Дорогие отцы, братья и сестры. Сегодня утром читался отрывок из Евангелия, в котором повествуется о том, как Господь после Крещения, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола. Пример особенной подвижнической жизни сразу после обращения мы видим у многих святых. Так апостол Павел на три года удалился в Аравийскую пустыню, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, преподобный Серафим Саровский и другие прежде чем выйти на общественное церковное служение упражнялись в духовных подвигах. Да и многие из нас, те, которые обратились ко Господу в зрелом возрасте, помнят свою ревность в исполнении постов, молитвенных правил, благодатные состояния при молитве и участии в таинствах, желание донести миру истинность православной веры в Сына Божия Иисуса Христа.

В это время благодать Божия словно заботливая мать за руку водит новоначального. Но спустя 3-4 года, когда проходит действие призывающей благодати чадо Божие должно самостоятельно учиться ходить по узкому пути вслед Господа. Тогда Бог промыслительно изменяет действие благодати, попуская множество искушений на верующего, давая ему на себе познать собственную и всеобщую нам немощь в борьбе с соблазнами, прийти в смирение и вместе с апостолом воззвать: бедный я человек. Поначалу человек приходит в недоумение, что это?!, как это?!, те давние привязанности, которые довольно-таки легко были отвергнуты раньше, так сильно приступают; замечает склонение воли на очевидный грех, лукавство, находит множество веских причин отложить молитву, чтение слова Божия, а, если хватит воли заставить себя, то перед ним становятся очевидными его холодность к этим душеспасительным занятиям, стремление побыстрее закончить молитвословие в попытке спрятаться от Бога как Адам, формально вычитав правило. Согрешив  некоторые обвиняют Бога в приведших к сему обстоятельствах, отстаивают свое право на грех ввиду свободной воли.

Впав в грех, христианин не находит утешения, те плотские страсти, которые до сознательной христианской жизни приносили какую-то радость, теперь этого не дают, при том срывы носят характер безумия, когда изголодавшиеся в человеке страсти заставляют его поступать хуже людей далеких от веры. Здесь уместно вспомнить слова Господа: Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого. Да, это те самые семь бесов, приступают к нашему одушевленному храму, сотрясают его, проверяют — не пуст ли? Господь нас создал Своим храмом. Так об этом пишет Макарий Великий: Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселяться и упокаиваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его. В крещении, в силу искупительного подвига Иисуса Христа, происходит воссоздание разоренного первородным грехом храма, человек вновь становится обителью Святого Духа. Но при этом не отнимается свобода воли, дабы была возможность проявить верность Богу.   Одни под натиском страстей отступают и уходят из Церкви, другие формально  принадлежат ей, но на деле не приносят плоды, третьи подобно Евангельской вдовице молятся и терпят в надежде на помощь Бога, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

         Человек познавший яко благ Господь, вкусивши мир Божий, который превыше всякого ума и по недостатку любви ко Господу, отпадающий от надежды благовествования, несчастнее всех, про таких апостол Петр пишет Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.

         Через подобное охлаждение проходят практически все современные христиане, так как при отсутствии внешних гонений, мы расслаблены и изнежены, упражняемся по большей мере не в подвигах молитвы, поста и любви к ближнему, а в благолепии храмов и сладкопении. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов дьявол теперь действует не так явно, а понемногу, через соблазны, отвлекает христианина от главной, заповеданной Богом, цели жизни — Царства Небесного.

Что делать? Назад пути нет. В качестве примера могу привести двигатель, который раньше работал на мазуте, после усовершенствования работает на газе. Так вот, если его теперь вместо газа снова попытаться запустить на мазуте ничего хорошего не получится.

Если вы переживаете подобное охлаждение. Важно в этом состоянии:

  • Сохранить веру, помнить, что не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Господь пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию;
  • Иметь верующих друзей, которые своими молитвами принесли бы нас ко Господу, подобно четверым друзьям расслабленного;
  • Сознавая свою немощь не роптать и никого не осуждать, ибо по слову Марка Подвижника Истинное знание состоит в терпении скорбей и в том, чтобы не обвинять людей в своих бедствиях;
  • Понимать что мир и соблазны его — это обман. Посмотрите как непостоянен сей век: удовольствия кратковременны, здоровье — сегодня есть, а завтра нет. Мужская сила, женская красота, слава человеческая…Земля еси и в землю отыдеши.

Чтобы не ослабеть во время духовной борьбы будем приводить себя в страх Божий словами Откровения имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.

Воодушевимся на подвиг памятуя следующие слова Господа и апостолов: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод. Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Устоял — слава тебе Господи, что помог мне. Соблазнился — слава Тебе Господи, что показал мне мою немощь, остановил, а то бы я впал в большее зло, помоги исправиться. Духа не угашайте. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, как художник и музыкант совершенствуют свои навыки, так и мы. Очередное искушение — возможность проявить свою верность Богу. Кто кому служит тот тому и раб. Нет звания выше, чем звание христианин.

Людям далеким от духовной брани — духовная жизнь представляется чем-то скучным, но по слову святых отцов — это искусство из искусств. Лучшая победа — это победа над собой. Сознавать, что моя душа — что-то такое подвижное, имеющее волю, чувства, мысли — невеста Христова. Замечать, что за счет активной жизни в Церкви, она влечется к добродетели, когда вместо зависти и злобы в сердце появляются любовь и искренняя радость за ближнего. Что может быть лучше?

А утешения будем искать как истинные христиане всех времен не в плотских наслаждениях, а в слове Божием, молитве и делах любви.

Закончить хочу фрагментом молитвы, размещенной в конце 4 кафизмы: Благий Господи: занеже и согрешив, не прибегох ко иному врачу, и не прострох руки моея к богу чуждему, не отрини убо моления моего, но услыши мя Твоею благостию и утверди мое сердце страхом Твоим, и да будет благодать Твоя на мне, Господи, яко огнь попаляяй нечистыя во мне помыслы. Ты бо еси, Господи, свет, паче всякаго света; радость, паче всякия радости; упокоение, паче всякаго упокоения; жизнь истинная и спасение, пребывающее во веки веков, аминь.

         Спаси вас Господь!

Прошу ваших молитв

Виктор О. КазДС 3 курс