I. Общие положения

1.1. Настоящее «Положение об организации учебного процесса в Казанской духовной семинарии» (далее – Положение и Семинария) регламентирует организацию учебного (образовательного) процесса по основным образовательным программам высшего профессионального образования (далее – программы), определяет порядок и основания отчисления, восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления, изменения и прекращения образовательных отношений между семинарией и обучающимися, а также права и обязанности обучающихся.

1.2. Положение является локальным нормативным актом и содержит нормы трудового права, обязательные для исполнения работниками семинарии.

1.3. Семинария в своей деятельности руководствуются законодательством в области образования Российской Федерации, внутренними установлениями Русской Православной Церкви и Уставом семинарии.

1.4. Положение принимается Административным советом и утверждается Ректором.

 

  1. II. Перечень локальных нормативных актов,

регламентирующих организацию учебного процесса

2.1. Локальными нормативными актами, регламентирующими организацию учебного процесса в семинарии, являются:

  • Устав семинарии;
  • Правила внутреннего распорядка;
  • Основные образовательные программы высшего профессионального образования и иные образовательные программы, реализуемые в семинарии;
  • Положение о кафедре – в части, регламентирующей разработку, принятие и утверждение образовательных программ, а также других документов, регламентирующих организацию учебного процесса;
  • Положения об Учебной части, о Секторе очного обучения, о Регентско-катехизаторском отделении;
  • Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины (рабочей программе по учебной дисциплине или практике);
  • Программы итоговой аттестации;
  • Расписание учебных занятий и экзаменационных сессий;
  • Настоящее Положение.

III. Ознакомление обучающихся с локальными нормативными актами, регламентирующими организацию образовательного процесса

3.1. Обучающиеся должны быть ознакомлены с локальными нормативными актами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3.2. Проректор по учебной работе несет ответственность за ознакомление обучающихся с локальными нормативными актами.

3.3. Ознакомление обучающихся с локальными нормативными актами осуществляется посредством их размещения на информационных стендах, в локальных сетях и на официальном сайте семинарии.

 

 

 

  1. IV. Основная образовательная программа высшего профессионального образования

4.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее – ООП ВПО), реализуемая семинарией, разрабатывается в соответствии с требованиями законодательства об образовании Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами семинарии, регламентирующими порядок разработки ООП.

Объем ООП ВПО определяется действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (далее – ФГОС ВПО) и не зависит от форм обучения и используемых образовательных технологий.

Содержание и организация образовательного процесса при реализации ООП ВПО регламентируются:

— учебным планом подготовки бакалавра и магистра;

— рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин;

— материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся;

— программами практик;

— календарным учебным графиком;

— методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.2. Учебный план ООП ВПО по каждому из реализуемых семинарией направлений подготовки разрабатывается на основе ФГОС ВПО и Примерных основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры.

Учебный план утверждается Ученым советом семинарии.

При необходимости в учебный план по решению Ученого совета могут вноситься коррективы, определяемые  изменением законодательства в области образования.

Учебный план содержит перечень учебных дисциплин, время, сроки и последовательность их изучения, виды занятий и учебных практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.

4.3. Календарный учебный график разрабатывается в соответствии с учебным планом подготовки бакалавров и магистров.

В календарном учебном графике определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, каникул, итоговой аттестации.

Календарный учебный график подписывается проректором по учебной работе и утверждается ректором не позднее 30 мая каждого года.

4.4. Рабочая программа по учебной дисциплине определяет и содержит:

— трудоемкость и содержание, последовательность изучения разделов и тем учебной дисциплины;

— перечень планируемых результатов обучения;

— фонд оценочных средств;

— перечень основной и дополнительной учебной литературы;

— перечень ресурсов сети «Интернет»;

— методические указания для обучающихся по освоению дисциплины;

— перечень информационных технологий;

— перечень учебно-методического обеспечения для организации самостоятельной работы;

— описание материально-технической базы.

4.5. Рабочая программа по практике определяет формы, виды и способ проведения практики, перечень планируемых результатов обучения, трудоемкость и содержание, содержит фонд оценочных средств, перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», описание материально-технической базы.

Рабочая программа разрабатывается по каждой дисциплине и по каждому виду практики, ее содержание является единым для всех форм обучения.

4.6. Рабочие программы разрабатываются кафедрами, рассматриваются на их заседаниях, согласовываются с учебной частью и утверждаются проректором по учебной работе семинарии.

4.7. Выбор средств и методов обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения  реализации образовательной программы осуществляется преподавателем самостоятельно, исходя из необходимости достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП.

4.8. При реализации ООП возможно использование электронных и дистанционных образовательных технологий.

 

  1. V. Организация учебного процесса

5.1. Задачами учебного процесса являются:

— подготовка священнослужителей, церковнослужителей и квалифицированных специалистов в области церковного образования;

— реализация ФГОС ВПО по направлению подготовки 48.03.01 «Теология»;

— распространение теологических, гуманитарных и педагогических знаний;

— удовлетворение потребностей личности в религиозном, духовном, интеллектуальном, нравственном и культурном развитии посредством получения высшего профессионального образования.

5.2. Учебный процесс должен обеспечить:

  • современный научный уровень подготовки кадров;
  • органическое единство процесса обучения и воспитания;

— рациональное сочетание традиционных методов обучения с новейшими достижениями в области богословия и других наук;

— создание необходимых условий для творческой педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава и для успешного освоения обучающимися программ учебных дисциплин.

5.3. В целях обеспечения полного и качественного выполнения требований учебных планов и программ вводится планирование учебного процесса, которое базируется на основе:

— календарного учебного графика;

— рабочих программ учебных дисциплин и  практик;

— учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава;

— распорядка дня;

— наличия аудиторного фонда.

5.4. На основании перечисленных исходных данных по планированию учебного процесса Учебной частью составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.

В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием сана, фамилий и инициалов преподавателей, их ученой степени.

Расписание занятий составляется в последнем месяце предшествующего семестра (в августе и в декабре на осенний и весенний семестры соответственно).

Расписание сессий должно быть доведено до преподавателей и обучающихся не позднее, чем за две недели до начала сессии.

Расписание учебных занятий утверждается ректором и размещается на информационных стендах не позднее, чем за 10 дней до начала занятий.

Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях с разрешения проректора по учебной работе.

 

  1. VI. Продолжительность (сроки) обучения. Этапы обучения

6.1. Продолжительность обучения по программам бакалавриата составляет 4 года (очная форма обучения) и от 4,5 до 5 лет (заочная форма обучения – исходя из требований реализуемой ООП ВПО), по программам магистратуры – 2 года (очная форма обучения). Продолжительность обучения на Подготовительном курсе составляет 1 год.

6.2. Обучение разделено на этапы обучения – учебные годы и семестры.

Каждый учебный год состоит из осеннего семестра и весеннего семестра.

6.3. Учебный год и, соответственно, осенний семестр начинаются 1 сентября. В случае, если 1 сентября приходится на нерабочий день, учебный год и осенний семестр начинаются в первый рабочий день сентября.

В случаях, предусмотренных законодательством об образовании, приказом Ректора может быть установлена иная дата начала учебного года и осеннего семестра.

6.4. При обучении по очной форме семестр состоит из теоретического обучения и экзаменационной сессии, а также практики (в соответствии с учебным планом).

Каждый учебный семестр, как правило, завершается экзаменационной сессией. Продолжительность экзаменационных сессий определяется графиком учебного процесса по ООП ВПО; конкретные сроки ее проведения – календарным учебным графиком.

Экзаменационная сессия предваряется зачетным периодом, в который проводится сдача зачетов. Защита обучающимися курсовых работ проводится в зачетный период экзаменационной сессии. Зачетный период для очной формы обучения является частью теоретического обучения.

VII. Формы обучения

7.1. Обучение осуществляется в очной и заочной формах (по программам бакалавриата), в очной форме (по программам магистратуры).

7.2. На основании прошения обучающегося, при наличии имеющихся в семинарии возможностей, допускается сочетание различных форм обучения, в том числе обучение по индивидуальному учебному плану.

 

VIII. Учебные занятия

8.1. Освоение учебного материала осуществляется в форме учебных занятий и в форме самостоятельной работы обучающихся.

8.2. Объем аудиторных (лекционных и занятий семинарского типа) часов и самостоятельной работы по каждой дисциплине определяется учебным планом.

8.3. Текущий учебный процесс осуществляется в форме учебных занятий, которые могут реализовываться в одном из следующих видов:

— лекции;

— семинарские или практические занятия;

— индивидуальные занятия;

— индивидуальные и групповые консультации;

— курсовое проектирование;

— самостоятельная работа обучающихся.

8.4. Лекция:

  • лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся;
  • лекции читаются руководством семинарии, заведующими кафедрами, профессорами, доцентами, старшими преподавателями;
  • для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и специалисты из других образовательных организаций высшего образования и научных учреждений, специалисты-практики.

8.5. Семинарские и практические занятия:

  • проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой;
  • должны обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам.

8.6. Консультация:

  • консультация является одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении учебного материала;
  • консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы обучающихся;
  • консультации могут носить как индивидуальный, так и групповой характер;
  • семестровый график консультаций по всем изучаемым дисциплинам разрабатывается кафедрами.

8.7. Самостоятельная работа обучающихся:

  • самостоятельная работа обучающихся является обязательной частью ООП ВПО;
  • самостоятельная работа обучающихся проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам, для выработки умений, компетенций и навыков;
  • объем самостоятельной работы по дисциплине определяется учебным планом; объем самостоятельной работы по каждой теме дисциплины определяется учебно-методическим комплексом;
  • время, отводимое на самостоятельную работу обучающегося в течение дня, предусматривается в «Режиме дня», ежегодно утверждаемом проректором по воспитательной работе;
  • самостоятельная работа обучающихся планируется преподавателем учебной дисциплины и организуется в соответствии с УМК;
  • самостоятельная работа обучающихся может осуществляться как индивидуально обучающимся, так и с участием преподавателя дисциплины или тьютора;
  • методическое руководство самостоятельной работой обучающихся осуществляют кафедры.
  • В семинарии установлена продолжительность академического (учебного) часа – 45 минут.

 

  1. IX. Практика обучающихся

9.1.  Практика обучающихся является составной частью ООП ВПО.

9.2. Порядок проведения практики определяется государственными и общецерковными нормативными документами, рабочей программой практики и локальными актами базы практики.

9.3. Виды и содержание практики, сроки проведения, трудоемкость практик определяются ООП ВПО.

9.4. Организацию проведения практики, учебно-методическое руководство практикой осуществляют руководители практик семинарии. Назначение руководителей практики утверждается приказом ректора.

Практика может проводиться в организациях (базах практики) и на базе духовных образовательных организаций.

  • Руководитель практики:

—  разрабатывает рабочую программу практики;

— устанавливает связь с руководителем практики от предприятий и совместно с ним согласовывает план прохождения практики, подготавливает Соглашение с организациями и учреждениями, являющимися базами для прохождения практик;

— оказывает методическо-консультативную помощь обучающимся;

—  определяют форму и вид отчетности обучающихся о прохождении практики;

— оценивает результаты выполнения практикантами программы практики с записью в зачетную ведомость и в зачетную книжку;

— несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдением обучающимися правил техники безопасности;

— готовит итоговый отчет о прохождении обучающимися практики.

9.6. Кафедры не менее чем за месяц до начала практики предоставляют в учебную часть списки обучающихся, распределенных по базам практики, с указанием руководителя практики. На основании предоставленных списков, готовится и согласовывается проект приказа об организации практики.

Проект приказа об организации практики согласовывается кафедрой с Учебной частью.

9.7. Перед началом практики руководителем практики проводится установочное занятие, на котором обучающимся разъясняется порядок и сроки прохождения практики, ее цели, задачи и содержание, форма и содержание отчетной документации, а также проводится ознакомление обучающихся с программой практики и обязательными для исполнения локальными актами базы практики; знакомит с правилами техники безопасности.

9.8. Обучающиеся-практиканты обязаны своевременно прибыть на место прохождения практики. Обучающиеся-практиканты организуют свою деятельность в соответствии с рабочей программой практики, локальными актами базы практики и указаниями руководителей практики.

9.9. Объем нагрузки обучающихся при прохождении практик в возрасте от 16 до 18 лет составляет не более 35 часов в неделю.

9.10. Обучающийся, не выполнивший рабочую программу практики по уважительной причине, направляется на практику вторично, в свободное от учебы время. Обучающийся, не выполнивший рабочую программу практики без уважительной причины, не прошедший аттестацию, либо получивший отрицательные результаты аттестации, может быть отчислен из состава обучающихся за академическую неуспеваемость.

9.11. По итогам прохождения практики руководители практики предоставляют отчеты о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки обучающихся. На основании анализа итогов практики кафедры вносят корректировки в программы практик.

 

  1. X. Требования к посещению занятий,

мероприятий по проведению различных форм аттестации и практики

10.1. Посещение всех видов занятий и мероприятий по проведению различных форм аттестации, предусмотренных расписанием, а также прохождение практики является обязательным для обучающихся.

10.2. Документы, подтверждающие причину отсутствия на занятиях должны оперативно представляться обучающимися проректору по воспитательной работе.

10.3. При систематическом пропуске занятий без уважительных причин обучающийся может быть отчислен.

10.4. Посещения обучающимися занятий фиксируются в журнале учета успеваемости и посещения занятий. Воспитательная часть ежемесячно проводит анализ посещения занятий обучающимися.

 

  1. XI. Перезачет оценок по учебным дисциплинам

11.1. В отдельных случаях обучающимся могут быть перезачтены результаты обучения по отдельным дисциплинам или практикам, освоенным при получении среднего профессионального и (или) высшего образования.

11.2. Основанием для рассмотрения вопроса о перезачете служит прошение обучающегося на имя ректора с указанием изученных дисциплин, их трудоемкости и оценок, которые он просит перезачесть. Если на изучение дисциплины или практики, которые просит перезачесть обучающийся, отводилось большее или равное количество часов, чем в учебном плане семинарии, то Учебная часть готовит проект распоряжения о перезачете учебных дисциплин. Реквизиты данного распоряжения указываются Учебной частью в журнале учета успеваемости и посещаемости обучающихся и в зачетных и экзаменационных ведомостях.

 

XII. Научная работа обучающихся

12.1. Научная работа обучающихся организуется и проводится проректором по научно-богословской работе и кафедрами в соответствии с утвержденным планом научно-исследовательской работы.

Научная работа включает в себя написание курсовых и выпускных квалификационных работ (бакалаврских дипломных работ и магистерских диссертаций), научных статей, докладов на конференциях и т.д.

12.2. Курсовые работы

Курсовые работы выполняются обучающимися согласно требованиям действующих учебных планов и являются подготовкой к выполнению выпускной квалификационной работы (бакалаврской дипломной работы или магистерской диссертации).

Целями подготовки курсовой работы являются:

— закрепление, углубление и обобщение знаний, полученных обучающимися за время обучения и применение этих знаний к комплексному решению конкретных научно-практических задач;

— развитие навыков самостоятельной творческой работы, а также подготовка и приобщение обучающихся к научно-исследовательской деятельности;

— формирование умений и навыков пользования справочной и научной литературой по изучаемой проблеме, способности к научному анализу и формулированию научно-обоснованных выводов.

Тематика курсовых работ разрабатывается, дополняется и утверждается кафедрами.

Обучающийся имеет право самостоятельно выбирать тему курсовой работы, руководствуясь предложенным кафедрами перечнем, или предложить свой вариант темы, согласовав ее с потенциальным научным руководителем, а также с библиотекой на предмет наличия аналогичных тем курсовых или выпускных квалификационных работ в библиотечных фондах.

Закрепление тематики курсовых работ за обучающимися соответствующих курсов и назначение научных руководителей производится решением кафедры не позднее 1 ноября.

Руководство курсовыми работами осуществляется научно-педагогическими работниками соответствующих кафедр, обладающими необходимым методическим и практическим опытом.

Руководитель курсовой работы выясняет степень подготовленности обучающегося к выполнению данного задания, рекомендует литературу и материалы, дает консультации о порядке выполнения задания, устанавливает график выполнения работы, контролирует выполнение курсовой работы.

Сроки представления выполненной курсовой работы устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Подготовленная курсовая работа представляется на кафедру не позднее, чем за 10 рабочих дней до ее публичной защиты (или в другой срок, устанавливаемый приказом ректора).

Курсовая работа, удовлетворяющая установленным требованиям, допускается к защите, о чем научный руководитель свидетельствует своей подписью в соответствующей графе на титульном листе.

Защита курсовой работы проходит на заседании кафедры по графику в присутствии других обучающихся.

Защита состоит из доклада обучающегося (8–10 минут) по тексту курсовой работы и ответов на вопросы.

Вопросы задаются членами кафедры и иными лицами, присутствующими на защите. Вопросы должны быть корректными, исключающими унижение чести и достоинства обучающегося, краткими, четкими и понятными ему. Вопросы, не связанные с темой курсовой работы, не допускаются.

В результате защиты курсовая работа оценивается дифференцированной оценкой («отлично, «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Оценка курсовой работы записывается в ведомость, составляемую в двух экземплярах, один из которых хранится на кафедре, а другой передается в Учебную часть. Записи о выполненных курсовых работах вносятся в зачетные книжки обучающихся с проставлением отметки.

Обучающийся, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Выполненные курсовые работы после их защиты хранятся на кафедре до окончания освоения обучающимся соответствующей ООП, после чего передаются на архивное хранение в установленном порядке.

 

XIII. Формы оценки качества освоения образовательных программ

13.1. Качество освоения обучающимися ООП оценивается путем проведения текущей аттестации, промежуточной аттестации и итоговой аттестации.

13.2. Текущая аттестация

Текущая аттестация (текущий контроль успеваемости) представляет собой систематическую проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра.

Текущий контроль может иметь следующие формы:

— устный опрос в ходе проведения аудиторных занятий;

— проведение контрольных (проверочных) работ и уроков;

— тестирование (письменное или компьютерное);

— проведение коллоквиумов;

— контроль самостоятельной работы обучающихся (в письменной или устной форме).

Конкретные формы и порядок проведения текущей аттестации обучающихся по каждой дисциплине определяются в учебно-методическом комплексе.

Результатом текущего контроля успеваемости должна стать оценка знаний, навыков и умений обучающихся.

В семинарии устанавливается следующая система оценок:

— «зачтено» или «незачтено» – для недифференцированных зачетов;

— «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» для дифференцированных зачетов и экзаменов.

13.3.1. Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация – форма оценки результатов обучения по всей дисциплине или по отдельным ее разделам.

Конкретная форма промежуточной аттестации определяется учебным планом; содержание промежуточной аттестации по дисциплине определяется учебно-методическим комплексом.

Промежуточная аттестация проводится в течение сессии, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.

Экзамены могут проводиться в устной или письменной форме. При проведении экзамена экзаменаторами могут использоваться технические средства.

Допуск к экзамену осуществляется проректором по учебной работе на основании информации Учебной части о выполнении обучающимся требований учебного плана. Условием допуска обучающихся к промежуточной аттестации по дисциплине является успешное прохождение текущей аттестации. Обучающиеся, не сдавшие до начала экзамена всех предусмотренных учебным планом курсовых работ или зачетов, к экзамену не допускаются. Обучающийся, по уважительной причине не прошедший текущей аттестации по дисциплине, может быть допущен к промежуточной аттестации по решению проректора по учебной работе. Допуск и недопуск обучающихся к экзамену оформляется записью «допущен» или «не допущен» в соответствующей графе экзаменационной ведомости (рядом с фамилией обучающегося) и подтверждается подписью проректора по учебной работе внизу экзаменационной ведомости (под списком обучающихся).

Зачет и экзамен у обучающихся принимает научно-педагогический работник, осуществлявший преподавание данной дисциплины. В исключительных случаях прием зачета или экзамена может быть поручен другому преподавателю проректором по учебной работе.

В случае возникновения конфликтной ситуации, при наличии письменного мотивированного прошения обучающегося, по разрешению проректора по учебной работе может быть назначен другой научно-педагогический работник для приема зачета или экзамена по дисциплине.

Преподавателю предоставляется право выставлять обучающимся оценку за промежуточную аттестацию на основе результатов текущей аттестации без проверки знаний обучающихся; в этом случае выставляется оценка в зачетную книжку, ведомость и журнал в день зачета или экзамена по расписанию.

Обучающиеся обязаны сдать все экзамены и зачеты в строгом соответствии с рабочим учебным планом и расписанием сессии. Неявка на зачет или экзамен обучающегося без уважительной причины образует академическую задолженность по дисциплине.

По уважительным причинам для отдельных обучающихся решением проректора по учебной работе допускается сдача экзаменов и зачетов досрочно при условии успешного прохождения текущей аттестации.

Индивидуальный график прохождения промежуточной аттестации обучающимся может быть установлен в следующих случаях:

— в случае возникновения академической разницы в часах в рабочих учебных планах при изменении формы обучения обучающегося, или при изменении программы к моменту выхода обучающегося из академического отпуска;

— в случае возникновения академической разницы в рабочих учебных планах при переводе обучающегося из другой образовательной организации;

— в случае непрохождения обучающимся промежуточной аттестации по уважительной причине.

Индивидуальный график утверждается проректором по учебной работе. Невыполнение обучающимися индивидуального графика прохождения промежуточной аттестации является академической задолженностью.

13.3.2. Организация зачетно-экзаменационной сессии

Расписание сессии рекомендуется составлять с таким расчетом, чтобы на подготовку к экзаменам по каждой дисциплине было отведено не менее трех дней; экзамены не назначаются на выходные и праздничные дни.

Для подготовки к экзаменам, не позднее, чем за 1 месяц до дня сдачи экзамена, обучающимся преподавателями выдаются экзаменационные вопросы.

В ходе проведения экзамена обучающемуся на подготовку устного ответа предоставляется 30 минут. На проведение письменного экзамена отводится время, необходимое для выполнения задания; продолжительность письменного экзамена согласовывается с Учебной частью и заведующим кафедрой. Экзаменатору предоставляется возможность задавать обучающимся вопросы сверх билета по программе курса.

Если обучающийся не явился на экзамен, то преподаватель в графе вписывает «не явился» и ставит свою подпись. При наличии документально подтвержденной уважительной причины неявки обучающегося на экзамен в экзаменационной ведомости Учебной частью указывается название и номер документального свидетельства, которое прикрепляется к экзаменационной ведомости.

Академической задолженностью являются неудовлетворительные результаты по одной или нескольким учебным дисциплинам, а также незащищенная в срок курсовая работа.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, могут пройти промежуточную аттестацию по этой дисциплине не более двух раз, в сроки, определенные приказом ректора, в пределах одного года с момента образования академической задолженности.

Для проведения промежуточной аттестации во второй раз создается комиссия.

Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, могут быть переведены на следующий курс при условии ликвидации академической задолженности в установленные приказом ректора сроки.

Обучающиеся, не ликвидировавшие академические задолженности в установленные сроки, отчисляются как не выполнившие обязанности по добросовестному освоению ООП и выполнению учебного плана.

Контроль за своевременностью ликвидации обучающимися академической задолженности осуществляет Учебная часть.

13.4.1. Итоговая аттестация

Порядок итоговой аттестации в семинарии организуется в соответствии с законодательством об образовании Российской Федерации и Положением об итоговой аттестации семинарии.

К итоговой аттестации приказом ректора допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности или своевременно ликвидировавшие их.

Итоговая аттестация обучающихся по ООП бакалавриата включает в себя:

— итоговый междисциплинарный экзамен, содержащий вопросы по учебным дисциплинам: Священное Писание Ветхого и Нового Завета, догматическое богословие и литургика, общецерковная история и история Русской Православной Церкви, а также, при необходимости, еще одной учебной дисциплине, определенной Ученым советом;

— защиту выпускной квалификационной работы – бакалаврской дипломной работы.

Итоговая аттестация обучающихся по ООП магистратуры включает в себя:

— итоговый междисциплинарный экзамен, содержащий вопросы по основным учебным дисциплинам профиля подготовки (с привлечением навыков, полученных при изучении древних и иностранных языков);

— защиту выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Программа итоговой аттестации формируется семинарией с учетом Примерной программы итогового междисциплинарного экзамена, рекомендованной Учебным комитетом Русской Православной Церкви, и утверждается Ученым советом семинарии до 30 сентября текущего учебного года.

Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, состав которой действует в течение одного календарного года.

Аттестационная комиссия состоит из двух экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний:

— экзаменационной комиссии по итоговому междисциплинарному экзамену;

— экзаменационной комиссии по защите выпускных квалификационных работ[1].

Председателем Аттестационной комиссии является ректор семинарии (по должности). В случае проведения итоговой аттестации по образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, председатель аттестационной комиссии назначается Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению учредителя в соответствии с действующим законодательством.

Экзаменационные комиссии формируются из профессорско-преподавательского состава и научных работников семинарии. В состав комиссии могут приглашаться ведущие преподаватели и научные работники других образовательных организаций высшего образования, Синодальных или епархиальных учреждений. Численный состав экзаменационных комиссий не может быть меньше 5 человек.

Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя аттестационной комиссии.

На период проведения всех итоговых аттестационных испытаний для обеспечения работы экзаменационных комиссий ректором назначаются секретари (секретарь) из числа профессорско-преподавательского состава, административных или научных работников семинарии, которые не являются членами экзаменационных комиссий. Секретарь ведет протоколы заседаний экзаменационных комиссий, в случае необходимости представляет в апелляционную комиссию материалы.

Решение о присвоении выпускнику квалификации и выдаче диплома о высшем образовании принимается аттестационной комиссией по положительным результатам итоговой аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий, и утверждается на заседании Ученого совета семинарии.

Протоколы заседаний экзаменационных комиссий подписываются председателем соответствующей экзаменационной комиссии (в случае отсутствия председателя – его заместителем), членами комиссий и секретарем экзаменационной комиссии и хранятся в архиве семинарии в установленном порядке.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других документально подтвержденных исключительных случаях), предоставляется возможность пройти аттестационные испытания без отчисления из семинарии, но не позднее четырех месяцев с момента завершения итоговых аттестационных испытаний.

Лица, не прошедшие итоговую аттестацию по неуважительной причине или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные оценки, вправе пройти итоговую аттестацию повторно не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после первого прохождения итоговой аттестации. В этом случае обучающийся отчисляется из семинарии и ему выдается справка об обучении.

13.4.2. Выпускная квалификационная работа

Выпускная квалификационная работа бакалавра является одним из видов итоговой аттестации выпускника, выполняемым в форме дипломной работы (или дипломного проекта).

Целями подготовки бакалаврской работы являются:

— систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и применение этих знаний при решении конкретных научных и практических задач;

— развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем;

— определение подготовленности обучающихся к самостоятельной практической деятельности.

Выпускная квалификационная работа магистра выполняется в виде магистерской диссертации и представляет собой самостоятельную и логически завершенную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистрант в ходе освоения соответствующей ООП.

Список предлагаемых обучающимся (не выпускного курса) тем ВКР работ ежегодно разрабатывается выпускающими кафедрами и утверждается их заведующими и проректором по научно-богословской работе до 30 сентября.

Обучающемуся предоставляется право выбора темы ВКР. Обучающийся, по согласованию с научным руководителем, может предложить свою тематику ВКР с обоснованием ее целесообразности.

Руководители ВКР назначаются из числа преподавателей выпускающей кафедры. Руководителями могут также быть преподаватели других кафедр и иные научные сотрудники семинарии. При необходимости по решению Ученого совета в качестве научных консультантов при написании ВКР могут привлекаться высококвалифицированные специалисты других учреждений и предприятий, епархиальных и синодальных структур.

Кандидатура научного руководителя обсуждается на кафедре и утверждается Ученым советом при окончательном утверждении тем ВКР.

Руководитель ВКР:

— рекомендует обучающемуся основную и дополнительную литературу, справочные, архивные материалы и другие источники по теме;

— проводит с обучающимся систематические консультации;

— проверяет выполнение работы (по частям и в целом).

Кафедра в течение всего периода выполнения ВКР заслушивает сообщения научного руководителя о ходе ее подготовки. При необходимости на заседания кафедры могут приглашаться обучающиеся, закрепленные за данной выпускающей кафедрой и осуществляющие выполнение ВКР.

Процесс подготовки к написанию ВКР включает в себя:

— самостоятельный сбор материала (нормативного, литературных источников и др.),

— его изучение и систематизацию,

— проведение конкретных исследований с применением современных методов изучения социальных явлений,

— обобщение и системный анализ исследуемого материала, формулирование выводов, предложений и рекомендаций;

— иные формы и виды деятельности, предусмотренные ООП.

В установленные сроки обучающийся отчитывается перед научным руководителем, который определяет степень готовности ВКР. Завершенная работа, подписанная обучающимся, представляется научному руководителю.

Одобренная и подписанная научным руководителем ВКР вместе с письменным отзывом научного руководителя представляется заведующему выпускающей кафедрой для организации процедуры предварительной защиты. В отзыве научного руководителя должна содержаться характеристика ВКР по всем ее разделам.

На основании письменного отзыва научного руководителя и итогов процедуры предварительной защиты на заседании выпускающей кафедры принимается решение о допуске обучающегося к публичной защите.

Допуск обучающихся к защите ВКР осуществляется с учетом ее проверки на объем заимствований и размещения ее отсканированного текста в электронно-библиотечной системе семинарии и Учебного комитета Русской Православной Церкви.

На заседании выпускающей кафедры, посвященном предварительной защите ВКР, назначаются рецензенты для данной ВКР: один (внутренний или внешний) – для бакалаврской дипломной работы; два (внутренний и внешний) – для магистерской диссертации. Состав рецензентов утверждается на заседании кафедры из числа научно-педагогических работников семинарии, специализирующихся по данной теме. В качестве рецензентов могут привлекаться научно-педагогические сотрудники и ведущие специалисты других образовательных организаций высшего образования, сотрудники епархиальных и синодальных структур.

Рецензенты обязаны предоставить письменные рецензии на ВКР в Учебную часть семинарии не позднее, чем за 10 рабочих дней до заявленной даты защиты ВКР. Учебная часть обеспечивает ознакомление обучающегося с рецензией (рецензиями) не позднее, чем за неделю до защиты ВКР. Подписанный автором, научным руководителем, заведующим выпускающей кафедрой и проректором по научно-богословской работе текст ВКР, письменный отзыв научного руководителя и рецензия (рецензии), отчет о проведении проверки на объем заимствований передаются в аттестационную комиссию для публичной защиты.

Публичная защита ВКР является обязательным элементом выполнения ВКР и итоговой аттестации.

Порядок защиты ВКР определяется Положением «Об итоговой аттестации выпускников Казанской духовной семинарии».

В случае несогласия с решением комиссии выпускнику предоставляется право подать мотивированную апелляцию на имя председателя аттестационной комиссии. Апелляция подается в день защиты.

Апелляция рассматривается в срок не позднее двух рабочих дней со дня ее подачи. Апелляция рассматривается на заседании апелляционной комиссии с участием не менее половины состава апелляционной комиссии, на которое приглашаются председатель соответствующей экзаменационной комиссии и обучающийся, подавший апелляцию.

Для рассмотрения вопросов, связанных с процедурой проведения защиты ВКР, секретарь экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию текст ВКР, отзыв руководителя, рецензию (рецензии), отчет о проведении проверки на объем заимствований, протокол заседания экзаменационной комиссии и заключение председателя экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при защите подавшего апелляцию обучающегося.

Решение апелляционной комиссии утверждается простым большинством голосов. При равном числе голосов председатель апелляционной комиссии обладает правом решающего голоса.

Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии, подписанное ее председателем, доводится до сведения подавшего апелляцию обучающегося (под роспись) в течение трех рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии.

По решению апелляционной комиссии может быть назначено повторное проведение итоговых аттестационных испытаний для обучающегося, подавшего апелляцию.

Повторное проведение аттестационных испытаний проводится в присутствии одного из членов апелляционной комиссии.

Повторное прохождение защиты ВКР должно быть проведено не позднее даты истечения срока обучения обучающегося, подавшего апелляцию, установленного в соответствии с образовательным стандартом. Апелляция на повторное прохождение аттестационных испытаний не принимается.

Текст ВКР и ее электронная версия после защиты передаются в библиотеку семинарии для хранения и использования в установленном порядке.

 

XIV. Система проверки заимствования материала без ссылки

на автора и (или) источник заимствования

14.1. Курсовые работы допускаются до защиты, а ВКР допускаются до предварительной защиты на заседаниях кафедр только при наличии официального отчета Учебной части о проведении процедуры контроля их содержания в системе проверки, выявляющей отсутствие/наличие использования заимствованного материала без ссылки на автора и/или источник заимствования.

14.2. В случае выявления использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник заимствования курсовая работа не допускается до защиты, а ВКР – до предварительной защиты распоряжением проректора по учебной работе.

14.3. Представление обучающимся ВКР, выполненной несамостоятельно (заимствование у других авторов), является основанием для отчисления из семинарии. В случае последующего восстановления обучающегося в семинарии он не может представить для защиты ВКР по данной теме.

 

  1. XV. Учетная документация

15.1. Учебной частью ведется следующая основная учетная документация:

— журналы учета успеваемости и посещаемости обучающихся;

— зачетные книжки обучающихся;

— зачетные и экзаменационные ведомости;

— сводные ведомости успеваемости обучающихся за учебный год;

— сводные ведомости о результатах выполнения учебного плана обучающимися за весь период обучения.

15.2. Основная учетная документация, перечисленная в п. 15.1, применительно к обучающимся по заочной форме обучения ведется сектором заочного обучения семинарии.

15.3. Книга регистрации выдачи дипломов ведется канцелярией семинарии.

 

XVI. Перевод обучающихся на следующий этап обучения

16.1. Перевод обучающихся на следующий курс обучения осуществляется приказом ректора.

16.2. Основанием для издания приказа о переводе является успешное прохождение промежуточной аттестации предыдущего этапа обучения.

16.3. Непосредственно подготовку приказа о переводе осуществляет учебная часть. Проекты приказов о переводе обучающихся должны быть оформлены в течение трех дней после завершения сессии.

16.4. Ознакомление обучающихся с приказами о переводе осуществляется посредством размещения текста на информационных стендах (досках объявлений) или в сети «Интернет».

 

XVII. Отчисление обучающихся из семинарии

17.1. Обучающийся подлежит отчислению из семинарии в следующих случаях:

— по собственному желанию;

— в связи с переводом в другую образовательную организацию;

— за академическую неуспеваемость;

— за нарушение Устава и/или Правил внутреннего распорядка (в т.ч. учебной дисциплины) и внутренних установлений Русской Православной Церкви;

— в связи с окончанием программы обучения;

— в случае наступления не зависящих от воли обучающегося и семинарии обстоятельств;

— в случае нарушения порядка приема в семинарию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление;

— в связи со смертью обучающегося.

Приказ по семинарии об отчислении является основанием для прекращения образовательных отношений. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании, локальными нормативными актами семинарии, прекращаются с момента издания приказа об отчислении.

17.2. Отчисление по собственному желанию

Обучающийся может отчислиться из семинарии по собственному желанию в любое время, в том числе во время сессии. Отчисление по собственному желанию производится по личному прошению обучающегося. Приказ об отчислении издается в течение 5 дней с момента подачи обучающимся прошения.

При отчислении по собственному желанию датой прекращения обязательств обучающегося и семинарии считается дата подачи прошения обучающегося на имя ректора.

17.3. Отчисление в связи с переводом в другую образовательную организацию

Отчисление обучающегося из семинарии в порядке перевода в другую образовательную организацию для продолжения обучения по ООП осуществляется на основании личного прошения обучающегося и справки установленного образца из принимающей образовательной организации.

При отчислении в связи с переводом, датой прекращения отношений обучающегося и семинарии, соответственно, по освоению ООП и обучению по ООП считается дата подачи прошения обучающегося с приложением всех требуемых для перевода документов.

Отчисление производится в срок не более 5 дней с момента подачи обучающимся прошения об отчислении.

При отчислении обучающемуся вместе с приказом об отчислении выдается академическая справка установленного образца.

17.4. Отчисление за академическую неуспеваемость

По представлению проректора по учебной работе за академическую неуспеваемость отчисляются обучающиеся, имеющие академическую задолженность по результатам аттестации этапа обучения (семестра).

Обучающиеся, не ликвидировавшие академической задолженности в установленные сроки, отчисляются, как не выполнившие обязанности по добросовестному освоению ООП и выполнению учебного плана.

Приказ об отчислении обучающихся, не ликвидировавших академическую задолженность, издается не позднее 5 рабочих дней с даты, в которую, согласно расписанию, работала комиссия по приему промежуточной аттестации (экзаменационная комиссия).

17.5. Отчисление за нарушение Устава и/или Правил внутреннего распорядка (в т.ч. учебной дисциплины) и внутренних установлений Русской Православной Церкви

Отчисление обучающегося за нарушение Устава и/или Правил внутреннего распорядка осуществляется в порядке и по основаниям, определенным Правилами внутреннего распорядка и настоящим Положением.

Отчисление обучающегося за нарушение им Устава и/или Правил внутреннего распорядка является формой дисциплинарного взыскания.

Обучающийся может быть отчислен из семинарии только после того, как воспитательская часть предприняла все возможные меры по выяснению причин нарушения (проступка) и получению от обучающегося объяснения в письменной форме.

Дисциплинарное взыскание в форме отчисления применяется не позднее, чем через один месяц со дня обнаружения проступка.

Не допускается отчисление обучающихся во время их болезни и каникул.

При выявлении проступка помощники проректора по воспитательной работе обязаны немедленно (не позднее следующего рабочего дня) принять меры по его фиксации и оформлению документов.

В частности, помощник ректора по воспитательной работе должен:

— предложить обучающемуся предоставить письменное объяснение в связи с проступком;

— подготовить документы ректору для принятия решения.

Отказ обучающегося представить письменное объяснение должен быть зафиксирован должностными лицами путем составления акта.

Проект приказа об отчислении готовится проректором по воспитательной работе. К проекту приказа должны прилагаться оригиналы актов, справок, объяснений обучающегося, уведомления и иные необходимые и достаточные для наложения взыскания документы.

При отчислении за нарушение учебной дисциплины, выразившейся в непредставлении обучающимся ВКР, или выполнении ее несамостоятельно (при выявлении заимствования у других авторов), к проекту приказа об отчислении прилагается докладная или отчет электронной системы проверки на наличие заимствований.

17.6. Отчисление обучающихся в связи с окончанием обучения

Отчисление обучающихся, успешно завершивших обучение по ООП, осуществляется приказом с выдачей диплома установленного образца.

Основанием к отчислению обучающихся, завершивших освоение ООП, но не прошедших итоговые аттестационные испытания, служит Протокол аттестационного испытания с записью о неудовлетворительных результатах итоговой аттестации.

17.7. Отчисление в связи с нарушением порядка приема

Обучающиеся отчисляются из семинарии в случае установления нарушения порядка приема в нее, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление.

 

XVIII. Академический отпуск

18.1. Обучающемуся в семинарии может быть предоставлен академический отпуск в следующих случаях:

— в связи с прохождением службы в рядах вооруженных сил;

— по семейным обстоятельствам (в связи с тяжелыми семейными и иными обстоятельствами);

— в связи с существенным нарушением календарного графика учебного процесса по уважительным причинам;

— по медицинским показаниям.

18.2. К прошению обучающегося о предоставлении академического отпуска должны прилагаться документы, подтверждающие его обоснованность.

18.3. Продолжительность академического отпуска должна быть указана в прошении обучающегося и приказе с указанием даты начала и окончания отпуска.

Продолжительность академического отпуска, как правило, не может превышать 12 месяцев.

18.4. Возвращение из академического отпуска оформляется приказом.

18.5. Обучающийся, не возвратившийся из академического отпуска (без уважительных причин) после установленного срока его окончания, подлежит отчислению как не вышедший из академического отпуска.

 

XIX. Прием в порядке перевода

из других духовных образовательных организаций

19.1. Порядок перевода регламентируется законодательством об образовании Российской Федерации и настоящим Положением.

19.2. Зачисление переводом осуществляется на основании предоставленной академической справки с указанием причины отчисления: «отчисление в связи с переводом» и документа о предыдущем образовании. Если в академической справке отсутствует вышеуказанная запись, к предоставленным документам прилагается копия приказа «об отчислении в связи с переводом».

19.3. Зачисление переводом на аккредитованные государством программы осуществляется только с программ, имеющих государственную аккредитацию.

19.4. Данные зачетной книжки предыдущей образовательной организации сопоставляются с учебным планом семинарии для заполнения предварительной ведомости перезачетов.

 

 

  1. XX. Условия восстановления в семинарии

20.1. При восстановлении обучающийся обязан ликивдировать академическую разницу в рабочих учебных планах, возникшую в связи с изменением программы.

Кроме того, обучающиеся восстанавливаются при условии пересдачи тех дисциплин, последняя промежуточная аттестации по которым датирована более трех лет назад.

20.2. График ликвидации академической разницы утверждается приказом о восстановлении.

 

XXI. Методическая работа

21.1. Методическая работа в семинарии организуется и контролируется Научно-методическим советом, действующим на основании соответствующего Положения, и осуществляется по следующим направлениям:

— разработка и проведение мероприятий по совершенствованию управления учебным процессом;

— разработка и утверждение учебных планов и учебных программ дисциплин и других документов организации и планирования учебного процесса;

— разработка и обсуждение частных методик преподавания учебных дисциплин, текстов лекций, а также методических материалов по организации и проведению различных видов занятий;

— внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий;

— совершенствование методического обеспечения учебных дисциплин по ООП, реализуемых в семинарии;

— совершенствование методики организации самостоятельной работы обучающихся.

 

XXII. Контроль реализации основной образовательной программы

22.1. В семинарии устанавливается следующая отчетность по реализации учебного процесса:

— отчеты кафедр о выполнении преподавателями рабочих программ по учебным дисциплинам и практикам, которые предоставляются на имя проректора по учебной работе не позднее 10 дней с момента окончания семестра;

— годовые отчеты преподавателей о выполнении индивидуальных планов за учебный год, которые утверждаются кафедрами не позднее последнего дня учебного года;

— годовые отчеты кафедр, которые содержат раздел о выполнении рабочих учебных планов и индивидуальных планов преподавателей.

[1] Экзаменационная комиссия по защите выпускных квалификационных работ обучающихся по ООП магистратуры имеет статус Диссертационного совета по магистерским работам.