ПОЛОЖЕНИЕ

об организации самостоятельной работы обучающихся

 

 

 

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует организацию самостоятельной работы обучающихся в Казанской православной духовной семинарии (далее — Семинария).

1.2.  Положение разработано на основании:

— Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

— Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.03.01 Теология (уровень бакалавриата), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 124;

— Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 48.04.01 Теология (уровень магистратуры), утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 125;

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 N 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»

— Положения об организации учебного процесса в Казанской духовной семинарии;

— нормативно-методических документов Министерства образования и науки Российской федерации России и Русской Православной Церкви;

— Устава Семинарии.

1.3. Самостоятельная работа обучающихся (далее  СРО) является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в Семинарии и является обязательной для каждого обучающегося.

 

1.4. Основные цели СРО ― освоение в полном объеме основной профессиональной образовательной программы и последовательное формирование компетенций эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.

 

1.5. Способы, виды и количество часов, отводимые на самостоятельную работу, определяются учебными планами. Содержательно самостоятельная работа обучающихся определяется Основной профессиональной образовательной программой высшего образования (далее ОПОП ВО)и  программами учебных дисциплин.

 

1.6.   Методика организации самостоятельной работы обучающихся зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для СРО, индивидуальных возможностей обучающихся и условий учебной деятельности. Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

 

 

  1. Формы самостоятельной работы обучающихся

 

2.1. Формы самостоятельной работы обучающихся определяются содержанием учебной дисциплины и степенью подготовленности обучающихся. Они должны быть тесно связаны с теоретическими курсами и иметь учебный или учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы обучающихся определяют кафедры при разработке рабочих программ учебных дисциплин.

 

2.2. СРО включает в себя:

— подготовку к аудиторным занятиям (лекциям, практическим, лабораторным и др.) и выполнение соответствующих заданий;

— работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;

— подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

— выполнение письменных контрольных и курсовых работ (проектов), рефератов и т.п.;

— подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе промежуточным и итоговым экзаменам и зачетам;

— подготовку к итоговой или  государственной (для аккредитованных специальностей) аттестации, в том числе выполнение выпускной квалификационной работы и сдаче итогового экзамена;

— участие в научной и научно-методической работе кафедр Семинарии;

—   подготовку к олимпиадам, конкурсам, конференциям и иным видам научной деятельности;

— участие в научных и научно-практических конференциях, семинарах, конгрессах и т.п.;

— другие виды деятельности, организуемой и осуществляемой Семинарией.

 

2.3. СРО, не предусмотренная образовательной программой, учебным планом и учебно-методическими материалами, раскрывающими и конкретизирующими их содержание, осуществляется обучающимися инициативно, с целью реализации собственных учебных и научных интересов.

 

3.Планирование и обеспечение самостоятельной работы обучающихся

 

3.1. Планирование СРО по дисциплине выполняется преподавателями кафедры на основании учебного плана в рабочих программах дисциплин и практик.

 

3.2. Обучающийся, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает от преподавателя информацию обо всех видах и формах СРО по курсу.

 

3.3. Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение в рабочем учебном плане (в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине); в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам или темам.

 

3.4. Для осуществления самостоятельной работы каждый обучающийся должен быть обеспечен:

— методикой выполнения теоретических и практических (лабораторных, учебно-исследовательских и др.) работ;

— методическими материалами (указания, руководства, практикумы и т.п.);

— контролирующими материалами (тесты, задания и др.);

— материальными ресурсами;

— помещениями, оснащенными компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Интеренет;

— временными ресурсами;

— консультациями.

 

3.5.  Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер носят вариативный и дифференцированный характер, при этом учитывается специфика изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

 

  1. Организация и руководство самостоятельной работой обучающихся

 

4.1. Организацию, руководство и контроль по осуществлению самостоятельной работой обучающихся осуществляют преподаватели, кафедры и другие учебные и научные структуры Семинарии.

 

4.2. Преподаватель:

— информирует обучающихся о цели, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, формах отчетности и контроля самостоятельной работы;

—  определяет объем содержание и распределение количества часов, отводимых на СРО, определяет периодичность контроля;

— разрабатывает методические рекомендации, фонды оценочных средств, пособия по организации самостоятельной работы обучающихся, критерии оценки качества СРО;

—  обеспечивает контроль качества выполнения СРО;

—  предоставляет обучающимся сведения о наличии в Семинарии учебно — методических материалов, современных программных средств по дисциплине, необходимых для выполнения самостоятельной работы.

 

4.3. Кафедры и другие учебные и научные подразделения Семинарии:

— обеспечивают самостоятельную работу обучающихся литературой (комплектует библиотечный фонд учебной, методической, научной, периодической, справочной литературой, в том числе на электронных носителях);

— обеспечивают доступ к информационным образовательным ресурсам, возможность выхода в Интернет;

— в соответствии с учебным планом, утвержденным Ученым советом Семинарии , организуют обучение обучающихся с целью развития навыков поиска информации, ее применения в учебном процессе, умения ориентироваться в справочно-библиографическом аппарате библиотеки, информационных системах и базах данных;

— оказывают обучающимся помощь в поиске информации по заданию преподавателя.

 

  1. Контроль самостоятельной работы обучающихся

 

5.1. Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка обучающегося, а также контроль и оценка со стороны преподавателей.

 

5.2. Контроль результатов самостоятельной работы обучающихся осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине.

 

5.3. Результаты СРО оцениваются ведущим курс преподавателем. Результаты СРО учитываются при межсессионной, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по изучаемой дисциплине.

 

5.4. Формами контроля СРО являются: текущий (оперативный) контроль, рубежный контрольъ, промежуточный контроль, итоговый контроль, самоконтроль.

Отчеты о самостоятельной работе могут быть представлены следующими формами:

— текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и т.п. (на практических занятиях);

— решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;

— конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;

— отчет, дневник наблюдения, таблицы, схемы и т.п.;

— отчет об участии в мероприятии;

— тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;

— написание эссе, реферата;

— выполнение индивидуального домашнего задания;

— успешное прохождение текущих, промежуточных, итоговых экзаменов и зачетов;

— отчет о научно-исследовательской работе (ее этапе, части работы и т.п.);

— научная статья, публикация в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры;

— другие формы, предусмотренные  Положением о фонде оценочных средств, действующим в Семинарии.

 

5.5.  Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине, может проходить в письменной, устной, тестовой или смешанной форме, с представлением продукта (результата) деятельности обучающегося.

 

5.6.  Повышение роли самостоятельной работы обучающихся при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

— оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;

— совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы обучающихся, поскольку именно эти виды учебной работы обучающихся в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач.

 

5.7. Для самостоятельной работы обучающихся могут быть использоваться следующие виды заданий:

Для овладения знаниями:

— чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);

— составление плана текста;

— выписки из текста или реферат;

— работа со словарями и справочниками;

— ознакомление с нормативными документами;

— поиск информации в сети Интернет и других источниках;

— учебно-исследовательская работа;

— обобщение опыта.

 

Для закрепления и систематизации знаний:

— работа с конспектом лекций (обработка текста);

— повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);

— составление плана и тезисов ответа, библиографии и др.;

— составление таблиц для систематизации учебного материала;

— ответы на контрольные вопросы;

— аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);

— подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

— подготовка рефератов, докладов, эссе;

— тестирование и др.

 

Для формирования умений:

— решение типовых задач и выполнение упражнений по образцу;

— решение вариативных задач, контрольных работ и выполнение упражнений;

— решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;

— подготовка к деловым играм;

-проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;

— подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ;

— опытно-экспериментальная работа.

 

5.8. Текущие формы отчетности по СРО (конспекты статей, рефераты, доклады, сообщения и пр.) не подлежат обязательному хранению.

 

5.9. Отчетные формы СРО выполненные в виде контрольных работ по изучаемой дисциплине, предоставленные обучающимися в форме промежуточной аттестации, хранятся на кафедре до конца учебного года.