27 апреля 2014 года за Божественной Литургией митрополит Волоколамский Иларион возложил докторский крест на преподавателя Казанской духовной семинарии священника Алексея Колчерина, который недавно с успехом защитил докторскую диссертацию.

Врученный ему диплом доктора церковной истории был утвержден решением Святейшего Патриарха согласно ходатайству Общецерковного диссертационного совета. Таким образом, иерей Алексей стал первым выпускником Казанской духовной школы со степенью доктора церковной истории с момента воссоздания семинарии.

— Здравствуйте, отец Алексей! Расскажите, пожалуйста, о своей научной работе, о Вашем пути к этой ученой степени, о теме Вашей диссертации.

— Тему докторской диссертации Ученому совету я предложил сам. Она является продолжением моих научных исследований по истории православной миссии в Казанском крае, связанной с именем выдающегося миссионера и просветителя Николая Ивановича Ильминского. Этой проблеме были посвящены мои дипломная работа в Казанской духовной семинарии и кандидатская диссертация в Санкт-Петербургской Православной духовной академии. Когда я был еще на первом курсе семинарии, серьезно заняться исследованием христианского просвещения народов Поволжья мне предложил известный историк, проректор Александр Владимирович Журавский, который увидел во мне научный потенциал. Непосредственно в работе мне помогал мой учитель – кандидат исторических наук Евгений Васильевич Липаков, почивший в 2012 году. Тема докторской диссертации звучит так: «Миссионерско-просветительская система Н.И. Ильминского (вторая половина XIX – начало XX в.) в христианизации малых народов Казанского края». В мае нынешнего года в Москве должна выйти книга на основе моей диссертации, и с результатами моих научных исследований смогут познакомиться читатели.

— Расскажите о Вашей учебе в Общецерковной аспирантуре, о том, как проходила защита Вашей диссертации.

— Помню, очень волнительными были дни поступления в Общецерковную аспирантуру: мы должны были сдать экзамены по богословию, по древнему и новому языкам, по специальности (в моем случае – история Церкви), написать сочинение, пройти собеседование с владыкой-ректором. Время учебы пролетело незаметно, приходилось ездить в Москву на конференции, на экзамен по иностранному языку, семинары кафедры. Моим научным консультантом стал профессор, доктор исторических наук Андрей Юрьевич Андреев: он давал рекомендации по структуре самой работы, по написанию статей, по теме исследования в научные журналы.

— Как проходила Ваша защита? Кто вошел в диссертационный совет?

— По благословению Святейшего Патриарха Кирилла был образован Общецерковный диссертационный совет, который возглавил Председатель Отдела внешних церковных связей, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион; в состав совета вошли признанные ученые – доктора наук, представители как церковного, так и светского ученого сообщества. В своей деятельности Общецерковный диссертационный совет ориентируется на нормы Высшей аттестационной комиссии, поэтому, думаю, не будет преувеличением сказать, что присуждаемые им ученые степени ни в коей мере не уступают светским ученым степеням докторов и кандидатов наук.

В июне 2013 года состоялась предзащита диссертации на кафедре истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры, а 28 февраля 2014 года защита. Рецензенты и официальные оппоненты весьма высоко оценили работу, давали дельные советы, за что, пользуясь случаем, я хочу их поблагодарить. Защита была боевой, у членов диссовета были вопросы как по форме диссертации, так и по ее содержанию. Думаю, мне удалось достойно представить саму работу и ответить на вопросы, а сама защита получила высокую оценку.

— Отец Алексей, что Вы испытывали в момент вручения Вам докторского креста?

— Вручение диплома и возложение креста, безусловно, самый торжественный и приятный момент, но ему предшествовали годы упорного труда, переживаний. В Общецерковную аспирантуру и докторантуру я поступил в 2010 году, сразу после окончания Санкт-Петербургской православной духовной академии и защиты там степени кандидата богословия. Владыка Иларион, напутствуя меня, сказал, что выше докторской степени ничего нет, но это не означает, что можно успокоится и почивать на лаврах. Наоборот, следует еще больше трудиться на ниве церковно-исторической науки, тем более, что тема, изучению которой я уделил более 15-ти лет, видится мне важной и актуальной – это история и современное состояние миссии Русской Православной Церкви.

— Расскажите, пожалуйста, о самой награде – докторском кресте. Скажется ли это как-то на Вашем пастырском служении?

— По традиции, которая сложилась еще в XIX столетии в Русской Православной Церкви, на священнослужителей, защитивших докторскую степень, возлагается особая награда – докторский крест. Носить его не могут даже заслуженные протоиереи и архимандриты, это привилегия ученого духовенства. По форме он похож на протоиерейский четырехконечный крест, где на синем эмалевом фоне изображено Распятие Христа. Священнослужителей, имеющих такую награду, сегодня достаточно мало, поскольку до недавнего времени степень доктора богословия присуждалась уважаемым профессорам духовных академий, так сказать, honoriscausa – из почтения перед их заслугами в области богословия. Такая награда, безусловно, ко многому обязывает ее обладателя, хотя это никак не скажется на служении.

— Благодарим Вас, Ваше Преподобие, за беседу. Позвольте еще раз от лица профессорско-преподавательской корпорации и студентов Казанской духовной семинарии поздравить Вас с присуждением ученой степени доктора церковной истории!

Беседовал студент III курса Лушкин Артем

Фото с сайта ОЦАиД и студента III курса Подопрелова Сергея