В Татарстане православное образование не может развиваться изолированно от уже существующих светских и конфессиональных систем

Сегодня мы являемся свидетелями того, что зачастую под видом борьбы за религиозные ценности бессовестно развязываются кровавые войны. Первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий считает, что на фоне угрозы религиозного экстремизма во всех образовательных учреждениях Татарстана должно уделяться повышенное внимание формированию конфессиональной идентичности учащихся. В статье, написанной для «БИЗНЕС Online», он делится своим видением того, как должен быть построен данный процесс.

26213738105-64_b

В ноябре прошлого года в Казани прошел II форум православной общественности РТ

ТАТАРСТАНУ НУЖЕН ПОЛНЫЙ ЦИКЛ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свою позицию по данному вопросу я впервые озвучил в ходе II форума православной общественности Татарстана, который состоялся в Казани 26 ноября прошлого года, и в данной статье решил развить основные положения своего ноябрьского выступления.

Мы живем в эпоху мировоззренческих и идеологических конфронтаций и являемся свидетелями того, что под лозунгами борьбы за религиозные ценности часто развязываются и ведутся самые жестокие и кровавые войны. Явлением, которое сегодня представляет серьезную угрозу для мирного развития человечества, стал религиозный экстремизм. Хорошо известно, что важнейшим фактором борьбы с этим злом является распространение адекватных и объективных знаний о вероучении и истории традиционных конфессий — в первую очередь христианства и ислама.

Современное гражданское общество, построенное на принципах практически неограниченной свободы распространения информации, вынуждено считаться с тем, что каждый гражданин вправе сам для себя решать, каких убеждений и мировоззренческих установок он должен придерживаться. Однако есть неписаное правило: моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. В этой связи необходимы общественный договор, консенсус относительно того, что допустимо в области мировоззрения, в сфере ценностей и нравственных принципов, а что категорически неприемлемо. Принципы этого общественного договора и должны формировать те системы образования, которые приняты в обществе и признаны им.

Для Республики Татарстан определяющими в плане формирования мировоззрения ее граждан являются следующие образовательные системы: государственная (светская), исламская и православная. В нашей республике существуют все необходимые условия для полноценного функционирования и развития этих систем, однако принципиально важно, чтобы данные системы развивались в тесной координации друг с другом, опираясь на прочный фундамент таких ценностей, как неприкосновенность священного дара жизни, уважение к религиозному, мировоззренческому и ценностному выбору другого человека, причастность к единой исторической родине — России, осознание ответственности за нее, взаимовыручка и солидарность, а также иных нравственных констант, базирующихся на вероучении традиционных конфессий.

Важной вехой на пути развития конфессионального образования в Республике Татарстан стало решение о создании Болгарской исламской академии, которое отражено в указе президента РТ Рустама Минниханова от 4 ноября 2015 года. В то же время православная общественность не только Татарстана, но и всей России с нетерпением ждет и воссоздания Казанской духовной академии.

Однако следует иметь в виду, что при всей важности и общецерковной значимости этой задачи академия — это вершина образовательного процесса. Не менее важной задачей является создание в Татарстане полного, законченного цикла православного образования, предполагающего наличие всех его ступеней — не только высшего, но и начального и среднего. При этом важно иметь в виду, что если высшее конфессиональное образование является специальным и ориентировано в первую очередь на будущих священнослужителей и церковных работников, то начальное и среднее образование предназначено для гораздо более широкого круга учащихся — фактически для детей из всех православных семей, а также из тех семей, где хотя бы один из родителей исповедует православие.

Следует признать, что начальное и среднее православное образование в нашей республике находится только на начальной стадии своего развития. В этой связи первостепенное внимание следует уделить развитию воскресных школ. Было бы весьма желательно, чтобы эти школы развивались системно, координируя свою деятельность с отделом по религиозному образованию и катехизации Московского патриархата, а также с профильными отделами епархий Татарстанской митрополии.

«Начальное и среднее православное образование в нашей республике находится только на начальной стадии своего развития»

«Начальное и среднее православное образование в нашей республике находится только на начальной стадии своего развития»


ВЕРНОСТЬ СВОЕЙ РЕЛИГИИ НЕ ОЗНАЧАЕТ НЕПРИЯТИЯ ДРУГИХ ТРАДИЦИЙ

В первую очередь созданием воскресных школ должны озаботиться все крупные городские приходы, у которых есть возможность привлекать для преподавания соответствующие кадры. Не должны оставаться в стороне и монастыри — особенно городские, ведь испокон веков духовное просвещение было одной из их главных функций. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы воскресная школа была на каждом приходе и при каждом городском монастыре.

В ходе обучения в таких школах учащиеся должны получить твердые знания по Закону Божию, церковному пению и чтению, церковнославянскому языку и иным пропедевтическим предметам. Обучение в этих школах следует вести по единым стандартам, утвержденным синодальным отделом религиозного образования и катехизации, но с учетом местной специфики.

Уже на начальном и среднем этапах конфессионального образования — в первую очередь православного и мусульманского — следовало бы сделать особый акцент на воспитании в детях уважения к последователям иных конфессий. В этой связи можно было бы подумать о разработке специального межконфессионального курса, который мог бы преподаваться в начальных и средних школах всех традиционных конфессий республики. В рамках такого курса детям должно разъясняться, что верность своей религиозной традиции не означает неприятия иных традиций — особенно тех, которые веками сосуществуют и развиваются на нашей земле.

По окончании обучения выпускники воскресных школ должны иметь возможность продолжить обучение в среднем православном учебном заведении — школе или гимназии. В прошлом году в Казани открылась первая в республике православная гимназия во имя святителя Гурия Казанского, расположенная при недавно освященном храме в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

Рустам Минниханов и митрополит Феофан посетили православную гимназию и имели возможность удостовериться, что этот образовательный проект развивается успешно

Рустам Минниханов и митрополит Феофан посетили
православную гимназию и имели возможность удостовериться,
что этот образовательный проект развивается успешно

 
Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »