В прошлом году Учебный комитет Русской Православной Церкви провел плановое инспектирование духовных школ Русской Православной Церкви. На основании этой проверки был составлен рейтинг церковных образовательных учреждений, который является документом для внутреннего пользования. С рейтингом были ознакомлены ректоры духовных учебных заведений. Пресс-служба Казанской духовной семинарии попросила ректора игумена Евфимия ответить на несколько вопросов, касающихся этого рейтинга.
Отец Евфимий, недавно по итогам проверки духовных учебных заведений, проведенной в 2014 году, был составлен их рейтинг. Как Вы считаете, зачем вообще нужен рейтинг церковных образовательных учреждений? Какие критерии оценки качества образования применялись в Казанской семинарии?
Рейтинг – это один из способов оценки эффективности работы современного учебного заведения, и духовные семинарии и академии в данном случае не исключение. Критерии, используемые при составлении рейтинга, показывают, в первую очередь, динамику развития духовной школы, демонстрируют, в какой степени та или иная семинария или академия соответствует уровню тех задач, которые ставятся перед ней священноначалием
Составление таких рейтингов имеет значение, главным образом, для самих духовных школ, позволяет им оценивать результаты своего труда, порождает в хорошем смысле слова некую со-ревновательно
Настоящий рейтинг составлялся по девяти параметрам: нормативное обеспечение, материальное обеспечение, результаты обучения, спектр реализуемых программ, воспитательные показатели, профессорско-пре
Можно ли сказать, что рейтинг – критерий прежде всего чисто бюрократический, так как само по себе образование не является гарантией духовного и умственного возрастания человека? И почему все же он нужен, что он дает для улучшения не только внешних показателей?
Действительно, рейтинг создается большей частью по внешним, формальным критериям, однако, как известно, если форма возможна без содержания, то содержание без формы – нет. Поэтому никуда не уйти от оценки внешних показателей. Так, например, для определения уровня профессорско-пре
Логика абсолютно железная – учебное заведение может уверенно развиваться только в том случае, если основной костяк его преподавателей состоит в штате и большую часть своего рабочего времени – а в идеале все свое рабочее время, будет посвящать родной школе.
Казанская семинария находится в ряду лучших в рейтинге, каковы составляющие успеха семинарии?
Да, мы находимся в первой десятке духовных учебных заведений России, хотя по сравнению с рейтингом 2013 года нас и несколько потеснили духовные семинарии, получившие за это время государственную аккредитацию. Мы рады за наших коллег из тех семинарий, которые улучшили свои показатели в рейтинге, но тем не менее считаем, что с точки зрения развития у Казанской духовной семинарии сегодня, наверное, лучшие перспективы по сравнению с другими духовными учебными заведениями. Это связано, в первую очередь, с планами возрождения Казанской духовной академии, о которых заявил наш новый правящий архиерей митрополит Казанский и Татарстанский Феофан уже в первые дни своего пребывания на Казанской кафедре.
Думаю, что воссоздание некогда славной Казанской духовной академии давно назрело. Ведь очевидно, что если в Татарстане есть Российский исламский университет, то должна быть и Казанская духовная академия, тем более что есть исторический прецедент. В республике существует доктрина межрелигиозного баланса (имеется в виду, в первую очередь, баланс между православием и исламом), в рамках которой и следует решать вопрос о возрождении академии.
Отец ректор, не могли бы Вы раскрыть некоторые цифры: сколько по сравнению с предыдущими годами поступило в этом году студентов, сколько выпускников потом идут в академии, сколько рукополагаются?
В этом году у нас был неплохой набор – мы приняли на очное отделение бакалавриата 19 человек, на регентско-катехи
В этом году мы даже попытались провести нечто вроде рекламной кампании –сняли небольшой видеофильм «Братство», который разместили в интернете, где он набрал более 100 тысяч просмотров. Это своего рода рекорд среди подобных работ. Думаю, что ролик сделал свое дело – в этом году набор был вполне добротным. Но главное, что во многом благодаря этому фильму изменился имидж семинарии, теперь поисковики при запросе «Казанская духовная семинария» выдают большей частью ссылки именно на этот фильм.
Должен ли человек, поступая в семинарию, осознавать, что он будет священником? Какую задачу ставит перед собой семинария – подготовку к служению — или скорее «духовное образование»?
Мы исходим из того, что духовное образование и предполагает подготовку к служению Церкви, другое дело, что служить Церкви можно, и не принимая священного сана. Так, например, у нас обучается один молодой человек, который не сможет стать священником по инвалидности, однако он может трудиться на иных поприщах – их сегодня множество. Не будем забывать, что у нас обучаются и девушки, причем с одобрения Учебного комитета мы решили провести эксперимент и организовать обучение на регентско-катехи
Следует также иметь в виду, что духовные школы не готовят священнослужител
Как Вы оцениваете состояние современных духовных школ, уровень образования в них?
Наши духовные школы довольно сильно отличаются друг от друга по уровню образования. Очевидно, что, как и среди светских вузов, лидируют столичные школы. Однако есть и очень добротные региональные семинарии. Очень многое, конечно, зависит от того внимания, которое уделяет правящий архиерей духовному образованию.
Хотелось бы, чтобы между нашими духовными школами было больше координации. Так, до революции, как известно, существовала хорошо отлаженная система ротации кадров, которая позволяла обеспечивать единство духовно-образова
Как правило, выпускник академии, поступавший на службу в духовно-учебное ведомство, сначала направлялся в какую-нибудь отдаленную семинарию преподавателем, потом – как правило по принятии монашества – назначался в другую семинарию инспектором, потом в третью семинарию – ректором. Наиболее талантливые потом назначались на административные и профессорские должности в академии. Таким образом, эти ученые монахи получали довольно полное представление о духовных учебных заведениях, как и в целом о состоянии духовного образования.
Например, митрополит Антоний (Храповицкий) был последовательно преподавателем Холмской духовной семинарии, инспектором Санкт-Петербургс
Что такое воспитательная составляющая в семинарии и как осуществляется воспитание?
Духовное воспитание является неотъемлемой частью, а лучше сказать –фундаментом духовного образования. Никакие самые блестящие знания не смогут заменить собой правильного духовного настроя, которым должен обладать священнослужител
Задачей первостепенной важности после назначения на должность ректора Казанской духовной семинарии для меня было наладить духовно-воспитат
Одна из главных проблем провинциальных семинарий – кадровый кризис, как можно его решить?
Как я уже говорил, для этого должна хорошо функционировать система ротации кадров. Выпускники академий – особенно монахи – не должны растворяться на столичных и зарубежных приходах. Если человек окончил академию, считаю, что как минимум столько же лет своей жизни, сколько он получал образование, он должен отдать духовным школам. Причем он мог бы потрудиться в разных уголках нашей необъятной родины, а не только в Москве или Санкт-Петербурге
Как можно по рейтингу оценить «знания на выходе»? И если они низкие, что тогда?
Тогда их надо повышать, пусть даже и после окончания семинарии или академии – иного пути просто нет. Другое дело, как, за счет чего, а главное, кого можно повысить уровень образования? Не секрет, что далеко не всегда в низком уровне знаний учащихся виноваты сами учащиеся. Чаще всего в этом виноваты именно преподаватели. А у нас по некоторым предметам, как например, по библеистике, найти хорошего преподавателя крайне сложно. Хороших знатоков библейских дисциплин можно пересчитать по пальцам одной руки, их можно занести в Красную книгу. Эту проблему – как и большинство иных проблем духовного образования – можно решить только при системном подходе, при наличии обратной связи, когда ведущие духовные школы и богословские центры откликались бы на потребности епархиальных духовных школ в тех или иных преподавателях.