Об утраченных Казанских храмах во имя святителя Николая Чудотворца рассказывает доцент Казанской православной духовной семинарии, лауреат Макариевской премии Анатолий Михайлович Елдашев.

В Казани к 1917 году было 7 монастырей с 24 отдельными храмами (11 в годы советской власти было уничтожено); 5 соборов с 11 храмами (9 уничтожено), 42 приходских церкви с 54 отдельными храмами, из которых уничтожено 31. Кроме того было свыше 30 часовен и 4 церкви, относящиеся к военному ведомству, значительное большинство которых было разрушено.

Из восьми Никольских храмов сохранился только Николо-Низский (после закрытия в начале 1930-х годов православным его вернули в 1946 году). Были разрушены Николы Ратного в Кремле (Спасо-Преображенский монастырь), Никольская в Кремле (проездная в Тайницкой башне), Николы Тульского в Казанско-Богородицком монастыре, Николо-Гостинодворская, Николо-Ляпуновская, Николо-Вишняковская, военная Никольская Пороховая.

Николо-Вешняковская церковь. Церковь свт. Николая Чудотворца принадлежала к древним казанским храмам. Её основание относится ко второй половине XVI века. О ней уже упоминается в 1555 году при перечислении угодий, данных жалованною грамотой царя Ивана Грозного казанскому архиепископу.[1] В писцовых книгах Казани за 1566 -1568 г. её место обозначается как: «на старых воеводских огородах, в новом остроге,николо-вешн. в Вешняковой слободе».[2]

«Вешняковской» называлась она потому, что была построена в слободе, где жили стрельцы приказа Вешнякова (или Вишнякова), подобно тому, как от головы Елизара Гляткова назывались  Глятковы слободы, в которых находится церковь великомученицы Параскевы Пятницы. В 1674 г. деревянная постройка была заменена каменной. Церковь неоднократно горела (1749, 1815[3], 1842 г.), а после пожара 24 августа 1842 г. она была полностью перестроена. В 1849 г. строительство начал архитектор Ломан, а в 1853 г. его окончил архитектор Бессонов.

Значительные пожертвования мирян дали возможность значительно расширить и приукрасить храм.[4] Особую лепту в это внёс казанский 2-й гильдии купец Сергей Егорович Павлов, который до этого, в 1832 г. благоустроил Боголюбскую (Екатерининскую) приходскую церковь, что в Адмиралтейской слободе. Кроме затрат на строительство (30 тыс. руб. серебром), он заплатил за изготовление иконостаса 6 тыс. руб. серебром. Иконы были написаны в мастерской Гагаева[5]. Павловым также были куплены все три паникадила в трёх приделах, все подсвечники, лампады.

 Храм был освящен архиепископом Казанским и Свияжским Григорием 10 сентября 1853 г. В таинстве освящения приняли участие архимандрит, ректор Казанской духовной академии Парфений, настоятель Спасо-Преображенского мужского монастыря, ректор Казанской духовной семинарии Иосиф, инспектор КазДА Паисий, игумен Кизического Введенского мужского монастыря Мелетий, ключарь Благовещенского кафедрального собора Рапидов[6] и священник обновлённого храма Андрей Гурьевич Ласточкин.[7]

В храме было три престола: главный – Введения во храм Пресвятой Богородицы, правый – Алексия человека Божия, левый – святителя и чудотворца Николая. Храм, как по наружности своей, так и по внутренней отделке принадлежал к числу красивейших в городе. Он был выполнен в русско-византийском стиле. Церковь венчала единственная глава на массивном барабане, рядом к ней была пристроена двухъярусная колокольня. При церкви с северной стороны в 1853 г. усердием Сергея Егоровича Павлова была построена часовня.

Церковь  разобрали в 1929 г. Сейчас на её месте  стоит пятиэтажный «сталинский» дом № 1 по ул. Островского.

Николо-Ляпуновская церковь. Церковь Николо-Ляпуновская или Николо-Стрелецкая была построена стрелецким головой Истомой Ляпуновым (или, по позднейшему помяннику, Димитрием Истомой Ляпуновым) ещё до 1566 г., так как в Писцовой книге 1566-1568 г. она уже упоминается.

никол2С именем основателя церкви связывается древнейший из сохранявшихся до начала 1930-х годов надгробных памятников – каменная плита, лежащая во дворе церкви над могилой его дочери Анны. На плите читались следующие слова: «…инваря 24…часов пр…ое блаженство…итрия Степанова…ова дочь ево де…Димитриевна жития…лет и 7  месяцев…ангела ея прав…ля 3 числа котор…погребена на сем месте под сим камнем».[8]

В древности церковь имела и другое название, как Николо-Девичья, так как в XVI веке она входила в состав Никольского девичьего монастыря. В этом монастыре был ещё и Ильинский храм.

 Число сестёр на начало XVIII века было даже больше, чем в Казанско-Богородицком женском монастыре и насчитывало: кроме игумении и казначеи 88 рядовых (там 79) и 14 новопостриженных (там 6).  Монастырь прекратил своё существование после сильного пожара 1749 г., после которого так и не смог восстановиться. Хотя ещё какое-то время духовная жизнь в нём и теплилась, о чём свидетельствует отлитая надпись на колоколе колокольни Николо-Ляпуновской церкви: «1752 перелитъ сей колоколъ въ Казань Николаевской девичъ монастырь Ляпунова». О более позднейшем существовании обители говорит также и упоминание о нём в «Опыте Казанской истории» П. Рычкова (1767 г.).[9]

К началу XVIII века древние храмы Николо-Ляпуновского прихода претерпели большие изменения. Никольский храм, вначале деревянный, был заменён освященным в 1695 г. каменным, с приделом архангела Михаила вместо прежнего Зосимо-Савватиевского. Прежний Козьмо-Дамианский храм уступил место каменному Ильинскому, освященному в 1736 г.

Оба храма пострадали от пожара в 1815 г. Никольский был восстановлен в 1818 г. и тогда же освящён. Он сохранил свой архитектурный владимиро-суздальский тип. Храм был расписан казанскими художниками – изображение евангелистов на фонаре было написано в 1824 г. живописцем Александром Григорьевым, изображение Господа Саваофа в куполе – писано в 1855 г. художником, губернским секретарём Николаем Егоровичем Огородниковым. Им же в 1855-1856 г. писаны иконы в иконостасе. Росписи храма хранили имя ещё одного художника – Григория Артемьева, который в 1856 г. написал изображение Спасителя с апостолами

Ильинская церковь – возобновлена лишь в 1832 г. и переосвящена в память обновления Храма Воскресения Христова. При ней был сделан придел в честь Архистратига Михаила. Иконостас для неё был построен ещё в 1823 г. экономическим крестьянином с. Егорьево Казанского уезда Николаем Желтухиным по плану, составленному жителем г. Депрейса Никанором Быковым. Отметим, что на колокольне храма висел колокол весом почти в одну тонну, отлитый в Казани, на Подлужной улице, на известном заводе Рукавишникова.

В 1870-1885 г. Николо-Ляпуновский приход временно был лишён самостоятельности и приписан был к Николо-Низскому приходу.

Никольская церковь была небольшим кубическим сооружением, перекрытым куполом с крестом на фигурной шейке, напоминающей ампир. С запада была пристроена арочная галерея, сильно «утонувшая» в земле – взорвана летом 1963 г. Ильинская церковь – памятник барокко, обычный для Казани, уничтожена в 30-х годах XX века.[10] Сейчас на месте храмов находится здание бывшего Дома политического просвещения Татарского обкома КПСС, а ныне – президиума Академии наук Республики Татарстан.


[1] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, на 1875 год. -Казань. 1875. -С. 592

[2] там же.

[3] В пожаре 3 сентября 1815 г., который начался недалеко от неё, сгорела крыша, церковная ограда и дом священнослужителей. Иконостас, ризница и вся церковная утварь были спасены.

[4] Казанские губернские Ведомости. 1849 г. № 32. — С. 318.

[5] Гагаев Тимофей Терентьевич (1836 — 25 октября 1889), иконописец из Владимирской губернии. В 1855 г. подновил величественный пятиярусный иконостас казанского Благовещенского кафедрального собора. Иконы были расписаны в строго византийском стиле. В 1865-1867 г. расписал иконы в иконостасе Петропавловского собора.

[6]  Казанские губернские Ведомости. 1853 г. № 39. — С. 309 — 310.

[7] о. Андрей был сыном известного казанского протоиерея Ласточкина Гурия Иевлевича (1781 — 11 августа 1828). о.Андрей был женат на дочери священника Грузинской церкви Ивана Ивановича Танаевского — Екатерине (1813 – 30 ноября 1895).

[8] Известия по Казанской епархии, издаваемые при Казанской духовной академии, на 1910 год. -Казань. 1910. -С. 995.

[9] Там же. — С. 996.

[10] См.: Фролов Г.В. Путеводитель по храмам… – С. 59.