Проповедь студента 4 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии Иоанна Валеева на Литургии Преждеосвященных Даров 21 февраля 2018 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня мы с вами сподобились молиться за литургией Преждеосвященных Даров. Этот чин литургии отличается от обычного отсутствием проскомидии и евхаристического канона. Но, несмотря на эти особенности, мы все равно имеем право называть это богослужение литургией, поскольку имеем возможность причащаться Святых Христовых Таин.

Литургия Преждеосвященных Даров приписывается авторству святителя Григория Двоеслова, однако он не являлся составителем этого чина. Он лишь поспособствовал распространению литургии Преждеосвященных Даров в Западной Церкви.

На этой литургии мы с вами слышали несколько песнопений, в которых Церковь напоминает нам о том, что у поста есть два смысла – телесный и духовный.

Первое из них — «Да исправится молитва моя». Это песнопение состоит из нескольких частей, в которых последовательно раскрывается духовный смысл поста. В первой части говорится о том, чтобы мы более трепетно относились к молитве, поскольку это – наша добровольная жертва Богу. Во второй части мы сугубо просим о том, чтобы Господь услышал наши молитвы. При этом мы должны понимать, что от нас в свою очередь требуется чистосердечное раскаяние в своих грехах. В третьей части мы просим Господа о том, чтобы Он избавил нас от празднословия. «От избытка

сердца глаголют уста» — говорит Господь наш Иисус Христос (Мф.12:34). Если мы предаемся празднословию, то это означает, что наше сердце наполнено праздностью. А это является одним из основных препятствий к прохождению постного поприща. Заключительная часть данного песнопения содержит в себе мольбу об избавлении от лукавства. Лукавство является одним из препятствий к покаянию, поскольку лукавый человек всегда и во всем ищет свою выгоду. А Спаситель говорит: «Будьте мудры как змеи и просты как голуби» (Мф.10:16).

Следующее песнопение – «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат». Оно поется вместо Херувимской песни, но это не означает, что ее значение каким-то образом умаляется. Просто Церковь сугубо напоминает нам о том, что во время Божественной литургии священнику незримым образом сослужат ангелы. Также мы с вами не должны забывать о том, что предстоим перед Самим Царем Славы, к которому должны приступать с верою и любовью, чтобы наследовать вечную жизнь.

Еще одно песнопение — причастен «Вкусите и видите». В нем отражена основная суть не просто поста, а всего христианства. «Иго бо мое благо и бремя мое легко есть» — говорит Господь наш Иисус Христос (Мф.11:30). Несмотря на все наши бесчисленные прегрешения, Господь всегда готов нас простить.

Также на литургии Преждеосвященных Даров есть момент, когда священник поворачивается лицом к народу со свечой в руках и возглашает: «Свет Христов просвещает всех».

Святые отцы говорят, что «пост – это весна духовная». Причина этого, в том, что пост – это время сугубого покаяния. Когда мы сознательно грешим и не хотим каяться, мы пребываем во мраке. В таком мраке находились все ветхозаветные и новозаветные праведники до Воскресения Христова и Сошествия во ад. Своим Воскресением Спаситель положил начало Новому Завету, заключенному между Богом и людьми. Теперь люди получили

возможность достигать Царствия Небесного. Но взамен от нас требуется соблюдение заповедей Божиих и участие в Таинствах.

«Свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» — слышим мы за каждым вечерним богослужением. В этой молитве святого праведного Симеона Богоприимца, память которого мы совсем недавно праздновали, говорится о том, что пришествие в мир Спасителя вывело людей из того греховного мрака, в котором они находились. Вот почему именно на литургии Преждеосвященных Даров и именно в Великий пост Церковь напоминает нам о том, что «Свет Христов просвещает всех».

Таким образом, литургия Преждеосвященных Даров неслучайно служится именно в Великий пост. Давайте же, отцы, братия и сестры, стараться приносить достойные плоды покаяния, чтобы сподобиться встретить праздник Светлого Христова Воскресения.

Аминь.