27-29 мая 2024 года в Высшей школе экономики и Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошли очередные курсы повышения квалификации «Принципы, методы и этические аспекты использования искусственного интеллекта».
Слушателями программы стали проректоры, руководители учебных, научных и информационных подразделений, преподаватели шестнадцати образовательных организаций Русской Православной Церкви: Санкт-Петербургской духовной академии, Вологодской, Воронежской, Екатеринбургской, Екатеринодарской, Казанской, Коломенской, Кузбасской, Нижегородской, Новосибирской, Оренбургской, Саратовской, Смоленской, Ставропольской, Хабаровской и Ярославской духовных семинарий.
От Казанской православной духовной семинарии в обучении приняла участие заведующая информационно-издательским отделом, заместитель заведующего учебно-методическим отделом Ксения Александровна Дудкова.
В качестве спикеров курсов выступили преподаватели и исследователи НИУ ВШЭ и ОЦАД. На лекционных занятиях слушателям рассказали про основы машинного обучения и искусственного интеллекта, имеющиеся на данный момент цифровые методы и инструменты для работы с античными и средневековыми текстами, про возможности применения технологии ИИ для анализа и генерации текстов и визуальных данных.
Также проблематика технологий машинного обучения была рассмотрена через призму христианских богословских идей. В частности, участники курсов обсудили возможности и перспективы использования ИИ в богословской академической сфере.
Практические занятия позволили слушателям получить базовые навыки в построении моделей ИИ в no-code инструментах и поработать с некоторыми генеративными моделями.
В последний день обучения в качестве проектного задания учащиеся, поделившись на команды, представили экспертной комиссии идеи по применению ИИ в различных областях церковной жизни. Такая работа была направлена на развитие компетенции по переводу реальных задач на язык машинного обучения.
«Проблематика использования искусственного интеллекта (ИИ) в настоящее время приобретает особую актуальность в различных сферах человеческой деятельности. Для системы образования данная тематика представляет особый интерес и обладает высоким потенциалом. Одним из ключевых аспектов эффективного использования ИИ является понимание принципов его функционирования и обучения.
Программа курса позволила ознакомиться с данными вопросами, предоставляя как теоретическую базу, так и практические навыки. Важно отметить, что несмотря на наличие опыта использования генеративных моделей ИИ, курс позволил мне систематизировать знания и объединить их с основами машинного обучения.
Бесспорно, влияние ИИ на различные сферы жизни, включая духовное образование, будет продолжать расти. Это поднимает ряд вопросов: как использовать ИИ для повышения эффективности и качества образовательного процесса, как внедрить ИИ в исследовательскую деятельность, с учетом этических аспектов и вопросов авторства. Ряд этих вопросов был рассмотрен в рамках курса, что позволило наметить решения данных задач и сформировать план дальнейшей работы по внедрению ИИ в систему духовного образования.
Однако стоит отметить, что для более глубокого понимания и практической апробации полученных знаний требуется продолжение обучения по данной тематике: более глубокое и длительное.
Хочу выразить благодарность организаторам данного курса за качество и профессионализм, с которым была разработана программа. Благодаря этому курсу я увидела новые перспективы и направления для дальнейшего развития в своей профессиональной сфере» –
– поделилась Ксения Александровна.