18.2. представить исправленный и дополненный проект Положения о Воспитательской части для предварительного обсуждения Административному совету; контроль за исполнением настоящего решения возложить на проректора по воспитательной работе иерея Александра Тагоченкова.
- СЛУШАЛИ:
проректора по научно-богословской работе иерея Сергия Фуфаева с представлением нового Положения о кафедре (см. приложение 4).
ПОСТАНОВИЛИ:
19.1. принять представленное Положение о кафедре;
19.2. считать утратившим силу Положение о кафедре, принятое на заседании Ученого совета 31 августа 2012 г.
- СЛУШАЛИ:
заведующего сектором заочного обучения иерея Александра Данилова с представлением Положения о секторе заочного обучения (см. приложение 5).
ПОСТАНОВИЛИ:
принять Положение о секторе заочного обучения.
- СЛУШАЛИ:
секретаря Ученого совета иерея Антония Ермошина с представлением Положения «О порядке перезачета и переаттестации дисциплин в Казанской духовной семинарии» (см. приложение 6).
ПОСТАНОВИЛИ:
принять Положение «О порядке перезачета и переаттестации дисциплин в Казанской духовной семинарии».
- СЛУШАЛИ:
заведующего кафедрой богословия и философии иерея Сергия Шкуро с представлением прошений студентов 2 курса магистратуры, 5 курса специалитета и 4 курса бакалавриата об утверждении тем их выпускных квалификационных работ.
ПОСТАНОВИЛИ:
22.1. утвердить темы дипломных сочинений:
— Исмагилова Ромила – «Оценка исламских богословских представлений о Личности Иисуса Христа» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иерея Владислава Князева – «Исторические и религиозные аспекты этнического конфликта в Косово конца ХХ – начала XXI вв. и отношение к нему Сербской Православной Церкви» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— диакона Павла Дунаева – «Соматические заболевания с точки зрения православного богословия» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иерея Артемия Терло – «Шариат в исламском богословии: православный взгляд» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иерея Евгения Ступицкого – «Христианские элементы в суфийских представлениях о Боге, человеке и природе» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иерея Сергия Молчанова – «Протестантизм как основа западного рационализма» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иерея Николая Псурцева – «Православная оценка диалога науки и богословия в эпоху возникновения христианской науки в XVI–XVII вв.» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— Померанцева Александра – «Влияние Православия на ханафитский мазхаб в Среднем Поволжье» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— протоиерея Валерия Каранаева – «История и современная проблематика целибата в восточно- и западнохристианской традиции» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иеродиакона Михаила (Юсупова) – «Учение Корана о спасении: православная оценка» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— протоиерея Андрея Зинькова – «Правосудие, преступление и наказание в исламе: православная оценка» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— Геллерта Германа (Герберта) – «Философское подполье: религиозно-философская мысль в 1930-е годы» (научный руководитель: к.б. иерей Сергий Шкуро);
— Козлова Ивана – «Семен Франк и Лев Толстой о смысле жизни (сравнительный анализ воззрений)» (научный руководитель: д.флс.н., доц. Г.В. Мелихов);
— иерея Владимира Трушкова – «Возраст: философские и богословские проблемы» (научный руководитель: д.флс.н., доц. Г.В. Мелихов);
— иерея Иоанна Рязанова – «Клонирование человека: богословские и этические аспекты» (научный руководитель: д.флс.н., доц. Г.В. Мелихов);
— Савкина Сергея – «Рецепция понятия «смертный грех» в восточном и западном богословии» (научный руководитель: м.б. иерей Димитрий Фомин);
22.2. разрешить студенту 2 курса магистратуры иерею Александру Данилову представить разрабатываемое им учебное пособие для духовных семинарий по «Экологической позиции Русской Православной Церкви» в качестве магистерской диссертации (научный консультант (руководитель): д.флс.н., проф. В.И. Курашов).
- СЛУШАЛИ:
заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин иерея Алексея Колчерина с представлением прошений студентов 5 курса специалитета и 4 курса бакалавриата об утверждении тем их выпускных квалификационных работ.
ПОСТАНОВИЛИ:
утвердить темы дипломных сочинений:
— иерея Дионисия Ефимова – «Методы миссионерской проповеди преподобного Макария (Глухарева)» (научный руководитель: д.ц.и. иерей Алексей Колчерин);
— протоиерея Андрея Бабошкина – «Методика работы по реабилитации наркозависимой молодежи (на примере Нефтекамской епархии)» (научный руководитель: д.ц.и. иерей Алексей Колчерин);
— Сагдеева Дениса – «Вопросы миссии в деяниях Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг.» (научный руководитель: д.ц.и. иерей Алексей Колчерин);
— Кузнецова Никиты – «Вопросы церковно-государственных отношений в трудах представителей казанской школы церковного права (конца XIX – начала XX вв.)» (научный руководитель: к.и.н. А.Ю. Михайлов);
— иерея Владимира Горновского – «Сравнительная педагогика: методы обучения в Православии и исламе (на примере Республики Татарстан)» (научный руководитель: к.п.н. Е.Н. Ляшко);
— Морозова Даниила – «Духовно-просветительская работа с глухими и слабослышащими детьми в г. Казани» (научный руководитель: к.п.н. Е.Н. Ляшко);
— иеромонаха Всеволода (Емельянова) – «Космология: антропный принцип и его богословское осмысление» (научный руководитель: к.ф.-м.н., доц. Н.К. Петрова);
— иерея Димитрия Сёмина – «Православная утреня: история формирования и богословское понимание» (научный руководитель: к.б. протоиерей Александр Павлов);
— Пугачева Андрея – «Диаконское служение: церковно-певческий аспект (по материалам московской и петербургской традиций)» (научный руководитель: к.иск. П.А. Павлова);
— иеродиакона Макария (Берлова) – «Традиции знаменного распева в Русской Православной Церкви» (научный руководитель: к.иск. П.А. Павлова);
— Мальгина Анатолия – «Чинопоследование Таинства Крещения: богословский и исторический анализ» (научный руководитель: протоиерей Владимир Пономарев);
— протоиерея Димитрия Богданова – «Особенности совершения церковных Таинств над болящими в храме, на дому и в лечебных учреждениях» (научный руководитель: протоиерей Владимир Пономарев);
— иерея Константина Петряева – «Практика подготовки ко Святому Причащению в Православной Церкви: историко-литургический анализ» (научный руководитель: иерей Александр Махов);
— Павлова Алексея – «Чинопоследование монашеского пострига: исторический и богословский анализ» (научный руководитель: иерей Александр Махов);
— диакона Андрея Хоменко – «Богословский и исторический анализ православного заупокойного богослужения» (научный руководитель: иерей Александр Махов);
— диакона Екдита (Эдуарда) Краева – «Воскресная школа как педагогическая система» (научный руководитель: Г.Н. Хаджиева);
— Лобанова Сергея – «Сравнительный анализ учения о Евхаристии в Православии и лютеранстве» (научный руководитель: иерей Александр Махов);
— Якимова Романа – «Опыт тюремного служения Церкви в России в дореволюционный и постсоветский период: сравнительный анализ» (научный руководитель: протоиерей Николай Тимофеев);
— иерея Сергия Гришина «Особенности духовно-нравственного окормления подростков 12-16 лет на приходе» (научный руководитель: Г.Н. Хаджиева);
— Шулаева Игоря – «Современные методики преподавания Закона Божия в разных возрастных группах» (научный руководитель: Г.Н. Хаджиева);
— протоиерея Святослава Мирганиева – «Монахиня Иулиания (Соколова) и ее вклад в сохранение и развитие художественной культуры Церкви» (научный руководитель: Н.А. Чубакова).
- СЛУШАЛИ:
заведующего кафедрой общей и церковной истории иерея Антония Ермошина с представлением прошений студентов 1 и 2 курсов магистратуры, 5 курса специалитета и 4 курса бакалавриата об утверждении тем их выпускных квалификационных работ.
ПОСТАНОВИЛИ:
24.1. утвердить темы дипломных сочинений:
— иерея Константина Зырянова – «Современное состояние церковно-государственных отношений в Элладской Церкви» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— диакона Дионисия Блинова – «Влияние личности Сербского патриарха Павла (Стойчевича) на характер отношений Сербской и Русской Православных Церквей в 1990-х–2000-х годах» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иерея Дионисия Кадомцева – «Церковные разделения в Скопльской митрополии (Македония) в Сербской Православной Церкви во второй половине XX в.» (научный руководитель: иеромонах Роман (Модин));
— иеромонаха Гурия (Рассыпнинского) – «История храма святых благоверных князей-мучеников Бориса и Глеба села Борисоглебское г. Казани» (научный руководитель: д.ц.и. иерей Алексей Колчерин);
— иеромонаха Александра (Егорова) – «История Введенского собора г. Чебоксары» (научный руководитель: д.ц.и. иерей Алексей Колчерин);
— протоиерея Олега Богданова – «Преподобномученица Маргарита, игумения Пророко-Ильинского Мензелинского монастыря, и ее почитание в Православном Закамье» (научный руководитель: к.и.н. иерей Антоний Ермошин);
— протоиерея Олега Фатыхова – «История кафедры Священного Писания Нового Завета Казанской духовной академии» (научный руководитель: к.и.н. иерей Антоний Ермошин);
— Муругова Вадима Вячеславовича – «Александрийский Кошлаушский Чувашский женский монастырь (1896–1927 гг.)» (научный руководитель: к.и.н. иерей Антоний Ермошин);
— иерея Сергия Померанцева – «Святой праведный Иоанн Кронштадтский и Казанское общество трезвости» (научный руководитель: к.и.н. иерей Кирилл Бухараев);
— Тураева Кирилла Владимировича – «Храм Живоначальной Троицы с. Чура Кукморского района ТАССР в 1920–1945 годах» (научный руководитель: к.и.н. иерей Кирилл Бухараев);
— иерея Владимира Охотина – «Духовенство Покровского, Спасского и Никольского храмов города Елабуги в XIX – начале ХХ вв.» (научный руководитель: к.и.н. иерей Кирилл Бухараев);
— Шаронова Александра – «Взаимоотношения Русской Православной Церкви и государства в 1991–2000 гг.» (научный руководитель: к.и.н. иерей Кирилл Бухараев);
— иерея Александра Старкова – «История автономной Синайской Православной Церкви в публикациях отечественных авторов» (научный руководитель: к.и.н. А.А. Горин);
— иерея Владимира Забалуева – «История Мензелинского Пророко-Ильинского женского монастыря» (научный руководитель: доц. А.М. Елдашев);
— протоиерея Лина Кондакова – «Посещение Казанского края выдающимися деятелями Русского Православия (конец XIX – начало XX вв.)» (научный руководитель: доц. А.М. Елдашев);
— диакона Алексея Комиссарова – «Священномученик Павел Елабужский (Дернов): жизнь и духовное наследие» (научный руководитель: доц. А.М. Елдашев);
— Хамзина Петра (Руслана) – «Религиозные аспекты византийско-венецианских отношений в период правления династии Палеологов в Константинополе (1261–1453 гг.)» (научный руководитель: м.б. Н.А. Ерундов);
— диакона Александра Бердникова – «Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь: история и современность» (научный руководитель: м.б. иерей Николай Дьяков);
— иерея Валерия Карпухина – «История Раифского Богородицкого мужского монастыря с 1991 года по настоящее время» (научный руководитель: А.А. Хохлов);
— иерея Александра Павлова – «Тенденции и этапы развития института обер-прокуратуры в Синодальный период» (научный руководитель: А.А. Хохлов);
— диакона Евгения Марданова – «Традиции духовничества в Казанской духовной академии в середине XIX – начале XX вв.» (научный руководитель: А.А. Хохлов);
— Илларионова Елисея – «Сектантские течения в Казанской губернии во второй половине XIX – начале ХХ вв.» (научный руководитель: А.А. Хохлов);
24.2. утвердить темы магистерских диссертаций:
— иерея Николая Рыбочкина – «Развитие богослужебных традиций и практик Казанской епархии в XIX–XX вв.» (научный руководитель: к.и.н. иерей Антоний Ермошин);
— иерея Андрея Лосыка – «Деятельность обновленческих церковных структур в ТАССР в 1920-х – начале 1940-х годов» (научный руководитель: к.и.н. иерей Антоний Ермошин);
— иерея Алексея Обрывко – «Ученое монашество в Казанской духовной академии с 1895 по 1917 гг.» (научный руководитель: к.и.н. иерей Антоний Ермошин);
— иерея Иакова Богданова – «Образовательная система иезуитов на украинских землях в последней четверти XVI – середине XVII вв.» (научный руководитель: к.и.н. А.А. Горин);
— иерея Дионисия Васильева – «Протоиерей Евфимий Малов как миссионер и преподаватель Казанской духовной академии» (научный руководитель: к.и.н. Д.И. Улбутов);
— Миронова Владимира – «Представители Казанской духовной академии в Предсоборном присутствии: проекты и предложения» (научный руководитель: к.и.н. А.Ю. Михайлов);
— Филиппова Ярослава – «Противосектантская деятельность Русской Православной Церкви в 1990-х годах» (научный руководитель: к.и.н. иерей Кирилл Бухараев).
- СЛУШАЛИ:
и.о. заведующей кафедрой филологии А.Ю. Чернышеву с представлением прошений студентов 2 курса магистратуры и 4 курса бакалавриата об утверждении тем их выпускных квалификационных работ.
ПОСТАНОВИЛИ:
25.1. утвердить тему дипломного сочинения иерея Валерия Матвеева – «Труды Н.И. Ильминского по переложению христианских вероучительных книг на татарский язык» (научный руководитель: к.п.н. доц. С.Х. Айдарова);
25.2. по согласованию с научным руководителем изменить формулировку темы магистерской диссертации иерея Артемия Глущенко с «Проповеди Московских патриархов XX – начала XXI веков в историко-культурном контексте» на «Проповеди Московских патриархов XX – начала XXI веков в лингвокультурологическом аспекте» (научный руководитель: д.флг.н. проф. А.Ю. Чернышева).
- ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о дате проведения очередного заседания Ученого совета.
ПОСТАНОВИЛИ:
провести очередное заседание Ученого совета после завершения предзащит выпускных квалификационных работ студентов бакалавриата и магистратуры в мае 2015 г.; дату проведения оставить на усмотрение Административного совета КазДС.
Председатель ректор
Ученого совета игумен Евфимий (Моисеев)
Секретарь
Ученого совета священник Антоний Ермошин
Приложение 1
ПОВЕСТКА ДНЯ
заседания Ученого совета КазДС
5 марта 2015 г.
- Сообщения:
— о текущем положении дел в семинарии и о необходимости более активного участия членов ППС в жизни семинарии;
— о принятии Св. Синодом нового Типового устава духовных и семинарий и необходимости в связи с этим внести изменения в Положение об Ученом совете;
— информация о новых членах ППС: Аюпова Елена Ильдаровна, Сагитов Сергей Марсельевич, Краснобаев Иван Васильевич, Крамаренко Оксана Викторовна, Сурков Сергей Евгеньевич – ректор игумен Евфимий.
- О подготовке и проведении Всероссийской научно-практической конференции «Цивилизационный выбор народов России» (27–28 марта 2015 г.) – ректор игумен Евфимий и проректор по НБР иерей Сергий Фуфаев.
- Утверждение замены курсов «Лингвистическое источниковедение и палеография» на «Историю русского литературного языка» (преп. к.флг.н. Е.В. Хабибуллина) и «Теолингвистический комментарий к Священному Писанию» на «Экзистенциальную философию» (преп. д.флс.н. доц. Г.В. Мелихов) в учебном плане магистратуры профиля ); вопрос об изучении дисциплины «Чтение и перевод греко-византийских текстов» (преп. к.флг.н. Е.И. Аюпова) студентами магистратуры профиля «История Церкви» – секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин.
- Сообщение о новых правилах оформления УМК, о написании новых УМК и переработке действующих УМК, об активном использовании средств электронной библиотечной системы, о необходимости учета места дисциплины в общем плане и планировании блока «самостоятельная работа студентов» – секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин.
- О дистанционной проверке выпускных экзаменов и квалификационных работ (к 15 марта семинарии обязаны выслать в УчКом график летней экзаменационной сессии), о процедурах, связанных с дистанционным контролем: наличие экз. билетов, форма проведения экзамена, программа изученного курса – секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин.
- Сообщение о конкурсном замещении должностей научно-педагогических работников (к 2015/2016 учебному году) – секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин.
- Утверждение избрания секретарей кафедр – заведующие кафедрами.
- Принятие Положения об Административном совете – ректор игумен Евфимий.
- Принятие Положения о Воспитательской части – проректор по ВР иерей Александр Тагоченков.
- Принятие Положения о кафедре – проректор по НБР иерей Сергий Фуфаев.
- Принятие Положения о секторе заочного обучения – зав. СЗО иерей Александр Данилов.
- Принятие Положения о перезачетах и переаттестации обучающихся – секретарь Ученого совета иерей Антоний Ермошин.
- Обсуждение одобренных на заседаниях кафедр выпускных квалификационных работ студентов бакалавриата и магистратуры – заведующие кафедрами.
- Разное.
Приложение 2
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ СОВЕТЕ
КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
- Общие положения
1.1. Административный совет Казанской духовной семинарии (далее – Административный совет) является исполнительным органом при ректоре Казанской духовной семинарии (далее – КазДС) и учреждается решением Ученого совета.
1.2. В своей деятельности Административный совет руководствуется Уставом КазДС, настоящим Положением, решениями Ученого совета КазДС, приказами и распоряжениями ректора.
1.3. Административный совет подотчетен Ученому совету КазДС.
- Цель и задачи Административного совета
2.1. Административный совет учреждается с целью рассмотрения вопросов и принятия решений, касающихся функционирования и организации основных направлений деятельности КазДС.
2.2. Административный совет решает следующие задачи и обладает следующими полномочиями:
— контроль за качеством управления КазДС на различных уровнях и по всем направлениям деятельности;
— обсуждение и предварительное утверждение планов деятельности КазДС (в целом и по отдельным направлениям);
— координация и корректировка основных направлений деятельности КазДС;
— разрешение спорных вопросов во взаимодействии структурных подразделений КазДС;
— рассмотрение и подготовка документации по вопросам, выносимым на Ученый совет КазДС и формирование повестки заседания Ученого совета;
— принятие решений о созыве внеочередного заседания Ученого совета или изменении даты заседания Ученого совета КазДС;
— координация работы Ученого совета КазДС (в т.ч. созыв комиссий для подготовки вопросов к заседаниям Ученого совета, приглашение привлеченных специалистов и консультантов) и Общего собрания КазДС;
— обсуждение вопросов текущей деятельности КазДС и принятие решений по ним.
- Состав Административного совета и регламент его работы
3.1. В состав Административного совета входят:
— ректор;
— проректор по учебной работе;
— проректор по воспитательной работе;
— проректор по научно-богословской работе;
— секретарь Ученого совета;
— заведующий сектором заочного обучения;
— заведующая регентско-катехизаторским отделением.
3.2. В случае необходимости в работе Административного совета могут принимать участие преподаватели и сотрудники семинарии, не входящие в состав Административного совета, а также привлеченные специалисты и консультанты.
3.3. Административный совет возглавляется ректором, а в его отсутствие – и.о. ректора или иным членом Административного совета по поручению ректора.
3.4. Административный совет созывается по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в течение учебного года.
3.5. Секретарем Административного совета является секретарь Ученого совета КазДС, который формирует повестку дня и составляет протокол Административного совета.
3.6. Протокол заседания Административного совета утверждается ректором.
3.8. Нумерация протоколов Административного совета ведется от начала календарного года.
3.9. Подлинники протоколов Административного совета хранятся в канцелярии семинарии, копии – у секретаря Ученого совета.
3.10. Протоколы Административного совета являются документами постоянного срока хранения. В конце каждого календарного года секретарь Ученого совета организует работу по передаче заведующему архивом КазДС по описи на архивное хранение протоколов заседаний Административного совета, у которых истек 2-летний срок хранения у секретаря Ученого совета.
3.12. Решения Административного совета принимаются путем достижения консенсуса по рассматриваемым вопросам или открытым голосованием простым большинством голосов (при кворуме 50% + 1 голос членов Административного совета).
3.12. Решения Административного совета (зафиксированные в Протоколе), требующие утверждения Ученого совета КазДС, выносятся на его ближайшее заседание.
3.13. Решения Административного совета (зафиксированные в Протоколе), не требующие дальнейшего утверждения, оформляются в виде приказов и распоряжений ректора.
3.14. Председатель Административного совета отчитывается перед Ученым советом о деятельности Административного совета за отчетный период.
- Утверждение Положения об Административном совете
и внесение в него изменений
4.1. Положение об Административном совете и решение о внесении в него изменений принимаются Ученым советом КазДС открытым голосованием простым большинством голосов.
Приложение 3
ПОЛОЖЕНИЕ (проект) О ВОСПИТАТЕЛЬСКОЙ ЧАСТИ
КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
- Общие положения
1.1. Воспитательская часть (инспекция) является структурным подразделением Казанской духовной семинарии (далее – семинарии).
1.2. Воспитательская часть состоит из проректора по воспитательной работе, старшего помощника проректора по воспитательной работе и дежурных помощников проректора по воспитательной работе.
1.3. Пастырско-богословское отделение семинарии состоит из магистратуры (срок обучения 2 года) и бакалавриата (срок обучения 4 года).
- Цели и задачи пастырско-богословского отделения
2.1. Целью пастырско-богословского отделения является подготовка священнослужителей, а также церковнослужителей и церковных специалистов (церковных сотрудников).
2.2. Задачами пастырско-богословского отделения являются обучение, воспитание и духовно-нравственное развитие обучающихся в семинарии.
- Правила поведения обучающихся
на пастырско-богословском отделении
3.1. Поведение обучающихся как в семинарии, так и вне ее пределов должно соответствовать высоким требованиям, предъявляемым к студентам духовного учебного заведения.
3.2. Обучающиеся обязаны неукоснительно соблюдать распорядок дня в учебные, каникулярные и праздничные дни.
3.3. За соблюдением обучающимися распорядка дня и выходом на послушания следит воспитательская часть.
3.4. Подъем, отбой, начало и конец занятий и прочих мероприятий сообщаются обучающимся звонком, подаваемым дежурным вахтером согласно распорядку дня.
3.5. В общежитии каждый обучающийся имеет постоянное, определенное проректором место.
3.6. За соблюдением порядка в комнатах общежития и тишины после отбоя следит староста комнаты, который несёт ответственность за уборку помещения и смену постельных принадлежностей.
3.7. После отбоя в комнатах общежития обучающимся запрещается пользоваться компьютерами, мобильными телефонами и планшетами.
3.8. В тумбочке у кровати могут находиться предметы личной гигиены, белье, вещи повседневного пользования. Не разрешается держать в тумбочке продукты питания. Под кроватью не должно быть посторонних предметов, мешающих влажной уборке помещений. Верхняя одежда и прочие личные вещи должны находиться в гардеробе.
3.9. Вся информация об учебном процессе, богослужениях, послушаниях и прочем доводится до обучающихся через графики, которые вывешиваются администрацией на доску объявлений, а также через устное объявление в столовой во время трапезы.
3.10. Все замены на послушание обучающийся обязан согласовывать с воспитательской частью. При этом следует иметь в виду, что замены на послушание без крайне важной причины недопустимы и выход на послушание должен осуществляться строго по графику.
3.11. Обучающиеся обязаны строго соблюдать правила противопожарной безопасности.
3.12. Обучающиеся должны бережно относиться к имуществу семинарии (книги, конспекты, форма, инвентарь, мебель). Ущерб, нанесенный семинарии из-за недобросовестного отношения к выданным вещам, может быть взыскан с обучающихся.
3.13. Особая аккуратность требуется от обучающихся в местах общественного пользования – душевых комнатах и туалетах. О неисправности кранов, сливных бачков, душа, умывальников, унитазов, дверей, форточек и пр., обучающийся должен немедленно доложить дежурному помощнику проректора.
3.14. Обучающемуся категорически запрещается появление в расположении семинарии в нетрезвом виде, курение, распитие спиртных напитков, нарушение церковного устава в отношении постов и постных дней.
3.15. Отсутствие обучающегося в ночное время в расположении семинарии без благословения инспекции влечет за собой строгие меры наказания, вплоть до исключения из семинарии.
3.16. Пользование компьютером и интернетом разрешается только в учебных целях, а также допускается просмотр фильмов и интернет-страниц в свободное время. Просмотр фильмов в комнатах после отбоя и в аудиториях во время занятий, компьютерные игры и посещение интернет-ресурсов развлекательного и безнравственного содержания категорически запрещается.
- Внешний вид обучающихся на пастырско-богословском отделении
4.1. Внешний вид обучающихся должен быть опрятным.
4.2. В расположении семинарии обучающиеся обязаны находиться в соответствующей форме одежды:
а) для обучающихся на бакалавриате формой одежды является китель;
б) для обучающихся в магистратуре, а также для обучающихся на бакалавриате в чине чтеца формой одежды является подрясник.
4.3. Обучающимся необходимо иметь короткую стрижку и регулярно бриться; обучающимся, поставленным во чтеца, рукоположенным в священный сан и/или постриженным в монашество, благословляется ношение бороды.
4.4. На повседневных богослужениях, лекциях и трапезах обучающиеся, рукоположенные в сан диакона, носят подрясник как форму одежды, а обучащиеся в сане священника – подрясник и крест, на торжественных богослужениях и официальных мероприятиях – рясу и крест.
4.5. Обучающимся монашествующим на повседневных богослужениях, лекциях и трапезах необходимо носить подрясник, на торжественных богослужениях и официальных мероприятиях – рясу и клобук.
- Учебный процесс
5.1. Для овладения богословскими знаниями, а также знаниями по другим предметам и дисциплинам в соответствии с учебными программами организуется учебный процесс.
5.2. Учебный год начинается 1 сентября с совместной молитвы начальствующих, преподавателей и обучающихся. Вновь поступившие обучающиеся в этот день знакомятся с индивидуальными наставниками, с которыми на протяжении всего периода обучения могут разрешать все трудные и требующие обсуждения вопросы.
5.3. Всем обучающимся вменяется в обязанность неукоснительное выполнение распорядка дня и посещение всех занятий, обозначенных в расписании. Освободить студента от занятий может только проректор по воспитательной работе.
5.4. На курсе ответственным лицом является староста курса. Староста курса обязан еженедельно уведомлять инспекцию и учебную часть об отсутствовавших на занятиях по состоянию здоровья, в связи с послушанием или иными причинами. Староста отвечает за порядок в аудитории, наличие и исправность учебных пособий и предметов и имеет преимущественное право выражать пожелания и интересы обучающихся перед администрацией.
5.5. Староста курса и его помощник выбираются обучающимися и утверждаются проректором по воспитательной работе. В случае отсутствия старосты его обязанности выполняет его помощник.
5.6. Каждое занятие начинается и заканчивается совместной молитвой.
5.7. Успеваемость учащихся оценивается на основании устных и письменных ответов на занятиях. Неуспеваемость учащихся, после рассмотрения причин таковой на Воспитательском совещании, может послужить поводом для отчисления из семинарии.
- Богослужение
6.1. Важнейшее место в процессе духовного воспитания обучающихся занимает богослужение.
6.2. Посещение богослужений в дни воскресные, праздничные, в дни 1-й и Страстной седмиц Великого поста, а также в дни храмового послушания обязательно для всех обучающихся.
6.3. Отношение к храму и богослужению должно быть ответственным и благоговейным. Исполнение всех храмовых послушаний предполагает обязательную и тщательную подготовку как певческих групп, так и очередных чтецов.
6.4. На утреннее и вечернее правило (как и на богослужение) следует приходить заблаговременно. Опоздавший должен остаться у входа до окончания правила, после чего обязан сразу же объяснить дежурному помощнику причину опоздания.
6.5. Богослужебные тексты (часы, шестопсалмие, кафизмы, каноны и др.) следует читать неспешно, обращая внимание на знаки препинания и дикцию.
6.6. Обучающиеся в священном сане находятся в непосредственном подчинении благочинному храма семинарии и совершают богослужения строго по утвержденному ректором графику.
6.7. Обучающиеся не в священном сане во время ежедневных богослужений в семинарском храме исполняют обязанности чтецов, певцов, пономарей, помощников ризничего и другие послушания на основании расписания богослужения.
6.8. Порядок богослужения согласуется обучающимся, несущим послушание уставщика, со служащим священником.
6.9. Пропуск обязательного богослужения, богослужебного послушания, как и опоздание на него, является грубым нарушением дисциплины.
- Трапеза (прием пищи)
7.1. Трапеза начинается и заканчивается молитвой; если на трапезе присутствует священник, то молитвой с благословением священника.
7.2. Обучающийся, придя в столовую ко времени, указанному в распорядке дня, занимает свое место за столом.
7.3. Во время трапезы дежурный по столовой обучающийся читает жития святых или святоотеческие поучения согласно графику чтений, утвержденному проректором по воспитательной работе.
7.4. Все вопросы, связанные с трапезой, обучающиеся решают через дежурного помощника проректора, обязанного неотлучно пребывать в столовой до окончания трапезы.
7.5. В семинарии соблюдаются посты, установленные Святой Церковью. С разрешения администрации обучающимся, которым по состоянию здоровья необходимо диетическое питание, благословляется диетическая пища и послабление поста.
7.6. Праздные разговоры, смех, уход из столовой без разрешения инспекции недопустимы.
7.7. Ежедневно по графику, утвержденному проректором по воспитательной работе, обучающиеся несут дежурство в столовой.
7.8. Дежурные по столовой должны являться на послушание за 20 минут до начала трапезы. Во время дежурства дежурный обязан носить спецодежду.
7.9. Выносить из столовой посуду и столовые приборы запрещается.
- Лечение
8.1. В случае недомогания и невозможности исполнять распорядок дня обучающийся незамедлительно ставит в известность дежурного помощника, через которого получает направление на прием к врачу. Заболевший освобождается от занятий только проректором по воспитательной работе на основании рекомендации врача.
8.2. Обучающийся, находящийся на лечении в медицинском учреждении, обязан неукоснительно исполнять предписания лечащего врача.
8.3. Лечение вне стен семинарии должно быть документально подтверждено соответствующей справкой лечащего врача, которая представляется проректору по воспитательной работе и фиксируется в амбулаторной карте медпункта.
- Отдых (свободное время)
9.1. В течение учебного года обучающимся дважды предоставляются каникулы: летние и зимние (рождественские). График каникул составляется инспекцией с учетом постоянных послушаний. Сроки отъезда и прибытия строго регламентируются. Нарушение сроков возвращения с каникул без уважительной причины расценивается как грубое нарушение дисциплины.
9.2. Свободное время обучающиеся могут использовать для прогулок, занятий спортом, отдыха, при этом, не забывая об особых требованиях, предъявляемых Церковью и обществом к студентам духовных школ.
9.3. В летнее время обучающимся запрещается ходить в пляжной одежде (шорты, майки).
9.4. На отсутствие в расположении семинарии обучающийся обязан получить благословение проректора по воспитательной работе, за сутки до этого подав прошение, в котором должен указать цель и сроки отсутствия, а также телефон и адрес местонахождения в период отъезда. При этом следует учесть, что пропуск богослужебных и иных послушаний, равно как и учебных занятий, без крайне важной для этого причины недопустимы.
- Брак, монашеский постриг,
хиротесия во чтеца и рукоположение в священный сан.
10.1. Обучающийся, намеревающийся вступить в брак, должен предварительно получить благословение духовника, посоветоваться с индивидуальным наставником и получить письменное благословение ректора. При заключении брака необходимо помнить, что к кандидату в священный сан Церковь предъявляет канонические требования, несоблюдение которых будет препятствовать принятию священного сана[1].
10.2. Обучающиеся, желающие принять монашество, должны подать об этом прошение на имя епархиального архиерея по установленной форме, причем делать они это могут не ранее, чем через 1 год обучения, предварительно посоветовавшись с индивидуальным наставником и духовником и получив благословение ректора.
10.3. Обучающийся, желающий принять священный сан, должен подать прошение на имя ректора, который собирает Воспитательское совещание для обсуждения кандидатуры желающего принять священный сан[2]. В случае положительного решения Воспитательского совещания ректор ходатайствует перед епархиальным архиереем о рукоположении обучающегося в священный сан.
10.4. Обучающиеся в магистратуре и на 3-4 курсах бакалавриата могут быть пострижены во чтецов, о чем они через инспекцию подают прошения на имя ректора, который собирает Воспитательское совещание для их обсуждения. В случае положительного решения Воспитательского совещания ректор ходатайствует перед епархиальным архиереем о совершении над обучающимися хиротесий во чтецов.
- Система административных взысканий
11.1. При нарушении дисциплины обучающемуся делается устное замечание представителем администрации, на которое он обязан должным образом отреагировать.
11.2. Обучающийся обязан по требованию дежурного помощника проректора подать письменное объяснение случившегося на имя проректора по воспитательной работе.
11.3. Для объяснения поведения обучающийся может быть вызван проректором, Воспитательским совещанием и ректором.
11.4. К дисциплинарным мерам относятся: замечание, устный выговор, письменный выговор с занесением в личное дело.
11.4.1. При первом грубом нарушении дисциплины следует выговор, снижение балла по поведению до 4-х и лишение стипендии сроком на месяц.
11.4.2. При повторном грубом нарушении дисциплины следует строгий выговор, снижение балла по поведению до 3-х и лишение стипендии сроком на 2 месяца.
11.4.3. За систематическое нарушение дисциплины следует лишение стипендии сроком на 3 месяца и последнее предупреждение, что последующее нарушение дисциплины повлечет за собой отчисление из семинарии.
11.4.4. Отчисление из семинарии за дисциплинарные нарушения происходит приказом ректора по решению Воспитательского совещания.
Приложение 4
ПОЛОЖЕНИЕ О КАФЕДРЕ
КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
- Общие положения
1.1. Кафедра является учебно-научным структурным подразделением Казанской духовной семинарии (КазДС), обеспечивающим проведение учебной, научной и методической работы. Кафедра действует в соответствии с Уставом КазДС и настоящим Положением, подчиняется ректору и Ученому совету и осуществляет свою деятельность в координации с проекторами и секретарем Ученого совета (в пределах их компетенций).
1.2. Организация, переименование, преобразование, разделение, слияние или ликвидация кафедр осуществляется приказом ректора на основании решения Ученого совета.
1.3. Кафедра руководствуется в своей деятельности Уставом КазДС, приказами и распоряжениями ректора, постановлениями Ученого совета, настоящим Положением, а также должностными инструкциями ее членов.
1.4. Заведующий кафедрой должен быть специалистом в области научной дисциплины, входящей в перечень предметов, преподаваемых на кафедре, иметь ученую степень и принимать активное участие в научных исследованиях.
1.5. Заведующий кафедрой избирается Ученым советом в соответствии с Положением об Ученом совете и утверждается в должности приказом ректора. В отдельных случаях исполняющий обязанности заведующего кафедрой может быть назначен приказом ректора на срок до 1 года с последующим прохождением установленной процедуры избрания.
1.6. Заведующий кафедрой осуществляет организацию и руководство всеми направлениями деятельности кафедры, несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения возложенных на кафедру задач, реализацию плана работы кафедры по всем направлениям деятельности.
1.7. Права и обязанности заведующего кафедрой, секретаря кафедры и всех ее сотрудников определяются условиями заключенных с ними трудовых договоров и должностными инструкциями, утверждаемыми ректором.
1.8. Нагрузка членов кафедры формируется на каждый учебный год в соответствии с методикой расчета штатов профессорско-преподавательского состава по согласованию с членами кафедры, оформляется и утверждается приказом ректора.
1.9. В состав кафедры входят лица, работающие на постоянной основе (штатные сотрудники), по совместительству или на основании договора о почасовой оплате труда.
- Задачи кафедры
2.1. Целью деятельности кафедры является проведение учебной, учебно-методической, организационно-методической и научно-исследовательской работы.
2.2. Основной задачей кафедры является организация и осуществление учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой профессиональной квалификации по профилю кафедры, подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации. Конкретные задачи, необходимые для достижения данной цели, определяются Годовым планом работы кафедры в начале каждого учебного года.
- Функции и регламент деятельности кафедры
3.1. К функциям кафедры относятся:
— обеспечение высокого теоретического и методического уровня преподавания дисциплин по профилю кафедры путем применения традиционных и внедрения новых технологий обучения;
— контроль за учебной деятельностью студентов и анализ результатов текущего контроля и промежуточной аттестации студентов;
— руководство самостоятельной работой студентов;
— назначение консультаций, утверждение графика консультаций членов кафедры;
— подготовка необходимых для учебного процесса учебно-методических материалов: учебно-методических комплексов дисциплин, рабочих программ учебных курсов, методических пособий, указаний и рекомендаций, материалов для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации студентов, самостоятельной и индивидуальной работы студентов, по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ;
— подготовка учебников, учебных пособий, курсов лекций, хрестоматий и других руководств и наглядных пособий для студентов всех форм обучения;
— проведение научных исследований по теоретическим и прикладным проблемам по профилю кафедры;
— рецензирование научных работ членов кафедры, внешних соискателей, написание экспертных заключений для опубликования научно-исследовательских работ;
— утверждение тем курсовых работ по дисциплинам кафедры;
— обсуждение тем выпускных квалификационных работ и диссертаций по профилю кафедры с последующим представлением их на утверждение Ученому совету;
— обсуждение выпускных квалификационных работ и диссертаций по профилю кафедры и рекомендация их к защите;
— рецензирование представленных к защите диссертаций, выполненных вне кафедры и присланных на отзыв в КазДС как в ведущую организацию по соответствующей научной специальности.
3.2. Сотрудники кафедры осуществляют в установленном порядке консультирование студентов по преподаваемым дисциплинам в объеме, определяемом действующими нормативами учебной нагрузки.
3.3. Кафедра организует внеаудиторную работу студентов, регулярно контролирует ход самостоятельной работы, включая выполнение домашних заданий, курсовых работ, осуществляет научное и методическое руководство выполнением выпускных квалификационных работ и организует их рецензирование.
3.4. Основные виды деятельности кафедры обсуждаются на заседаниях кафедры. Заседания кафедры проводятся не реже двух раз в семестр в соответствии с годовым планом работы в установленные сроки. Внеочередные заседания могут проводиться по мере необходимости.
3.5. В заседаниях кафедры участвует весь состав кафедры. Кворум заседания составляет 1/2 общего состава кафедры.
3.6. Голосование осуществляется всеми присутствующими на заседании членами кафедры, кроме случаев, оговоренных в пункте 3.7.
3.7. На заседания кафедры могут быть приглашены преподаватели других кафедр КазДС, а также – по согласованию с Административным советом КазДС – представители иных высших учебных заведений, работники заинтересованных организаций.
3.8. На каждом заседании кафедры обязательно ведется протокол, который подписывается заведующим кафедрой и секретарем кафедры и утверждается ректором.
3.9. Кафедра должна иметь документацию, отражающую содержание, организацию и методику проведения учебного и научно-исследовательского процесса; ответственность за ведение документации кафедры несут заведующий кафедрой и секретарь кафедры.
- Обязанности сотрудников кафедры
4.1. Сотрудники кафедры обязаны:
— выполнять требования священноначалия к уровню подготовки выпускника по составу знаний, умений и навыков по профилю направления (специальности) или учебной дисциплины, обеспечиваемой кафедрой;
— обеспечивать высокую эффективность всех направлений своей деятельности;
— не допускать нарушений норм внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовую дисциплину, не опаздывать на занятия и не пропускать их без уважительных причин;
— выполнять должностные обязанности, отраженные в соответствующих должностных инструкциях, индивидуальные планы работы, поручения заведующего кафедрой;
— посещать заседания своей кафедры;
— участвовать в мероприятиях Русской Православной Церкви общецерковного и епархиального уровня (по благословению священноначалия), КазДС (по благословению ректора) и кафедры, включая участие в конференциях, семинарах и других научных мероприятиях.
- Права и полномочия кафедры в структуре КазДС
5.1. Кафедра имеет право:
— представлять руководству КазДС предложения о внесении изменений в штатное расписание, приеме, увольнениях и перемещениях сотрудников кафедры, их поощрении и наказании;
— участвовать в разработке рабочих учебных планов с учетом требований образовательных стандартов, типовых учебных планов, квалификационных характеристик, представлять замечания и предложения по ним на рассмотрение проректора по учебной работе и Ученого совета;
— входить с представлением в учебную часть об отчислении неуспевающих студентов, ходатайствовать о поощрении особо отличившихся студентов, преподавателей и сотрудников;
— проводить анализ содержания и качества преподавания всех дисциплин специальностей совместно с заинтересованными кафедрами и преподавателями, разрабатывать предложения по повышению заинтересованности студентов в учебе, их стремления к получению знаний, умений и навыков;
— участвовать в разработке и согласовании проектов инструкций, положений и других внутренних нормативных документов по вопросам деятельности кафедры;
— привлекать к участию в работе кафедры сотрудников других подразделений КазДС, а также – по согласованию с Административным советом – сотрудников сторонних организаций.
5.2. Утверждение рабочих учебных программ и учебно-методических комплексов дисциплин по профилю кафедры, тем курсовых работ, принятие решения о рекомендации к утверждению Ученым советом тем выпускных квалификационных работ и диссертаций по программам бакалавриата и магистратуры КазДС является полномочиями исключительно соответствующей кафедры.
5.3. Сотрудники кафедры имеют право разрабатывать и предлагать кафедре по соответствующей ей специальности новые курсы, курсы по выбору студента или факультативные дисциплины. Одобренные на заседании кафедры программы курсов представляются Ученому совету для включения в общий учебный план КазДС на предстоящий учебный год.
- Ответственность кафедры
6.1. Кафедра несет ответственность за качество подготовки специалистов по ее профилю. Кафедра осуществляет разработку учебных программ подготовки специалистов по своему профилю, а также контролирует содержание программ преподавания; принимает участие в повышении квалификации и переподготовке кадров по профилю кафедры.
6.2. За техническое состояние помещения кафедры и находящееся в нем оборудование (при наличии таковых) несут ответственность заведующий и секретарь кафедры. Использование помещения и технического оборудования кафедры в целях, не относящихся к непосредственной работе кафедры, допускается лишь с согласия заведующего кафедрой или (в отдельных случаях) всего её состава.
- Оценка деятельности кафедры
7.1. При оценке учебной деятельности кафедры в первую очередь принимается во внимание разработка и ежегодная доработка преподавателями УМК (учебно-методических комплексов), регулярное составление учебных пособий, написание учебников по преподаваемым дисциплинам.
7.2. При оценке научно-исследовательской деятельности кафедры принимается во внимание научная деятельность как профессорско-преподавательского состава (выступление на научных конференциях, публикация статей в научных журналах, монографий и др.), так и студентов (НИРС, написание и защита дипломных работ и магистерских диссертаций, и пр.).
- Взаимодействие кафедры с подразделениями КазДС
8.1. Кафедра взаимодействует с иными структурными подразделениями КазДС в соответствии с их полномочиями. Формы взаимодействия кафедры с Ученым советом, Административным советом, учебной частью, сектором заочного обучения и другими подразделениями КазДС определяются соответствующими Положениями и общими функциями и компетенциями этих подразделений.
- Утверждение Положения о кафедре и внесение в него изменений
9.1. Положение о кафедре принимается и изменения в него вносятся Ученым советом в соответствии с Положением об Ученом совете.
Приложение 5
ПОЛОЖЕНИЕ О СЕКТОРЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ
- Общие положения
- Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г. №273, уставом Казанской духовной семинарии (далее КазДС), другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
- Сектор заочного обучения (далее – СЗО) является структурным подразделением КазДС.
- Структура СЗО
- Количество сотрудников СЗО и его внутренняя структура определяются ректором КазДС и утверждаются в штатном расписании.
- СЗО возглавляется заведующим, осуществляющим организацию и руководство всеми направлениями деятельности. Заведующий несет полную ответственность за качество работы СЗО.
- Обязанности сотрудников СЗО определяются должностными инструкциями, которые разрабатываются заведующим, согласовываются с отделом кадров и канцелярией, и утверждаются ректором. Должностные инструкции не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации, нормативным актам Русской Православной Церкви, уставу КазДС и заключенному с сотрудником трудовому договору.
- Цели и задачи СЗО
- Цель СЗО заключается в организации учебного процесса обучающихся заочной формы обучения КазДС в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Русской Православной Церкви и положением о пастырско-богословском отделении КазДС.
- Задачами СЗО являются:
— планирование, организация и контроль учебного процесса по реализуемым на СЗО направлениям подготовки по заочной форме обучения;
— взаимодействие с кафедрами по вопросам организации учебного процесса СЗО;
— повышение качества обучения студентов заочной формы обучения;
— сбор и анализ статистической информации по СЗО.
- Функции СЗО
- Участие в подготовке учебных планов по заочной форме обучения.
- Составление графиков сессий СЗО, графиков ликвидации задолженностей и контроль за их выполнением.
- Составление расписаний сессий СЗО.
- Консультация обучающихся по вопросам перевода с очной на заочную форму обучения, отчисления и восстановления на СЗО, зачисления переводом из других духовных высших учебных заведений; подготовка соответствующих документов.
- Подготовка академических справок и справок-вызовов для обучающихся на СЗО.
- Выдача, оформление, учет и хранение зачетно-экзаменационных ведомостей и экзаменационных листов.
- Формирование личных дел студентов СЗО и хранение их до момента передачи в архив.
- Подготовка, хранение и контроль за ведением журналов посещаемости студентов СЗО.
- Прием прошений от студентов СЗО для рассмотрения их заведующим либо ректором.
- СЗО осуществляет подготовку текущей информации по запросу других структурных подразделений КазДС.
- СЗО осуществляет информирование студентов КазДС о графике сессий, о приказах и распоряжениях ректора, о результатах заседаний Ученого совета и Административного совета, касающихся СЗО, о наличии академических задолженностей и сроках их погашения.
- Полномочия заведующего СЗО
- Ставит перед Административным советом вопрос об отчислении студентов СЗО, имеющих академические задолженности.
- С согласия ректора выступает с инициативой проведения проверок, касающихся организации учебного процесса, выполнения государственных и церковных образовательных стандартов, учебных планов, приказов и распоряжений вышестоящих органов по СЗО.
- Взаимоотношения со структурными подразделениями
- СЗО в своей деятельности подотчетен Ученому совету КазДС.
- СЗО взаимодействует с учебной частью, воспитательской частью, проректором по научно-богословской работе, кафедрами, канцелярией, отделом кадров, бухгалтерией, административно-хозяйственной частью пищеблоком КазДС по вопросам СЗО.
- СЗО вправе запрашивать у других структурных подразделений КазДС необходимую для эффективного выполнения своих задач информацию.
Приложение 6
ПОЛОЖЕНИЕ
«О порядке перезачета и переаттестации дисциплин
в Казанской духовной семинарии»
- Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано с целью упорядочения оформления перезачета и переаттестации дисциплин при ликвидации разницы в учебных планах для обучающихся, решивших продолжить образование в Казанской духовной семинарии (далее — Семинария).
Положение основывается на следующих нормативных документах:
-Законе Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
-приказе Министерства образования и науки Российской Федерации 9.01.2014г. № 3 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»;
-Уставе Семинарии,
-Правилах приема в семинарию;
-других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке.
1.2.Требования данного Положения распространяются на обучающихся, которые имеют право на перезачет или переаттестацию дисциплин, сданных ими в ранее оконченных высших или средних профессиональных учебных заведениях:
а)зачисленных по результатам вступительных испытаний;
б) переведенных с одной формы обучения на другую форму обучения, в пределах одной образовательной программы семинарии;
в) переведенных или восстановленных с одной образовательной программы семинарии на другую образовательную программ.
г) переведенных в семинарию из других высших учебных заведений РФ;
д) зачисленных в семинарию для получения второго высшего образования;
е) обучающихся параллельно по второй основной образовательной программе высшего профессионального образования;
ж) обучающихся по сокращенным образовательным программам.
1.3. Под перезачетом понимается признание учебных дисциплин и практик, пройденных (изученных) лицом при получении предыдущего среднего или высшего профессионального образования, а также полученных по ним оценок (зачетов), результатов защиты практики и их перенос в документы об освоении программы вновь получаемого высшего профессионального образования (далее — ВПО). Решение о перезачете освобождает обучающегося от необходимости повторного изучения (прохождения) соответствующей дисциплины (части дисциплины) и/или практики и является одним из оснований для определения сокращенного срока обучения.
1.4. Под переаттестацией понимается дополнительная процедура, проводимая для подтверждения качества и объема знаний у обучающегося по дисциплинам и практикам, пройденных (изученных) им при получении предыдущего среднего профессионального или высшего профессионального образования. В ходе переаттестации проводится проверка остаточных знаний у обучающегося по указанным дисциплинам и/или практикам (в форме промежуточного или итогового контроля) в соответствии с образовательной программой ВПО, реализуемой в семинарии. По итогам переаттестации в случае положительных оценок выносится общее решение о переаттестации, которое освобождает обучающегося от необходимости повторного изучения (прохождения), соответствующей дисциплины и/или практики и является одним из оснований для определения сокращенного срока обучения.
1.5. Перезачет и переаттестация учебных дисциплин проводится переаттестационной комиссией в соответствии с нормативным документом семинарии «Положение о переаттестационной комиссии».
- Условия осуществления перезачета дисциплин
2.1. Объективной основой оценки уровня знаний обучающегося является Федеральный и Государственный образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее – Стандарты) в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению «Теология» и основная образовательная программа высшего профессионального образования. Выполнение требований стандартов и основной образовательной программы высшего профессионального образования является обязательным.
2.2. Зачет результатов обучения осуществляется:
— обучающемуся по программе бакалавриата на основании представленного обучающимся диплома о среднем профессиональном образовании, диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке, справки об обучении или о периоде обучения;
— обучающемуся по программе магистратуры — на основании представленного обучающимся диплома специалиста, диплома магистра, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовке, справки об обучении или о периоде обучения.
2.3.Перезачитываться могут дисциплины учебного плана любого цикла, изученные обучающимся на предыдущем этапе среднего или высшего профессионального образования.
2.4. Полностью перезачету подлежат дисциплины образовательных программ:
Общенаучные дисциплины, если полностью совпадает наименование дисциплины, а объем и содержание не менее чем на 70% совпадают с соответствующими дисциплинами учебных планов семинарии;
Специальные и профессиональные дисциплины, если полностью совпадает наименование дисциплины, а объем и содержание дисциплины не менее чем на 80% совпадают с соответствующими дисциплинами учебных планов семинарии;
Физическая культура если объем совпадает не менее чем на 60%.
2.5. Полностью перезачету подлежат дисциплины вариативной части образовательных программ – одна дисциплина за одну даже при несовпадении наименования дисциплин, если объем не менее чем на 80% совпадает с соответствующим объемом дисциплин по учебному плану семинарии;
2.6.При несовпадении формы контроля по дисциплине (зачет вместо экзамена) и при выполнении условий п. 2.4 (названия дисциплины и количества часов) данная дисциплина может быть перезачтена с оценкой «удовлетворительно». При несогласии обучающегося с такой оценкой за ним сохраняется право пересдать ее на общих основаниях.
2.7.Полностью перезачету подлежат дисциплины, в случае завершения курса обучения, у обучающихся, переведенных с одной формы обучения на другую форму обучения в пределах одной образовательной программы Семинарии.
2.8.При отсутствии приложения к диплому о среднем профессиональном или высшем образовании, а также когда в представленном документе не указаны часы, обучающийся запрашивает академическую справку (справка об обучении или периоде обучения) в том образовательном учреждении, в котором он ранее получил высшее или среднее профессиональное образование, или копию учебного плана образовательного учреждения, который действовал на период его обучения.
2.9.В тех случаях, когда запрос не удовлетворен, решение о перезачете дисциплины принимается комиссией по переаттестации в каждом отдельном случае индивидуально и основывается на действующем рабочем учебном плане семинарии.
2.10. В тех случаях, когда в представленном документе о среднем и высшем профессиональном образовании указаны аудиторные часы, перезачет осуществляется на основе сопоставления с аудиторными часами действующего рабочего учебного плана семинарии.
2.11.Курсовая работа перезачитывается при переводе обучающегося на выпускной курс семинарии (4 курс бакалавриата и 2 курс магистратуры); в остальных случаях курсовые работы не зачитываются.
2.12.Практики, пройденные обучающимся в среднем профессиональном учебном заведении, могут быть перезачтены с согласия руководителя практики семинарии по данному направлению (специальности) при совпадении ее содержания и длительности.
2.13.Если по перезачитываемой дисциплине в рабочем учебном плане семинарии предусмотрена более высокая форма текущей аттестации, то обучающийся обязан ликвидировать возникающую разницу.
2.14.Если по перезачитываемой дисциплине в рабочем учебном плане семинарии предусмотрена более низкая форма текущей аттестации, то допускается перезачет по данной форме текущей аттестации.
2.15.Дисциплины, по которым курс обучения не завершен, могут быть перезачтены частично согласно вышеизложенным пунктам.
2.16.Перезачеты проводятся до начала первой экзаменационной сессии, следующей за зачислением (переводом, восстановлением) обучающегося.
2.17.Дисциплины, по которым имеется совпадение количества форм промежуточной и текущей аттестации, а по содержанию и по объему часов совпадение составляет менее, установленных п. 2.4 и п. 2.5. настоящего Положения, пределов, но не менее 40%, не подлежат перезачету, а могут быть только переаттестованы в соответствии с п. 4.8.
2.18.Не подлежат перезачету, а могут быть только переаттестованы дисциплины, изучение которых подтверждается только зачетной книжкой, без предоставления академической справки (справки об обучении или периоде обучения) или приложения к диплому.
2.19.Наличие неперезачтенных дисциплин по истечении графиков переаттестации приравнивается к академическим задолженностям.
- Порядок оформления перезачтенных дисциплин
3.1. Выписки из протокола заседания переаттестационной комиссии (Приложение 1) хранятся в Семинарии, а их копии в личном деле обучающегося.
3.2. Записи о перезачтенных дисциплинах вносятся в зачетные книжки.
- Условия осуществления переаттестации дисциплин
4.1.Список дисциплин, подлежащих переаттестации определяет переаттестационная комиссия, ориентируясь на требования п.п.2.18. и 2.19 настоящего Положения.
4.2.Переаттестации дисциплин должны быть проведены в установленный аттестационной комиссией срок.
4.3.Переаттестация проводится комиссией, утвержденной приказом Ректора.
4.4.Переаттестация предполагает осуществление контроля путем собеседования, выполнения контрольной работы или реферата по изученной дисциплине, сравнительного анализа программ соответствующей дисциплины или иной формы, в ходе которых проводится проверка остаточных знаний у обучающихся по переаттестуемым дисциплинам.
4.5.Перед переаттестацией обучающемуся предоставляется возможность ознакомиться с учебной программой по переаттестуемым дисциплинам и/ или практикам.
4.6.Переаттестация может проводиться в период изучения данной учебной дисциплины.
4.7.Дисциплины, по которым курс обучения не завершен, могут быть переаттестованы в процессе завершения курса обучения по данной дисциплине, но при этом суммарное количество экзаменов, зачетов, курсовых работ (при обучении по Рабочим учебным планам предыдущего этапа высшего профессионального образования) не должно быть больше, чем в Рабочем учебном плане семинарии.
4.8.Дисциплины, по которым имеется совпадение количества форм промежуточной (экзамен/зачет) и текущей (курсовые) аттестации, а по содержанию и по объему часов совпадение составляет не менее 40%, перезачитываются по результатам собеседования или прослушивания обучающимися обзорного курса лекций.
4.9.Разрешается переаттестация дисциплины «Физическая культура», для лиц, обучающихся на базе среднего профессионального образования и имеющих по данной дисциплине в документе о предыдущем образовании итоговую оценку.
4.10. Разрешается переаттестация производственной практики лицам, обучающимся по сокращенным образовательным программам и имеющим документ о предыдущем среднем или высшем профессиональном образовании соответствующего профиля подготовки.
4.11.Дисциплины, по которым совпадение программ обучения, как по содержанию, так и по объему менее 40% с дисциплинами учебных планов семинарии, подлежат изучению в общем порядке в соответствии с основной образовательной программой семинарии.
4.12.Формами переаттестации могут быть: собеседование, выполнение контрольной работы или реферата, зачет или экзамен.
4.13.Форма и возможность переаттестации определяются профильными кафедрами Семинарии.
4.14.Перед переаттестацией учебная часть может организовывать консультации по переаттестуемым дисциплинам.
4.15.Сроки переаттестации и график работы кафедр с обучающимися устанавливается учебной частью с учетом периода переаттестации, установленной аттестационной комиссией.
- Порядок оформления переаттестованных дисциплин
5.1.Итоги переаттестации по всем переаттестуемым дисциплинам оформляются протоколом, в котором подписываются председатель и члены переаттестационной комиссии семинарии.
5.2.Результат переаттестации (оценка или зачет) по дисциплине выставляются комиссией в зачетную книжку обучающегося и индивидуальную экзаменационную ведомость.
5.3.Переаттестованные дисциплины вносятся в приложение к диплому, как изученные в Семинарии.
- Заключительные положения
6.1. Обучающиеся, имеющие перезачеты или переаттестации ряда дисциплин учебного плана, освобождаются от повторного изучения соответствующей дисциплины и могут не посещать занятия по перезачтенным и /или переаттестованным дисциплинам.
6.2. Обучающийся может отказаться от перезачтения (переаттестации) дисциплин и практик.В этом случае он должен посещать все учебные занятия и выполнить все виды текущего, промежуточного и итогового контроля по данной дисциплине, предусмотренные учебным планом, или пройти соответствующую практику.
6.3. При переводе обучающегося в другой вуз или отчислении до завершения освоения им образовательной программы записи о перезачтенных и/или переаттестованных дисциплинах вносятся в академическую справку.
Образец (к Приложению 6)
Выписка из протокола № ____ от «___»___________201__г.
решения переаттестационной комиссии Казанской духовной семинарии
Студенту____курса ______________________________________________________________
(наименование подразделения)
__________________________________________________________________,
(указать Ф.И.О. студента)
На направление/специальность_______________________________________
профиль/специализация ____________________________________________
разрешить:
1) перезачесть следующие дисциплины/ практики:
№п/п Наименование дисциплины/практики Вид контроля/ Оценка
2) переаттестацию следующих дисциплин/практик:
№п/п Наименование дисциплины/практики Период переаттестации
3) ликвидацию задолженностей по следующим дисциплинам.
№п/п Наименование дисциплины/практики Сроки ликвидации
Секретарь аттестационной комиссии:
________________ / _______________________ /
[1] Из допроса ставленника перед рукоположением следует, что женат он может быть только первым браком, только на девице и только православного вероисповедания.
[2] Желающий принять священный сан должен иметь «доброе свидетельство от внешних» (Первое Послание к Тимофею апостола Павла, гл. 3, ст. 7), быть женатым первым браком или быть готовым провести всю жизнь в безбрачном состоянии (монашество или целибат), сохранить себя до браковенчания в телесной чистоте и целомудрии (см. 17 правило святых Апостолов и 69 правило святителя Василия Великого); не должен иметь судимости (см. допрос ставленнику перед рукоположением).