Проповедь студента 2 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии на вечернем правиле в дни Рождественского поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братия и сестры! Проходя поприще рождественского поста, на закате дня, собравшись в этом святом храме, стоим мы с вами на вечерней молитве, чтобы поблагодарить Бога за прошедший день, покаяться в своих немощах и попросить благословения на сон грядущий.

В вечернем правиле есть прекрасная молитва — это молитва святителя Иоанна Златоуста, которая состоит из 24 воззваний  к Богу. В одном из этих воззваний есть такое: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание»[1]. Об одной из этих добродетелей – добродетели смирения мне сейчас хотелось бы поговорить. Мы просим Бога о даровании этой добродетели, но всегда ли мы понимаем, что это за добродетель?  И как Господь может ее нам даровать и что от нас требуется, чтобы принять ее. Примеры этой добродетели мы видим как  в  Ветхом, так и в Новом Завете и в житиях святых. Эта добродетель  является причиной освобождения рода человеческого от рабства дьяволу  и соединения с Богом. Во всей полноте она раскрывается  в нашем Спасителе Господе нашем Иисусе Христе. Господь наш Иисус Христос во всех Евангельских событиях являет нам эту добродетель от Своего Рождения до Крестной Смерти. Господь «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8). Поэтому у Него мы в первую очередь и должны научиться ей. Спаситель в Евангелии говорит: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Преподобный Иоанн Лествичник  объясняет эти слова так: «научитесь не от ангела, не от человека, не из книги, но от Меня, то есть от Моего вам усвоения, в вас осияния и действия, ибо Я кроток и смирен сердцем и помыслом, и образом мыслей»[2]. Поэтому, чтобы приобрести эту добродетель необходимо начать тщательно изучать святое Евангелие  и тщательно исполнять все заповеди, которые здесь написаны, потому что в Евангелии открывается нам Господь наш Иисус Христос. Как пишет, святитель Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи»[3], что и приводит человека в состояние смирения, то есть, по словам аввы Дорофея: «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям»[4]. Образ смирения мы видим и в образе  Божией Матери, но особенно в Ее ответе Архангелу Гавриилу: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1:38). Как учат нас святые отцы, враг рода человеческого пытается все добродетели исказить, поэтому  здесь есть опасность  замена исполнения евангельских заповедей деланием добра по нашему разумению. Это делание приводит нас не к смирению, а гордости, самомнению, поэтому братия и сестры надо тщательно знать евангельские заповеди и пытаться их исполнять с Божьей помощью. Смирение – это добродетель, без которой нельзя приобрести других добродетелей. Она противоположна гордости, по причине которой пал Денница и пало человечество. Смирение – это добродетель, которая помогает нам быть снисходительнее к немощам ближних и не осуждать их.

Братия и сестры, кто из вас не желал мира в своей душе и кто из вас не молился Богу, чтобы понять Его волю в разных ситуациях своей жизни и, к сожалению, не всегда понимали волю Его. По учению святых отцов понять волю Божию можно только идя путем смирения, потому что только смиренная душа привлекает к себе благодать Божию и как пишет апостол Иаков в своем послании: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Да поможет нам Господь приобрести эту добродетель и тогда мы всем существом своей души с глубокой верой скажем: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз»[5]. Аминь.

 

Источники:

  • Библия // Синодальный перевод.,2003. С.1178
  • Молитвослов // М: ПСТГУ,2006.С.416
  • Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т.1-2.Минск,2011. С.912.
  • Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетическая проповедь. Т.3.М.,2004. С.720.

 

[1] Молитвослов. С. 67.

[2] Игнатий Брянчанинов, свят. О смирении. С. 228 // Аскетические опыты Т. 1-2.

[3] Игнатий Брянчанинов, свят. О покаянии. С.16 //Аскетическая проповедь. Т.3

[4] Игнатий Брянчанинов, свят. О смирении. С. 229 // Аскетические опыты Т. 1-2.

 

[5] Молитвослов. С.291-292.