2 декабря 2022 года, в день памяти священномученика Иоасафа (Удалова), епископа Чистопольского, в храме при Казанской православной духовной семинарии состоялась Божественная литургия.

Члены администрации и студенты духовной школы молитвенно почтили память святого выпускника и помощника инспектора Казанской духовной академии.

Богослужение возглавил ректор семинарии протоиерей Владимир Самойленко. Ему сослужили первый проректор иерей Никита Кузнецов и проректор по учебной работе диакон Андрей Зотин.

***

2 декабря — день памяти священномученика Иоасафа (Удалова), епископа Чистопольского, викария Казанской епархии, выпускника Казанской духовной академии (+1937)

В миру Иван Иванович Удало́в, родился 5 апреля 1886 года в Уфе, в купеческой семье.

В 1900 году окончил Уфимское духовное училище, в 1906 году — Уфимскую духовную семинарию.

В 1906–1910 годах учился в Казанской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Защитил сочинение «Этическая проблема в современном идеализме», написанное под руководством выдающегося ученого-философа, профессора КазДА В.И. Несмелова.

Во время учебы в Казанской духовной академии стал духовным сыном преподобного Гавриила Седмиезерного.

По окончании академии летом 1910 года был пострижен в монашество с именем Иоасаф, затем рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. Постриг и хиротонии совершил архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий) (в 1895–1900 гг. ректор КазДА, в 1900–1902 гг. епископ Уфимский). Владыка Антоний знал Ивана Удалова ещё по Уфимской семинарии.

Иеромонах Иоасаф был назначен преподавателем Житомирского училища пастырства в Волынской епархии, но уже через год был переведён в ставшую для него родной Казань.

В 1911–1912 гг. отец Иоасаф нёс послушание помощника инспектора Казанской духовной академии.

С 1912 года он — настоятель Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря и председатель совета Казанских миссионерских курсов в сане игумена. В 1915 году он был возведён в сан архимандрита.

В период Гражданской войны, когда в начале сентября 1918 года Казань вместе с отступающими белыми войсками покинула значительная часть духовенства вместе с правящим архиереем — митрополитом Иаковом (Пятницким), а викарный епископ Чистопольский священномученик Анатолий (Грисюк) находился в Москве на сессии Всероссийского Поместного Собора, архимандрит Иоасаф, несмотря на опасность, остался в Казани и фактически возглавил епархию.

12 сентября 1918 года он совершил погребение убитых большевиками за два дня до этого преподобномучеников архимандрита Сергия (Зайцева) и братии Успенского монастыря, что на Зилантовой горе.

После закрытия 22 сентября для посещений Казанского кремля, объявленного военным городком, архимандрит Иоасаф организовал вывоз из Спасо-Преображенского монастыря и Благовещенского собора мощей святителей Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, и других святынь.

С 26 сентября 1918 года он стал ближайшим помощником временно управляющего Казанской епархией епископа Чистопольского Анатолия (Грисюка), проживал в Иоанно-Предтеченском монастыре города Казани.

После прибытия в епархию 9 июля 1920 года нового правящего архиерея — священномученика Кирилла (Смирнова), митрополита Казанского и Свияжского, отец Иоасаф стал его верным соратником и сохранил ему преданность до конца земных дней.

24 июля 1920 года в Казанском соборе Казанско-Богородицкого монастыря архимандрит Иоасаф был рукоположен во епископа Мамадышского, второго викария Казанской епархии (с пребыванием в Кизическом монастыре г. Казани).

В ноябре 1921 года епископ Иоасаф добился открытия в Казани вместо закрытой властями духовной академии Богословского института.

12 апреля 1922 года владыка Иоасаф стал епископом Чистопольским, первым викарием Казанской епархии.

В период нахождения митрополита Кирилла в заключениях с 21 марта 1921 по 4 января 1922 года, а также с 21 августа 1922 по 15 мая 1923 года епископ Иоасаф являлся временно управляющим Казанской епархией.

Он был активным борцом с обновленческим расколом, принимал покаяние возвращавшихся из раскола священнослужителей и мирян, переосвящал ранее принадлежавшие раскольникам храмы.

В ноябре 1923 года власти запретили епископу Иоасафу проводить богослужения. Он был ненадолго арестован, а 16 мая 1924 года был вызван в Москву, где вновь был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. 24 августа 1924 года освобожден под подписку о невыезде, проживал в Московском Даниловом монастыре.

12 апреля 1925 года владыка участвовал в погребении святителя Тихона, патриарха Московского и всея России, подписался под актом о передаче высшей церковной власти священномученику Петру (Полянскому), митрополиту Крутицкому. В ноябре того же года был арестован в Москве вместе с другими архиереями — сторонниками Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра.

В 1926–1929 годах он находился в ссылке в Туруханске Енисейской губернии.

В 1929 году епископ Иоасаф по прошению был уволен на покой и с тех пор официально пребывал за штатом. С конца 1929 года проживал в Козьмодемьянске (Марий Эл).

Летом 1931 года владыка был арестован по казанскому делу так называемой «контрреволюционной, религиозно-монархической организации „Истинно-Православная Церковь“ (ИПЦ)». Виновным себя не признал, но 5 января 1932 года был приговорен к трем годам лишения свободы. Отбывал заключение в лагере под Кемерово, работая на рудниках.

В 1933 году был арестован в лагере по обвинению в организации «контрреволюционной церковно-монархической группы». Виновным себя не признал, но срок наказания ему был увеличен на 2 года.

После последнего освобождения в 1936–1937 гг. владыка Иоасаф про­жи­вал в Казани вместе с 80-летней матерью. Их дом на улице Тихомирнова, недалеко от Духосошественского храма, сохранился и ныне отреставрирован.

В Казани владыка слу­жил мо­леб­ны и па­ни­хи­ды в церк­ви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Продолжал переписку со священномучеником митрополитом Кириллом. Жил очень бед­но, а про­дук­ты и одеж­ду, пе­ре­да­ва­е­мые ему ве­ру­ю­щи­ми, пе­ре­сы­лал свя­щен­ни­кам, на­хо­див­шим­ся в тюрь­мах и ссыл­ках. На во­прос од­но­го про­то­и­е­рея об от­но­ше­нии к со­вет­ской вла­сти от­ве­тил: «Чтобы су­дить о со­вет­ской вла­сти, нуж­но по­бы­вать в конц­ла­ге­рях…».

В ноябре 1937 года владыка снова был арестован, обвинен в организации контрреволюционного церковного подполья. Виновным себя и на этот раз не признал, но 29 ноября был приговорен к высшей мере наказания.

2 декабря 1937 года епископ Иоасаф был расстрелян в Казани.

Похоронен в общей могиле на Архангельском кладбище Казани, где на одной из памятных стел Мемориала жертвам политических репрессий высечено его мирское имя — «Удалов И.И. (1886–2.12.37)».

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода Русской Православной Церкви 23 июня 2008 года. Чин прославления в лике святых был совершен 19 декабря того же года в Никольском соборе г. Чистополя архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием.