12 февраля 2022 года, в праздник Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл совершил в храме святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии Божественную литургию на греческом языке.
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), ректор Казанской духовной семинарии протоиерей Владимир Самойленко, настоятель Иоанно-Кронштадтского храма иеромонах Филипп (Киселёв), заведующий магистратурой семинарии протоиерей Алексий Колчерин, проректор по научной работе протоиерей Сергий Шкуро, проректор по вопросам лицензирования и аккредитации иерей Никита Кузнецов, старший преподаватель кафедры богословия иеромонах Кирилл (Забавнов), доцент кафедры церковно-практических дисциплин иерей Виктор Бельских, протодиакон Симеон Белецкий, выпускники семинарии диакон Димитрий Степанов и диакон Давид Кузнецов, студент II курса магистратуры диакон Сергий Рыбочкин.
Богослужебные песнопения исполнялись семинарским смешанным хором под управлением Пелагии Минеевой.
За Литургией молились преподаватели и учащиеся, прихожане храма духовной школы.
Проповедь по запричастном стихе произнёс протоиерей Алексий Колчерин.
После отпуста Литургии духовенство и хор пропели тропарь, кондак и величание трём вселенским учителям. Правящий архиерей прочитал молитву святым.
Затем владыка Кирилл поздравил духовенство, учащихся и прихожан с праздником и произнёс слово:
«Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст своим предстоянием пред Богом и талантами, данными им Господом, угодили Ему и утвердили Святую Церковь настолько, что она провозгласила их вселенскими учителями и святителями.
Они жили в IV и начале V века, святитель Иоанн Златоуст скончался в 407 году. С 1084 года, то есть спустя почти 700 лет с момента кончины последнего из них, стала совершаться память трёх святителей. Жизнь той Церкви, как и жизнь Церкви сегодняшней, была полна не только исходящими от Бога благодатными дарами, но и всякими разделениями. Эти разделения часто поражают души неукреплённых в вере людей, которые, придя в Церковь, начинают творить не Божию волю, а свою… Люди пренебрегли церковным единством и стали создавать секты: одни говорили, что признают только святителя Василия Великого, другие почитали только святителя Григория Богослова, третьи — святителя Иоанна Златоуста. Люди разделились по группам и назвали их именами своих великих наставников.
С того времени прошло много веков, но разделение внутри Церкви по-прежнему остаётся большой проблемой. Это болезнь нашего церковного общества, слабого и немощного, которое не хочет быть единым вокруг Чаши Христовой. А день памяти трёх святителей должен быть праздником внутреннего единства. У каждого из нас есть святые, которых мы сугубо почитаем. Есть люди, особенно почитающие праведного Иоанна Кронштадтского, блаженную Ксению Петербургскую, блаженную Матрону Московскую, святителя Нектария Эгинского, преподобного Паисия Святогорца, преподобного Серафима Саровского… Но это не значит, что мы должны разделиться, ведь все они святые пред Богом.
Единство рушится, когда люди перестают видеть в своей жизни Христа. Напряжение, вызванное разделениями, нарастает в мире, где есть угрозы войн. И даже на приходах порой бывают разъединения: выходят два священника с Чашей, и люди разделяются — кто-то не хочет подходить к одному, кто-то — к другому. Это горько, этого не должно быть. Мы должны составлять единое Тело Христово. Нельзя от тела безболезненно отделить руку или ногу, голову, шею. Разделение — это царство сатаны, который вторгается в нашу жизнь, начинает править в этом мире… Поэтому не будем поддаваться соблазнам — будем верными христианами, идущими к Богу.
Любя, почитая конкретных святых, мы должны помнить о том, что все они предстоят пред Богом. Каждый день будем открывать месяцеслов, читать жития прославляемых в этот день святых, прибегать к их молитвенному заступничеству. Так мы соединяемся с невидимым, но реальным небесным миром. Будем стремиться сохранить единство с Богом и друг с другом и помнить о том, что грех разделения страшен.
У Чаши Христовой нет ни эллина, ни иудея, нет русского, украинца, белоруса, еврея, татарина. Нет даже мужчины или женщины. В Царстве Божием все как ангелы. Подходя к Чаше, мы стремимся быть как ангелы. Помолимся сугубо нашим великим святителям, чтобы они подали нам это единство. Вспомним наших благочестивых верующих предков, которые, оказавшись в эмиграции после гражданской войны, основали в Париже приход во имя Трёх святителей. Я сначала задавался вопросом: почему подворье Московского Патриархата посвятили именно трём святителям? В чём смысл? А смысл в единстве. Разделились белые и красные, монархисты, демократы, кадеты, эсеры… Русские люди, которые оказались вне тогдашней России, осознали значение единства. Будем об этом помнить, молиться нашим великим Божиим угодникам и стремиться быть едиными, чтобы никто не мог нас разделить, особенно в церковной общине. Храни вас всех Господь!»
После богослужения архипастырь благословил верующих.