Доклад первого проректора Казанской православной духовной семинарии игумена Евфимия (Моисеева) на Всероссийской научно-практической конференции «Современные гуманитарные практики гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений», прошедшей 17 марта 2017 года в Казанском инновационном университете имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП) города Казани
Уважаемые участники и гости конференции!
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы поговорить о конфликтах разного уровня и о таком методе их разрешения, как медиация. Часто в специальной литературе его еще называют альтернативным методом решения проблем, не предполагающим обращения в судебные органы. Этот метод набирает в последнее время все большую популярность. Поскольку мы с вами будем говорить о медиации как способе решения конфликта, следует понять, что главная задача медиатора – выявить суть конфликта, и через это помочь сторонам взглянуть на проблему по-новому, увидеть взаимную пользу в прекращении противостояния.
Впрочем, по замечанию современного исследователя медиации А.В. Литвинова, то, к чему только в последнее время приходит российское законодательство, в действительности давно и хорошо известно традиционным религиям[1]. Так, идея примирения враждующих красной нитью проходит через всю традицию христианства. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5:9) – гласит одна из заповедей блаженств. В другом месте Священного Писания Господь говорит: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф.5:25). Апостол Павел, порицая нежелание первых христиан миром решать возникавшие между ними конфликты, указывает: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится. (1 Кор. 6:5-6). Святитель Феофан Затворник, известный духовный писатель, богослов и проповедник XIX века, пишет: «Если и случится какое-либо неприятное недоразумение, то оно легко может быть улажено с помощью какого-либо посредника или даже и без него, когда между братьями есть любовь».
Французский присяжный медиатор, судья в отставке г-н Жан Мариманофф (потомок русских эмигрантов) называет безусловными медиаторами в современном понимании этого слова многих святых нашей Церкви[2]. Среди них можно назвать преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Александра Невского, святителей Филиппа Московского, Германа Казанского, священномученика Ермогена, Патриарха Московского, и многих других.
Но сегодня это наследие основательно забыто. Мирные и гармоничные отношения и взаимопонимание между людьми во многом перестали осознаваться как основополагающая общественная ценность. На первый план выходят так называемые «интересы» – бизнес-групп, политических партий всевозможных сообществ, выступающих в том числе и под религиозными вывесками, а также отдельных лиц. Очень характерной является фраза, которая отражает подобные настроения: «это бизнес (вариант – политика), ничего личного». Эти слова, как правило, говорятся именно тогда, когда хотят скрыть как раз-таки личную неприязнь, вражду и нежелание терпеть рядом человека иных взглядов и убеждений.
Особенно чувствительной в этом плане является сфера межрелигиозных и межэтнических отношений. За примерами сегодня далеко ходить не надо. Обратимся к драматическим событиям последних лет, которые имеют место в Сирии. За новостными сводками порой бывает сложно разглядеть подлинную причину этой кровавой трагедии, поэтому многие сегодня считают, что в основе этого военного конфликта лежат межрелигиозные противоречия, но это очень опасное заблуждение. Давая характеристику ИГИЛ (запрещенное в России псевдогосударственное образование), который развязал братоубийственную бойню на Ближнем Востоке, Патриарх Кирилл обращает особе внимание на то, что в вероучении ислама «не присутствует тема уничтожения других людей по религиозному признаку, особенно христиан, так называемых людей Книги — тех, кто принимает Библию как основополагающий религиозный текст… ИГИЛ — это совершенно нерелигиозное явление»[3].
Почему же терроризм столь часто и столь успешно прикрывается религиозными идеалами? Потому что религия во все времена определяла ценностные ориентиры народа. Террористы знают, на что нужно давить. В сердце каждого человека живет стремление к духовности, к познанию Бога, к религиозной жизни. «В ИГИЛ заставляют поверить, что вооруженная борьба открывает двери рая, и часть людей, особенно непросвещенных, поддается на это»[4]. Если непросвещенному в религиозных вопросах человеку сказать, что его путь к Богу, правде, справедливости и счастью лежит через насилие, то вся энергия, заложенная для реализации духовых потребностей, неизбежно будет направлена на зло. «Экстремизм, питающийся религиозной мотивацией, всегда использует религиозную неграмотность людей»[5], — убежден Патриарх Кирилл.
Консолидированную с предстоятелем Русской Православной Церкви позицию по данному вопросу занимает и Президент России В.В Путин: «Мы не видим разницы между шиитами или суннитами. <…> Они такие же граждане России, как и христиане, иудеи»[6]. «Мы же знаем, что сейчас происходит на Ближнем Востоке, в Северной Африке, знаем проблемы, связанные с террористической организацией, которая присвоила себе право называться «Исламским государством»[7]. По словам лидера Российской Федерации, «всему международному сообществу пора наконец понять, что мы имеем дело с врагом цивилизации, который попирает мораль и ценности мировых религий, в том числе и ислама»[8].
Что же мешает понять это большинству людей? Ответ прост – религиозная безграмотность, полное забвение, а порой и попрание норм морали, агрессивная секуляризация, совершенно игнорирующая духовные запросы людей. Ведь в ИГИЛ и подобные ему организации, к сожалению, идут не только из-за денег. Очень часто туда идут люди, ищущие истины и справедливости, но из-за того, что они попадают в эту экстремистско-террористическую организацию, они становятся на путь убийства и самоубийства. Руководствуясь порой вполне искренними намерениями, они попадают в ложное место для применения этих намерений. Люди ищут справедливости, ищут высших смыслов, ищут переустройства мира – это абсолютно нормально и естественно. Поэтому традиционным конфессиям нужно дать таким людям возможность осуществить то, что они хотят, то есть предложить альтернативу подлинных религиозных ценностей. Если мы сможем ответить на самые сокровенные, самые смелые духовные запросы людей по всему миру, никакой терроризм или экстремизм нам не будет страшен.
К сожалению, последнее столетие проходило в нашей стране под эгидой пренебрежения к религии. Ее пытались вытеснить на обочину общественного развития, противопоставив религиозным взглядам принципы неограниченной свободы, индивидуализма, полного разрыва с духовными традициями народов России. Все это привело к тому, что вокруг советского общества по сути был создан духовный вакуум, что привело сначала к его дезориентации, а потом и к деградации. Закончилось все, как мы хорошо знаем, развалом огромной страны, ее геополитическим поражением на мировой арене.
Вот почему предстоятель нашей Церкви занимает столь принципиальную позицию в вопросе воспитания молодого поколения граждан нашей страны на основе духовных ценностей, разделяемых традиционными конфессиями: «играют на руку проповедникам религиозного радикализма те, кто борется с проявлениями религии в общественном пространстве, препятствует развитию государственного религиозного образования. Ведь дефицит подлинных знаний о религии дает огромное поле деятельности для вербовщиков из ИГИЛ»[9]. Ситуация получается более чем парадоксальная. Препятствуя приобщению к духовности и вероучению традиционных религиозных конфессий России, мы тем самым создаем почву для экстремизма, который прикрывается религией, и фанатизму, который выдает себя за духовность.
В заключение хотелось бы подчеркнуть следующее. Традиционные религии России, в том числе Русская Православная Церковь, обладают огромным миротворческим потенциалом, который на сегодняшний день, к сожалению, во многом остается нереализованным. Во многих конфликтных ситуациях, особенно связанных с межнациональными и межрелигиозными противоречиями, Православная Церковь, обладающая наднациональным характером и обращающая миру благую весть о Божественной любви, может не только выступать посредником между сторонами конфликта, но и вносить весомый вклад в его преодоление, что подтверждается многочисленными фактами из ее истории.
[1] А.В. Литвинов Введение в медиацию [Электронный ресурс] // журнал «Самиздат». — Режим доступа: —http://samlib.ru/a/aleksandr_litwinow/mediacijaosnownojkursmediacii.shtml. — Дата обращения — 16.03.2017.
[2] Жан А. Мариманофф. Универсальный характер медиации. [Электронный ресурс] // Доклад, подготовленный в рамках первой русско-французской конференции по медиации. — Режим доступа: — http://www.mediationgeneve.com/docs/Details%2015.pdf. — Дата обращения — 16.03.2017.
[3] Патриарх Кирилл. ИГИЛ не имеет ничего общего с исламом. [Электронный ресурс] // Вести. — Режим доступа: — http://www.vesti.ru/doc.html?id=2697331. — Дата обращения — 16.03.2017.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] В.В. Путин. Россия не намерена ввязываться в межрелигиозные конфликты в Сирии. [Электронный ресурс] // RT. — Режим доступа: — https://russian.rt.com/article/122754. — Дата обращения — 16.03.2017
[7] В.В. Путин. Об Исламском государстве [Электронный ресурс] // Исламские новости. — Режим доступа: — http://www.islamnews.ru/news-462725.html. — Дата обращения — 16.03.2017
[8] Там же.
[9] Интервью Святейшего Патриарха Кирилла французскому изданию «Фигаро» в преддверие визита во Францию. [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. — Режим доступа: — http://www.patriarchia.ru/db/text/4704125.html. — Дата обращения — 16.03.2017