seminria 95141782407

Казанская Духовная Семинария как духовно-просветительское учреждение берет свое начало с возникновения в 1723 году Казанской Архиерейской Славяно-Латинской школы.

Поводом для ее создания послужили издания Регламента и Синодального указа от 1722 года, в которых излагалось следующее: “…чтоб всяк епископ в доме или при доме своем имел школу для детей священнических или и прочих, “в надежду священства определенных”. От 6 декабря 1722 и 25 января 1723 года в Казань к митрополиту Казанскому Тихону III были присланы указы из Святейшего Синода, в которых повелевалось: “…протопоповских, поповых, дьяконовых и причетнических детей, которые от расположенных по душам денежных платежей уволены и в школах учиться назначены, и на убылые места во священнослужители производимы быть определены, учить славянского учения и писания в архиерейских школах, как в духовном регламенте показано; а к светским наукам, к которым светские командиры спрашивают, не отдавать, и для того учения присылается букварей 250, грамматиков 90 книжиц”. Исполняя эти указы, митрополит Тихон сразу же приступил к созданию духовной школы. К 19 марта 1723 года состав учащихся определялся пятидесятью двумя учениками, которые составили первый курс обучения Архиерейской школы.

Исключительное положение Казанской епархии, населенной преимущественно инородцами-иноверцами, подвигло митрополита Тихона к привлечению в духовную школу детей из недавно обращенных иноверческих семей, чтобы они после окончания учебного заведения послужили делу просвещения среди еще не обращенных своих соплеменников. Таким образом, с самого зарождения Казанская духовная школа готовила кадры преимущественно для миссионерского служения.

В Казанскую Славяно-Латинскую школу поступали ученики, как правило, неграмотные, поэтому обучение предварялось букварем. После того, как воспитанники овладевали азбукой, им преподавалось толкование десятословия (десяти заповедей), молитвы Господней “Отче наш”, учения о блаженствах евангельских и о семи церковных Таинствах. Затем студенты обучались “славянскому грамматическому учению, части поэзии и риторики, латинскому языку, математике и правилам хорошего тона”. А в свободное время, как замечает А. Благовещенский, студенты “занимались игрою на мусикийских инструментах и приготовляли комедийные акции для повсягоднего целебрования казанской публике”.

Для более успешного развития миссионерской деятельности выпускники духовной школы при принятии сана священства приписывались к разным церквям: дети священноцерковнослужителей — в русские селения, а дети инородцев — в приходы новокрещенные. Некоторые из инородцев служили переводчиками.

В 1733 году Славяно-Латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского), была преобразована в Семинарию. Будучи воспитанником Киевской Духовной Академии, архиепископ Иларион пожелал Казанскую Семинарию устроить по образцу Киевской Академии. Для этого он пригласил в Казань выпускников Киевской Академии, которые и составили кадры Казанской Духовной Семинарии.

В царствование Александра I при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ. Согласно этой методике, был расширен курс изучаемых дисциплин: были введены в учебную программу история и география, новые языки – немецкий и французский, а также дополнен курс математики. “Ученики, — писал неизвестный современник этих преобразований, улучшений, произведенных в Казанской Семинарии преосвященным Амвросием,- восчувствовав легчайший способ учения, явили к наукам охоту. И как прежде отцы почитали за несчастие отдавать детей своих в семинарию, так ныне самые священники, диаконы и прочие приводят в оную детей своих весьма охотно. Сим способом из двухсот прежде бывших учеников число оных возросло до пятисот. И сие великого пастыря рачение имеет свой наилучший успех: ибо чрез десятилетнее время бытия его сверх священников ученых и при хороших местах везде почти новоопределенных, немалое число из всей семинарии поступило в высшие духовные звания; а при том много в учители народных училищ Казанского, Симбирского и Уфимского намесничеств, и в другие светские должности, исправляемые ими с похвалою. Итак, Казанская Семинария ныне не имеет нужды заимствовать учителей из других мест, а по справедливости хвалится, что она может их другим давать”.

Уровень Казанской Духовной Семинарии при архиепископе Амвросии (Подобедове) был настолько высоким, что в 1797 году Казанская Духовная Семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание Академии. “Высочайше повелел оную снабдить всем званию сему соответствующим и для преподавания наук потребным, с тем, чтобы в оную присылаемы были из епархиальных семинарий отличившие себя успехами ученики для усовершенствования себя в познании высших наук и образования к учительским должностям”.

Во исполнение Высочайшей воли Святейший Синод определил:

“Для усовершения в науках присылать отныне понятнейших из семинарий учеников в Академию Казанскую;

В Академии, кроме общих для всех семинарий предметов, преподавать особые, а именно: полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки — еврейский, греческий, немецкий и французский ;

Полные системы философии и богословия, преподавая на языке латинском, оканчивать: философскую в два года, а богословскую, в рассуждении многих ее предметов, в три года, с тем однакож, что успевшие в богословии в начале третьего года могут быть отпускаемы в семинарии или производимы на места, когда потребованы будут…”

Для развития миссионерства в Казанском крае студенты дополнительно к общему курсу еще изучали местные языки: татарский, чувашский и черемисский (марийский — Н.Д.).

В 1814-1818 годах была произведена реформа духовного образования. Согласно этой реформе, духовные учебные заведения были поделены на классы:

  1. Академии,
  2. Семинарии,
  3. Училища уездные,
  4. Приходские.

Выпускники академий должны были стать учеными богословами, которые должны были повысить уровень церковной науки. Семинарии готовили для Церкви приходское духовенство, а также являлись подготовительными курсами для лучших воспитанников перед поступлением в академии. Училища уездные и приходские должны были служить делу просвещения среди простого народа.

На основании этой реформы Казанская Духовная Академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех высших духовных школ: Киевской , Московской и Санкт — Петербургской. В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт — Петербургской Духовной Академии. В таком виде Семинария просуществовала до 1867 года, когда, согласно новому уставу духовных учебных заведений, в учебный процесс были внесены некоторые изменения. Семинарские программы, страдавшие до этого многопредметностью, были значительно сокращены. В них были оставлены науки, относящиеся как к общему, так и специально-богословскому образованию, и расположены в более строгом порядке и последовательности. В основу общего образования полагалось изучение древних языков и математики. Из предметов специально-богословских усиленно преподавалось Священное Писание. Преподавание Священного Писания продолжалось в течение всего времени обучения в Семинарии с целью объединить все семинарское образование и сообщить Семинарии характер духовно-учебного заведения.

Говоря об общих чертах дореволюционных семинарий после реформы 1818 года, следует отметить, что по своему статусу они были равны гимназиям, тогда как академии представляли из себя высшие духовные заведения.

 
Страницы ( 1 из 3 ): 1 23Следующая »