Билет 1

 

1а. Книга Бытия: наименование, время, место и цель написания. Особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Бытия с Новым Заветом. Проблема датировки событий книги Бытия. Структура и основные богословские идеи Шестоднева. Полемика с языческими космогониями в Шестодневе. Проблема соотнесения повествования Шестоднева и данных современной науки.

 

1б. Принципы герменевтики Нового Завета. Святоотеческая экзегеза и современная библеистика. Краткий обзор святоотеческих комментариев. Наиболее известные современные комментарии.

 

2а. Понятие о догматах. Свойства догматов. Догматы и богословские мнения. Ереси – причины появления догматов. Назначение догматов.

 

2б. Корпус богослужебных книг Православной Церкви. Типикон, его состав.

 

3а. Иконоборческий период в истории Церкви. Мотивы иконоборческого движения. Император Лев Исавр и начало иконоборческого движения. Свт. Герман и прп. Иоанн Дамаскин – защитники иконопочитания. Император Константин Копроним и иконоборческий собор 754 г. Орос иконоборческого собора, его смысл и аргументация. Отношение к иконопочитателям императора Льва Хазара.

 

3б. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I. Патриарх Адриан (1690-1700). Период местоблюстительства. Религиозность Петра I. Выдающиеся иерархи и их отношение к реформам Петра I. Личность местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского). Учреждение Святейшего Синода. Архиепископы Феодосий (Яновский) и Феофан (Прокопович). «Правда воли монаршей» — абсолютистская теория государственного права. «Духовный регламент». Учреждение духовной коллегии и её состав. Синод. Функции обер-прокурора. Каноническая оценка синодальной реформы. Общая характеристика синодального периода истории Русской Церкви.

 

 

 

 


 

Билет 2

 

1а. Призвание Аврама и его переселение в Ханаан (Быт. 11–13). Авраам и Лот (Быт. 13, 14). Завет Божий с Авраамом (Быт. 15). Рождение Измаила (Быт. 16). Установление обрезания (Быт. 17). Богоявление у дубравы Мамре (Быт. 18:1-16). Содом и Гоморра (Быт. 18:17–19). Испытание веры Авраама и Исаака (Быт. 21, 22). Женитьба Исаака (Быт. 24). Исав и Иаков (Быт. 25, 27). Иаков у Лавана (Быт. 28–31). Возвращение Иакова и его встреча с Исавом (Быт. 32, 33). Дети Иакова; история с Диной (Быт. 34–36). Иуда и Фамарь (Быт. 38). История Иосифа (Быт. 37, 39–45). Переселение Израиля в Египет (Быт. 46–50).

 

1б. Канон Новозаветных Писаний: смысл термина «канон»; критерии каноничности: догматическое предание, историческое предание, богослужебное употребление. Периодизация истории формирования Канона Нового Завета; важнейшие причины формирования новозаветного канона.

 

2а. Понятие о Священном Предании. Соотношение Священного Писания и Священного Предания. Понимание Священного Предания в православном богословии. Различные виды Предания: Символы и исповедания веры, соборные вероопределения, творения святых отцов и учителей Церкви, литургическая практика Церкви. «Символические книги».

 

2б. Богослужение Пасхи Господней и Светлой седмицы.

 

3а. Первые Крестовые походы и отношения между Церквами. Причины крестовых походов. Историография вопроса. Папа Урбан II и первый Крестовый поход. Основание латинских владений на Востоке. Появление латинской иерархии. Отношение между Западной и Восточной Церквами после первых Крестовых походов.

 

3б. Устройство Русской Церкви. Церковное управление. Начало Русской митрополии. Митрополиты-греки. Митрополиты из русских: Иларион, Ефрем и Климент Смолятич. Каноническая оценка поставления Илариона (1051) и Климента (1147). Тенденция к независимости. Отношение Киевских митрополитов к Константинопольским патриархам. Первые епархии на Руси. Порядок избрания епископов и их отношение к митрополитам и удельным князьям. Взаимоотношения Церкви и государства. Роль иерархии в общественной и политической жизни.

 

 


 

Билет 3

1а. Повествования о творении человека в книге Бытия. Пребывание людей в раю (Быт. 1,2). Грехопадение и его последствия (Быт. 3). Протоевангелие (Быт. 3:15).

 

1б. История перевода Нового Завета на славянский язык. Перевод Нового Заветы святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. Четыре группы текста славянских рукописей. Геннадиевская Библия, Острожская Библия, Елизаветинская Библия. Научные исследования славянского библейского наследия в XIX веке.

 

2а. Апофатическое и катафатическое богословие. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих. Истинность наших представлений о Боге. Антропоморфизмы Священного Писания.

 

2б. Поминовение усопших по уставу Православной Церкви. Заупокойные субботы.

 

3а. Создание новых национальных Православных Церквей. Создание независимой Элладской Церкви. Отношение с Константинопольским патриархатом. Положение болгар под османским владычеством. Стремление к церковной автономии. Учреждение Болгарского Экзархата и противостояние Константинопольского патриархата.

 

3б. Нашествие монголов и влияние его на образование нового центра церковной жизни. Нашествие Батыя (1237-1240). Установление господства монголов. Отношение монголов к христианству. Причины веротерпимости ордынцев. Мученики за веру: свв. Михаил и Феодор, св. Роман Рязанский, св. Михаил Тверской. Отток населения из южной Руси. Ханские ярлыки. Христианство среди татар. Учреждение Сарайской епархии (1261). Св. Петр, царевич Ордынский.

 

 


 

Билет 4

 

1а. Книга Исход: наименование, время, место и цель написания. Особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Исход с Новым Заветом. Проблема датировки событий Исхода. Евреи в Египте; рождение Моисея и его воспитание во дворце; бегство Моисея в землю Мадиамскую и его жизнь у Иафора (Исх. 1–2). Призвание Моисея; откровение об Имени Божием (Исх. 2–4). Моисей и Аарон у фараона; казни Египетские (Быт. 5–11). Установление праздника Пасхи (Исх. 12).

 

1б. Завоевание Палестины римлянами. Характеристика Ирода Великого («Иудейские древности», XVII) и Понтия Пилата («Иудейские древности». XVIII, 3-4) по Иосифу Флавию. Важнейшие течения в иудаизме I века и их краткая характеристика: фарисеи, саддукеи, иродиане, ессеи. Мессианские ожидания.

 

2а. Свидетельства Священного Писания о троичности Лиц в Боге. Указания на троичность Лиц в Боге в Ветхом Завете. Свидетельства о троичности в Новом Завете. Свидетельства Священного Писания о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц.

 

2б. Гимнографический канон: структура, связь библейских песней и песней канона. Употребление канонов за богослужением.

 

3а. Образование и современное положение новых автокефальных Церквей в XX веке: Албанской, Польской, Чехословацкой, Православной Церкви в Америке.

 

3б. Ересь жидовствующих. Генезис лжеучения. Еретическая доктрина. Распространение ереси в новгородских и московских пределах. Причины успешности еретической пропаганды. Митрополит Зосима Брадатый. Борьба с ересью и еретиками преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Геннадия Новгородского. «Просветитель» и Геннадиевская Библия. Соборы 1490 и 1504 годов. Осуждение ереси и еретиков. Отношение верховной государственной власти к лжеучению и к мерам по борьбе с еретиками. Споры о монастырском землевладении. «Иосифляне » и «нестяжатели». Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Внутреннее устроение их обителей. Собор 1503 года и его решения.

 

 


 

Билет 5

 

1а. Путь из Египта до горы Синай (Исх. 13–18). Заключение Завета; синайское законодательство и его значение (Исх. 19–24). Идолопоклонство Израиля: поклонение золотому тельцу как ложное почитание Яхве (Исх. 32). Восстановление Завета (Исх. 33, 34). Скиния, ее принадлежности, их прообразовательное значение. Сооружение и освящение скинии (Исх. 25–27; 30; 36–38; 40).

 

1б. Рождество Христово (Лк.2.1-7). Хронология событий, предшествовавших (Лк.1,5-80) и сопровождавших его (Лк.2.1-52). Проблемы датировки (Мф.2,1) и переписи (Лк.2.1), связанные с событием Рождества Христова; доводы современной библеистики в пользу ошибочности вычисления года Рождества Христова Дионисием Малым в VI веке.

 

2а. Бог как Творец мира. Нехристианские концепции происхождения мира: Дуализм. Пантеизм. Сущность христианского учения о происхождении мира. Вечность Божественного замысла о мире. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения. Почему Бог сотворил мир? Для чего Бог сотворил мир? Хилиазм и его осуждение Церковью.

 

2б. Богослужебный день. Службы суточного круга. Часослов.

 

3а. История и современное положение Сербской Православной Церкви.

 

3б. Теория Москва – Третий Рим. Идея всемирного центра христианской государственности и её адаптация на русской почве. Объективные предпосылки, способствовавшие утверждению идеи Москвы, как центра православной государствености: османские завоевания, заключение Флорентийской унии, падение Константинополя, восприятие византийского наследия Московским государством и его юридическое признание Западом. Памятники литературы, повлиявшие на формирование теории. Трансформация теории в имперскую и советскую эпохи. Церковь в первой половине царствования Иоанна Грозного. Личность святителя Макария и его благотворное влияние на юного государя. Венчание на царство в контексте теории Москва – Третий Рим. Соборы по канонизации святых 1547 и 1549 годов, как знаковое завершениа процесса объединения русских земель. Стоглавый Собор 1551 года – попытка кодификации богослужебного строя.

 

 


 

Билет 6

 

1а. Книга Левит: наименование, время, место и цель написания. Особенности композиции, основные богословские идеи. Связь книги Левит с Новым Заветом. Повествовательные эпизоды книги Левит: смерть Надава и Авиуда (Лев. 10:1-6); наказание за хулу на Господа (Лев. 24:10-23). Постановления о жертвах (закон о всесожжении (Лев. 1), жертва бескровная (Лев. 2), жертва мирная (Лев. 3), жертва за грех (Лев. 4, 5), жертва повинности (Лев. 5, 6), наставления священникам о жертвах (Лев. 6, 7). Постановления о священстве: первосвященник, священники (Исх. 28, 29, 39; Лев. 8–10).

 

1б. Сотериологичекий аспект беседы Иисуса Христа с Никодимом (Ин.3.1-21) и самарянкой (Ин.4.4-42): учение Господа о рождении свыше от воды и Духа (Ин.3.3-8), о любви Бога к миру (Ин.3.13-21), об истинном поклонении Богу Отцу в духе и истине (Ин.4. 20-26), притча о «побелевших нивах» (Ин.4. 31-38).

 

2а. Догмат о Пресвятой Троице. Учение о Пресвятой Троице Великих Каппадокийцев. Троичная терминология. Учение о “монархии” Бога Отца. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы.

 

2б. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, эксапостиларий, стихира, кондак, канон.

 

3а. Униональная политика Византийских императоров. Лионская уния 1274г.: предпосылки и значение. Флорентийская уния: предпосылки и значение. Свт. Марк Ефесский.

 

3б. Поместный Собор 1917-1918 гг. Реакция Собора на события в стране. Восстановление Патриаршества и избрание Патриархом святого Тихона. Другие решения Собора. Собор и Октябрьский переворот. Гонения на Церковь в гражданскую войну. Декрет об отделении Церкви от государства. Изъятие церковных ценностей. Обновленческий раскол. Кончина святителя Тихона. Завещание Патриарха Тихона о местоблюстителе Патриаршего Престола. Митрополит Петр — Глава Русской Церкви. Арест митрополита Петра и вступление в права Заместителя Местоблюстителя митрополита Сергия. Григорианский раскол. Образование Временного Патриаршего Синода и издание Декларации 1927 года. Реакция на Декларацию. Оппозиция «непоминающих». Русская Православная Церковь в 1930-е годы. Гонения на Церковь. Массовое закрытие храмов. Массовые аресты епископов, клириков и мирян.

 


 

Билет 7

 

1а. Книги Царств. Наименование. Авторство, время, место и цель написания. Деление по содержанию. Период времени и историко-культурный фон описываемых событий. Песнь Анны (1 Цар. 2. 1—10). Пророчество Нафана об утверждении дома Давида (2 Цар. 7. 12—17). Правление царя Давида. Царь Соломон. Первый Иерусалимский храм (3 Цар. 5-7): архитектура, историческое и богословское значение для Израиля. Падение Самарии. Правление царей Езекии, Манассии и Иосии. Падение Иерусалима.

 

1б. Пролог Евангелия от Иоанна (Ин.1.1-18) – догматический анализ: учение о предвечном бытии и о воплощении Божественного Логоса, сотериологический аспект. Пролог как принципиальный ключ к пониманию Четвертого Евангелия.

 

2а. Бог как Промыслитель мира. Действительность Промысла Божия. Ложные учения о Промысле. Действия Промысла Божия: Мирохранение. Мироправление. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла. О возможности познания Промысла Божия человеком.

 

2б. 50 глава Типикона. Система памятей цикла Пятидесятницы. Цветная Триодь.

 

3а. Церковные расколы по причине несогласия в области христологии. Отход от православия по националистическим причинам. Армения. Церкви сирийского языка в Персии. Несториане. Египет – копты.

 

3б. Русская Православная Церковь во второй половине XIX века. Реформы Александра II и церковная жизнь. Проект реформы высшего церковного управления А.Н. Муравьева. Мнение святителя Филарета Московского. Обер-прокурор Д.А. Толстой. Новые епархии. Обер-прокурор Священного Синода К.П. Победоносцев: характеристика личности и общественно-политических взглядов, представления обер-прокурора о роли Церкви в обществе и о её внутреннем устройстве. Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге. Митрополит Антоний (Вадковский). Попытка отыскать пути обновления церковной жизни. Церковь в годы первой русской революции. Священник Георгий Гапон и рабочее движение. Манифест об укреплении начал веротерпимости. Подготовка к Поместному Собору. Предсоборное присутствие.

 

 


 

Билет 8

 

1а. Псалтирь: Наименование книги. Надписания псалмов. Авторство и время написания псалмов. Мессианские места. Благодарственно-хвалебные псалмы 33 и 103: истолкование.  Использование Псалтири в Священном Писании Нового Завета.

 

1б. Крещение Иисуса Христа. Проповедь Иоанна Крестителя и время его явления народу Израиля. (Мф.3.1-12; Мк.1.4-8; Лк.3.1-18; Ин.1.19-28). Обличение фарисеев, саддукеев, народа. Крещение как Святое Богоявление (Мф.3.13-17; Мк.1. 9-11; Лк.3.21-22). Сравнительный анализ повествований об искушении Иисуса Христа в пустыне от диавола согласно Евангелиям от Матфея и от Луки (Мф.4.1-11; Лк.4.1-13). Мессианский аспект искушений.

 

2а. Мир духовный или ангельский. Ангелы в Священном Писании. Сотворение ангелов Богом. Время сотворения ангелов. Природа ангелов. Свойства ангельской природы. Совершенство ангельской природы. Число ангелов. Небесная иерархия. Промысл Божий о мире духовном.

 

2б. Будничное богослужение. Служба, когда поётся «Аллилуиа» и когда поётся «Бог Господь…». Будничные вечерня и повечерие. 9 глава Типикона.

 

3а. Император Ираклий и его церковная политика. Патриарх Сергий и папа Гонорий. Издание имп. Ираклием в 638 г. «Изложения веры» (Экфесиса) и появление монофелитства. Деятельность против монофелитства прп. Максима Исповедника. Св. папа Мартин I и Латеранский Собор 649 г. Суд над прп. Максимом Исповедником. Император Константин Погонат и Шестой Вселенский Собор в 680-681гг. Трулльский Собор 691-692 гг. Каноны Трулльского Собора и Римская Церковь.

 

3б. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Патриотическое служение православного духовенства. Церковная жизнь на оккупированных территориях. Архиерейский Собор 1943 года и избрание Патриарха. Нормализация церковной жизни. Новые приходы, возрождение духовных школ, возобновление церковной печати. Кончина Патриарха Сергия в 1944 году. Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии I. Поместный Собор 1945 года и избрание Патриарха. Преодоление расколов. Львовский Собор 1946 года и его последствия. Внешние контакты Русской Православной Церкви. Хрущевское гонение на Церковь. Архиерейский Собор 1961 года и его последствия. Участие Церкви в экуменическом движении.

 


 

Билет 9

 

1а. Книга Иисуса Навина. Проблема авторства, время, место и цель написания книги. Деление по содержанию. Основные богословские идеи. Историко-культурный фон описываемых событий. Переход через Иордан. Завоевание Иерихона. Заключение завета в Сихеме.

 

1б. Нагорная проповедь как учение о нравственных условиях стяжания Царства Небесного: заповеди Блаженства – путь духовного совершенствования (Мф.5.1-16); отношение Иисуса Христа к Ветхому Закону (Мф.5.17-48); учение Христа об истинной праведности на примерах ее сравнения с праведностью фарисейскою (Мф.6.1-18), предупреждение об опасности лжеисповедания (Мф.7.13-29).

 

2а. Сотворение человека. Двуединство человеческой природы. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия. Значение тела в составе человеческой природы. Свойства человеческой души. Отличие души человеческой от душ животных.

 

2б. Воскресное богослужение. Всенощное бдение. Особенности воскресной утрени. Воскресная полунощница (когда не  совершается бдение).

 

3а. Происхождение христианского искусства. Христианские символы. Исторические и аллегорические изображения. Происхождение, история и значение катакомб в древней Церкви.

 

3б. Русская Православная Церковь в 1762–1796 гг. Петр III и проект реформы Церкви. Екатерина II: личность, религиозно-философские взгляды, церковная политика. Опора на иерархов великороссов. Секуляризация монастырских земель и её последствия. Св. Арсений (Мациевич). Проект церковной реформы обер-прокурора Святейшего Синода И.И. Мелиссино. Бедственное положение Православной Церкви в Речи Посполитой. Архиепископ Георгий (Конисский). Меры, предпринятые русским правительством по облегчению положения православных. Разделы Польши и их последствия для Православной Церкви.

 

 

 

 


 

Билет 10

 

1а. Книга Иова: общие исторические сведения. Проблема авторства, содержание и идея пролога. Диалоги Иова с друзьями, обзор аргументации двух сторон. Смысл страданий ветхозаветного праведника. Мессианский смысл книги Иова. Эпилог книги Иова: Содержание и смысл.

 

1б. Учение Иисуса Христа о Себе как о Хлебе Жизни: чудо насыщения пяти тысяч пятью хлебами (Мф.14.13-21; Мк.6.30-44; Лк.9.10-17; Ин.6.1-13) и его символический смысл; евхаристический и христологический аспекты беседы о Хлебе Жизни (Ин.6.25-71).

 

2а. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Состояние человека до грехопадения. Первородный грех.

 

2б.  Смысл и чинопоследование Таинства Елеосвящения, его библейские основания.

 

3а. Первый Вселенский Собор в Никее в 325 году: состав, ход заседаний и решения. Первая стадия борьбы с арианством после Никейского Собора: за преобладание в Кафолической Церкви. Борьба против защитников никейской веры – свт. Евстафия, свт. Афанасия и Маркелла. Ссылки свт. Афанасия и попытки ариан заменить никейскую веру новыми формулами.

 

3б. Русская Церковь при патриархе Никоне. Личностр патриарха Никона. Жизнь и деятельность до восшествия на патриарший престол. Взаимоотношения с царём Алексеем Михайловичем. Избрание на патриаршество. Начало литургической реформы. Взгляд патриарха Никона на церковно-государственные отношения. Оппозиция патриарху в среде московской аристократии. Конфликт с государем. Оставление Москвы. Дело Зюзина. Осуждение и ссылка патриарха Никона. Церковный раскол. Основные деятели начального периода старообрядчества. Протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Братья Андрей и Симеон Денисовы. Начало разделений в старообрядчестве. Поповцы и беспоповцы. Поиски иерархии. Основные течения в современном старообрядчестве. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 года: оценка никоновской реформы и взгляд на дониконовский обрядовый строй. Старообрядные приходы Русской Православной Церкви.

 

 


 

Билет 11

 

1а. Книга Екклесиаста: Название книги. Проблема авторства. Смысл книги.  Учение о суетности. Книга Премудрости Соломона: Общие сведения. Учение о происхождении идолопоклонства. Богослужебное употребление книги Премудрости Соломона.

 

1б. Евангельское откровение об Иисусе: Сын Божий и Страждущий Мессия; исповедание апостола Петра (Мф.16.13-20; Мк. 8.27-30; Лк.9.18-21) – святоотеческое толкование слов «Ты Христос Сын Бога Живаго» (Мф.16.16); первое предсказание Христа о Своих страданиях (Мф.16.21-23; Мк.8.31-33; Лк.9.22). Преображение Господне (Мф.17.1-14; Мк.9.2-13; Лк.9.28-36), святоотеческие толкования эсхатологического аспекта Преображения.

 

2а. Учение о Лице нашего Спасителя или о таинстве Воплощения. Господь Иисус Христос есть Истинный Бог. Господь Иисус Христос есть истинный человек. Свидетельства Откровения о человечестве Иисуса Христа. Заблуждения относительно человечества Иисуса Христа. Докетизм. Отличие Иисуса Христа от нас по человечеству.

 

2б. Анафора. Структурные элементы византийских анафор. Происхождение и отличительные черты византийских анафор свт. Василия Великого и свт. Иоанна Златоуста. Тропарь 3-го часа в составе византийских анафор.

 

3а. Антиохийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Антиохийской школы: Лукиан Антиохийский и др.

 

3б. Последствия монгольского нашествия для развития духовного образования и просвещения. Состояние грамотности в обществе. Образованность духовенства (характеристика). Переводная письменность. Афон. Южнославянское влияние. Сборники. Распространение апокрифических сочинений. Агиографическая литература. Сочинения о путешествиях по святым местам. Жанр «хождения».

 

 


 

Билет 12

 

1а. Книга Притчей Соломона: Общие сведения. Особенности содержания и формы. Богослужебное употребление книги. Книга Песнь Песней Соломона: Авторство и каноническое достоинство книги. Святоотеческие традиции толкования.

 

1б. Хронология важнейших событий Страстной Седмицы. Символический смысл очищения Храма (Мф.21.12-17; Мк.11.15-19; Лк.19.45-48; ср.Ин.2.13-22); обличительная речь против фарисеев (Мф.23,1-36; Мк.12.38-40; Лк.20.45-47); заговор иудеев и предательство Иуды (Мф.26.1-5,14-16; Мк.14.1-2.10-11; Лк.22.1-6); Тайная вечеря (Мф.26.17-29; Мк.14.12-25; Лк.22.7-24; Ин.13.1-20): согласование синоптических повествований с  Евангелием от Иоанна в вопросе хронологии; экклезиологический аспект Прощальной беседы Иисуса Христа с учениками (Ин.13.31-16.33); Крестные страдания и смерть Иисуса Христа (Мф.27.27-55; Мк.15.16-41; Лк.23.26-56; Ин.19.17-37).

 

2а. Орос Халкидонского Собора. Образ соединения двух естеств во Христе. Христологическая терминология.

 

2б. Определение понятия «Таинство». Таинства и обряды. Видимая и невидимая сторона Таинств. Совершители Таинств. Действительность и действенность Таинств. Вещества, употребляющиеся при совершении Таинств, и их символика.

 

3а. Александрийская богословская школа. Происхождение и развитие. Выдающиеся представители Александрийской школы: Пантен, Климент Александрийский, Ориген и др.

 

3б. Состояние храмов и богослужения после нашествия Батыя. Заботы пастырей Церкви об упорядочении богослужебного строя. Определения Владимирского (1274) и Константинопольского (1276) Соборов относительно богослужения. Деятельность митрополитов Киприана и Фотия по упорядочению богослужения. Распространение Иерусалимского устава. Ересь стригольников – первое еретическое движение в Древней Руси. Появление ереси в Пскове. Объяснение наименования. Основные положения лжеучения. Борьба иерархов Церкви с ересью. Увещева­тельные грамоты патриархов Нила и Антония. Послания святителя Фотия.


 

Билет 13

 

1а. Общая характеристика пророческих книг. Пророческое служение в Ветхом Завете. Символические действия пророков. Отличие истинных пророков Божиих от ложных.

 

1б. Евангельское повествование о Воскресении Иисуса Христа как свидетельство Его победы над смертью (Мф.28.-10; Мк.16.1-8; Лк.24.1-11; Ин.20.1-10). Проблема хронологической последовательности явлений Воскресшего Господа, описываемых в Евангелии (Мф.28. 9-10; 16-20; Мк.16. 9-20; Лк.24.13-35; 35-53; Ин.20.11-18; 19-29; 21.1-14; 15-23).

 

2а. Понятие об Искуплении в свете Священного Писания. Необходимость Искупления для спасения человека. Цель Искупления. Изменение отношений между Богом и человеком вследствие Искупления. Искупление – Откровение Божественной любви к человеку. Библейские и святоотеческие образы Искупления.

 

2б. Совершители богослужения. Священная иерархия. Богослужебные облачения. Понятия «хиротония» и «хиротесия». Чинопоследования хиротоний во диакона, пресвитера, епископа.

 

3а. Монашество: происхождение и развитие. Прп. Антоний Великий и развитие отшельничества. Прп. Пахомий Великий и зарождение общежительного монашества. Монашество на Западе: свт. Амвросий и блж. Августин, свт. Мартин Турский. Прп. Бенедикт Нурсийский и значение его Устава на Западе.

 

3б. Богослужение в Русской Церкви в домонгольский период. Первые храмы и их общественное значение. Храмоздательство при св. Владимире и Ярославе Мудром. Наиболее замечательные храмы Киевского периода. Устройство храмов. Святые иконы (Киево-Печерская, Владимирская, «Знамение» иконы Божией Матери). Мощи святых и других святыни. Новые русские празд­ники (Покров Пресвятой Богородицы, 1 августа, дни памяти святых, «Юрьев день», празднования в честь чудотворных икон и др.). Богослужебные уставы, книги и церковное пение. Особенности Студийского устава. Особенности при совершении таинств и обрядов. Спор о постах в среду и пяток в Северо-восточной и Южной Руси.


 

Билет 14

 

1а. Личность пророка Исайи. Его призвание к пророческому служению. Книга пророка Исайи: Обзор содержания и характерные особенности. Пророчество о рождении Эммануила от Девы (Ис. 7, 4-11). Пророчество о возвышении Галилеи языческой (Ис. 9). Пророчество о происхождении Мессии из дома Иессеева и о получении Им полноты даров Святого Духа (Ис. 11, 1-6).

 

1б. Общие сведения о книге Деяний. Личность автора. Лука в отношении к прочим апостолам. Церковное предание о месте рождения, национальности и занятиях Луки. Единство Предания относительно авторства Луки и его связь с проповедью апостола Павла. Медицинская терминология Луки. Свидетельства Нового Завета о Луке: прямые и косвенные.

 

2а. Православное учение о Лице Искупителя. Образ ипостасного соединения во Христе двух естеств. Следствия ипостасного соединения двух природ в Иисусе Христе: по отношению к Нему Самому, по отношению к Пресвятой Троице, по отношению к Деве Марии.

 

2б. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.

 

3а. Древние Патриархаты: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Их положение под турецким владычеством в XIX веке и в наше время. Выдающиеся иерархи Восточных Церквей.

 

3б. Православие и католичество в Литве. Объединение Литвы при Миндовге. Захват некоторых русских земель (Полоцкое, Витебское княжества и часть Смоленского). Влияние католичества. Распространения Православия. Миссионеры из Новгорода и Пскова. Родственные связи литовских князей с русскими. Гедимин (1316-1340). Влияние русской культуры в Литве. Подчинение Гедимину русских княжеств в юго-западной Руси. Ольгерд (1345-1377) и Кейстут. Гонение на православных. Мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Крещение Ольгерда. Борьба против ордена. Ягайло. Брак с Ядвигой Польской (1386). Уния Литвы с Польшей. Распространение латинской пропаганды. Массовое крещение литовцев. Искоренение язычества. Ухудшение положения православных. Витовт (1392-1430). Утверждение латинских кафедр в Вильне и Киеве. Городельский сейм (1413). Запрет на занятие православными высших должностей в государстве. Свидригайло. Борьба с католичеством. Сигизмунд. Католическая реакция.


 

Билет 15

 

1а. Личность пророка Иеремии. Его призвание к пророческому служению. Книга пророка Иеремии: Обзор содержания и характерные особенности. Предсказание о Пастыреначальнике из дома Давидова (Иер. 23). Пророчество о спасении и о Новом Завете (Иер. 31). Пророчество о 70-летнем плене (Иер. 25).

 

1б. Вознесение Христово (Деян.1.9). Сопоставительный анализ повествования в Евангелиях и книге Деяний (Деян.1.9; Лк.24.50-51). Сотериологическое значение Вознесения в свете повествования Первого послания к Фессалоникийцам (1 Фес.4.17). Пятидесятница (Деян.2.1-4).

 

2а. Полемика с монофизитством и несторианством после Халкидонского Собора. Ересь монофелитства. Учение о воипостасности человеческой природы во Христе. Лицо Господа Иисуса Христа.

 

2б. Смысл и значение Таинства Крещения. Установление Таинства Христом. Апостол Павел о Крещении. Институт оглашения и предкрещальная подготовка в ранней Церкви и Византии.

 

3а. Политическое положение Византийской империи до начала XIII века. Династия Комнинов. IV Крестовый поход и взятие Константинополя в 1204 году. Основание Никейской империи. Латинская империя крестоносцев.

 

3б. Христианская жизнь. Влияние христианства на нравственность русского народа. Пе­режитки язычества. Борьба с ними иерархов и пастырей Церкви. При­чины сохранения остатков язычества. Примеры благочестия. Монашество. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Монас­тыри до основания Киево-Печерского монастыря. Основание Киево-Печерского монастыря, его устройство и значение. Общежительный устав. Виды подвижничества. Связи с миром. Значение обители в деле духов­ного просвещения.

 

 


 

Билет 16

 

1а. Личность пророка Иезекииля. Его призвание на пророческое служение. Книга пророка Иезекииля: Обзор содержания и характерные особенности. Учение об индивидуальной ответственности за грех (Иез. 14; 18). Учение об обязанностях пастырей, обличение нерадивых пастырей, предсказания о Мессии (Иез. 33-34). Видение Иезекиилем затворенных врат храма (Иез. 44, 1-4).

 

1б. Личность апостола Павла по книге Деяний и по Посланиям. Миссионерская деятельность апостола Павла. Географический аспект путешествий. Распространение христианства. Анализ проблематики взаимоотношений христианства, иудейства и язычества на материале путешествий апостола Павла.

 

2а. Церковь как орудие, через которое Господь совершает наше спасение. Понятие о Церкви Христовой. Понятие о Церкви Христовой на земле. Основание Церкви Господом Иисусом Христом. Цель и назначение Церкви.

 

2б. Седмичный богослужебный круг. Литургические темы дней седмицы. Октоих. Система осмогласия. Самогласны и подобны.

 

3а. Монофизитство. Учение архим. Евтихия. Осуждение Евтихия на Поместном Соборе в 448 году в Константинополе. Личность архиепископа Александрийского Диоскора и его участие в деле Евтихия. «Разбойничий собор» в Ефесе в 449 году и его деяния. Оправдание Евтихия, осуждение и смерть свт. Флавиана Константинопольского. Император Маркиан. Четвертый Вселенский Собор в Халкидоне в 451 году: его история и решения. 28 правило Халкидонского Собора и его значение.

 

3б. Начало Русской Церкви и распространение христианской веры. Занятие князем Владимиром Киевского престола. Торжество языческой партии. Языческий пантеон в Киеве (983). Мученическая кончина святых Феодора и Иоанна варягов. Крещение князя Владимира (988). Крещение киевлян и образование Русской Церкви. Распространение христианской веры при св. Владимире и его преемниках в ХI-ХII вв. Христианство у инородцев. Причины, способствовавшие успешному распространению христианства. Характеристика языческой религии древних славян.

 


 

Билет 17

1а. Учительные книги Ветхого Завета, их место в Священном Писании Ветхого Завета. Особенности проблематики. Учительные книги как образцы ветхозаветной поэзии.

 

1б. Вводные сведения о Соборных Посланиях. Происхождение термина. История канона Соборных Посланий. Авторство и время написания Соборных Посланий. Взаимоотношения между Посланиями. Основные богословские темы Посланий.

 

2а. Таинство Евхаристии. Установление Таинства Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Таинстве Евхаристии. Преложение и пресуществление. Образ пребывания Господа Иисуса Христа в Святых Дарах. Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве. Евхаристия как Жертва. Необходимость и спасительность Причащения Святых Таин.

 

2б. Недели Великого Поста. Субботы Великого Поста. Особые дни Великого Поста.

 

3а. Император Константин и победа христианства. Обращение имп. Константина в христианство. Миланский эдикт 313 года. Религиозная политика имп. Константина и его сыновей. Языческая реакция при имп. Юлиане Отступнике.

 

3б. Последствия Батыева нашествия. Труды митрополита Кирилла по восстановлению порядка в делах церковного управления. Влади­мирский Собор 1274 года. Митрополит св. Максим. Перенесение центра церковного управления во Владимир. Митрополит св. Петр. Собор в Переяславле-Залесском (1311). Пребывание митрополита в Москве. Основание Успенского собора (1325). Митрополит св. Феогност. Окончательное утверждение митрополичьей кафедры в Москве. Борьба митрополита за права Русской Церкви, отстаивание прав в Золотой Орде. Митрополит св. Алексий, его церковная и государственная деятельность. Споры о единстве митрополии. «Мятеж во святительстве». Митрополит Антоний в Галиче. Поставление митрополита Киприана (Киев). Смуты в митрополии по кончине св. Алексия. Архимандрит Михаил (Митяй). Поставление митрополита Пимена. Митрополит св. Киприан. Положение Церкви в русском государстве. Митрополит св. Фотий. Пребывание в Киеве. Переезд в Москву. Поставление митрополита Григо­рия Цамвлака для Литвы. Соединение всей митрополии под управлением св. Фотия. Митрополит Исидор. Его участие в Ферраро-Флорентийском соборе. Поставление митрополита св. Ионы (1448). Окончательное разделение митрополии.


 

Билет 18

 

1а. Личность пророка Даниила. Книга пророка Даниила: Обзор содержания и характерные особенности. Пророческое истолкование Даниилом сновидений Навуходоносора. Откровение о семидесяти седминах (Дан. 9).

 

1б. Проблема закона и оправдания верой на примере Послания к Галатам: автоапология апостола Павла (Гал.1.6-2.21); закон и обетование в домостроительстве спасения (Гал.3.1-25); вопрос соотношения между христианской свободой и нравственностью (Гал.3.26-6).

 

2а. Почитание святых угодников Божиих и их мощей. Почитание святых икон. Союз между Церковью земною и Церковью небесной. Ходатайства святых за верующих, живущих на земле.

 

2б. Смысл и значение Таинства Миропомазания. Ветхозаветные прообразы. Миропомазание в Новом Завете.

 

3а. Рождение Христианской Церкви в Иерусалиме. Апостольская проповедь среди иудеев. Апостолы Петр, Иоанн и Иаков, брат Господень. Мученическая кончина диакона Стефана. Проповедь апостола Петра за пределами Иудеи.

 

3б. Учреждение патриаршества в Русской Церкви. Начало смутного времени. Царь Феодор Иоаннович. Характеристика личности. Роль царского шурина боярина Бориса Годунова при царском дворе. Предпосылки учреждения патриаршества в Русской Церкви. Визит патириарха Иеремии Второго (Траноса) в Московское государство. Поставление патриарха св. Иова. Решение Собора 1593 года. Патриарх св. Иов и царь Борис Годунов. Начало смуты. Лжедмитрий Первый. Низложение патриарха Иова. Лжепатриарх Игнатий. Патриарх св. Ермоген.

 

 


 

Билет 19

 

1а. Книга Судей. Наименование. Проблема авторства, время, место и цель написания книги. Проблема хронологии книги Судей. Особенности композиции и деление по содержанию. Дать характеристику «великим судьям». Основные богословские идеи.

 

1б. Соотношение христологии и экклезиологии на примере Послания к Эфесянам: Христос как Спаситель верных и Глава Церкви; Церковь как Тело, Невеста Христова и семья Божия; взаимоотношения Христа и Церкви как парадигма христианского брака.

 

2а. Телесная смерть и бессмертие души. Частный суд. Мздовоздаяние после частного суда. Состояние душ праведных после частного суда. Состояние душ грешников после частного суда. Молитвы Церкви за усопших. Загробная участь младенцев.

 

2б. Литургия Преждеосвященных Даров. Чинопоследование и богословский анализ.

 

3а. Апостольский Собор в Иерусалиме. Апостол Иаков и гибель Иерусалима. Последствия разрушения Иерусалима для Христианской Церкви. Первохристианская Церковь: христианская и богослужебная жизнь, организация и богословие.

 

3б. Православие в Литве и Польше. Дискриминационные меры против православных. Злоупотребление «правом подавания» (jus donandi), как способ подбора кадров высшей церковной иерархии. Униональные тенденции. Братства в борьбе за Православие. Преподобный Иов Почаевский. Развитие просвещения и регулярного образования. Деятельность К. Острожского, А. Курбского, игумена Артемия. Брестский Собор 1596 года. Заключение унии. Восстановление иерархии в 1620 году. Деятельность митрополита Петра Могилы.

 


 

Билет 20

 

1а. Распад Израильской империи (3 Цар 12–14; 2 Пар 10–12). Ровоам и Иеровоам I (3 Цар. 11-13; 2 Пар. 10-12). Причины разделения. Политический и религиозный раскол. Последствия разделения.

 

1б. Первое Послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Личность апостола Иоанна Богослова. Четвертое Евангелие и Послание апостола Иоанна (терминологический и идейный анализ). Учение о Святой Троице и богословие любви (2.9–11; 3.1,10–18, 23–24; 4.7–21; 5.2–3.1,1–3; 2.21-25; 5.5–13, 20). Проблема интерполяций в Послании апостола Иоанна (5.7).

 

2а. Богопознание. Естественное богопознание (естественное Откровение). Сверхъестественное богопознание. Границы богопознания: Евномианская доктрина. Учение о богопознании Великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста.

 

2б. Проскомидия: основные структурные элементы и символическое толкование. Чинопоследование Литургии оглашенных. Происхождение изменяемых частей (антифоны, Трисвятое, тропари и кондаки).

 

3а. События 1054 года. Политические предпосылки. Полемические трактаты. Архиепископ Лев Охридский и Никита Стифат. Личность патриарха Михаила Керулария. Личности папы Льва IX и кардинала Гумберта. События июля 1054 года.

 

3б. Христианство в пределах нашего Отечества до образования Русской Церкви при св. равноапостольном князе Владимире. Предание о проповеди апостола Андрея Первозванного в Скифии. Священномученик Кли­мент Римский. Первые христианские общины в Причерноморье. Архе­ологические данные. Епархии в Причерноморье (IV-IХ вв.). Известия об обращении славян в христианство. Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Болгарии, Моравии и Паннонии. «Хазарская миссия» св. Кирилла. Киевские князья Аскольд и Дир. Предполагаемое «первое креще­ние Руси» в IX веке. Послание святителя Фотия, патриарха Констан­тинопольского. Договор князя Олега с греками (911), договор князя Игоря с греками (944). Святая равноапостольная княгиня Ольга. Происхождение святой Ольги. Ольга-христианка. Положение христиан при князьях Святославе и Ярополке.