8 февраля 2015 года после Божественной литургии в храме св. прав. Иоанна Кронштадтского ректор КазПДС игумен Евфими (Моисеев) произнес проповедь на неделю о блудном сыне.

Изображение-29Сегодня, святая Православная Церковь за две недели до Великого поста предлагает нам обратить свой мысленный взор к этому тексту Священного Писания, который большинству из нас хорошо знаком. Действительно, в образе блудного сына многие из нас могут увидеть самого себя, поскольку та история, которая описана в этом евангельском повествовании, бывает часто в жизни множества людей. Почему же это происходит? Человек, по учению святых отцов, состоит из души и тела и духовная жизнь человека протекает как в борьбе межу духовным и плотским началом, которое присуще каждому из нас. Борьба эта не проста, иногда она может быть очень жестокой, она подчас напоминает суровую брань, в которой далеко не каждый бывает искусен и очень многие терпят поражение, особенно, если не прибегают к благодатной защите и оружию, которое предлагает нам Церковь Христова. Под этим оружием следует разуметь молитву, очищение помыслов, очищение сердца и внимательное наблюдение за своим поведением, за собственным образом жизни. Если человек не имеет постоянного попечения о своей чистоте, то он очень часто, очень быстро терпит поражение от тех сил, которые толкают его на путь греха. Действительно, мы видим это очень часто. Знаем это и по опыту собственной жизни, что в жизни греховного человека совершаются падения и очень часто, упав, совершив грех плотской, человек подвергается ещё более тяжкому искушению и соблазну – он впадает в уныние и отчаяние. Ему начинает казаться, что милосердие Божие от него отвернулось, что Господь уже никогда не примет его покаяние, что ему нет дороги назад, что он не может вернуться в спасительно лоно Церкви. Вот именно для тех, кто размышляет таким образом, для тех, кто подвергся малодушию и унынию, кто строит на грани отчаяния и предназначена евангельская притча  о блудном сыне.

Мы слышали, что в повествовании идёт речь не об одном только сыне, но о двух сыновьях которые жили в доме своего отца. И вот младший из них попросил причитающуюся ему часть наследства. Но употребил его неразумно: вместо того, чтобы основать собственный дом, вступить в законное супружество, родить и воспитать достойных наследников, он, как повествует Священное Писание, удалился «в страну далече», то есть под этим образом следует понимать, что показанный в притче молодой человек, уклонился от праведных путей. Уклонился от путей, которые проповедует нам Церковь, подвергся множеству искушений и соблазнов, имение своё растратил, пришёл в самое плачевное моральное и нравственное состояние. И вот, когда казалось, что ничего уже нельзя исправить, благодать коснулась сердца молодого человека, и он пришёл в себя. Что значат эти слова? Прийти в себя – это  значит осознать своё потерянное сыновнее достоинство, а ведь действительно сын не является рабом, сын – это тот, кто всегда может надеяться на милосердие отца. И вот к этому призывает нас сегодня святая Церковь, призывает нас одуматься, призывает прийти в себя, напоминает словами апостола Павла, что наши тела мы получили не для удовлетворения наших собственных похотей, а для стяжания Святого Духа, ибо тело наше есть «Храм Духа Святого».  По крайней мере, именно для этого оно нам дано, именно для этого оно и предназначено и к сожалению, многие-многие, даже крещёные, даже те, кто,может быть, формально является членом Церкви, этого не осознают. Именно поэтому святая Церковь считает очень важным в преддверие Великого поста, в преддверие сорокадневного воздержания напомнить нам о необходимости блюсти святыню и чистоту не только душ, но и телес, поскольку тело и душа очень тесно взаимосвязаны в человеке и одно влияет на другое. Как говорит нам Священное Писание «только чистые сердцем узрят Бога», но чистая душа и сердце не могут помещаться в скверном теле. Это совершенно очевидно и в этом нужно дать себе отчёт. Поэтому, братья и сестры, очень важно блюсти чистоту не только души, чистоту помыслов, но и чистоту собственного тела. Имеется в виду чистота духовная, которую святые отцы именую целомудрием. Действительно это та добродетель, которая является редкостью в современном мире, подверженному многим и многим соблазнам. Да, многие плотские грехи сегодня распространены, особенно им подвержены люди молодые, не защищённые духовно, не знающие о том, что существуют духовные средства противостояния этим грехам и соблазнам.

Братья и сестры, особенно обращаюсь к молодым прихожанам, к нашим студентам и воспитанникам! Будьте очень внимательны при чтении притчи о блудном сыне. Не дай Бог, конечно, оказаться каждому из нас в образе младшего сына, но, возможно, ещё хуже оказаться нам подобным сыну старшему, который увидев собственного брата и возвращение его в отчий дом, вместо радости возревновал, но не духовной ревностью….

Дорогие, братья и сестры! Мы видим разные образы спасающихся. Действительно кому-то Господь попускает пасть во многие тяжкие грехи, как мы это знаем из житий некоторых святых, в том числе Марии Египетской, память которой также будет совершаться во дни Великого поста. А кто-то от чрева матери готов послужить Богу, избирается на высокое служение молитвы, покаяния и проповеди Слова Божия, но какой бы путь не был нам предначертан, мы должны помнить, что недопустимо ни в коем случае осуждать тех людей, которых мы видим согрешающими. Добродетель христианина не в этом, а в том, чтобы помочь, укрепить своей молитвой, добрым словом, христианским отношением человека падшего, человека, во многом заблуждающегося, ведь не случайно даже сам церковно-славянский язык показывает, что «словоблуд» и «заблуждение» — слова однокоренные и, если человек впадает в какие-то грехи по плоти, то практически с неизбежностью ведёт к тому, что он утрачивает духовное зрение, духовное миропонимание. Вот братья и сестры, об этом и о многом другом помогает задуматься сегодняшняя притча о блудном сыне. Будем же блюсти себя от духовных падений, от искушений. Будем помнить очень точные и меткие слова преподобного Варсонофия Оптинского: «Со всяким грехом борись, от блуда спасайся бегством». Не нужно давать повода ищущим повода, не нужно посещать те сообщества, те кампании, где распространён грех, где люди, не отдающие себе отчёта в высокой духовной ценности, с лёгкостью идут на самые тяжкие грехи. Не нужно подвергать себя соблазнам, смотря в сети интернет, которые не могу принести духовной пользы, не нужно смотреть те кинофильмы, где также проповедуется беззаконный и безнравственный образ жизни. Эту установку нужно иметь в течение всей жизни, в особенности же в преддверие Великого поста.

Таким образом, мы сможем сами себя оградить от множества соблазнов, а всё остальное сделает за нас благодать Божия «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». Господь силен всегда помочь тем и помогает в том случае, если сам человек усиливается и нудит себя на пути борьбы со грехом. Аминь.