В начальной школе я учился плохо. Больше всего у меня было проблем с чтением и письмом (я переставлял буквы в одних словах, пропускал и забывал написать другие, отвлекался).

Вообще в отношении русского языка у меня, как говорят, медведь на ухо наступил. Я до сих пор пишу не очень грамотно. Важные тексты правлю у литературного редактора — иначе подвергаю себя риску насмешек.

Примерно в восьмом классе я осознал, что медленно читаю и у меня плохая память. Начал много читать. Чуть позже дело дошло до развития памяти.

Стихи

Поскольку память ассоциируется с запоминанием списков, то, я решил учить стихи.

Я выучил томик любовной лирики. Маяковского и Пушкина заучивал целыми поэмами и до сих пор могу цитировать первую главу «Евгения Онегина»

Развил ли я память после таких упражнений? Нет!

Зато декламацией стихов я вызывал улыбку девушек. Одну удивил так, что она стала моей женой.

Помню, весной мы стояли на берегу Амура, шел ледоход, сталкиваясь, громадные глыбы звенели, как колокольчики. Наступил вечер, но было уже не так холодно, как зимой. Теплый ветер дул с Амурского Утеса, на котором стоит Муравьев Амурский, изображенный на пятитысячной купюре. Я тихо напевал романс Шаляпина «Уймитесь, сомнения и страсти».

Ну как, вы вошли в образ? Может быть, вам захотелось взглянуть на красноватый билет банка России, чтобы лучше представить место, где мы были? Возможно, вы никогда не были на набережной Амура, но в вашем воображении (памяти) промелькнули кадры фильма… Это работает наше воображение — память.

Чем больше каналов мы используем для описания ситуации, тем живее возникают образы! Используйте визуальные, аудиальные, кинестетические образы для описания сцены, и образы станут более конкретными и весомыми.

Геометрические задачи

В школе я решал геометрические задачи в уме. Правда, я не относил это умение на счет памяти. Также мне казалось очевидным, что я могу запоминать радиоэлектронные схемы и номиналы радиоэлементов. Что тут такого? Так мы не ценим то, что имеем, и желаем того, чего у нас нет.

Однажды мне попалась в руки книжка по начертательной геометрии — там нужно было составлять проволочные конструкции по двум или трем проекциям. Во время поездки на работу я занимался по книжке и навострился так, что смог решать эти задачи в уме, а сами проволочные конструкции вращать в воображении.

Развило ли это мою память? Нет.

Песни

Следующий эксперимент был в запоминании песен. Я учил песни Битлз. Слова невозможно было разобрать на слух, поэтому я гадал, записывал, искал тексты в библиотеке.

Однажды нашел, кажется, в местной газете «Молодой дальневосточник» переводы песен Rollingstones. Я сразу побежал в магазин «Мелодия» и купил все пластинки этой группы.

Память я не развил, зато разработал английский язык и это помогло мне в большем понимании жизни. Я подрабатывал переводчиком у американских туристов, приезжавших в Хабаровск. Потом, знание английского языка помогло победить в конкурсе американского правительства и поехать в США.

Системы репрезентации

Следующий этап в развитии памяти был после того, как я понял, что память многогранна и связана с различными системами репрезентации.

Основных систем репрезентации три: звуковая, визуальная, кинестетическая, Для развития систем репрезентации можно придумать упражнение на каждый из каналов.

  1. Мелодии можно запоминать и просвистывать. Или пытаться подыгрывать на гармошке.
  2. Визуальные образы можно воскрешать в памяти и манипулировать ими.
  3. Тактильные образы можно тоже сознательно вызвать, а от тактильных образов один шаг до попыток управлять своим телом (что весьма рискованно, но это отдельная тема). Пробовал воскрешать тактильные образы перышек, ледяных и горячих шариков, озноба, жара…

Развилась ли моя память после этого? Нет. Я запоминал информацию примерно с той же скоростью, что и прежде.

Творческое воображение и память

Следующий этап в области запоминания наступил после осознания того, что воображение и память находятся рядом. Вернее, оба процесса используют одни и те же участки мозга. Поэтому, развивая воображение, мы развиваем память и наоборот.

Лучший способ развить воображения был придуман Генрихом Альтшуллером в ТРИЗ (Теории Решения Изобретательских Задач).

Использование ТРИЗ, кстати говоря, разочаровало меня в мнемотехниках, потому что позволяло найти более простой путь к цели, нежели банальная лобовая атака.

Как, например, будет звучать постановка вопроса при запоминании какой-либо информации?

«Я запомню информацию, потому что…», «Я не запомню информацию, потому что…». «Противоречие состоит в том, что… Поэтому я буду использовать эффект…» И после слов «использовать эффект» сразу становится понятно, что тебе не нужно запоминать ни номера, ни расписания, ну разве что имена… Достаточно достать телефон и сфотографировать…

Если вы до сих пор еще не читали книги по ТРИЗ, обязательно купите и прочитайте.

Память и интерес

Те, кто ставит цель запомнить ненужную информацию, просто не понимают механизмов работы памяти. Неинтересная информация запоминанию не подлежит!

Кстати говоря, по этой причине становится понятной причина моих ранних опытов по развитию памяти — то, что мне было интересно, я запоминал, а то, что было не интересно — я запомнить не мог.

Вглядываясь в детей, мы понимаем себя

Как могут ваши дети быть связаны с развитием памяти? Всё очень просто. Мы не помним себя в детстве, но, мы можем отчасти увидеть свое отражение в образе своего сына и дочки, потому что в них — половина нашего генома.

Мой сын — логик, любит чертить схемы и задавать логические каверзные вопросы, при этом он в пятилетнем возрасте путает падежи…

То же самое было и со мной в детстве. Я не мог, например, понять суть стихотворения про «муху-цокотуху». Мне она казалась логически несуразной.

Приведу метафору:

Невозможно сравнивать рыбку и обезьяну по тому, кто быстрее доберется до банана, висящего на пальме. Конечно, обезьянка справится с задачей, а рыбка получит неуд, как бы ни старалась.

Благодаря сыну я осознал, что, что пытался в себе развить в себе то, чем меня обделила матушка природа. Мы не можем быть идеальными.

Простите себе свои и другим недостатки

Не является ли желание развить в себе желаемый навык следствием того, что какая-то «оре-учительница твердила с издевкой: „У тебя такой акцент, что даже йоркширец не смог бы тебя понять“. В вас засела обида за ошибку, которую вы всю жизнь пытаетесь исправить.

Самое интересное, что американцы утверждали обратное — я говорю более понятно, чем другие русские.

А судьи кто?

Для того, чтобы заниматься, сначала следует выбрать правильно меру измерения. Возможно, что недостаток не у вас (у вас все хорошо), а у того, кто делал вам замечание.

Моя школьная учительница была плохой „мерой“ в постановке произношения звука th.

Вспомнилось. Моя бабушка говорила: „Где-то я дела очки“. Мне казалось, что правильно говорить „куда-то я положила очки“. Пару раз я сделал ей замечание и получил нагоняй от отца, в стиле „бабушка лучше знает, как и что говорить“.

Нужно относиться терпимо и к своим, и чужим недостаткам.

Не говорите, своему ребенку, что у него плохая память. Он вырастет и будет страдать от несуществующего недостатка. Любая память конкретна.

Мнемотехника

На мой взгляд, мнемотехника не стоит того, чтобы уделять ей много внимания.

Единственная мнемоника, которой я пользуюсь — это мнемоника цветов радуги: „как однажды, Жан-звонарь головою сбил фонарь“.

Списки цифр иногда проще заучить наизусть, особенно, если они нужны в повседневной жизни.

Запоминать можно, просматривая таблицу каждый день. Через пару недель списки сами собой запомнятся.

Например, я так запоминал характеристики микросхем — ТТЛ, КМОП, ЕСЛ. Наш завкафедрой сказал, что будет проверять на экзамене характеристики микросхем, потому что каждый ЭВМщик должен помнить их наизусть, а не слюнявить справочник.

Виктор Михайлович был прав. Благодаря тому, что я запомнил нудную табличку, я позже обнаружил несколько ляпов в схемах лаборатории, где работал мой отец. У них горели микросхемы 155 серии, а оказалось, что они просто не учли коэффициенты нагрузки выходных цепей.

Но, повторюсь, запоминать нужно только то, что пригодится в жизни. Для программиста это будет, возможно синтаксис операторов, для бухгалтеров — номера законов.

Почему развивать память и воображение опасно?

Ну, а теперь коснемся самой щекотливой темы. Развитие воображение следует сознательно ограничивать.

Развивая воображение, мы развиваем возбудимость мозга, а это может иметь плачевные последствия. Например, я в последнее время специально торможу свое воображение, потому что оно просто мешает принимать правильно решения особенно в условиях неопределенности.

 
Страницы ( 1 из 2 ): 1 2Следующая »