«Быть христианином – значит быть греком…»

Прот. Георгий Флоровский.

12 февраля, в праздник собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии была совершена литургия на древнегреческом языке.

В этом году литургию возглавил секретарь Ученого совета, заведующий кафедрой общей и церковной истории иерей Антоний Ермошин.

Обычай совершать в этот праздник богослужение на родном языке святителей возник во многих духовных школах еще в дореволюционной России, а в 2003 году был возрожден в Казанской духовной семинарии. Опыт такого совершения литургии является для студентов духовной школы соединением сразу двух важнейших учебных дисциплин — литургики и древнегреческого языка.

Выдающийся патролог и богослов прошлого столетия протоиерей Георгий Флоровский как-то сказал: «В сущности, быть христианином – значит быть греком, ибо наш основополагающий авторитет навсегда – греческая книга, Новый Завет. Христианская Весть была навсегда запечатлена в греческих категориях». Прославляя в этот день великих вселенских учителей и святителей, мы также вспоминаем о корнях нашего общего христианского древа.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст глубоко и прекрасно передавали значение нашего «основополагающего авторитета», Священного Писания:

«Все Писание БогоДухновенно и полезно (2 Тим. 3:16). Для того написано Духом Святым, чтобы в нем, как в общей врачебнице душ, все мы, человеки, находили врачевство — каждый от собственного своего недуга. Ибо сказано: исцеление утолит грехи велики (Еккл. 10:4). Но иному учат пророки, иному бытописатели; в одном наставляет закон, а в другом — предложенное в виде приточного увещания, книга же псалмов объемлет в себе полезное из всех книг».

Свт. Василий Великий

«В наших Писаниях двоякий есть смысл: один внутренний — досточтимого Духа, а другой внешний; оба же Божественного начертания. И один внятен немногим, а другой многим по той, думаю, причине, чтобы преимущество имели мудрые или чтобы с трудом приобретаемое тверже соблюдалось, ибо что скоро приобретается, то непрочно».
«Займи его (ум) богодухновенными Писаниями, собирая великое богатство двух Заветов: одного Ветхого и другого всегда Нового, ибо Завет, написанный после первого, есть Новый и не будет иметь по себе третьего. Охотно посвяти им все свое внимание; из них научишься, как образовать в себе добрые нравы, как чествовать Единого истинного Бога, Который есть вечная единица и Троица, Отец с Сыном и со Пресвятым Духом, Троица, раздельная в Лицах, Единица естеством. Поэтому не сливай ипостасей численно — и обратно, поклоняясь Богу, не рассекай естества. Одна Троица, один Бог Вседержитель. Такова преутонченная тайна благочестия».

Свт. Григорий Богослов

«По настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писания, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила нашим душам благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уж хотя бы вторым путем. А что первый путь был лучше, это Бог показал и словом и делом. В самом деле, с Ноем, Авраамом и его потомками, равно как с Иовом и Моисеем, Бог беседовал не чрез письмена, а непосредственно, потому что находил их ум чистым. Когда же весь еврейский народ пал в самую глубину нечестия, тогда уже явились письмена, скрижали и наставление чрез них. И так было не только со святыми в Ветхом Завете, но, как известно, и в Новом. Так и апостолам Бог не дал чего-либо писанного, а обещал вместо писаний даровать благодать Духа.
«Утешитель же, Дух Святый, — сказал Он им, — …напомнит вам всё» (Ин. 14:26). И чтобы ты знал, что такой путь (общения Бога со святыми) был гораздо лучше, послушай, что Он говорит чрез пророка: «Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу…» (Иер. 31:31, 33) «и будут все научены Богом» его (Ин. 6:45). И Павел, указывая на это превосходство, говорил, что он получил закон (написанный) «не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2 Кор. 3:3). Но так как с течением времени одни уклонились от истинного учения, другие от чистоты жизни и нравственности, то явилась опять нужда в наставлении письменном. Размысли же, какое будет безрассудство, если мы, которые должны бы жить в такой чистоте, чтобы не иметь и нужды в Писании, а вместо книг представлять сердца Духу, — если мы, утратив такое достоинство и возымев нужду в Писании, не воспользуемся, как должно, даже и этим вторым врачевством».

Свт. Иоанн Златоуст

Пресс-служба КазПДС

Фото: И. Исанин