Проповедь студента 2 курса бакалавриата Грязнова Сергея на вечернем правиле в семинарском храме 01 марта 2018 г.

Во имя отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня мы собрались с Вами в этом храме, чтобы вспомнить подвиг одного из первосвятителей Московских — священномученика Патриарха Ермогена. Мы должны вспомнить о нем не просто как о личности, сыгравшей значение в важный период русской истории, личности, повлиявшей на дальнейшие события, но вспомнить так, чтобы получить духовное назидание, прочитать то послание нашему времени, которое этот подвиг посылает нам через четыре прошедших столетия, распознать в нем тот самый не подвластный времени евангельский ответ на вызовы жизни: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13).

Священномученик Ермоген (в миру Ермолай) родился около 1530 года в землях донских казаков. Еще подростком он пришел в Казань, где в 1565 году стал священником Никольского гостинодворского храма. Во время его служения произошло явление и обретение чудотворной иконы Божией Матери в 1579 году. И, будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, перенес новоявленную икону в церковь святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо- Преображенского монастыря в Кремле, а в 1589 году хиротонисан во епископа, и становится первым Казанским митрополитом. В 1594 году он составляет историю явления Казанской иконы и о совершившихся от нее чудесах. А уже в 1595 году при нем совершилось обретение, открытие и погребение в Спасо-Преображенском монастыре мощей чудотворцев: святителя Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского.

За свои выдающиеся труды архипастырь был отмечен церковью. И в  1606 году его избирают на Патриарший престол. Но время деятельности святителя Ермогена оказалось одним из самых трудных в истории Государства Российского — началось нашествие самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III. В этом подвиге Патриарх не был одинок: ему подражал и помогал русский народ. С особенным вдохновением противостоял Святейший изменникам и врагам Отечества, желавшим поработить Святую Русь, ввести униатство и католичество, и искоренить Православие.

В Грамоте Первосвятитель призывал предателей: «…Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, жен и чад, и всех нас; и станем молить за вас Бога…»[1]

Грамоты, которые рассылал Патриарх Ермоген по городам и селам, возбуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Это привело тому, что поляки насильно свели Ермогена с Патриаршего престола и заключили в подвале Чудова монастыря под стражу. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля. Поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. На что святитель отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь только Бога!»[2].

И все это он переживал с кротостью, неся в сердце своем слова Господа: «научитесь от Меня кротости и смирению, и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29). И, отсидев в заточении более девяти месяцев, 17 февраля 1612 года он скончался в мучениях от голода.

Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось русским народом. Тело священномученика под звон колоколов Московского Кремля было погребено в храме Чудова монастыря, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор. Само же прославление в лике святителей совершилось в 1913 году.

Все последующие после Патриарха Ермогена новомученики и исповедники Российские являлись его последователями и, как и он, они явили нам образец подлинного патриотизма, подлинной любви к Отчизне, основанной на православной вере. Эта любовь не абстрактна, эта любовь пронизана ответственностью за будущее Родины.

И сегодня можно часто услышать упреки в адрес Церкви, будто она, с одной стороны, во всем поддерживает государство, а с другой — вмешивается в политику, пытаясь влиять на те или иные решения и действия властей. Но ни один христианин не может оставаться безучастным к судьбам Родины, потому что не мыслит себе жизни без веры и без Бога. И Церковь не может не радоваться, если учение Христово хотя бы в какой-то мере воплощается в законах государства. Поэтому Церковь поддерживала и будет поддерживать всякое здоровое нравственное движение в государстве и обществе, всегда призывая к превосходству духовного над материальным, к какой бы сфере жизнедеятельности это ни относилось.

Дорогие братья и сестры! Объединив усилия вокруг добрых дел и молитвенных подвигов, защитим православную веру от врагов внешних и внутренних, а удивительный по силе пример жизни священномученика Патриарха Ермогена пусть вдохновит нас. И ныне своими молитвами он предстоит пред лицом Божиим и молится за всех православных христиан. Аминь.

Список использованных источников и литературы:

  1. Агафонов Н., прот. Адамант земли Русской // Благовест, 2013. — 315 с.
  2. Библия // Синодальный перевод., 2003. С. 1178.
  3. Деятели Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата [электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/671310.html (Дата обращения 22.02.2018 г.).

[1] Агафонов Н., прот. Адамант земли Русской // Благовест, 2013. С. 285.

[2] Там же. С. 283.