Протоиерей Алексий Колчерин: Пасхальная радость — чувство, которым обязательно нужно делиться с другими

Вот и наступил долгожданный, особый и бесконечно радостный день — Пасха. Праздников праздник и торжество из торжеств. В этот день каждый православный человек ощущает невероятный подъем душевных сил, когда после долгого Великого поста и скорби дней Страстной седмицы наступает день облегчения, зарождения новой свободы и надежды.

Пасха — это не простой день в календаре, это в первую очередь всепоглощающее желание всех верующих людей прикоснуться к великой радости Воскрешения Господа и ощутить себя частицей большого и светлого мира, который зовется Церковью. Об истоках и традициях празднования Воскресенья Христова, о глубоком нравственном смысле этого великого дня мы поговорим с заведующий кафедрой общей и церковной истории Казанской духовной семинарии, доктором церковной истории протоиереем Алексием Колчериным.

— Добрый вечер, отец Алексий. Помните ли Вы свою первую Пасху?

— Нет, свою первую Пасху я не помню. Когда мама брала меня в церковь, я был совсем маленьким. Отмечу, что мы тогда жили в Нижнекамске, а в дни церковных праздников посещали храм в селе Костенеево.

Но я хорошо помню начало девяностых — очень сложное время, когда многие испытывали материальные проблемы. Часто не хватало самого необходимого, многое покупали по талонам. Однако к Пасхе в нашей семье всегда готовили праздничный стол. Мы складывали в корзину куличи, крашеные яйца и пасху, и, красиво одевшись, отправлялись вечером в храм, где присутствовало ощущение светлого, таинственного и чудесного праздника. До сих пор с какой-то светлой детской радостью я вспоминаю ночную службу и возгласы священника: «Христос воскресе!». Дети тогда засыпали после крестного хода, и их будили ближе к концу службы, чтобы они причастились.

— Пасха сильно отличается от других праздников…

 Безусловно. Пасху отличают особая торжественность и невероятная теплота. Это праздников праздник, торжество из торжеств. Есть великие церковные праздники и есть двунадесятые, стоящие еще выше. Пасха же выше всех праздников и торжеств. Пасха символизирует торжество жизни над смертью и спасение души. Господь добровольно принял страдания и смерть на кресте, а через три дня воскрес. Этот путь должен пройти каждый христианин — без этого не будет спасения. У каждого из нас свой крест, своя Голгофа и свое воскресение.

Нужно отметить, что от Пасхи отсчитываются все праздники с переменными датами — Вход Господень в Иерусалим, праздник Живоначальной Троицы…

— Отец Алексий, накануне Пасхи читают Деяния апостолов. В книге описывается жизнь первых христианских общин, которая была проникнута особым духом Пасхи…

— Действительно за несколько часов до начала богослужений начинают читают Деяния апостолов. Это историческая книга, повествующая о жизни святых апостолов и первых христианских общин. Она подтверждает Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

Как вели себя апостолы перед самой кончиной Господа? Надо вспомнить события в Гефсиманском саду. Они оставили Господа, в страхе бежав от вооруженных людей. Когда Господь лежал во гробе, апостолы сидели «дверем затворенным», то есть они боялись даже на улицу выйти. Они думали, что их арестуют.

Но после Воскресения Господа многое изменилось. Он дал ученикам последние наставления, а затем вознесся на Небо. На пятидесятый день был послан Утешитель.

Апостолы к тому времени стали другими — мужественными и сильными. На апостолов сошел Святой Дух, и они начали благовествовать о Христе. Христианская община стала расти, и это является доказательством Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Как и то, что испуганные люди превратились в проповедников.

Читая Деяния апостолов, можно узнать, как формировалась христианская община, отличавшаяся от общин апостолов и жен-мироносиц, которые ходили за Спасителем при его земной жизни. Христианская община, которую возглавлял апостол Петр, была уже совершенно иной — в ней начали формироваться некоторые традиции.

Из книги также можно узнать о рукоположении первых диаконов, притеснениях со стороны иудеев и проповеди, после которой тысячи людей приняли христианство.

Как праздновали Пасху в то время? Нужно понимать, что жизнь первой христианской общины до Иудейской войны была неразрывно связана с Иерусалимским храмом. Первые христиане из иерусалимской общины посещали Иерусалимский храм, где исполняли все положенное для иудеев, а, вернувшись домой, совершали агапу. Они исполняли Закон Моисеев, а затем совершали Евхаристию.

Ветхозаветный праздник Песах в иудейской общине рассматривали с точки зрения новозаветной идеологии. Ветхозаветный прообраз воплотился в Господе Иисусе Христе. Это тот самый агнец, который закалывается на Пасху: безгрешный Христос добровольно принес себя в жертву за грехи людей. Это и есть неразрывная связь первых иерусалимских христиан с Ветхим Заветом.

Через некоторое время у христиан сформировались собственные традиции празднования Пасхи, тем более что христианство уже вышло за пределы иудейского мира и стало распространяться в языческих странах. Христианство стали принимать народы, у которых было несколько иное понимание праздника. Они считали Иисуса Христа Богом, отдавшим Свою жизнь ради спасения человека.

— Отче, какие из сегодняшних традиций празднования Пасхи в нашей стране относятся к самым первым?

— К самым первым относятся все главные богослужения, совершаемые ежегодно, хотя, конечно, они претерпели определенные изменения с апостольских времен.

Например, празднование Пасхи со свечами — это ветхозаветная традиция. А ночное пасхальное богослужение, как мне кажется, восходит к традициям христианских общин более поздней эпохи. Тогда христиане, скрываясь от властей, совершали богослужения по ночам в каких-то тайных местах при свечах и лампадах. Также со временем важной традицией стала Евхаристия на мощах мучеников.

Пасхальное богослужение является самым важным, поэтому оно отличается торжественностью и величественностью. Почти все тексты этого богослужения не читаются, а поются. Читаются только зачала из Деяний апостолов и зачало Евангелия от Иоанна. Вся остальная служба состоит из красивых песнопений, многие из которых относятся к византийской эпохе. Но отмечу, что главные традиции пасхального богослужения восходят к апостольским временам.

— В пасхальном тропаре слово «смерть» упоминается целых три раза. Как сочетается это печальное для человека событие с праздником?

— Первые христиане относились к смерти не так, как мы. Они ее не боялись.

Здесь можно вспомнить священномученика Игнатия Богоносца. Когда его, говоря сегодняшним языком, этапировали в Рим для казни, он писал христианам письма, в которых говорилось, что смерть — долгожданное событие, которое ускорит встречу со Христом. Позднее его растерзали звери на арене римского амфитеатра, но он воспринял свою смерть не как трагедию, а как начало новой жизни.

Отмечу, что самые сокрушительные гонения на христиан были при императоре Декии в середине III столетия. Почему их называют сокрушительными? Дело в том, что им предшествовал период некоторого благоденствия. До правления Декии христиане около 20 лет жили в покое и мире. Их никто не преследовал. Закон против христианства существовал, но мало где исполнялся. Из-за временного благополучия у христиан появилась любовь к радостям жизни, и, когда начались гонения, они оказались не готовы расстаться с ними, поэтому многие из них отказывались от своей веры. Впоследствии, когда угроза миновала, они покаялись, однако именно на этот период приходится самое большое число отступников от церкви.

Многие современные верующие тоже любят радости жизни, и тема смерти для них является очень грустной. Каждый, кто терял близких, помнит это чувство невосполнимой потери. Все христиане знают, что у Бога смерти нет, но иногда она все равно немного пугает нас.

Здесь можно вспомнить удивительных маленьких девочек Веру, Надежду и Любовь, которые готовы были принять смерть, лишь бы не отречься от Христа. Об этом трудно читать, но для них это был единственный путь. Ничего другого они не желали. Они так хотели быть со Христом, что готовы были пожертвовать жизнью ради этого. Вот чем отличаются первые христиане от нынешних.

— Значит ли это, что современные люди, привыкшие к благоденствию, не могут почувствовать Пасху во всей полноте?

— Нет, конечно. Если мы верим в Бога и участвуем в Евхаристии, то мы можем почувствовать праздник во всей полноте. Это подтверждает пример наших новомучеников и исповедников начала XX века. Это тысячи архиереев, священников, монахов и простых верующих. Огонь веры в них оказался негасимым: когда пришло время испытаний, они без страха шли на мучения и смерть за Господа и свою веру.

Нынешние верующие привыкли к спокойной обстановке, благоденствию и достатку, но если в стране вдруг начнутся гонения на Церковь, многие из них повторят подвиг новомучеников и исповедников. Я в этом уверен.

— Многие верующие интересуются происхождением традиции печь куличи.

— Однозначного ответа на этот вопрос я не встречал. Думаю, что история сладкого кулича, являющегося украшением пасхального стола, неразрывно связана с историей артоса. Это круглый пасхальный хлеб, напоминающий просфору. На нем изображено Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Этот хлеб — великая святыня, он освящается в самом конце пасхального богослужения, когда читается особая молитва. Артос окропляется святой водой, после чего ставится на амвон перед царскими вратами. Во все дни пасхальной седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу пасхальной седмицы, прочитав положенную молитву, мы этот хлеб разрезаем и раздаем верующим, которые его хранят как святыню и употребляют в дни испытаний. Эту святыню можно сравнить с агиасмой, которую миряне могут хранить дома и вкушать натощак в важные моменты жизни.

Я предполагаю, что кулич является воплощением артоса, который люди стали печь у себя дома. Со временем этот хлеб стал праздничным. Разумеется, это всего лишь предположение.

— Соотносимо ли употребление святой воды и артоса с Причастием?

— Нет. С Евхаристией ничто нельзя сопоставить. Причащение Тела и Крови Христа — обязательное условие духовной жизни человека, и оно возможно только в храме. У первых христиан было традицией причащаться за каждым богослужением. Верующий не мог прийти в храм и не причаститься. Если по какой то причине он не приходил к Причастию, то на следующий день члены общины сами приносили ему Святые Дары.

Святую воду и артос можно хранить дома. Верующие их могут употреблять в особые моменты своей жизни без участия священнослужителя. Евхаристия же — это Таинство, поэтому с ней ничто не может сравниться.

— Согласны ли Вы с тем, что Пасха — это не только часть личной жизни христианина, но и связующее звено между верующим и общиной?

— Да, согласен. Пасхальная радость — это чувство, которое невозможно удержать в себе одном. Ею обязательно нужно делиться с другими. Эта радость становится полной лишь тогда, когда мы говорим друг другу: «Христос воскресе!». В этот момент верующие понимают, что они — одна семья.

Особенно волнительно это выглядит в храме, когда верующие отвечают на возглас священника, являя невероятное единение. Пасха — подлинная радость, и ей нужно делиться со всеми людьми. Это делает нас единой общиной Господа нашего Иисуса Христа

Дорогие мои! Пасха — это самый главный праздник. Я надеюсь, что чувство радости, которое наполняет сегодня ваши сердца, сохранится в вас, и вы всегда будете жить в этой святой пасхальной радости, как преподобный Серафим Саровский, который в любое время встречал всех словами: «Радость моя, Христос воскресе!»

Христос воскресе!

Текст подготовил Дмитрий ХОХЛОВ

Источник