Билет 1

 

1а. Книга Бытия: наименование, время, место и цель написания. Особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Бытия с Новым Заветом. Проблема датировки событий книги Бытия. Структура и основные богословские идеи Шестоднева. Полемика с языческими космогониями в Шестодневе. Проблема соотнесения повествования Шестоднева и данных современной науки.

 

1б. Принципы герменевтики Нового Завета. Святоотеческая экзегеза и современная библеистика. Краткий обзор святоотеческих комментариев. Наиболее известные современные комментарии.

 

2а. Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы и богословские мнения. Ереси – причины появления догматов. Назначение догматов.

 

2б. Корпус богослужебных книг Православной Церкви. Типикон, его состав.

 

3а. Иконоборческий период в истории Церкви. Мотивы иконоборческого движения. Император Лев Исавр и начало иконоборческого движения. Свт. Герман и прп. Иоанн Дамаскин – защитники иконопочитания. Император Константин Копроним и иконоборческий собор 754 г. Орос иконоборческого собора, его смысл и аргументация. Отношение к иконопочитателям императора Льва Хазара.

 

3б. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I. Патриарх Адриан (1690-1700). Период местоблюстительства. Религиозность Петра I. Выдающиеся иерархи и их отношение к реформам Петра I. Личность местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского). Учреждение Святейшего Синода. Архиепископы Феодосий (Яновский) и Феофан (Прокопович). «Правда воли монаршей» — абсолютистская теория государственного права. «Духовный регламент». Учреждение духовной коллегии и её состав. Синод. Функции обер-прокурора. Каноническая оценка синодальной реформы. Общая характеристика синодального периода истории Русской Церкви.

 

 

 

 


 

Билет 2

 

1а. Призвание Аврама и его переселение в Ханаан (Быт. 11–13). Авраам и Лот (Быт. 13, 14). Завет Божий с Авраамом (Быт. 15). Рождение Измаила (Быт. 16). Установление обрезания (Быт. 17). Богоявление у дубравы Мамре (Быт. 18:1-16). Содом и Гоморра (Быт. 18:17–19). Испытание веры Авраама и Исаака (Быт. 21, 22). Женитьба Исаака (Быт. 24). Исав и Иаков (Быт. 25, 27). Иаков у Лавана (Быт. 28–31). Возвращение Иакова и его встреча с Исавом (Быт. 32, 33). Дети Иакова; история с Диной (Быт. 34–36). Иуда и Фамарь (Быт. 38). История Иосифа (Быт. 37, 39–45). Переселение Израиля в Египет (Быт. 46–50).

 

1б. Канон Новозаветных Писаний: смысл термина «канон»; критерии каноничности: догматическое предание, историческое предание, богослужебное употребление. Периодизация истории формирования Канона Нового Завета; важнейшие причины формирования новозаветного канона.

 

2а. Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понимание Священного Предания в православном богословии. Различные виды Предания: Символы и исповедания веры, соборные вероопределения, творения святых отцов и учителей Церкви, литургическая практика Церкви. «Символические книги».

 

2б. Богослужение Пасхи Господней и Светлой седмицы.

 

3а. Первые Крестовые походы и отношения между Церквами. Причины крестовых походов. Историография вопроса. Папа Урбан II и первый Крестовый поход. Основание латинских владений на Востоке. Появление латинской иерархии. Отношение между Западной и Восточной Церквами после первых Крестовых походов.

 

3б. Устройство Русской Церкви. Церковное управление. Начало Русской митрополии. Митрополиты-греки. Митрополиты из русских: Иларион, Ефрем и Климент Смолятич. Каноническая оценка поставления Илариона (1051) и Климента (1147). Тенденция к независимости. Отношение Киевских митрополитов к Константинопольским патриархам. Первые епархии на Руси. Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Взаимоотношения Церкви и государства. Роль иерархии в общественной и политической жизни.

 

 


 

Билет 3

1а. Повествования о творении человека в книге Бытия. Пребывание людей в раю (Быт. 1,2). Грехопадение и его последствия (Быт. 3). Протоевангелие (Быт. 3:15).

 

1б. История перевода Нового Завета на славянский язык. Перевод Нового Заветы святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Четыре группы текста славянских рукописей. Геннадиевская Библия, Острожская Библия, Елизаветинская Библия. Научные исследования славянского библейского наследия в XIX веке.

 

2а. Апофатическое и катафатическое богословие. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих. Истинность наших представлений о Боге. Антропоморфизмы Священного Писания.

 

2б. Поминовение усопших по уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы.

 

3а. Создание новых национальных Православных Церквей. Создание независимой Элладской Церкви. Отношение с Константинопольским патриархатом. Положение болгар под османским владычеством. Стремление к церковной автономии. Учреждение Болгарского Экзархата и противостояние Константинопольского патриархата.

 

3б. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни. Нашествие Батыя (1237-1240). Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев. Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор, св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток населения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. Учреждение Сарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

 

 


 

Билет 4

 

1а. Книга Исход: наименование, время, место и цель написания. Особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Исход с Новым Заветом. Проблема датировки событий Исхода. Евреи в Египте; рождение Моисея и его воспитание во дворце; бегство Моисея в землю Мадиамскую и его жизнь у Иафора (Исх. 1–2). Призвание Моисея; откровение об Имени Божием (Исх. 2–4). Моисей и Аарон у фараона; казни Египетские (Быт. 5–11). Установление праздника Пасхи (Исх. 12).

 

1б. Завоевание Палестины римлянами. Характеристика Ирода Великого («Иудейские древности», XVII) и Понтия Пилата («Иудейские древности». XVIII, 3-4) по Иосифу Флавию. Важнейшие течения в иудаизме I века и их краткая характеристика: фарисеи, саддукеи, иродиане, ессеи. Мессианские ожидания.

 

2а. Свидетельства Священного Писания о троичности Лиц в Боге. Указания на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете. Свидетельства о троичности в Новом Завете. Свидетельства Священного Писания о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц.

 

2б. Гимнографический канон: структура, связь библейских песней и песней канона. Употребление канонов за богослужением.

 

3а. Образование и современное положение новых автокефальных Церквей в XX веке: Албанской, Польской, Чехословацкой, Православной Церкви в Америке.

 

3б. Ересь жидовствующих. Генезис лжеучения. Еретическая доктрина. Распространение ереси в новгородских и московских пределах. Причины успешности еретической пропаганды. Митрополит Зосима Брадатый. Борьба с ересью и еретиками преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского. «Просветитель» и Геннадиевская Библия. Соборы 1490 и 1504 годов. Осуждение ереси и еретиков. Отношение верховной государственной власти к лжеучению и к мерам по борьбе с еретиками. Споры о монастырском землевладении. «Иосифляне » и «нестяжатели». Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Внутреннее устроение их обителей. Собор 1503 года и его решения.

 

 


 

Билет 5

 

1а. Путь из Египта до горы Синай (Исх. 13–18). Заключение Завета; синайское законодательство и его значение (Исх. 19–24). Идолопоклонство Израиля: поклонение золотому тельцу как ложное почитание Яхве (Исх. 32). Восстановление Завета (Исх. 33, 34). Скиния, ее принадлежности, их прообразовательное значение. Сооружение и освящение скинии (Исх. 25–27; 30; 36–38; 40).

 

1б. Рождество Христово (Лк.2.1-7). Хронология событий, предшествовавших (Лк.1,5-80) и сопровождавших его (Лк.2.1-52). Проблемы датировки (Мф.2,1) и переписи (Лк.2.1), связанные с событием Рождества Христова; доводы современной библеистики в пользу ошибочности вычисления года Рождества Христова Дионисием Малым в VI веке.

 

2а. Бог как Творец мира. Нехристианские концепции происхождения мира: Дуализм. Пантеизм. Сущность христианского учения о происхождении мира. Вечность Божественного замысла о мире. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Почему Бог сотворил мир? Для чего Бог сотворил мир? Хилиазм и его осуждение Церковью.

 

2б. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.

 

3а. История и современное положение Сербской Православной Церкви.

 

3б. Теория Москва – Третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на русской почве. Объективные предпосылки, способствовавшие утверждению идеи Москвы, как центра православной государствености: османские завоевания, заключение Флорентийской унии, падение Константинополя, восприятие византийского наследия Московским государством и его юридическое признание Западом. Памятники литературы, повлиявшие на формирование теории. Трансформация теории в имперскую и советскую эпохи. Церковь в первой половине царствования Иоанна Грозного. Личность святителя Макария и его благотворное влияние на юного государя. Венчание на царство в контексте теории Москва – Третий Рим. Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 годов, как знаковое завершениа процесса объединения русских земель. Стоглавый Собор 1551 года – попытка кодификации богослужебного строя.

 

 

 
Страницы ( 1 из 5 ): 1 23 ... 5Следующая »