Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие отцы, братья и сестры. Вот закончился еще один день из нашей краткой земной жизни, этот день уже не вернуть. Еще на один день меньше осталось у нас впереди. Кому и чему мы посвятили этот день? Есть ли у нас сознание и чувство скоротечности жизни и связанной с этим необходимости труда веры и дел любви?          Давайте порассуждаем о добродетели веры. Прежде всего стоит понимать, что вера имеет несколько аспектов, один из них догматический, который подразумевает согласие ума и сердца верующего с христианскими догматами. Эту веру Церковь выражает символом веры,  который мы, надеюсь осознанно, читаем каждый день на утреннем правиле и перед основными таинствами крещения, исповеди и причащения. Принятие и исповедание символа веры служит необходимым условием для вступления в спасительное лоно Церкви. Но для пребывания в теле Церкви, помимо догматической необходима вся полнота христианской веры, которая объемлет всего человека и всю его деятельность.

Символ веры заканчивается словами «…чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Здесь содержится не простое согласие ума с будущим фактом всеобщего воскресения, но и цель нашей земной жизни, достижение которой возможно безропотным несением креста на узком пути исполнения заповедей. Такую живую веру мы можем видеть в одной из общин Древней Церкви, отрывок из послания к которой читался сегодня утром. Апостол Павел пишет: Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; (1Фес.1:2-3).

Здесь под делом веры Павел имеет ввиду проповедь Евангелия. Эта проповедь осуществляется не только рассказом о искупительном подвиге Господа нашего Иисуса Христа и спасении верующих в Него, но и собственным примером исполнения заповедей, любви к Богу и ближнему, что апостол заключает в словосочетание труд любви.

Но современные христиане, часто, по примеру протестантов, довольствуются одной догматической стороной веры, а тем более мы семинаристы, встав на путь служения Богу в храме, считаем себя как бы за пазухой у Бога. Мы изучаем догматику, богословие, историю Церкви, устав, каждую неделю посещаем храм, у нас много знакомых священников, которые поминают нас на проскомидии. Но не будем забывать, что это лишь средства и знание предметов семинарской программы не может заменить нам личного подвига благочестия по любви к Богу. Кроме того на нас в духовном мире идет настоящая охота. Конечно же врагу рода человеческого легче бороться с неопытным в духовной брани студентом-семинаристом, чем потом с состоявшимся пастырем духовных овец. Проще сейчас утопить в море соблазнов, отвлечь от учебы, приобретения необходимых для полноценного священнического служения навыков, кого алкоголем, кого девушками, кого компьютерными играми, фильмами, прожиганием жизни в социальных сетях, чтобы потом, если даже человек и станет священником, он был посмешищем для местных сектантов, не могущим не только защитить вверенную ему Богом паству, принести плоды того высокого звания к которому призван, а даже себя управить, справиться с пьянством, гневом и любостяжанием. Многие замечают, что время проведенное в стенах духовной школы не всем способствует к духовному росту. Порой мы теряем благоговение к храму, небрежно относимся к богослужению, ошибки близких являются для нас поводом не к молитве, а к осуждению и насмешке над братом. Некоторые уходят из семинарии, не закончив ее по той или иной причине.

Все мы сюда пришли с самым ценным, что могли принести, это вера в Распятого ради нас Господа. И эта вера — дар Божий. Учась здесь можно сохранить этот дар, но не приобрести знания, приобрести знания, но потерять веру, бывает вариант и хуже —  потерять веру и не приобрести знания. Но наша с вами цель — приумножить веру, обрести знания, навыки, которыми с усердием будем служить Богу.

Что нам необходимо для этого?

Для начала нужно чаять, то есть в высшей степени желать быть с Богом, помнить, что нам уготовано Царство Небесное, не тленное золото мира сего, а вечное Царство с Господом и святыми Его. Размышлять об этом.

Беречь веру, укреплять ее молитвой, чтением Евангелия, регулярным участием в таинствах. Недостаточно общих молитв, нужно хоть несколько раз день искренно обращаться к Богу, мысленно призывать его на помощь во всяком деле и слове.

Молиться, просить о даровании покаяния, решимости, мужества, быть упорными в молитве. Богу не жалко для нас ничего, но для нас могут быть не полезными некоторые дары. Поэтому решение о даровании их будем возлагать на Бога и дополнительно будем просить сил употребить эти дары во славу Божию.

Четко организовать то малое свободное время, которое у нас есть. Кроме того, расставить приоритеты, некоторые увлечения придется оставить, ради Бога. Само слово увлечение говорит само за себя, это то, что увлекая за собой, отвлекает от Царства Небесного и по подобию терния (сорняков) подавляет семена веры, не дает принести добрые плоды.

Также необходимо остерегаться свободного обращения друг с другом, которое приводит к дерзости, злословию, спорам и прочих грехам.

Давайте будем благодарить Бога. Этим мы легко справимся с ропотом, следствием которого является леность и непослушание. По слову Иоанна Златоуста благодарность принимающего подвигает Дающего на большие дары. Причин для благодарения бесчисленное множество.

Слава Тебе Господи, что дал нам бытие, веру, сподобил святого крещения, причащения святых Тайн, даровал нам возможность учиться в этой духовной школе, близких людей, преподавателей, этот день, …

Слава Богу за все!

Спаси Господь. Аминь.