1. I. Общие положения

1.1. Рабочая программа дисциплины или практики (далее – рабочая программа) является неотъемлемой частью Основной образовательной программы  высшего образования Православной религиозной организации – учреждения высшего профессионального религиозного образования «Казанская Духовная Семинария г. Казани Республики Татарстан Казанской Епархии Русской Православной Церкви» (далее – Семинария).

1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ,

— «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1367 от 19.12.2013 № 1367,

—  Письмом Рособрнадзора от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак «О составе Учебно-методического комплекса»,

— Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования;

— Уставом семинарии;

— иными локальными актами семинарии.

         1.3. Настоящее Положение устанавливает единые требования к содержанию, составлению и оформлению рабочих программ и определяет единые требования к учебно-методическому обеспечению всех учебных дисциплин и практик Основных образовательных программ семинарии.

1.4. Рабочая программа создается с целью оптимизации содержания обучения, повышения качества и эффективности обучения по дисциплине, написания качественных учебников, учебных пособий и учебно-методической литературы.

1.5. Разработка рабочей программы осуществляется на кафедрах семинарии, обеспечивающих преподавание дисциплины и организацию практик в соответствии с распределением дисциплин и практик по кафедрам.

1.6. Рабочая программа разрабатывается для каждой дисциплины и практики, входящей в учебный план Основной образовательной программы высшего образования  и хранится в бумажном и электронном вариантах на кафедре, обеспечивающей преподавание дисциплины, и в Учебной части семинарии.

1.7. За разработку/переработку рабочей программы отвечает заведующий кафедрой, который может назначить преподавателя, ведущего дисциплину, в качестве разработчика рабочей программы.

1.8. Допускается, что при необходимости заведующий кафедрой может разрешить каждому преподавателю составить свою рабочую программу в рамках тех разделов дисциплины, которые он преподает.

1.9. Бумажный вариант всех рабочих программ, реализуемых в следующем учебном году, проходит процедуру утверждения ежегодно  в срок до 31 мая предшествующего учебного года.

1.10. Исходя из специфики направления, кафедры, обеспечивающие преподавание дисциплины или проведение практики, могут вносить в структуру и содержание рабочей программы изменения и/или дополнения, не противоречащие данному Положению и изменять форму представления материалов рабочей программы. Решение об изменении структуры, содержания и формы представления материалов рабочей программы принимается на заседании кафедры, согласуется с Учебной частью и утверждается проректором по учебной работе.

1.11. Утвержденные рабочие программы размещаются в локальной сети семинарии для внутреннего пользования преподавателями и обучающимися.

1.12. Отдельные компоненты электронного варианта рабочей программы размещаются на сайте семинарии  в свободном доступе.

 

  1. II. Структура и содержание рабочей программы

2.1. В состав рабочей программы обязательно должны входить:

— программа преподавания дисциплины (проведения практики),

— материалы по промежуточному контролю и итоговым испытаниям (фонды оценочных средств);

— перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине;

— методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;

— используемые образовательные технологии;

-перечень информационных технологий, используемых при осуществлении учебного процесса;

— требования к материально-техническому обеспечению дисциплины/практики;

— описание материально-технической базы, необходимой для осуществления учебного процесса.

2.2. Входящие в состав рабочей программы материалы должны быть достаточными для обеспечения проработки обучающимися материала дисциплины, в том числе для самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя. Виды учебной работы под руководством преподавателя должны соответствовать видам учебной работы, предусмотренным Нормами времени для расчёта объёма нагрузки, выполняемой профессорско-преподавательским составом семинарии.

2.3. При необходимости рабочая программа может дополняться справочными изданиями и словарями, периодическими изданиями, научной литературой, хрестоматиями, ссылками на базы данных и на сайты, справочными системами, электронными словарями и сетевыми ресурсами.

 

 

 

III. Оформление материалов рабочей программы

3.1. Титульный лист печатных материалов рабочей программы является обязательным элементом комплекта документов и оформляется в соответствии с Приложением № 1 к настоящему Положению.

3.2. Материалы рабочей программы оформляются на листах формата А4,  шрифт – 14пт, параметры страницы: левое поле – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм; абзацный отступ – 15 мм; выравнивание текста — по ширине страницы; междустрочный интервал – полуторный. В случае, если объём программы дисциплины превышает 30 страниц, разрешается междустрочный интервал – единичный. Вся нетекстовая информация (таблицы, схемы и пр.) должна находиться в тексте материала рабочей программы.

 

  1. IV. Порядок управления рабочей программы

4.1. В течение эксплуатации рабочей программы осуществляется периодическая переработка его компонентов. Основанием для пересмотра и внесения дополнений в компоненты рабочей программы являются:

— оценка актуальности компонентов рабочей программы;

— анализ качества усвоения материала рабочей программы обучающимися;

— изменения технологии обучения;

— изменения содержания рабочей программы;

— предложения по улучшению качества издания рабочей программы;

— ведение в действие нового федерального образовательного стандарта.

4.2. Ежегодно дополняется (перерабатывается) и согласовывается с библиотекой семинарии «Карта обеспеченности учебной дисциплины учебниками, учебными пособиями, дополнительной литературой».

В случае отсутствия в библиотеке семинарии необходимых учебников, учебных пособий и необходимой для изучения дисциплины дополнительной литературы, преподаватель направляет информацию заведующему кафедрой о необходимости их приобретения.

Заведующие кафедрами ежегодно до 1 октября формируют кафедральную заявку на учебную литературу, учебные пособия и дополнительную литературу и направляют её  заведующему библиотекой семинарии и копию заявки – проректору по учебной работе.

4.3. Решение о внесении изменений в действующую рабочую программу и устранении выявленных недостатков принимается на заседаниях кафедр.

4.4. Разработка и переработка рабочей программы осуществляется по плану, утвержденному заведующим кафедрой, за которой закреплена данная дисциплина.

4.5. Подготовка элементов рабочей программы включается в индивидуальный план учебно-методической работы преподавателя в соответствии с действующими нормами времени для расчёта объёма нагрузки, выполняемой профессорско-преподавательским составом семинарии.

4.6. Рекомендованная учебно-методическая литература, входящая в обязательный состав рабочей программы, должна быть издана по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического профиля – за последние 5 лет, по естественно-научным и математическим дисциплинам – за последние 10 лет, по общепрофессиональным дисциплинам – за последние 10 лет, по специальным – за последние 5 лет.

4.7. Контроль выполнения требований настоящего Положения осуществляют заведующие кафедрами, за которыми закреплена дисциплина и проректор по учебной работе.


Приложение № 1

 

Православная религиозная организация –

Учреждение  высшего профессионального  религиозного образования  Казанская духовная семинария г. Казани Республики Татарстан

Казанской Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Научно-методического совета

Казанской духовной семинарии

 

Протокол № _____________

от   «____» ______________ 20__ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

проректор

по учебной работе

Казанской духовной семинарии

иеромонах

________________Роман (Модин)

«____» ____________________ 20__ г.

 

     

 

 

 

КАФЕДРА  ____________________________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

____________________________

 

основной образовательной программы высшего образования

 по направлению подготовки 48.03.01 Теология

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: (очная, заочная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань

2015 г.

 

Рабочую программу дисциплины разработал _____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

«____»____________20__ г., протокол № ___

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой             _______________                ______________

Личная подпись                                                 (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по

учебной работе                         _______________                           ______________

Личная подпись                                               (сан, ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© _______________________ (Фамилия, инициалы разработчика)

© КазДС

 

 


Раздел 1. Организационно-методический

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

1.2. Место дисциплины в образовательной программе

1.3. Образовательные результаты

Знание и понимание

Знать:

Уметь:

Владеть:

 

КОМПЕТЕНЦИИ

Общекультурные компетенции (ОК):

 

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

Профессиональные компетенции (ПК):

 

 

Раздел 2. Содержание дисциплины

2.1. Организационно-методические данные дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачётных единиц.

Вид работы

Трудоемкость

(в акад. часах)

очная форма

Трудоемкость

(в акад. часах)

заочная форма

Общая трудоемкость

 

 

   

Аудиторная работа

 

   

Лекции

 

   
Занятия в практической форме    
Самостоятельная работа обучающихся    
Форма контроля    

 

  1. 2. Тематический план

2.2.1. Тематический план дисциплины (очная форма)

 

Наименование разделов и тем Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме

Модуль 1 ………………….

(наименование модуль)

       

Тема 1.1……………………

(наименование темы)

       

Тема 1.2……………………

(наименование темы) и т.д.

       

Модуль 2

(наименование модуля)

       

Тема 2.1……………………

(наименование темы) и т.д.

       
Итого по дисциплине:        

 

2.2.2. Тематический план дисциплины (заочная форма)

 

Наименование разделов и тем Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме

Модуль 1 ………………….

(наименование модуль)

       

Тема 1.1……………………

(наименование темы)

       

Тема 1.2……………………

(наименование темы) и т.д.

       

Модуль 2

(наименование модуля)

       

Тема 2.1……………………

(наименование темы) и т.д.

       
Итого по дисциплине:        

 

2.3. Развёрнутый тематический план

2.3. 1. Развёрнутый тематический план лекций, семинарских и практических занятий (очная форма)

Наименование темы Содержание лекции Кол-во часов Содержание семинарского и практического занятия Кол-во часов

Тема 1.

 

1

2.

3.

4.

 

1.

2.

3.

4.

 

Тема 2.

 

1

2.

3.

4.

 

1.

2.

3.

4.

 
Итого по дисциплине:        

 

2.3.2. Развёрнутый тематический план лекций, семинарских и практических занятий (заочная форма)

Наименование темы Содержание лекции Кол-во часов Содержание семинарского и практического занятия Кол-во часов

Тема 1.

 

1

2.

3.

4.

 

1.

2.

3.

4.

 

Тема 2.

 

1

2.

3.

4.

 

1.

2.

3.

4.

 
Итого по дисциплине:        

 

2.4. Содержание дисциплины

В содержании тем указываются названия образовательных технологий, в том числе: лекция, вводная лекция-презентация, лекция-визуализация, лекция с элементами диалога, проблемная лекция, семинар, реферативный семинар, деловых (ролевых) игр, конкретных ситуаций, практических задач, контрольное собеседование, и т.п., которые используются при проведении занятий.

 

Модуль 1. Наименование модуля.

Тема 1.1. Наименование темы.

Форма проведения занятия – лекция.

Краткое содержание, раскрывающее тему. Методические приемы (лекция-визуализация).

Литература.

 

Тема 1.2. Наименование темы

Форма проведения занятия – семинар.

Краткое содержание, раскрывающее тему. Методические приемы.

Литература.

 

Модуль 2. Наименование модуля.

Тема 2.1. Наименование темы.

Форма проведения занятия – лекция.

Краткое содержание, раскрывающее тему. Методические приемы (проблемная лекция).

Литература.

 

Тема 2.2. Наименование темы

Форма проведения занятия – практическое занятие.

Краткое содержание, раскрывающее тему. Методические приемы.

Литература.

 

2.5. Материалы для самостоятельной  работы слушателей

2.5.1.Виды самостоятельной внеаудиторной работы.

(Выполнение курсовой работы, написание реферата, домашние контрольные работы, самостоятельное изучение разделов курсов, повторение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текущему контролю и т.п.)

 

 

2.5.2.Содержание, виды и объём самостоятельной внеаудиторной работы (очная форма).

Темы для самостоятельного изучения

 

Виды и

содержание

самостоятельной

работы

Форма

отчетности

Максимальный рейтинговый бал
 

Подготовка конспекта.

Проработка учебного материала.

Подготовить тест по теме.

Подготовка конспекта по первоисточнику.

Подготовка сообщений.

Обзор научных работ по теме.

Подготовка и защита аналитических

материалов по результатам

исследования, и т.д.

конспект, тестирование, собеседование, отчет, подготовка заключения по обзору и т.д.

 

 
       

 

 

2.5.3.Содержание, виды и объём самостоятельной внеаудиторной работы (заочная форма).

Темы для самостоятельного изучения

 

Виды и

содержание

самостоятельной

работы

Форма

Отчетности

Максимальный рейтинговый бал
 

Подготовка конспекта.

Проработка учебного материала.

Подготовить тест по теме.

Подготовка конспекта по первоисточнику.

Подготовка сообщений.

Обзор научных работ по теме.

Подготовка и защита аналитических

материалов по результатам

исследования, и т.д.

конспект, тестирование, собеседование, отчет, подготовка заключения по обзору и т.д.

 

 
       

 

 

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

 

3.1. Примерные темы рефератов, докладов, семестровых сочинений, курсовых работ.

Перечень тем рефератов по курсу и краткие методические указания по их выполнению.

3.2.Список рекомендуемой основной и дополнительной литературы с включением Интернет-источников (не менее 20 ссылок)

При формировании списка необходимо помнить о том, что в список основной литературы включается только литература, имеющаяся в наличии в библиотеке Академии.

3.3. Список нормативных правовых документов (при необходимости)

Включает основные нормативные правовые акты, необходимые для изучения данного курса с обязательным указанием источника опубликования.

3.4. Критерии оценки знаний и компетенций

Итоговая оценка по курсу складывается из составляющих, определяемых каждым преподавателем индивидуально.

 

 

Раздел 4. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

 

 

 

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

 

 

Раздел 6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

 

 

 

Раздел 7. Используемые образовательные технологии

 

 

 

Раздел 8. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении учебного процесса

 

 

 

Раздел 9. Требования к материально-техническому обеспечению дисциплины

 

 

 

Раздел 10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления учебного процесса

 

 

 

 

Православная религиозная организация –

Учреждение  высшего профессионального  религиозного образования  Казанская духовная семинария г. Казани Республики Татарстан

Казанской Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

 

 

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

учебной дисциплины

учебниками, учебными пособиями,

дополнительной литературой

 

Автор Наименование, издательство Гриф издания Год издания Кол-во экз. Приме-чание
1 2 3 4 5 6
Учебники, учебные пособия
           
           
Дополнительная литература
           
           

 

Заведующий кафедрой ___________________ / ____________________/

«______» ___________ 20__ г.

 

 

Автор рабочей программы дисциплины               ___________________ / ____________________/

«______» ___________ 20__ г.

 

 

Заведующий библиотекой    _______________ / ____________________/

«______» ___________ 20__ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Православная религиозная организация –

Учреждение  высшего профессионального  религиозного образования  Казанская духовная семинария г. Казани Республики Татарстан

Казанской Епархии Русской Православной Церкви

(Московский Патриархат)

 

УТВЕРЖДЕНО

на заседании

Научно-методического совета

Казанской духовной семинарии

 

Протокол № _____________

от   «____» ______________ 20__ г.

 

УТВЕРЖДАЮ

проректор

по учебной работе

Казанской духовной семинарии

иеромонах

________________Роман (Модин)

«____» ____________________ 20__ г.

 

     

 

 

 

КАФЕДРА  ____________________________

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ____________________________ практике

 

основной образовательной программы высшего образования

 по направлению подготовки 48.03.01 Теология

(уровень бакалавриата)

Форма обучения: (очная, заочная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Казань

2015

Рабочую программу практики разработал _____________________________________________________________________________

(Ф.И.О. разработчика программы полностью, ученая степень, ученое звание)

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Рецензент (ы)

__________________________________________________________________

(ФИО, должность, ученое звание) (подпись)

 

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры

 

«____»____________20__ г., протокол № ___

 

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой             _______________                ______________

Личная подпись                                                 (сан, ФИО)

 

СОГЛАСОВАНО:

Проректор по

учебной работе                         _______________                           ______________

Личная подпись                                               (сан, ФИО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© _______________________ (Фамилия, инициалы разработчика)

© КазДС

 

 

  1. Цели практики

Целями _____________практики  являются ____________________________

__________________________________________________________________

(Указываются цели учебной практики, соотнесенные с общими целями ООП ВО, направленные на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности).

 

  1. Задачи практики

Задачами учебной практики _________________ являются ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

(Указываются конкретные задачи учебной практики, соотнесенные с видами и задачами профессиональной деятельности)

 

  1. Место практики в структуре ООП бакалавриата _____________________________________________________________________________

(Указывается вид практики (учебная / производственная).

Указываются блоки ООП, предметы, курсы, дисциплины, на освоении которых базируется данная практика. Даётся описание логической и содержательно-методической взаимосвязи данной практики с другими частями ООП.

Указываются требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП и необходимым при освоении данной практики.

Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее).

 

  1. Тип практики ______________________________________________________

 (Указываются типы практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (учебная практика), практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности  формы проведения практики (производственная практика)).

 

  1. Место, время, способ проведения практики _____________________________

_____________________________________________________________________________

(Указываются место проведения практики, организация и т.д. Указывается время проведения практики, способ проведения практики: стационарная/выездная).

 

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики

В результате прохождения данной учебной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения и профессиональные компетенции:

____________________________________________________________________________

(Указываются практические навыки, умения и профессиональные компетенции, приобретаемые на данной практике)

 


  1. Структура и содержание практики

Общая трудоёмкость практики составляет ___ зачётных единиц ___ академических часов.

 

п/п

Разделы (этапы) практики (Указываются разделы (этапы) практики. Например: подготовительный этап, включающий инструктаж по технике безопасности, экспериментальный этап, обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике)

Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость

(в часах)

Формы текущего контроля
1            
2            

Примечание: к видам учебной работы на учебной практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, изучение нормативно-правовой документации, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., посещение открытых учебных занятий и/или мероприятий, самостоятельное проведение уроков, воспитательных мероприятий, проведение выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.

 

  1. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

__________________________________________________________________________

(Указываются образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при выполнении различных видов работ на учебной практике).

 

  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике

___________________________________________________________________________

(Приводятся контрольные вопросы и задания для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно).

 

  1. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

_________________________________________________________________________

(Указываются формы отчетности по итогам практики (составление и защита отчета, собеседование, дифференцированный зачет и др. формы аттестации. Указывается время проведения аттестации)

 

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

а) основная литература:

б) дополнительная литература:

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

 

  1. Материально-техническое обеспечение практики _____________________

_____________________________________________________________________________

(Указывается необходимое для проведения практики материально-техническое обеспечение).