В семинарском храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского служат преподаватели и учащиеся, имеющие священный сан. Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

 

Как проходят учебные дни воспитанников Казанской духовной семинарии

Казанская духовная семинария находится на улице Челюскина — одной из окраинных улиц города, хотя в прежние времена она располагалось в самом центре городской жизни, на улице Кремлевской, в полукилометре от Казанского кремля. Что заставило семинарию в конце ХХ века перебраться на окраину и какие задачи сегодня стоят перед этим духовным учебным заведением? Чтобы найти ответы на эти и многие другие вопросы, «Русская планета» побывала в Казанской духовной семинарии и пообщалась с «учащими и учащимися» одной из старейших духовных школ России.

Утраченная традиция

«До революции духовное образование в Казани было одним из самых лучших в стране, – рассказывает ректор семинарии игумен Евфимий (Моисеев). Здесь существовало духовное училище (в Свияжске), духовная семинария и духовная академия. В то время это было три разных учебных заведения: начальное, среднее и высшее.

Всего в Российской империи было четыре академии, помимо Казани они находились в Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. После революции  все они были закрыты, а после Второй мировой войны были воссозданы только две – в Москве и Ленинграде.

О возрождении православного образования в Казани заговорили во второй половине 90-х годов прошлого века. Сначала, в 1997 году было открыто духовное училище, в 1998 году оно было преобразовано в семинарию. Правда, теперь она разместилась не в центре города, а в одном из промышленных районов — Авиастроительном, о возвращении исторических зданий семинарии и академии в конце ХХ века речь не шла».

Впрочем, у нового места есть свои преимущества: кругом деревья, малолюдно и тихо. Вдоль высокой чугунной ограды растут кусты шиповника и цветы. В семинарском храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского служат преподаватели и учащиеся, имеющие священный сан. К храму примыкают жилые и учебные корпуса.

«До революции академия имела миссионерскую направленность. Здесь готовили священнослужителей и богословов, способных проповедовать Слово Божие людям разных культур. Серьезно изучались языки народов Поволжья, Ближнего и Дальнего Востока, а также ислам, буддизм, конфуцианство, иные языческие религии и культы. От Казанской академии до нас дошли только труды ее профессоров и преподавателей. В отличие от Московской и Ленинградской академий, которые после Великой Отечественной войны и хотя бы в какой-то степени сохранили преемственность традиций, в Казани богословская традиция была полностью утрачена, и нам приходится ее возрождать практически заново», — поясняет отец Евфимий.


К счастью, неплохо сохранилась библиотека академии, в конце 90-х годов значительную ее часть удалось вернуть в возрожденную семинарию. Как рассказала заведующая книгохранилищем Наталья Асяева, здесь хранятся уникальные издания, в том числе старопечатные книги XVII–XVIII веков. А на многочисленных стеллажах расставлены дореволюционные богословские труды, многие из которых имеют автографы авторов. Особой гордостью библиотеки Казанской семинарии является подборка дореволюционной периодики – здесь хранится уникальное собрание издававшихся в Российской империи православных журналов. «В годы революции наши архивы забрали светские университетские библиотеки и национальный архив. Они все сохранили в лучшем виде, каталогизировали, потом часть этого фонда нам вернули. Не вернулась к нам только литература на иностранных языках», — рассказывает главный библиотекарь КазДС.

Будущие священники

Большинство выпускников семинарии видят себя приходскими священнослужителями, некоторые мечтают о монашестве. Наиболее способные к учебе стремятся в будущем совмещать служение на приходе или несение монашеского послушания с преподаванием. Кто-то поступает в духовные академии в Москве и Санкт-Петербурге, в Общецерковную аспирантуру и докторантуру. И только единицы уходят на светскую работу. Важно отметить, что семинария готовит не священнослужителей, а кандидатов для рукоположения в священный сан — окончательное решение о рукоположении принимает правящий архиерей. Тут учитываются различные факторы и обстоятельства жизни человека, в том числе и состояние его здоровья, и семейное положение. Кандидат в священнослужители не должен иметь так называемых канонических препятствий для рукоположения: он должен быть женат первым браком на девице православного вероисповедания или пострижен в монашество. «В России уже больше 25 лет возрождается православие, но священников все равно не хватает. Сколько прихожан может взять под свое окормление священник? Максимум 100-120 человек, если серьезно подходить к этому. В Татарстане по статистике 40% населения — православные, это почти 2 миллиона человек, и на это население приходится около 300 священников, значит, потенциальная паства у каждого более шести с половиной тысяч человек», — уточняет отец Евфимий. Сейчас на очном отделении больше 70 человек, на отделении заочного обучения – около 150. В этом году на пастырско-богословское отделение поступило 19 человек, на регентско-катехизаторское – 7, в магистратуру – 12, на отделение заочного обучения – 42 человека. Это неплохой набор, говорит ректор, учитывая, что в последние годы поступают ребята, которые родились в 1990-е, когда был спад рождаемости. Более высокие показатели только у столичных духовных школ. «Сегодня в семинарию поступают очень разные молодые люди, — размышляет ректор семинарии. — Если вернуться к сравнению с дореволюционной эпохой, то тогда таких метаний не было. Общество было сословным, и в духовные школы поступали за редким исключением только дети духовенства. Сейчас история совершенно иная. Из 19 человек, поступивших на первый курс, только двое юношей из священнических семей. Некоторые поступают сразу после школы, в 17 лет. Другие уже имеют за плечами какой-то жизненный опыт – так, одному нашему абитуриенту 34 года». Семинария не принимает молодых людей «с улицы», замечает ректор. Чтобы стать ее воспитанником, нужно пройти тройной отсев. Только для того чтобы подать документы, необходимо предоставить рекомендацию от настоятеля храма или архиерея. Второй уровень испытаний — это вступительные экзамены. Завершающий этап — собеседование с архиереем. И только если все эти этапы пройдены успешно, издается приказ о зачислении. Обучение длится пять лет, и оно полностью бесплатное. Более того, семинаристы получают стипендию — от 400 до 3000 рублей в месяц, в зависимости от поведения и успехов в учебе.

Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

В прошлом году при Казанской семинарии было открыто регентско-катехизаторское отделение, куда могут поступать и девушки. Сегодня здесь на двух курсах обучается 14 девушек. Они готовятся стать регентами – руководителями церковных хоров, и катехизаторами – помощниками священников по работе с прихожанами и с теми, кто готовится принять крещение. «Нас пугали, что появление девушек будет отвлекать семинаристов от учебы, — говорит отец Евфимий. — Однако как показала проверка Учебного комитета, за прошлый год показатели нашей семинарии по успеваемости и поведению оказались одними из лучших! Я бы отметил, что, когда появились девушки, ребята стали более собранными и подтянутыми. Конечно же, и с юношами, и с девушками наставники проводят воспитательную работу, прививают им христианские принципы общения, учат видеть друг в друге прежде всего братьев и сестер». Юноши и девушки общаются в трапезной, на службе, на послушаниях. Совершают совместные паломничества, даже участвуют в балах. Мы отнюдь не держим их в черном теле и не готовим исключительно для монастырей, как думает кто-то. Но при этом настраиваем их на серьезные отношения. Вообще, администрация не вмешивается в вопросы внутреннего самоопределения студентов. У них есть духовники, родители, и в конце концов своя голова а плечах. Наша задача научить их общаться по-христиански друг с другом, потому что этим умением, к сожалению, в основной своей массе современная молодежь не обладает. Не узнав внутреннего мира друг друга, молодые люди быстро переступают опасную границу, а потом — разбитые семьи, матери-одиночки, ранние аборты…»

Напряженная внутренняя жизнь

Ключевое отличие христианского подхода к образованию в том, что большое значение в нем имеет воспитательная составляющая. «Воспитание – это ключевой процесс, на котором строится жизнь духовной школы. К нам приходят светские юноши, а мы должны из них сделать духовных пастырей. Они должны усвоить принципы духовной жизни, церковной дисциплины, христианского отношения к ближним. Как преодолевать обиду, зависть? Как ограничивать свои дурные наклонности? Как, будучи христианином, не выпадать из общества, не утрачивать связь со своими современниками? Почему нужно уважать старших? Образование в христианском смысле слова — это не только усвоение знаний, не только передача информации, это, в первую очередь, раскрытие в себе образа Божия. Это напряженная, внутренняя, молитвенная духовная жизнь, посещение богослужений, послушание, привычка не делать ничего без благословения. В нашей семинарии мы также учим студентов грамотно, по-христиански выстраивать отношения с людьми других вероисповеданий, чтобы, с одной стороны, не задеть их религиозных убеждений, а с другой – не уронить свое достоинство как православных христиан», — рассказывает отец Евфимий. Духовно-воспитательный процесс – это ежедневная, напряженная, кропотливая работа. О правилах внутренней жизни семинарии подробно рассказал проректор по воспитательной работе священник Александр (Тагоченков). Учатся семинаристы пять лет. Все это время живут в семинарии, с родственниками могут повидаться во время летних и зимних каникул и в выходные дни. Для юношей предусмотрена строгая форма — черные китель и брюки. Девушки обязательно должны покрывать голову и носить длинные юбки.


«Подъем в семь часов утра. В 7:30 — утреннее молитвенное правило. Затем завтрак. В 8:15 начало первой лекции. Всего в день четыре лекции примерно до двух часов дня. Студенты изучают дисциплины как богословские, так и специальные, есть у них также общие предметы — к примеру, иностранные языки (причем изучают татарский, кряшенский и даже арабский). Между второй и третьей лекцией — полдник, можно прийти в столовую и подкрепиться, а обед — в час дня. Меню сытное, но строго соблюдаются все посты», — говорит отец Александр.

Семинария — это одна большая семья, где каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Все студенты несут послушание в меру своих способностей — на кухне, в хоре, в храме. После лекций большинство из них выходят на хозяйственное послушание. Например, осенью из приходов привозят в семинарию картошку, морковь, фрукты, и ребята помогают разбирать овощи и делать заготовки на зиму.

«Каждый день в пять часов начинается вечернее богослужение в нашем семинарском храме, и студенты поют в хоре, несут пономарское послушание и другие служения в храме. Для воспитанников желательно каждый день посещать утренние и вечерние богослужения, и обязательно — в праздники и субботние и воскресные дни. В 22 часа для всех семинаристов совершается вечерняя молитва в храме, в 23 — отбой. После отбоя запрещено пользоваться мобильными телефонами. На этажах круглосуточно дежурят воспитатели, у которых можно отпроситься, позвонить и предупредить, что задерживаешься из города», — продолжает отец Александр.

Есть у студентов и свободное время — с семи до десяти вечера. Им разрешается выйти в город, можно посмотреть телевизор, хотя воспитатель вправе запретить просмотр какой-либо передачи. В коридорах семинарии, стены которых украшены гобеленами и картинами с изображением сцен из Библии, можно увидеть зоны для отдыха — мягкие диваны и кресла, столы с шахматами и пианино.

Много внимания в семинарии уделяется и физическому здоровью воспитанников. Современный спортзал, построенный в прошлом году на деньги, выделенные республикой, является гордостью семинарии. Здесь работают секции баскетбола, волейбола и футбола, есть новенькие раздевалки, душевые, тренажерный зал. Впрочем, физкультура — обязательная дисциплина для всех семинаристов.

«Я шучу, что это спортивная школа с богословским уклоном, — говорит Евгений Круглов, руководитель физического воспитания. — В прошлом году на день открытых дверей пришли студентки из мединститута. Они заглянули в спортзал, а у нас как раз шли занятия. Они были очень удивлены, говорят, думали, что семинаристы, да и вообще все верующие — это какие-то закрытые люди. У нас здесь проходят товарищеские матчи, например, между студентами семинарии и исламского университета».

«Я пришел, когда смысл жизни нашел в Боге»

Кельи семинаристов — это обычные, довольно просторные комнаты в три окна. В комнатах живут по шесть человек. Минимальное внутреннее убранство — один стол на всех, стулья, тумбочки возле узких кроватей, иконы. Студенты всех курсов живут в равных условиях. Воспитанницы регентского отделения с этого года живут в отдельном здании, которое было им передано новым правящим архиереем митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном.

Максим поступил в семинарию, отучившись перед этим в техникуме в Альметьевске. Семья одобрила его выбор.

 

Комнаты в семинарии. Фото: Наталия Федорова / «Русская планета»

«Не сразу я пришел к этому, а только когда смысл жизни нашел в Боге, — говорит молодой человек. — Владыка Феофан говорит: мы должны нравственно совершенствоваться. И я считаю, что семинария — самое удобное место для этого. Потому что здесь меня окружают люди, которые разделяют мой путь, и я могу сконцентрироваться на одном направлении. Тут одна большая духовная семья».

26-летний Игорь Антонов готовится стать священнослужителем и учится в семинарии последний год. Он отличается от начинающих семинаристов, которым предписано иметь короткую стрижку и регулярно бриться, не только отпущенной бородой, но и особенной серьезностью: он уже подал прошение о рукоположении в сан диакона.

«До семинарии я прошел непростой путь. В нескольких сферах себя пробовал. Ничего не получилось. Видимо, Господь меня ждал здесь. Разные люди сюда приходят. Некоторые ищут себя, у других в роду были священники. Бывает, уходят, потому что чувствуют, что не в свою дверь зашли. Мне советовали ни в коем случае не быть дезертиром. Не изменять выбранному пути. Потому что легких путей в жизни не бывает. Ищешь легкие — натыкаешься на такие тернии, что Боже упаси!».

Игорь говорит, что за время обучения в семинарии человек сильно меняется — как внешне, так и внутренне.

«Приходишь — витаешь в облаках, люди говорят, что ты блаженный, все тебе здесь нравится. Потом происходит переломный момент. У меня на третьем курсе был такой момент: я хотел бросить, уйти, про все забыть. Но, слава Богу, Господь как-то утвердил, невеста помогла мне, и друзья сказали, что я не должен изменять своему пути, как настоящий мужчина, как воин Христов».

Вернуться в родное здание

Сегодня, в информационную эпоху, когда вокруг так много разной противоречивой информации, молодым людям, вступившим на путь духовного образования, приходится непросто. Поэтому одна из важнейших  задач педагогов семинарии научить своих учеников отстаивать свои убеждения – не агрессивно, а свидетельствуя о них в первую очередь делами и поступками.

«Сейчас изменилась структура общества, структура передачи информации, в том числе это касается и религии. Сегодня дети в воцерковленной православной семье иногда не хотят ничего слышать о христианстве. А бывает наоборот: семья неверующая, а ребенок сам ходит в храм. Как происходит религиозный выбор у большинства молодых людей? Человек сидит в интернете, заходит на разные сайты – на сайты православного прихода, исламской общины, свидетелей Иеговы, еще какой-то религиозной организации. Потом он с кем-то встретился, кто-то ему что-то рассказал. Так он принимает решение для себя. Времена, когда вера передавалась из поколения в поколение, к сожалению, уходят в прошлое. Но не нужно заламывать руки, рвать на себе волосы и сетовать, что настали последние времена. Надо спокойно действовать в той ситуации, которая существует в настоящее время, и верить, что Церковь все равно пронесет свое послание через разные эпохи, личности и народы», — уверен отец Евфимий.

Планы на будущее преподаватели и учащиеся семинарии связывают с возвращением в более просторное и исторически принадлежавшее Казанской духовной академии здание в центре города. «Это здание — памятник эпохи классицизма первой половины XIX века. Тогда это была окраина Казани, Арское поле, место уединенное, а сейчас деловой центр города. Тенм не менее, было бы правильно восстановить историческую справедливость и вернуть здание Церкви. Тем более что больнице там неуютно и неудобно, ведь здание не было предназначено для размещения в нем медицинского учреждения. Кроме того, там существовала домовая церковь в честь Архистратига Божия Михаила и Прочих Небесных Сил Бесплотных, которая тоже ждет своего восстановления как поруганная святыня. Это было бы правильно и исходя из доктрины межконфессионального баланса, которого придерживается руководство Татарстана. У мусульман есть Российский исламский университет, а у православных должна быть Казанская духовная академия».

Новый казанский архиерей не сомневается в том, что академия будет воссоздана. В своей проповеди 1 сентября в храме Казанской духовной семинарии митрополит Феофан так и сказал: «Казанской духовной академии быть!»

Источник