Более 100 человек  из России, США, Венгрии приехали в Казань, чтобы принять участие в работе конференции «Богословие и светские науки — 2015». Среди них такие известные деятели науки как ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус и всемирно известный физик, философ, богослов, писатель и переводчик Сергей Сергеевич Хоружий. Крупный исследователь феномена православного исихазма, создатель оригинальной концепции синергийной антропологии, пообщаться с ним имели возможность все участники и гости конференции.

Хоружий-Сергей Сергеевич, в своем пленарном докладе Вы весьма подробно раскрыли тему антропологического размыкания в предельном опыте. И в частности отметили, что последнее связано с антропологическими формациями. Можете рассказать об этом подробнее?

-Среди множества актов антропологического размыкания выделяются такие акты размыкания, которые конститутивны, в которых мы формируем себя. Вот это и есть размыкание в предельном опыте. Это понятие является краеугольным камнем в общей концепции человека. Чтобы развить эту концепцию надо заметить, что предельный опыт, такой который выводит к пределам сознания и существования это не только религиозный опыт. Наглядный пример предельного опыта другого рода дают нам эффекты, которые в нас индуцирует бессознательное. Бессознательное, по его определению вне сознания, за пределами сознания и опыт размыкания с ним – это тоже предельный опыт. Но это размыкание не онтологическое, поскольку какого-то особого способа бытия у бессознательного нет. Поскольку бессознательное по своим наличным характеристикам соответствует нашему наличному бытию, которое в философии называет сферой сущего или антического. Поэтому размыкание на встречу бессознательному можно назвать антическим размыканием. Таким образом человек может осуществить себя как онтологический человек своем религиозном опыте, а может осуществить себя как фрейдовский человек, открывая себя бессознательному, давая этому бессознательному свою конституцию сформировать. Однако существует ещё один способ размыкания – размыкание себя виртуальному миру.

-Получается, что в зависимости от того каким способом происходит антропологическое размыкание, формируется антропологическая формация. Какие формации, на Ваш взгляд, доминируют в современном мире?

Как исследователи мы констатируем, что в современном мире доминируют две антропологические формации. В синергийной антропологии они представлены как человек антический, в частности фрейдовский человек, и человек виртуальный, который всем нам знаком. Как Вы знаете мир сейчас активно виртуализируется, поэтому в перспективе мы ожидаем доминирование только виртуального человека.

-Мы можем это как-то изменить?

-Первое, что мы должны сделать — это осознать, что это мы сами становимся виртуальными. Мы включены в этот процесс и активно в нём участвуем. Когда мы поняли, что нам не всё равно, тогда мы смотрим, как мы можем влиять на этот процесс, как мы можем влиять на этот возможный сценарий. Априори мы понимаем, что сказать, что ничего не можем сделать нельзя. Это было бы беспредельным кальвинизмом, до которого и сами кальвинисты бы не додумались. Стало быть, некоторые воздействия возможны.

-И какие именно?

-Во-первых мы констатируем, что социальная реальность гетерогенна, а не гомогенна. Значит, помимо ведущих формаций в ней присутствуют элементы других формаций. И из этих других формаций, мы определенно знаем, что элемент тенденции есть и в онтологической формации, к которой принадлежит христианский человек. И которой христианский человек не ограничивается. Во- вторых сам христианский человек – это формация открытая, с которой что-то происходит, и мы не можем говорить, что христианский человек третьего тысячелетия будет абсолютно идентичен христианскому человеку XIV века или человеку IV века. Надо смотреть, что происходит с христианским человеком. И вот так вот в динамике находить возможности влияния на господствующий виртуальный тренд. Такие возможности есть. В каких-то из своих последних работах я пытаюсь приблизительно идентифицировать эти возможности. В частности в этом состоит наш подход к теме секуляризма. Но это уже отдельная тема для размышлений.

Беседовал Алексей Павлов, студент III курса КазПДС