В летний период традиционно в высших учебных заведениях проходят вступительные кампании — юноши и девушки, только что окончившие школу или уже успевшие поучиться в средне-специальных учебных заведениях, определяются со своей будущей профессией и подают документы на зачисление в выбранный вуз. Начался прием документов и в Казанской православной духовной семинарии, где будущие священно- и церковнослужители получают необходимые им знания и навыки. И сегодня мы поговорим о том, для чего молодые люди выбирают для обучения именно духовную школу, что их ждет в этих стенах, к чему им необходимо быть готовыми. О жизни и особенностях семинарского обучения рассказывает доктор церковной истории, первый проректор Казанской духовной семинарии протоиерей Алексий Колчерин.
— Отец Алексий, для чего, по вашему мнению, верующему молодому человеку поступать в семинарию? Не проще ли спокойно оставаться мирянином и просто посещать храм? Почему православным молодым людям стоит задуматься о служении священника?
— В духовной семинарии готовят будущих священно- и церковнослужителей, то есть священников, диаконов, регентов и певчих церковного хора, псаломщиков, специалистов в области приходского служения. Безусловно, церковное служение — это призвание, и здесь играют роль многие факторы, такие как воспитание в семье, степень воцерковленности, начальные навыки служения в церкви, а также мнение домашних и духовника. Поэтому следует серьезно подумать, готов ли ты к этому ответственному служению, хватит ли сил, чтобы всю жизнь соответствовать высокому званию священно- или церковнослужителя? С другой стороны, перечисленные виды служения требуют серьезной подготовки в плане знаний и навыков работы. По этой причине воспитанники семинарии получают широкое базовое образование, как в области общегуманитарных наук, так и специальных — по богословию, истории Церкви, православному богослужению. Таким образом, наши воспитанники получают достаточные знания по своей профессии, и уровень этих знаний не уступает знаниям, получаемым в светском университете. Если верующий молодой человек или девушка желает получить профессию, не связанную со служением в Церкви, при этом оставаться мирянином и посещать храм, то следует поступать в светский вуз, но если ощущается внутренняя потребность всегда быть в Церкви, исполняя то или иное послушание, то добро пожаловать в семинарию, где вы получите необходимые знания и навыки.
—Что же такого особенного семинария она даёт своим воспитанникам, кроме знаний и навыков, необходимых служителям храмов? Чем семинария отличается от светского вуза? О чем нужно помнить абитуриентам перед поступлением и чему быть готовыми?
— Безусловно, обучение в семинарии отличается от обучения в светском вузе. Это связано, прежде всего, с тем, что наши воспитанники практически полностью погружены в жизнь духовной школы, и времени на деятельность вне семинарии у них не остается. Они проживают в семинарии, здесь же питаются, ходят на лекции, посещают богослужения в храме, поют в хоре, исполняют послушания, в свободное время имеют возможность посещать спортивный зал и заниматься творчеством. Кроме того, духовной семинарии, присутствует воспитательская часть, которая непосредственно работает со студентами и обеспечивает порядок. При этом дисциплинарные нормы в семинарии вполне приемлемые и ни в коем случае не ограничивают свободу обучающихся. Но дисциплина должна быть. Дело в том, что период обучения в семинарии — это не просто получение суммы знаний и навыков, но еще и период формирования будущего пастыря или церковнослужителя, что требует высоты его духовно-нравственной жизни. Для нас важно не только то, какие отметки получают наши воспитанники, но и то, в какой мере они формируются как личности, здоровые духовно и нравственно. Жизнь духовной школы, так или иначе, проходит возле храма, и здесь, пожалуй, коренное отличие семинарии от светского ВУЗа.
Воспитанники участвуют в богослужениях на церковные праздники и в воскресные дни, а также по очереди в будни: поют в хоре, читают на клиросе, помогают в алтаре, следят за подсвечниками, организуют порядок в храме. Участие в богослужениях не должно быть в тягость, очень желательно, чтобы наши воспитанники за годы учебы полюбили храм и богослужение. Учебный процесс в семинарии достаточно напряженный: необходимо изучать преподаваемые предметы, делать домашние задания, много читать, заниматься самообразованием. В Казанской православной духовной семинарии сформирован хороший профессорско-преподавательский состав, у нас богатая библиотека, классы оснащены электронными досками, имеется компьютерный класс с доступом в Интернет. Изучаемые предметы условно можно разделить на несколько блоков. Первый — «общегуманитарный» — изучаются такие предметы, как история, современные и древние иностранные языки, русская литература, риторика. Второй блок, можно сказать, основной — «церковно-теоретический» — Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, богословие, патрология, аскетика, история Церкви, церковное право, миссиология. Третий блок — «церковно-прикладной» — литургика, церковная проповедь, социальное служение, современные документы, определяющие положение Церкви в государстве и обществе. В программе регентского отделения семинарии присутствуют теоретические и практические музыкальные дисциплины, основной упор делается на практику управления церковным хором. Кроме того, в Казанской православной духовной семинарии изучаются предметы, характерные только для нашего региона — история Казанской духовной академии, исламоведение, арабский и татарский языки. Будни наших воспитанников весьма насыщенные — общие молитвенные правила, приемы пищи, лекции, послушания, участие в богослужении, выполнение домашнего задания, при всем этом остается время и на собственные увлечения. Живут ребята в комнатах по несколько человек, для них созданы все необходимые удобства, предоставляется 4-х разовое питание. Обучение бесплатное.
— Нынешняя ситуация с мировой пандемией коронавируса наложила свой отпечаток почти на все сферы деятельности человека. Как это всё отразилось на семинарии, как повлияло на учебный процесс? Каковы прогнозы, относительно жизни духовной школы в этих условиях?
— В этом году мы столкнулись с трудностями, опыта преодоления которых у нас пока не было. Учебный процесс в середине марта 2020 года, по сути, оказался сорван, продолжить его было возможно только с использованием дистанционных технологий, то есть через Интернет. Многие студенты во исполнение предписания Учебного комитета Русской Православной Церкви покинули семинарию и разъехались по домам, но большая часть осталась на самоизоляции в стенах духовной школы. Преподаватели вели лекции и семинары с использованием видеосвязи, при этом на студентов увеличилась нагрузка, связанная с самостоятельным изучением предметов и чтением дополнительной литературы. Если теоретические предметы вполне возможно изучать удаленно, то дисциплины практической направленности, в том числе учебная и производственная практики, требуют работы преподавателя со студентами непосредственно. Мы провели промежуточную и итоговую аттестацию с использованием дистанционных технологий, но осмелюсь высказать свое убеждение, что это существенно снижает уровень образования.
— Отче, расскажите немного о своём опыте обучения здесь: как вы решились на этот шаг, как поступали, как учились? Может быть, какие-то особо запоминающиеся моменты? И, кстати, как вы осознали, что хотите стать священнослужителем?
— В семинарию я пошел учиться после окончания школы, по доброму совету родителей и старшего брата-священника. Были перспективы поступить в светский институт, получить профессию, но документы я понес в Казанскую духовную семинарию, и ни разу об этом не пожалел. У нас верующая семья, мама с ранних лет брала меня с собой в храм на службу, где я помогал в алтаре, пел и читал на клиросе. В те годы еще не была развита деятельность воскресных школ, и свои первые знания о Священном Писании я узнал из «Детской Библии», читал «Закон Божий» протоиерея Слободского. Поэтому для меня поступить оказалось не сложно. Труднее было привыкнуть к тому, что я должен покинуть свою семью, встречаться с ними только на каникулах, приспособиться к укладу жизни в семинарии, к самостоятельности, к дисциплине. Это, на мой взгляд, чрезвычайно важный этап взросления, который нужно преодолеть каждому. Ребята, поступившие в семинарию после прохождения службы в рядах вооруженных сил, говорят, что им не составило никакого труда привыкнуть к семинарским требованиям, но для меня, вчерашнего школьника, потребовался период адаптации примерно в полгода. Учиться мне было интересно, на всю жизнь запомнились наши преподаватели, которые не просто механически излагали материал, но вкладывали в процесс преподавания все свои знания и таланты. Мы учились, сдавали экзамены, писали семестровые и курсовые работы, собирали материал для дипломной работы. Безусловно, все предметы интересны и пригодились в будущем, но у каждого студента, пожалуй, есть свои приоритеты. Я глубоко заинтересовался историей, подолгу занимался в библиотеке, изучал архивные материалы, в результате дипломная работа стала основой для моей будущей диссертации. Семинаристы во время богослужения Важной стороной семинарской жизни было участие в богослужениях. Мне доверили управлять сначала будничным хором, а на третьем курсе я стал регентом семинарского хора, при этом большая часть наших певчих не имела музыкального образования, не разбиралась в нотах. Но мы разучивали новые песнопения, даже записывали свое исполнение на диски. Это очень интересный творческий процесс. Послушание регента привило мне любовь к церковной музыке и позволило лучше узнать церковный устав. Обязательно следует сказать о братстве, которое формируется во время обучения. С однокурсниками мы делили кусок хлеба, старались помогать друг другу в невзгодах, поддерживать в учебе. В семинарию мы пришли учиться очень разными, каждый со своими жизненными устоями, но когда столько лет живешь рядом, совместно преодолеваешь трудности, формируется настоящее братство, дружба, которая сохраняется и по сей день. В период обучения я уже точно знал, что мое место в Церкви, поэтому по окончании обучения был готов служить там, куда меня определит священноначалие.
— А каковы перспективы у выпускника семинарии? Ведь видеть перед собой вектор развития очень важно для всякого студента вуза. А если, например, выпускник захочет продолжить подниматься вверх по лестнице научных знаний, то чем может ему в этом помочь семинария? И, кстати, после выпуска семинаристы сохраняют свою связь с альма-матер? Если да, то в чем это выражается?
— Повторю мысль, высказанную ранее, что задача семинарии — подготовка священно- и церковнослужителей. Подчеркну, что семинария не получает бюджетного финансирования и существует на церковные средства, по этой причине мы не можем принимать к себе людей, желающих просто «провести время», еще не определившихся со своей будущей профессией. Образ жизни в семинарии, специфика изучаемых предметов предполагают, что люди, не принявшие твердого решения связать свою жизнь со служением Церкви, здесь не задержатся. Поэтому еще раз говорю, стать священно- или церковнослужителем — это призвание. В главе 15 Евангелия от Иоанна Господь Иисус Христос говорит Своим ученикам: «не вы Меня избрали, но Я вас избрал». В плане научного роста наши выпускники имеют возможность продолжить обучение в церковных учебных заведениях. В Казанской православной духовной семинарии реализуется магистерский профиль «История Церкви», лучшие выпускники которого рекомендуются для поступления в аспирантуру ведущих учебных центров Русской Православной Церкви. У Казанской православной духовной семинарии налажены тесные контакты с кафедрой религиоведения Казанского федерального университета. Лучшие студенты привлекаются к преподавательской работе на младших курсах. Склонность к научной деятельности наших студентов, безусловно, получает поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава. В нашей семинарии богатейшая библиотека, в которой сохранилась значительная часть библиотеки дореволюционной Казанской духовной академии, кроме того, многие студенты работают с фондами Государственного архива Республики Татарстан, в котором сохранились документы духовных академии и консистории. Наши студенты принимают участие в ежегодной научно-практической конференции Казанской православной духовной семинарии «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи», пишут научные статьи. Главный итог научной работы — написание выпускных квалификационных работ — магистерских диссертаций и дипломных работ, которые проходят процедуру научного рецензирования и защиты.
Таким образом, у студентов, склонных к научно-исследовательской работе, формируются навыки работы с источниками и литературой, написания и апробации научных текстов. Двери семинарии всегда открыты для наших выпускников, мы будем только рады, если они в памятные даты будут собираться в семинарском храме в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского, совершать соборные богослужения, в теплой дружеской атмосфере вспоминать годы учебы.
— Итак, Казанская духовная школа продолжает жить и готовить столь необходимых для Церкви священников. А что бы вы пожелали напоследок тем, кто желает поступать в семинарию?
— Искренне желаю не боятся трудностей и, если чувствуете в себе призвание служить Церкви Христовой, поступать в духовную семинарию.
Беседовал Дмитрий Русин
Источник: http://pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=17967&print=1
© PravChelny.ru