15 (2) мая день памяти со дня кончины заслуженного ординарного профессора Казанской духовной академии, доктора церковной истории Петра Васильевича Знаменского. Это был не только выдающийся ученый — почетный член всех духовных академий России, Императорской Академии наук и множества научных сообществ, доктор гражданской истории honoris causa Московского университета, дважды лауреат Макариевской премии, — он был, что называется, плоть от плоти Казанской духовной академии, ему было суждено принять нить преемственности от основателей академии и передать ее не только своим современникам, но и нам — тем, кто трудится на ниве духовного образования в XXI веке.

 

В память о знаменитом профессоре Казанской духовной академии мы публикуем его жизнеописание, которое написано в жанре некролога его ближайшим учеником и другом профессором КазДА Иваном Михайловичем Покровским и впервые было опубликовано ровно сто лет назад в «Православном собеседнике» за 1917 год. Однако за прошедшие сто лет никто не написал о профессоре Знаменском с большей любовью.

 

2 мая настоящего 1917 года, во вторник, в 8-м часу утра в своей квартире на улице Гоголя (Старокомиссариатской) города Казани тихо скончался Петр Васильевич Знаменский на 82-м году жизни. В лице покойного Казанская духовная академия, русская наука и вся Россия понесли тяжелую утрату. Вполне искренне и правдиво писал один из почитателей Петра Васильевича, ныне член Святейшего Синода протоиерей А. В. Смирнов [1] по поводу 50-летнего юбилея учено-профессорской деятельности Петра Васильевича:

«Здравствуйте многие, многие годы, глубокоуважаемый Петр Васильевич. Не будет Вас, мир как бы оскудеет хорошими людьми; тогда и нам, маленьким людям1, будет опять тяжко, все равно что слепцу без света…»

Конечно, кто не знал близко покойного Петра Васильевича, тому слова почтенного отца протоиерея покажутся преувеличенными, напротив, кто хорошо знал этого исключительного человека, для того они будут сущей правдой.

Утомленный профессорской служебной и ученой деятельностью, потрясенный тяжелым ударом судьбы — потерей заветного друга и сотрудника в лице супруги Антонины Михайловны (сконч. 14 февр. 1906 года), нежно лелеявшей и оберегавшей его, — и, наконец, преклонным возрастом, на пороге псаломского предела человеческой безболезненной жизни, Петр Васильевич, всегда бодрый и благодушный, стал перемогать [2]. В последние два года он совершенно не выходил из квартиры. Ноги отказывались ему служить, а ездить он не привык с молодых лет. Впрочем, и до невольного затворничества по смерти Антонины Михайловны его можно было видеть только на двух путях — в Академию и в Спасо-Преображенский монастырь [3], где погребена его супруга. Все видели, что угасала жизнь Петра Васильевича, как догоравшая свеча, поставленная на свещнице, чтобы светить миру. Однако никому не хотелось верить, что скоро Петра Васильевича не станет. Всем знавшим его хотелось, чтобы он жил, и жил без конца. Особенно тяжелую и невознаградимую утрату в лице покойного понесла Казанская духовная академия, украшением и гордостью которой он был до самой кончины, хотя еще в 1897 году вышел в отставку, утомленный непосильными работами, особенно составлением и изданием замечательной и беспримерной в истории русских высших учебных заведений юбилейной «Истории Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период существования (1842-1870 гг.)» (Казань, 1891-1892 г., в трех томах, всего около 1500 стр. убористой печати). По выходе в отставку Петр Васильевич, кажется, еще больше привязался к Академии, которую он всегда нежно и любовно называл моя Alma Mater. Он постоянно повторял: «Я весь принадлежу Академии…, я все получил от Академии…» — и нередко подписывался: «Неизменно академический человек, заслуженный профессор Петр Знаменский».

Из всех своих титулов и званий он больше всего дорожил званием «профессор Академии» и всегда с горечью в душе и болью на сердце в необходимых официальных случаях подписывался «бывший профессор Казанской академии…», причем оговаривался: «Какой же я бывший профессор… Ведь профессорское звание, заслуженное мной в Казанской академии, всегда останется при мне, и с ним я уйду в могилу, превратившись тогда в раба Божия Петра», как он обыкновенно именовал себя, делая пожертвования в храмы или благотворительные учреждения. Оставляя профессорскую службу в Академии, Петр Васильевич твердо верил и сознавал, что с выходом из Академии он не лишился связи с Академией» и что он останется «человеком академической веры и членом одной и той же поместной церкви Арского поля»2, как он называл академическую общину. Таким образом, в лице Петра Васильевича Казанская академия лишилась не «отставного» своего профессора, а своего старейшего, заслуженного и действительного профессора и самого близкого, живого члена академической общины.

Петр Васильевич Знаменский родился 27 марта 1836 года в Нижнем Новгороде в семье дьякона; первоначальное образование получил в Нижегородском духовном училище, затем в семинарии, в 1856 году поступил на казенный счет в Казанскую духовную академию, каковую окончил в 1860 году вторым магистром в составе VIII выпуска.

С 23 сентября 1860 года по 22 августа 1861 года он состоял преподавателем философии и логики в Самарской семинарии; 22 августа 1861 года по выбору архимандрита Иоанна [4] недавно семинарский преподаватель получил академическую кафедру математики в звании бакалавра; с 19 сентября он вступил в новую должность. Математики тогда доживали в Академии свои последние годы. До конца учебного года Петр Васильевич преподавал математику низшему отделению; в следующем, 1862 году он временно преподавал алгебру до половины ноября, но с мая уже превратился по воле того же ректора архимандрита Иоанна (Соколова) в историка.

Академическая кафедра русской истории досталась Петру Васильевичу случайно. По увольнении из Академии известного А. П. Щапова [5], преемником ему по кафедре русской истории в Академическом правлении намечен был товарищ Петра Васильевича А. С. Никольский, преподаватель Казанской духовной семинарии, третий магистр курса. Но А. С. <Никольский> тогда успел выйти из духовно-училищной службы и поступить на открывшиеся при Казанском университете педагогические курсы3. Пришлось искать нового заместителя Щапова. Архимандрит Иоанн, внимательно следивший за назначением новых преподавателей Академии, весьма удачно выбрал на кафедру русской истории молодого бакалавра математики П. В. Знаменского, которого отец ректор хорошо знал еще студентом и которого не хотел выпускать из Академии в случае прикрытия кафедры математики. Лучшего выбора не могло быть. 12 мая 1862 года Петр Васильевич был переведен на кафедру русской истории и вместе с тем продолжал преподавать алгебру. Таким образом, Петр Васильевич меньше чем в два года по окончании академического курса перешел на третью специальность, побывавши сначала философом, потом математиком и сделавшись, наконец, историком. На этой специальности он обосновался и стяжал бессмертную славу как русский церковный историк. По действующему тогда уставу ему одному пришлось преподавать русскую гражданскую и церковную историю. По введении в действие устава 1869 года в Казанской академии, с 15 августа 1870 года Петр Васильевич оставил за собой преподавание только русской церковной истории, после долгого колебания относительно того, какой предмет оставить за собой. Русская гражданская история тогда представлялась интереснее, и он уже освоился с нею, к тому же она была более разработана, чем русская церковная история. Но последняя была ближе его сердцу как питомцу духовной школы, вышедшему из духовной среды, лично пережившему многое из того, чем жила Русская Церковь в лице духовенства и мирян. Впрочем, Петр Васильевич успел много сделать и по истории Русской Церкви и не сразу прервал преподавание русской гражданской истории: в 1870-1871 учебном году он продолжал преподавать ее по поручению Совета Академии и в то же время в 1870 году в первый раз издал свой замечательный труд «Руководство к русской церковной истории». Учебный комитет при Святейшем Синоде удостоил Петра Васильевича за этот труд половинной (?!) премии митрополита Макария [6], назвав «Руководство» «замечательным явлением в области нашей церковно-исторической литературы…». По 1888 год оно выдержало еще четыре издания (1876, 1880, 1886 и 1888 гг.), сделавшись лучшим учебником для духовных семинарий, хотя самим автором оно предназначалось для подготовки к экзаменам студентов академии. В 1891 году оно было переделано Петром Васильевичем применительно к семинарской программе и сделалось учебным руководством по истории Русской Церкви в духовных семинариях. Издание его автор уступил Учебному комитету при Святейшем Синоде. В 1904 году «Руководство» было вторично переиздано.

Нужно удивляться, каким образом молодой профессор, преподававший две академические науки, подавленный массой официальных поручений, не жалевший труда для аудитории, успевал все делать. В 1871-1872 годах приготовлено к печати и напечатано его капитальнейшее и замечательнейшее исследование — докторская диссертация «Приходское духовенство со времени реформы Петра» (Казань, 1873 г., 850 стр.). До этого Петром Васильевичем напечатан не один десяток серьезных научных статей, из которых многие до сего времени не утратили своего значения, таковы, например, «Очерки по истории славянской мифологии» (1865-1866 гг.) [7], «Приходское духовенство на Руси (до Петра I)» (1866-1867 гг.) [8] и многие другие.

Петр Васильевич оставил учено-литературную работу только тогда, когда перо перестало держаться в его ослабевшей руке, исписавшей тысячи листов писчей бумаги. Последним литературно-художественным произведением Петра Васильевича является, к сожалению, не законченная его автобиография, доведенная только до философского класса его обучения в Нижегородской семинарии. Рука отказалась держать перо… Как жаль, что мы теперь лишены возможности иметь полную автобиографию великого литературного художника. Петр Васильевич не имел привычки излагать свои мысли под диктовку — он не мог делать этого. Он даже никогда не отдавал в переписку свои литературные творения, переписывая все собственноручно, своим бисерным, но четким, оригинальным почерком.

В настоящей заметке мы не задаемся целью всесторонне изобразить облик незабвенного Петра Васильевича как профессора, ученого и как человека. Для этого нужно время и подготовка.

Да одному человеку невозможно обнять всей замечательной и исключительной личности Петра Васильевича. К тому же Академия в лице Совета постановила увековечить память своего знаменитого профессора и историка изданием учено-литературного сборника, в который, между прочим, войдет полный биографический очерк Петра Васильевича с оценкой его профессорской и учено-литературной деятельности [9].

Продолжение следует…

 

Примечание

Конечно сравнительно с Петром Васильевичем. И. П.

2 Казанская академия находится на восточной окраине Казани, известной со старым именем Арского поля, а ныне Академической слободы. Ныне этого поля не осталось. Оно застроено и в названии обобщено именем Академии.

Сегодня это один из центральных районов Казани. Из дореволюционных академических построек сохранилось историческое здание Академии с двумя флигелями и дом профессора И. М. Покровского (о доме подробнее см. «Православный собеседник» № 1,2017). — Прим, редактора.

3 А. С. Никольский сконч. в 191А году, в отставке; последней его службой было директорство народных училищ в Казанской губернии, затем директорство в Казанском учительском институте.

***

1. Протоиерей Александр Васильевич Смирнов (1857-1933), выпускник Казанской духовной академии (188А), профессор богословия в Казанском университете (1896-1912), депутат IV Государственной думы от Казанской губернии (1912-1917), духовный писатель.

В составе Временного правительства был товарищем (заместителем) обер-прокурора Святейшего Синода (1917-1918). Протоиерей Александр Смирнов является автором около 30 научных работ, некоторые из них были отмечены памятными знаками и наградами. Известен своими изданиями ряда ветхозаветных апокрифов.

2. Перемогать (устар.) — преодолевать, пересиливать (недуг).

3. Спасо-Преображенский монастырь располагался в юго-западной части Казанского Кремля. Основан в 1557 году архимандритом Варсонофием (свт. Варсонофием Казанским (Тверским)). По статусу и значимости в Казанской епархии занимал второе место после Успенского Свияжского монастыря.

В архитектурный ансамбль монастыря входил Преображенский собор (1596-1601), церковь Киприана и Иустины (1596), церковь Николы Ратного (1558), колокольня (1862). Все монастырские постройки, а также кладбище были разрушены в 1927-1930 годах.

4. Епископ Иоанн (в миру Владимир Сергеевич Соколов; 1818-1869) — выпускник Московской духовной академии (18А2), архимандрит (18А8), доктор богословия (1853), ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1855-1857) и Казанской духовной академии (1857-186А), епископ Смоленский и Дорогобужский (1866). Известен как выдающийся канонист и проповедник.

5. Щапов Афанасий Прокопьевич (1831-1876) — российский историк и этнограф, сторонник теории регионализации (развития самоуправления на местном уровне), один из первых представителей социоестествен-ного подхода в изучении истории России. Выпускник Казанской духовной академии (1857), профессор кафедры русской истории Казанского университета (1860), участвовал в качестве этнографа в экспедициях вТуруханский край (1866), в Верхоленский и Балаганский округа Иркутской губернии (187А). Исследования Щапова отличаются широтой тематики: история русского раскола, духовная жизнь русского народа, происхождение и сущность государства, русская община, положение женщины в России, отношения между человеком (обществом) и природой и др.

6. Макариевская премия — российская академическая премия имени митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), созданная в 1867 году по его завещанию с целью «поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных занятий…». Макариевские премии присуждались с 188А по 1917 год Святейшим Синодом за выдающиеся работы русских ученых в области истории и богословия. Размер полной премии был внушительным — 1 500 рублей, неполная премия составляла 1 000 рублей, половинная — 500 рублей. С 1918 по 1996 год премия не вручалась. В настоящее время — главная премия Русской Православной Церкви в области общецерковной истории, истории Русской Церкви, российской гражданской истории, а также истории Москвы.

7. Знаменский П. В. Очерки из истории славянской мифологии // Нижегородские епархиальные ведомости. 1865. № 17. С. 22-36; № 18. С. 9-32; № 19. С. 2А-32; №20. С. 9-21; 1866. №7. С. 279-286; № 8. С. 309-321; № 13. С. 511 -537; № 1 А. С. 561 -581; № 16. С. 623-6АА.

8. Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси // Православное обозрение. 1866. Т. 21. № 9. С. 1 -35; № 10. С. 131 -169; 1867. Т. 22. № 1. С. 62-90; №2. С. 181-221; №3. С. 307-322.

9. В связи с революционными событиями Сборник так и не был опубликован.

Профессор Казанской духовной академии И.М. Покровский (печатается по: «Православный собеседник», 1917, март — май, с. 1-46)

 

Источник