6 января 2022 года, в Навечерие Рождества Христова, в храме во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии состоялись предпраздничные богослужения. Было совершено чинопоследование великих (царских) часов с изобразительными, а затем состоялась великая вечерня праздника Рождества Христова в соединении с литургией свт. Василия Великого.
Многочисленные песнопения, псалмы, паремии (отрывки из ветхозаветных писаний), апостольские и евангельские чтения были посвящены великому событию пришествия в мир Спасителя.
Богослужение возглавил ректор духовной школы протоиерей Владимир Самойленко. Его Высокопреподобию сослужили помощник ректора по общим вопросам иеромонах Филипп (Киселёв), проректор по лицензированию и аккредитации иерей Никита Кузнецов и проректор по учебной работе диакон Андрей Зотин. Песнопения исполнил смешанный хор учащихся под управлением регента Ксении Савочкиной и студентки 4 курса Регентского отделения Евгении Магарам.
По отпусте литургии на середину храма была вынесена свеча с вифлеемской звездой. Перед праздничной иконой были исполнены тропарь и кондак Рождества Христова.
Затем отец Владимир Самойленко обратился ко всем молящимся со словами проповеди:
«Ныне, дорогие мои, мы с вами находимся в трепетном ожидании пришествия в этот мир, на эту землю Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня мы вместе с Церковью особенно проникновенно и волнительно поём: «Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите!» И вот мы с вами уже практически подошли к этому великому событию, к этому великому дню.
В своём состоянии мы подобны ветхозаветным людям, которые на протяжении всей ветхозаветной истории ждали пришествия в мир обетованного Мессии, Спасителя мира. Мы знаем, что это обетование было дано Богом ещё нашим прародителям Адаму и Еве. Ожидание исполнения этого обетования проходит красной нитью через всю ветхозаветную историю. Господь сотворил людей и хотел, чтобы они блаженствовали в раю и господствовали над творениями, которые Бог создал. И для этого им нужно было всего на всего исполнить одну лишь заповедь.
Но наши прародители, соблазнённые диаволом, принявшим облик змия, согрешают перед Богом, нарушив установленную Им заповедь. И что же после этого? Всё меняется в их жизни – они видят свою наготу, свою греховность. Если раньше они могли ходить перед Богом и беседовать с Ним в раю, то этой возможности они более не имеют. И ещё хуже: Бог за нарушение заповеди изгоняет их из рая. И изгнанный из рая наш прародитель сидит перед вратами его и горько плачет, оплакивая своё падение.
Но Господь, создавший человека и не хотящий до конца погубить его, даёт нашим прародителям обетование – благое, радостное и утешительное. После грехопадения Он говорит Адаму: «Трудом и потом будешь добывать себе хлеб насущный, и возвратишься в землю, потому что ты был взят от неё, потому что земля еси ты и в землю отыдеши». А нашей прародительнице Еве говорит: «В муках будешь рождать детей своих». Диаволу же, искусившему их, Он говорит: «Вражду положу между тобою и Женою, между Семенем Её и тобой; Семя Её будет поражать тебя в главу, а ты будешь жалить Его в пяту». Вот, Господь даёт это великое утешительное обетование нашим прародителям – о том, что некогда Семя Жены сотрёт главу змия. И этим Семенем Жены стал Сын Единородный Господь наш Иисус Христос, пришедший в мир для того, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь.»