ПОЛОЖЕНИЕ

о научно-исследовательской работе Казанской православной духовной семинарии

 

 

  1. Общие положения

 

1.1 Научно-исследовательская работа (далее — НИР) является одним из направлений деятельности Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Казанская православная духовная семинария Казанской епархии Русской Православной Церкви» (далее – Семинария).

 

1.2 Положение о научно-исследовательской работе (далее — Положение) регулирует порядок планирования, организации и проведения научно-исследовательской работы профессорско-преподавательским составом (далее — ППС), научными сотрудниками и обучающимися в Семинарии.

 

1.3 Настоящее Положение Семинарии разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ от 23 августа 1996 г №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; Гражданским кодексом Российской Федерации (гл. 38 «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ»), Приказом Министерства образования Российской Федерации от 16.07.2001 г. № 2695 «О координации и государственной поддержке научных исследований студентов и молодых ученых», Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 2859 «О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений», Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология, Уставом Семинарии, Положением о кафедре Семинарии, Положением об учебном процессе Семинарии.

 

  1. Цель и задачи НИР

 

2.1 Целью НИР ППС Семинарии является исследование актуальных проблем в сфере богословских наук, истории Церкви, современной практики церковной жизни, социо-гуманитарных и естественных наук в их отношении к богословскому знанию.

 

2.2 Основные задачи Семинарии в области НИР:

— приоритетное развитие фундаментальных богословских исследований как основы для создания новых знаний, развития научных школ и ведущих научных коллективов на важнейших направлениях развития богословских наук и социо-гуманитарных наук в целом;

— обеспечение научной подготовки в Семинарии квалифицированных специалистов;

— исследование и разработка теоретических и методологических основ формирования и развития высшего образования в сфере богословия;

— эффективное использование научно-технического потенциала высшей школы для решения приоритетных задач социо-гуманитарных наук;

— формирование и укрепление связей Семинарии с ведущими российскими научными центрами, высшими светскими и духовными учебными заведениями;

— расширение международного научного сотрудничества с учебными заведениями с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместных научных проектов;

— содействие организации НИР обучающихся;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей;

— совершенствование издательской деятельности Семинарии.

 

  1. Направления и формы НИР

 

3.1 НИР Семинарии направлена на:

— формирование и развитие научных школ;

— развитие кафедральной науки, привлечение педагогических работников к активной научной деятельности;

— актуализацию тематики научных исследований выпускающих и невыпускающих кафедр;

— содействие организации научно-исследовательской работы обучающихся;

— подготовку, переподготовку и повышение квалификации преподавателей;

— развитие издательской деятельности Семинарии;

— координацию связи Семинарии различными научными и высшими учебными заведениями России;

— развитие международного сотрудничества в научной и образовательной сфере;

— научно-просветительскую и богословско-проповедническую деятельности среди населения.

 

3.2 Приоритетные направления НИР

— совершенствование работы по разработке наиболее важных научных направлений, еще большее приближение проблематики исследований ППС к профилю подготовки бакалавров, магистров и более широкое использование результатов научных исследований в учебном процессе высшей школы;

— активизация деятельности заведующих кафедрами по привлечению преподавателей к участию в НИР, финансируемых из средств федерального и регионального бюджета (по федеральным целевым программам и грантам);

— продолжение работы по повышению результативности проводимых исследований (издание научной и учебной литературы, защита кандидатских и докторских диссертаций и т. д.);

— повышение значимости для науки и практики, проводимых кафедрами вуза научно-практических конференций, усиление связи с научными центрами и вузами РФ и зарубежными странами;

— продолжение работы по привлечению преподавателей к участию в международных, всероссийских симпозиумах, конференциях и конкурсах.

 

3.3 Основными формами НИР подразделений и преподавателей Семинарии являются:

— подготовка и издание монографий, научных журналов, учебников и учебных пособий, подготовка сборников научных трудов, статей для научных журналов и сборников статей, докладов для выступления на научных конференциях и т. п.;

— организация и проведение научных конференций, симпозиумов, научных семинаров в Семинарии и совместно со сторонними организациями;

— участие преподавателей в работе научных конференций, симпозиумов, научных семинаров, проводимых как Семинарией, так и другими научными и высшими учебными заведениями;

— использование результатов научно-исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе Семинарии.

 

3.4 Структуру научной деятельности преподавателей Семинарии составляют:

— научные исследования, включаемые в тематические планы научно-исследовательских работ кафедр и индивидуальные планы преподавателей;

— научные исследования временных творческих коллективов, создаваемых в Семинарии на основе полученных грантов;

— научные исследования на основании гражданско-правовых договоров.

Указанная научная деятельность ППС финансируется за счет собственных средств и привлеченных средств в соответствии с учрежденными в установленном порядке научными и научно-техническими программами или договорами (контрактами).

 

  1. Организация, планирование, отчетность и руководство НИР

 

4.1 Общее руководство НИР в Семинарии осуществляет Ученый Совет, ректор и проректор по научно-богословской работе.

 

4.2 Руководство НИР по отдельным направлениям и темам осуществляют руководители коллективов кафедр, работающих над разработкой этих направлений и тем. В Семинарии могут разрабатываться научные темы, инициированные отдельными членами профессорско-преподавательского коллектива и научными сотрудниками.

 

4.3 Координация и организационное обеспечение НИР находится в ведении проректора по научно-богословской работе.

 

4.4 Семинария планирует свою научную деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке научными программами, договорами и инициативными проектами. Семинария и ее подразделения самостоятельно осуществляют текущее и перспективное планирование научной деятельности, определяют виды работ, условия финансирования и состав исполнителей.

 

4.5 Планирование научных исследований в Семинарии и ее подразделениях осуществляется, как правило, в соответствии с собственными основными научными направлениями, отвечающими интересам и потребностям Семинарии (соответствующим приоритетным направлениям НИР вуза), региона, страны.

 

4.6 НИР Семинарии выполняется в соответствии с планом научной работы на календарный год, ежегодно рассматриваемым на заседании Ученого Совета и утверждаемым ректором Семинарии.

 

4.7 План научной работы Семинарии на календарный год ежегодно формируется на основе планов научной работы кафедр и иных научных структурных подразделений. В план научной работы Семинарии и его структурных подразделений включаются все НИР, выполняемые структурными подразделениями, а также план проведения научных мероприятий. В планах отражаются ожидаемые научные и практические результаты исследований, сроки выполнения работ, финансирующие организации, стоимость работ. Кафедры предоставляют планы научной работы на следующий календарный год проректору по научно-богословской работе до 31 декабря текущего года. Ответственность за предоставление планов лежит на заведующих кафедрами.

 

4.8 За качество и сроки выполнения НИР по Семинарии в целом несет ответственность проректор по научно-богословской работе. Ответственность за выполнение плана научной работы кафедры несет заведующий кафедрой.

 

4.9 Результаты научно-исследовательской деятельности подлежат ежегодному обсуждению на заседаниях кафедр и Ученом Совете Семинарии.

 

4.10 Заведующие кафедрами и руководители научных структурных подразделений Семинарии представляют проректору по научно-богословской работе отчеты по научной работе за календарный и за учебный год. Отчет за календарный год предоставляется до 31 декабря текущего года. Отчет за учебный год предоставляется до 31 мая текущего учебного года.

 

4.11 Проректор по научно-богословской работе на Ученом Совете в конце календарного и учебного года представляет отчет по научной работе Семинарии. Проректор организует проверку выполнения планов научно-исследовательских работ путем обсуждения отчетов преподавателей кафедр с участием научной общественности и заинтересованных организаций.

 

4.12 Научно-исследовательская работа ППС выполняется в соответствии с планом, ежегодно рассматриваемым на заседании кафедр, Ученого Совета и утвержденным ректором.

 

  1. Исполнители НИР

 

5.1 Научные работы в Семинарии выполняются:

— профессорско-преподавательским составом Семинарии, в соответствии с индивидуальными планами в основное рабочее время;

— обучающимися, в ходе выполнения курсовых, дипломных проектов, подготовки диссертаций и других исследовательских работ, предусмотренных учебными планами, в научных кружках обучающихся и других организациях научного творчества обучающихся, а также на кафедрах и других научно-исследовательских организациях Семинарии в свободное от учебы время.

К выполнению в Семинарии научных работ, финансируемых из средств бюджета Российской Федерации и по гражданско-правовым договорам, в том числе на условиях совместительства, привлекаются профессорско-преподавательский состав, научные сотрудники, руководящие и другие работники Семинарии, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в свободное от основной работы время.

 

5.2 Штатный профессорско-преподавательский состав, руководящие, научные и другие работники Семинарии при наличии соответствующей квалификации могут выполнять научную работу в Семинарии по совместительству. Не считается совместительством выполнение отдельных конкретных работ по договору подряда.

 

5.3 Оплата труда работников, привлекаемых к выполнению научно-исследовательских работ на условиях совместительства, производится за работу, выполненную в полном объеме в соответствии с заданием, независимо от времени пребывания в служебной командировке, на повышении квалификации, включая стажировку, в ежегодном отпуске по месту основной работы и временной нетрудоспособности.

5.4 Семинария в пределах имеющихся средств на оплату труда самостоятельно в установленном порядке определяют форму и систему оплаты труда, размеры доплат и надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, а также размеры должностных окладов всех категорий работников (без ограничения их предельных размеров), но не ниже установленных законодательством Российской Федерации.

 

5.5 Привлечение руководящего и профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников, учебно-вспомогательного состава к выполнению научно-исследовательских работ по совместительству производится на основе трудовых соглашений, заключаемых ими с ректором Семинарии. Трудовые соглашения заключаются на выполнение работы в целом или отдельных ее этапов, конкретных заданий исследовательского в соответствии с программой или календарным планом работы. В соглашениях указываются объем поручаемой работы, сроки ее реализации, виды отчетности, размеры и порядок оплаты труда.

 

5.6 Выплата заработной платы совместителям из числа руководящего, профессорско-преподавательского, научного состава, привлекаемых к выполнению исследований, производится за выполненную работу поэтапно в соответствии с календарным планом работы. При досрочном выполнении предусмотренного соглашением задания и соблюдения при этом установленных заказчиком требований к научному уровню и качеству работ исполнителю выплачивается полная сумма средств, определенная трудовым соглашением.

 

5.7 Отчеты о НИР, методики, программы, другие материалы, являющиеся интеллектуальной собственностью вуза и полученные в результате выполненных ранее научных исследований, могут быть переданы другим потребителям научно-технической продукции в порядке, определенном соглашением сторон.

 

  1. Финансирование НИР

 

6.1. Финансирование НИР Семинарии может осуществляться за счет:

— собственных средств;

— средств учредителей и попечителей;

— средств различных российских и зарубежных научных фондов (РФФИ и др.);

— средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов;

— средств предоставленных спонсорами научных проектов Семинарии.

 

6.2. Семинария самостоятельно определяет порядок использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств, полученных для осуществления научной деятельности, включая определение их доли, направляемой на оплату труда и материальное стимулирование работников.

 

6.3. Финансирование научных проектов за счет средств грантодающих организаций осуществляется в соответствии с условиями данных организаций.

 

6.4. Семинарии заключает гражданско-правовые договоры с заказчиками на выполнение фундаментальных, прикладных исследований и разработок. Гражданско-правовой договор от имени Семинарии заключается ректором.

 

6.5. Договор с заказчиком является основным правовым и финансовым документом, регулирующим отношения исполнителя и заказчика НИР и определяющим взаимную экономическую ответственность за принятые обязательства и их выполнение. Договорная цена на выполнение НИР определяется по соглашению сторон.

 

  1. Научно-исследовательская работа обучающихся

 

7.1 Принципы научно-исследовательской работы обучающихся (далее — НИРО) в Семинарии:

— НИРО) является неотъемлемой составной частью НИР, а также обучения и подготовки квалифицированных специалистов в Семинарии, способных самостоятельно решать профессиональные и научные задачи;

— НИРО формирует готовность будущих специалистов к творческой реализации полученных в Семинарии знаний, умений и навыков, помогает овладеть основами методологии научной деятельности, обрести исследовательский опыт;

— привлечение к НИРО позволяет использовать творческий потенциал обучающихся для решения актуальных проблем в различных областях теологии, церковной истории и практики церковного служения.

 

7.2 Основной целью организации комплексной системы НИРО является повышение качества подготовки выпускников в Семинарии через освоение обучающимися необходимых для дальнейшей научной работы компетенций, согласно учебному плану, а также предоставление возможности приобретения знаний основ профессионально-творческой деятельности, методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развития способностей к научному творчеству, инициативы в учебе, создания условий для начала самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

 

7.3 Основные задачи НИРО:

— формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской работы в профессиональной области и углубленное и творческое освоение учебного материала основной образовательной программы;

— освоение методологии и методов научной деятельности, формирование системы профессиональных знаний о специфике научного знания, критериях научности и научных методах познания;

— формирование навыков реферирования, обзора и анализа научных источников, обобщения и критической оценки результатов научно-теоретических и эмпирических исследований;

— формирование навыков планирования теоретических и экспериментальных исследований с учетом специфики пастырского служения на основе общих методологических и методических принципов исследования;

— формирование навыков практической реализации теоретических и экспериментальных исследований на основе приобретаемых в учебном процессе знаний, умений, навыков и опыта деятельности;

— формирование навыков качественного и количественного анализа результатов исследований, их обобщения и критической оценки в свете существующих теоретических подходов и современных исследований;

— формирование навыков оформления и представления результатов научной работы в устной (доклады, сообщения, выступления) и письменной (аннотации научных работ, рефераты, научно-исследовательские аналитические обзоры, курсовые работы, отчеты по творческим и научно-исследовательским работам, эссе, статьи, выпускная квалификационная работа и т.д.) формах;

— приобретение опыта работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы;

— непосредственное участие в решении научных и научно-практических задач в соответствии с основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры.

 

7.4 Основные формы НИРО:

НИРО подразделяется на научно-исследовательскую работу, запланированную в основной профессиональная образовательной программе высшего образования (далее − ОПОП ВО) подготовки бакалавров и выполняемую дополнительно к ней. Планируемая НИРО, являющаяся частью учебного процесса, может осуществляться в следующих формах:

— освоение разделов основной образовательной программы высшего образования;

— освоение отдельных дисциплин, предусмотренных учебным планом;

— освоение компонентов учебного занятия, предусмотренных учебным планом и рабочими программами (выступление на семинарских занятиях с сообщениями по монографической литературе и научным статьям; участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей; подготовка рефератов, выполнение заданий и курсовых работ (проектов) научно-исследовательского характера и т. д.);

— выполнение индивидуальных заданий исследовательского характера, например, в ходе самостоятельной работы или практики (в том числе преддипломной);

— написание курсовой работы (курсового проекта);

— написание выпускной квалификационная работы (или ее раздела);

— написание магистерской диссертации;

— другие формы работы по усмотрению кафедр.

НИРО, выполняемая дополнительно к ОПОП ВО, может реализовываться в следующих формах:

— участие в выполнении научно-исследовательских работ, проводимых кафедрами, преподавателями, научными работниками;

— участие в работе научных обществ, исследовательских проблемных групп, научных кружков, дискуссионных клубов, семинаров;

— участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах;

— другие формы работы по усмотрению кафедр.

 

7.5 Система организации НИРО, являющейся разделом ОПОП ВО, основывается на следующих положениях:

— НИРО может выполняться обучающимися в структурных подразделениях Семинарии (кафедрах), а также структурных подразделениях Епархии (отделы), в учреждениях и организациях, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом;

— НИРО, выполняемая обучающимися на базе внешних предприятий, учреждений и организаций, осуществляется на основе договоров о проведении практики между Семинарией и предприятием, учреждением или организацией;

— сроки проведения НИРО устанавливаются в соответствии с учебным планом и календарным графиком учебного процесса на соответствующий учебный год;

— для всех категорий обучающихся выполнение НИРО является обязательным, если таковой раздел предусмотрен учебным планом

— по результатам НИРО обучающиеся представляют на выпускающую кафедру материалы для проверки научным руководителем;

— НИРО может осуществляться обучающимися как непрерывным циклом, так и рассредоточено путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием НИРО и теоретическим обучением;

— проректор по научно-богословской работе и заведующие выпускающими кафедрами несут ответственность за организацию и проведение НИРО обучающимися, и в частности также: выделяют в качестве руководителей НИРО профессоров, доцентов и преподавателей, занимающихся научной работой, не позднее чем за месяц до начала НИРО готовят и подписывают у Ректора приказы о закреплении руководителей НИРО и темах НИРО;

— руководителями НИРО назначаются ведущие преподаватели (профессора, доценты, преподаватели) соответствующих выпускающих кафедр;

— руководителем раздела – НИРО ОПОП ВО подготовки бакалавров рекомендуется назначать будущего руководителя выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обучающегося.

 

7.6 Руководитель НИРО:

— принимает участие в аттестации по итогам НИРО и в подготовке круглых столов и семинаров по результатам НИРО;

— разрабатывает тематику индивидуальных заданий и оказывает методическую помощь обучающимся при их выполнении.

 

7.7 Организационная структура НИРО:

— основными функциями органов, должностных лиц и подразделений Семинарии, несущих ответственность за НИРО, являются методическое и непосредственное руководство НИРО, формирование научной тематики, подбор руководителей и рецензентов научных работ, подготовка и проведение организационно-массовых мероприятий, осуществляемых в рамках системы НИРО на кафедрах Семинарии;

— методическое руководство комплексной системой НИРО, организацию ее деятельности в соответствии с ОПОП ВО и ФГОС ВО осуществляют кафедры согласно утвержденным рабочим программам учебных курсов, дисциплин (модулей), программам практик, программам НИР, программам итоговой аттестации выпускников;

— ответственность за функционирование системы НИРО в Семинарии непосредственно несет проректор по научно-богословской работе, который осуществляет деятельность по организации, ведению и развитию системы НИРО в Семинарии;

— проректор по учебной работе и проректор по научно-богословской работе руководят работой заведующих кафедрами в части введения и совершенствования форм и видов НИРО, включаемых в учебные планы;

— проректор по учебной работе и проректор по научно-богословской работе осуществляют координацию деятельности учебных подразделений по созданию и использованию методического и информационного обеспечения НИРО;

— заведующие кафедрами и преподаватели Семинарии обеспечивают выполнение обучающимися форм и видов НИРО, включенных в учебный процесс, в соответствии с ОПОП ВО, а в части форм НИРО, выполняемых дополнительно к ОПОП ВО, опираются на рекомендации Ученого Совета Семинарии и на решения кафедр.

 

  1. Издательская деятельность Семинарии

 

8.1 Организация издательской деятельности, связанной  с НИР заключается в следующем:

— организация и  издание учебной, учебно-методической литературы по основным профессиональным образовательным программам, отвечающим требованиям, установленным Церковными и государственными стандартами; выпуск  научной литературы (монографий, научных журналов, сборников научных трудов, сборников научно-практических конференций и других изданий) в интересах обеспечения деятельности вуза;

— формирование в установленном порядке годовых тематических планов издания литературы;

— осуществление редакционной и производственно-издательской подготовки к выпуску издаваемой ППС литературы;

— организация контроля качества издаваемой литературы, в том числе качества полиграфического исполнения;

— ведение учета результатов издательской деятельности в установленном порядке.

 

  1. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей

 

9.1 Осуществляется в соответствии с планами повышения квалификации отдела кадров и кафедр по следующим направлениям:

— поддержание стратегии развития системы подготовки научно-педагогических кадров и повышения их профессионального мастерства;

— увеличение доли остепененных кадров ППС;

— создание условий для научного роста, повышения квалификации ППС;

— привлечение для работы в вузе талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, готовить специалистов высокой квалификации;

— организация работы с молодыми специалистами по их привлечению к обучению в магистратуре и аспирантуре для дальнейшей подготовки и привлечения к преподавательской деятельности.

 

  1. Взаимосвязь учебного процесса и НИР

 

  1. 1 Единство учебного и научного процессов обеспечивается за счет:

— систематического использования результатов научной деятельности в образовательном процессе;

— привлечения обучающихся к участию в научно-исследовательских работах, выполняемых за счет средств различных источников финансирования;

— создания на базе кафедр Семинарии лабораторий, учебно-научных комплексов, ориентированных на разработку и использование в учебном процессе новейших достижений науки;

— участия в интеграции вузов, академических и отраслевых научных учреждений и организаций, направленной на повышение уровня фундаментальных и прикладных исследований;

— использования разнообразных форм активной учебной работы: выполнение курсовых и дипломных работ, прохождение учебной и производственной практик и других форм подготовки специалистов;

— формирования единой информационной среды учебной и научно- исследовательской деятельности и овладения студентами современными методами и средствами информационно-коммуникативных технологий.

 

10.2. С целью развития, стимулирования и поддержки научной деятельности студентов ректорат Семинарии:

— организует информированное обеспечение студентов по тематике и направлениям НИР Семинарии;

— организует и проводит внутривузовские конкурсы грантов, олимпиады и конкурсы научно-исследовательских работ студентов, студенческие научные конференции и семинары;

— поощряет победителей конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу студентов;

— создает условия для публикаций результатов научных исследований студентов.