1. Общие положения

1.1. Положение «О порядке проведения практик обучающихся пастырско-богословского отделения Казанской духовной семинарии» (далее – Положение) определяет порядок проведения практик обучающихся по программам бакалавриата Казанской духовной семинарии (далее – Семинария).

1.2. Настоящее положение разработано в соответствии со следующей нормативной базой:

— Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

— Приказ Министерства образования Российской  Федерации от 25.03.2003 № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»,

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»,

— Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» (уровень бакалавриата).

  • Практика обучающихся является составной частью Основной образовательной программы. Цели и объемы практик соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам по направлению подготовки «Теология» (далее – ФГОС).
  • В соответствии с требованиями к организации практик, содержащимися в ФГОС высшего образования, а также настоящим положением семинария самостоятельно разрабатывает и утверждает документы, регламентирующие организацию практического обучения с учётом специфики организации.

 

  1. Виды практик

2.1. Основными видами практик являются учебная и производственная практики.

2.1.1. Учебная практика является видом учебной деятельности, направленным на закрепление на практике полученных теоретических знаний, включает в себя миссионерскую и педагогическую практику.

Миссионерская практика направлена на овладение навыками миссионерского служения, приемами и способами ведения диалога с представителями разных социальных групп. Миссионерская практика предполагает приобретение обучающимися навыков катехизаторской деятельности. Миссионерская практика включает в себя участие в миссионерских поездках и встречах, катехизаторских занятиях, работу в медицинских и социальных учреждениях, воинских частях и местах лишения свободы.

Педагогическая практика является видом учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся организуют и проводят учебно-воспитательные мероприятия в образовательных учреждениях общего, дополнительного, профессионального образования, православных образовательных организациях.

2.1.2. Производственная практика является видом учебной деятельности, в процессе которой обучающиеся самостоятельно выполняют определенные учебной программой задачи. Производственная практика включает богослужебную и научно-исследовательскую практики.

Богослужебная практика направлена на приобретение учащимися практических навыков совершения богослужения.

Научно-исследовательская практика является видом преддипломной практики, в процессе которой студенты собирают материал для подготовки выпускной квалификационной работы.

2.2. Учебная и производственная практики могут включать в себя несколько этапов: ознакомительный, практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

2.3. По способам проведения учебная и производственная практики могут быть стационарными или выездными.

 

  1. Организация практики

3.1. Требования к организации практик определяются ФГОС (уровень бакалавриата). Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к подготовке выпускника.

3.2. Сроки проведения практик устанавливаются в соответствии с учебным планом Основной образовательной программы и календарным учебным графиком.

3.3. Для руководства практикой назначается руководитель от профилирующей кафедры.

3.4. Руководитель практики:

— разрабатывает рабочую программу практики (приложение № 1);

— устанавливает связь с руководителем практики от организаций и совместно с ним согласовывает план прохождения практики; подготавливает Соглашение с организациями и учреждениями, являющимися базами для прохождения практик;

— оказывает методическо-консультативную помощь обучающимся;

— определяют форму и вид отчетности обучающихся о прохождении практики;

— оценивает результаты выполнения обучающимися программ практик с записью в зачетную ведомость и в зачетную книжку;

— несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением обучающимися правил техники безопасности;

— готовит итоговый отчет о прохождении обучающимися практики.

3.5. Практики могут осуществляться:

— непрерывно (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения непрерывно всех видов практик, предусмотренных ООП), дискретно (этапами) по видам практик (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практики, предусмотренного ООП),

— путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

3.6. Основанием для прохождения практик обучающимися в светском учреждении (организации) является Соглашение о проведении практики и приказ ректора.

3.7. Заведующие кафедрами несут ответственность за качественное проведение практик в полном объеме и в установленные сроки.

3.8.  Объем нагрузки обучающихся при прохождении практик в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 35 часов в неделю.

3.9. Во время прохождения практики обучающийся ведет дневник практики, в котором ежедневно фиксируются выполненные задания. Все записи в дневнике практики подтверждаются подписью руководителя практики от организации, в которой проводится практика, или лица, ответственного за ее проведение.

3.10. При формировании План-задания обучающегося на учебную или производственную практику руководителем могут учитываться имеющиеся у обучающегося профессиональное образование и опыт работы.

3.11. В случае невозможности прохождения практики обучающимся в установленные сроки, сроки прохождения практики переносятся распоряжением ректора по представлению заведующего кафедрой на основании прошения обучающегося.

3.12. Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно в свободное от учебы время распоряжением ректора по представлению заведующего кафедрой на основании прошения обучающегося.

3.13. Обучающиеся, не прошедшие без уважительных причин предусмотренные учебным планом практики, отчисляются как имеющие академическую задолженность.

3.14.  Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

3.15. При подведении результатов практики и выставлении оценки руководитель может учитывать послушания обучающегося, исполняемые в период обучения в случае их соответствия работам, запланированным в ходе практики, наличия документа, подтверждающего виды и объем выполненных работ, заверенного проректором по воспитательной работе.

 

  1. Хранение материалов практики

4.1. На кафедре в составе номенклатуры дел формируются отдельные дела «Материалы по ____ практике» (отчеты, дневники практики, отзывы-характеристики организаций и иные документы обучающихся о прохождении практики) и «Отчеты кафедры о результатах ___ практики».

Приложение № 1

к Положению о порядке проведения практик

 

Структура рабочей программы по практике

 

  1. Пояснительная записка, где указываются вид практики, способ и форма её проведения.

1.1. Цель и задачи практики.

1.2. Место практики в структуре основной образовательной программы.

1.3. Объем практики в зачетных единицах и её продолжительность в неделях (или в академических часах).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения: компетенции, знания и умения обучающегося, формируемые в процессе прохождения практики.

1.5. Содержание практики.

  1. Формы итогового контроля.
  2. Фонды оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по практике.
  3. Перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет.
  4. Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
  5. Описание материально-технической базы для проведения практики.
  6. Приложения. Формы отчетной документации.