Публикация старшего преподавателя кафедры библеистики иерея Валерия Варнашова.
Бог и сатана. Сатана на суде у Бога.
И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Иов.1:6)
Первый вопрос, который возникает у тех, кто читает эти строки, это кто такие эти сыны Божии. По святоотеческому толкованию под сынами Божьими здесь следует понимать Ангелов. Природа ангелов и людей отлична, но имеет некоторые сходства. Так ангел, как и человек ограничен местом (пространством), но отличием ангелов от людей — их преисполненность знанием: «Их знания намного шире по сравнению с нашими, но по сравнению с Божественным знанием узки; как и сами они по сравнению с нашими телами являются духами, но по сравнению с высшим и неограниченным Духом являются телами» (свт. Григорий Великий)
Среди ангелов приходит и сатана, потому что и он является ангелом, только падшим. По мысли свт. Григория Великого он среди ангелов «потому что они (ангелы) служат Богу для помощи избранным, а он (сатана) служит для их испытания».
И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. (Иов.1:7)
Бог спрашивает у сатаны «откуда ты пришел» не потому, что Он не знает, где был сатана, но смысл вопроса в том, что не превысил ли противник Бога и человека пределов дозволенного ему, т.к. его место — земля, а не небо, он князь злобы духов поднебесных, а не небесных. А небо мы здесь понимаем не в пространственно-физическом, а в духовном смысле, как сфера бытия, превосходящая все материальное. Итак, святые ангелы — на небе и на земле, место диавола — только земля («Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лук.10:18). И ответ диавола подтверждает — нет, он не превысил очерченных для него пределов.
Серди всего, что происходило на земле, Бог обращает внимание только на один факт — праведность Иова:
И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла.(Иов.1:8)
Люди живут, продают, покупают, строят, ломают, воюют между собой… среди всего этого для Бога важным оказалась только праведность Иова. Так и мы многие вещи в нашей жизни считаем важными и нужными, а н самом деле «одно только нужно» (Лук.10:42), как сказал Христос Марфе и Марии.
И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня. (Иов.1:9-12)
Диавол клевещет на Иова, что якобы его праведность не бескорыстна и искушает Самого Бога, требуя, чтобы Он простер «руку Свою и коснулся» имущества Иова. Так и в Апокалипсисе диавол назван клеветником, и он будет низвержен после страшного Суда: «И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь»(Откр.12:10). Здесь же диавол просит у Бога разрешения лишить Иова имущества, т.к. сам не может ничего делать без Божественного разрешения. И Господь ограничивает полномочия сатаны в искушении Иова для того, чтобы Иов не был искушаем чрезмерно.
Бог не простирает руку Свою для испытания Иова (потому что Он «страшен, и кто устоит пред лицем Его»? (Пс.75:8), но позволяет рукам сатаны коснуться имущества Иова. Поэтому в каждом несчастии человека прежде всего рука сатаны, действие злой воли диавола. Разве не человеческая злая воля является причиной войн и конфликтов? А происхождение злой воли человека — от диавола.
1 испытание — лишение имущества и гибель детей. (2 глава 13-19 стихи)
4 добродетели Иова и 4 вестника приходят к нему со страшными вестями. 4 добродетели и 4 испытания: 1) волы и ослы переходят в собственность савеян; 2) «огонь Божий» уничтожает овец и слуг Иова; 3) халдеи отбирают верблюдов и убивают пастухов; 4) дети Иова погибают прямо во время пира.
Реакция Иова.
Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. ГОСПОДЬ ДАЛ, ГОСПОДЬ И ВЗЯЛ; да будет имя Господне благословенно! (Иов.1:20-21)
Диавол направил против Иова стрелы, нет, целые балистические ракеты искушений. Одной фразой все это перечеркнул великий праведник. В его ответе — глубина мысли и христианского отношения к богатству и всему, что есть у человека на земле.
2 испытание — лишение здоровья, смертельная болезнь (2 глава 1-8 стихи)
И снова диавол на суде у Бога, и снова Господь обращает внимание только на Иова, и снова сатана искушает Бога требованием прикоснуться к Иову рукой Господа.
Бог позволяет сатане прикоснуться к телу Иова, но душу его не передает во власть падшего ангела. Так и Христос повелел нам не бояться того, кто может убить тело, но не может убить душу (Мф.10:28). Погибель души только во власти Бога, не дана сатане власть над душой человека.
Но на этом испытания Иова не закончились. Диавол уготовал ему искушение, которого не выдержал первый человек — Адам. Это искушение через самого близкого человека, через жену. Странный совет дает Иову его супруга:
похули Бога и умри!
Видимо она хотела побыстрее избавиться от больного супруга, чтобы снова выйти замуж.
Реакция Иова
неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?
Что говоришь ты, Иов? Ты готов принять от Бога все — и радость и скорбь, и здоровье и болезнь, и богатство и бедность… Что бы ни было в дарующей руке Господа, ты все готов принять с благодарностью! Как это возможно? Твоими словами повержен диавол, уходит посрамленный враг человека. Он тебе нанес удар болезнью, а ты ниспроверг его словом.
И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.(Иов.2:7-8)
Отверженный всеми, сидящий на гноище, бывший богач философствует так, как никакой философ не смог бы мыслить.
А мы думали, что от Бога можно получить только хорошее, хотя сами мы не только хорошее даем другим. А мы думали, что тот, кто страдает, отвержен и наказан Богом. Нет в тебе, Иов, прежнего величия идумейского царя, некогда известнейшего на Востоке, сидишь ты на гноище, сдирая с себя гной, свою гнилую кожу черепком.
Так и Христа отвергло человечество, как прокаженного изгнало из своей среды Спасителя, совершив распятие за пределами древнего Иерусалима. Иов принял страдание от Бога как должное, так и Господь наш принял от Отца Крест страдания как необходимое дело для спасения человечества.