Предлагаем вашему вниманию доклад первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева), прочитанный им на заседании Изборского клуба 16 июня 2017г.

 

Игумен Евфимий (Моисеев),

Первый проректор Казанской православной

духовной семинарии

«Духовный потенциал традиционных религий – основа единства российской цивилизации»

 

Заседание Изборского клуба,

Казань, 16 июня 2017 г.

 

Дорогие друзья, уважаемые члены Изборского клуба!

 

Сегодняшнее заседание Изборского клуба проходит в Казани – в уникальном городе, где евразийский пульс и евразийский импульс России чувствуются особенно отчетливо, где лицом к лицу встречаются две важнейшие мировые духовные традиции, представленные христианством и исламом.

За каждой из этих духовных традиций стоят цивилизации, взаимодействие которых сегодня и определяет основной вектор развития человечества. Следует признать, что во многих – если не в большинстве случаев, это взаимодействие сегодня оставляет желать лучшего: где-то оно зашло в тупик, а где-то – как, например, в Сирии, Ираке и Египте, привело к открытой агрессии против христиан, их жестоким убийствам и преследованиям.

В то же самое время, на наш взгляд, неверно было бы определять эти конфликты как межрелигиозные и даже как межцивилизационные, в том смысле, что христианская и исламская цивилизации по определению обречены на противостояние, как считают некоторые исследователи. Если внимательнее посмотреть на положение дел, то вышеупомянутые конфликты можно было бы определить как конфронтацию интересов и ценностей постхристинского Запада и псевдомусульманского Востока. Выражаясь образно, в первом случае мы имеем дело с христианством без Христа, во втором – с исламом без Пророка, то есть по сути с квазирелигиозными учениями, которые не более чем опосредованно связаны с христианством и исламом.

Важно осознать, что одной из важнейших общественно значимых ценностей подлинного, неискаженного христианства, каковым является христианство православное, и истинного ислама – ислама Корана и Сунны, является призыв к миру. В этом заключается важнейшее миротворческое послание этих двух мировых религий.

Сын Божий, Господь Иисус Христос, свидетельствует, что миротворцы будут называться сынами Божиими (Мф. 5:9), то есть по благодати воспримут богосыновнее достоинство. В основе же неискаженного ислама лежат идеи мира, добрососедства и согласия, что доказывается хотя бы тем, что само слово «ислам» в своей основе имеет корень «мир». И как Православная Церковь не имеет никакого отношения к таким печальным явлениям католического Запада, как реконкиста или инквизиция, так и подлинный ислам, исповедуемый большинством мусульман России, совершенно чужд жестокости и агрессии исламистских группировок, которые используют мусульманские лозунги для достижения далеко не религиозных целей.

В этом году открывается исламская духовная академия в Болгаре, и мы очень рассчитываем на то, что этот научно-образовательный центр станет местом, где российские исламские богословы будут отделять пшеницу подлинного учения ислама от плевел позднейших наслоений и сомнительных интерпретаций, возникших под влиянием нерелигиозных факторов.

В ситуации, когда главной угрозой современному миру признан международный терроризм, чаще всего выступающий, как это ни печально, под исламскими лозунгами, особую ценность получает опыт российской цивилизации, в рамках которой христиане и мусульмане не просто мирно сосуществуют в течение многих веков, но и являются полноправными участниками совместного цивилизационного проекта по созданию российской государственности.

Великий русский мыслитель И. Н Ильин в своей статье «Россия есть живой организм» писал: «Отстаивая свою национальность, Россия боролась за свою веру и религию. Этим Россия, как духовный организм, служила не только всем православным народам и не только всем народам европейско-азиатского территориального массива, но и всем народам мира. Ибо православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово в истории и в системе христианства. Православие сохранило в себе и бережно растило то, что утратили все другие западные исповедания и что наложило свою печать на все ответвления христианства, магометанства, иудейства и язычества в России. Всякий внимательный наблюдатель знает, что лютеране в России и реформаты в России, англикане в России и магометане в России разнятся от своих иностранных соисповедников по укладу души и религиозности, удаляясь от своих первообразцов и приближаясь незаметно для себя к Православию…»

Следует признать, что евразийский цивилизационный проект, в центре которого находится Россия, является совершенно уникальным. В рамках этого проекта нации с разной религиозной и культурной идентичностью объединили свои исторические судьбы, обрели опыт совместного государственного строительства, отстаивания общих интересов и ценностей.

Важнейшим фактором единства российской цивилизации является общая историческая память ее народов. Общенациональные победы и свершения – такие, как преодоление Смутного времени, победы в Северной войне, Отечественной войне 1812 года и, конечно же, в Великой Отечественной войне, формируют чувство исторической общности поверх любых – национальных или религиозных – барьеров. Но удивительно, что даже глубочайшее разделение нашего народа, вызванное Революцией и Гражданской войной, в ходе исторического осмысления его пагубных последствий способно стать фактором общенационального единения.

Стратегический союз русского и татарского народов стал основой создания России как особого типа государства-цивилизации, в котором все входящие в нее народы – независимо от своего вероисповедания и этнической принадлежности – свободно и добровольно принимают участие в процессе общего государственного строительства. То, что татарский народ не был принуждаем к этому союзу, доказывает то, что в Смутное время – когда еще была совсем свежа память о взятии Казани Иваном Грозным – татарские мурзы со своими воинами встали не на сторону польско-литовских интервентов, а на сторону народного ополчения Минина и Пожарского, которое шло на Москву под осенением Казанской иконы Божией Матери.

Наверное, наиболее ярко феномен совместного цивилизационного развития народов России виден именно в Татарстане. Сегодня мы можем свидетельствовать о многовековом опыте добрососедства представителей разных национальностей и религий в нашей республике. Модель социально-политического развития Татарстана, в основе которой лежит совместный созидательный труд с опорой на духовно-нравственные традиции каждого из народов республики, стала на сегодняшний день одной из наиболее продуктивных и является образцом как для других регионов России, так и для многих зарубежных стран.

В городах и селах республики православные храмы соседствуют с мусульманскими мечетями; христиане и мусульмане часто вместе празднуют свои праздники, делятся радостью со своими соседями, друзьями и коллегами. В республике более трети всех браков являются смешанными, что не вызывает религиозной или национальной напряженности, а наоборот, сплачивает людей, способствуя взаимопроникновению национальных и культурных традиций.

В конституции России, а также в конституции Татарстана, используется термин «многонациональный народ». Этот термин указывает на то, что народ России есть не просто сумма этносов, исторически проживающих на территории нашей страны. Это единый народ, который сформировался на протяжении исторического бытия нашей страны в поиске ответов на общие исторические вызовы, в ходе преодоления общих трудностей и испытаний, в процессе созидания единого, общего для всех государства, которое защищает права всех граждан, независимо от их религиозной и этнической принадлежности. Процесс созидания такого государства невозможен без опоры на общие нравственные ценности, хранителями которых выступают традиционные религии России.

Еще раз процитируем Ильина: «Всякий талант, всякий творческий человек любой нации, врастая в Россию, пролагал себе путь вверх и находил себе государственное и всенародное признание… Кто преследовал в России после замирения казанских и касимовских татар? Мордву? Зырян? Лопарей? Армян? Черкесов? Туркмен? Имеретин? Узбеков? Таджиков? Сартов? Кого из них не видели стены российских университетов сдающими экзамены, кому из них мешали по-своему веровать, одеваться, богатеть и блюсти свое обычное право? Однажды полный и беспристрастный словарь деятелей русской имперской культуры вскроет это общенациональное братство, это всенациональное сотрудничество российских народов в русской культуре».

В то же время сегодня нам ни в коем случае нельзя почивать на лаврах и уклоняться от решения проблем – особенно в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Как известно, существуют внешние и внутренние силы, заинтересованные в расшатывании ситуации в нашей стране, взявшие курс на подрыв авторитета гражданской и духовной власти. Обществу необходимо рассказывать об опасности подобных вызовов. Имея перед глазами примеры трагических конфликтов в Сирии, Ираке и Донбассе, люди должны научиться ценить межнациональный и межрелигиозный мир, который мы имеем сегодня в России, четко следовать цивилизационному выбору, сделанному нашими предками сотни лет назад.

В случае возникновения межнациональной или межрелигиозной напряженности в каком-либо из регионов России, должны быть отработаны методы решения подобных проблем, причем не только силами государственной власти, но и при непосредственном участии общественных и религиозных организаций.

Русская Православная Церковь способна компетентно участвовать в конструктивном развитии межрелигиозного диалога, немедленном реагировании на возникающие конфликтные ситуации. При посредничестве нашей Церкви сегодня в рамках Межрелигиозного совета России налажено сотрудничество со всеми традиционными религиозными объединениями нашей страны.

Важной площадкой для обсуждения животрепещущих вопросов современной общественно-политической жизни России, выработки общенациональной стратегии ее развития является и Изборский клуб. В этом смысле открытие его регионального отделения в Татарстане представляется важным шагом на пути развития широкой, конструктивной общественной дискуссии о судьбах страны.

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что никакой серьезный разговор о путях развития России, о ее настоящем и будущем невозможен без учета позиций традиционных конфессий – в первую очередь, православия и ислама, последователями которых являются более 90 % граждан нашей страны. Уверен, что при использовании неисчерпаемого духовного потенциала традиционных религий России диалог о путях развития нашей страны всегда будет плодотворным и конструктивным.