Вечером 2 апреля 2023 года, в Неделю 5-ю Великого поста, в храме праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской православной духовной семинарии состоялась последняя в году пассия (от лат. passio – «страдание») – особое богослужение, посвященное воспоминанию святых спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа.
Было совершено пение акафиста Страстям Господним и прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна, описывающий страдания Спасителя. В три предыдущих воскресных вечера в семинарском храме были совершены пассии с чтением страстных Евангелий от Матфея, Марка и Луки.
Богослужение возглавил старший преподаватель кафедры исламоведения иерей Иоанн Васильев. Ему сослужили старший помощник проректора по воспитательной работе иерей Георгий Некрасов, преподаватель кафедры богословия и философии иерей Иоанн Куликов и проректор по учебной работе диакон Андрей Зотин.
С проповедью к молящимся обратился иерей Иоанн Куликов:
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы с вами в последний раз в этом году совершили пассию. Пассия (от лат. passio – страдание) – это особый вид богослужения, который подготавливает нас к Страстной седмице.
На предыдущих подобных богослужениях читались три страстных Евангелия – от Марка, Матфея и Луки, в которых повествуется о страданиях Спасителя. И сегодня мы прочитали последнее, четвёртое Евангелие – от Иоанна.
Мне хотелось бы остановиться на одном очень важном моменте в этом евангельском отрывке. Вначале, перед крестными страданиями Господа, мы видим совершаемый над Ним неправедный суд. Спасителя ведут сначала к первосвященникам, а затем к римскому прокуратору Иудеи Пилату, так как тогда Палестина подчинялась Римской империи и смертный приговор мог выносить только римский правитель.
Вот мы видим, как они приводят Его и требуют Его смерти у римского правителя. И перед нами встают следующие две противоположности. С одной стороны – язычник Понтий Пилат, не знавший Закона Моисеева и живший по языческим обычаям, а с другой стороны – начальники иудейские, которые прекрасно знали ветхозаветный Закон вплоть до буквы. Но что же происходит? Последние хорошо знают Закон и ищут смерти Господа, а Пилат-язычник не знает закона и пытается Его оправдать. Пытается оправдать Того, Которого даже не знает. В чём же причина?
Почему же язычник, не знавший Христа, хотел Его оправдать, но только лишь из-за страха и собственных страстей в итоге Его осудил, а иудеи, которые прекрасно знали закон, жаждали крови. Почему это произошло?
Как мы знаем, Евангелие от Иоанна – это самое возвышенное и богословски наполненное Евангелие, и его также называют Евангелием любви. Согласно святоотеческому учению, если религия основывается только на букве закона, то она является мёртвой. Если религия не основывается на любви, то она также является мёртвой.
Вот допустим, что мы соблюдаем посты, пытаемся молиться и совершать другие добродетели. Но если всё это не будет основываться на любви, то оно также может привести нас к тому, что мы видим в случае с неправедным судом над Господом. Ведь мы видим, что это произошло под влиянием страстей. Страсти и грехи привели к тому, что Господь оказался на кресте. Да, это безумие и ужас – Сам Бог оказался на Кресте! Но это грехи человеческие привели Его туда.
Может быть, кто-то из нас возразит, что это событие было тогда, в далеком в прошлом. Да, сегодня мы, конечно же, уже не пригвоздим Господа ко Кресту. Но наше отношение к Евхаристии, каково оно? Например, святитель Феофан Затворник пишет об этом так: «Кого не было при сретении Господа, когда Он торжественно, как царь, входил в Иерусалим, и кто не взывал тогда: “осанна Сыну Давидову!” (Мф.21:9). Но прошло только четыре дня, и тот же народ, тем же языком кричал: “распни, распни Его!” (Лк.23:21). Дивное превращение! Но что дивиться? Не то же ли самое делаем и мы, когда по принятии святых Таин Тела и Крови Господних, чуть только выходим из церкви, забываем все, – и свое благоговение и Божию к нам милость, и предаемся по-прежнему делам самоугодническим, сначала маленьким, а потом и большим, и, может быть, еще прежде четырех дней, хоть не кричим другому: “распни!”, а сами распинаем в себе Господа». И это есть не меньший грех.
Да, мы уже никогда не окажемся в том историческом времени. Но, не борясь со своими страстями и забывая о Боге, Которого мы принимаем в таинстве Евхаристии, мы становимся причастниками злодейства иудеев и оказываемся вместе с ними на том же беззаконном судилище, приведшем к ужасному и безумному поступку.
И вот, в то же время, с другой стороны мы видим стоящих у Креста Божию Матерь и любимого ученика Христова Иоанна. Их привела ко Кресту любовь – истинная и жертвенная.
Давайте же, братья и сестры, задумаемся на тем, что же составляет суть и сердцевину христианства? Это любовь, жертвенная любовь. Если она у нас будет, то Господь всегда приведёт нас на верный путь. Это касается и поста, и молитвы, и других добродетелей – во всём любовь нас будет вести. А если любви не будет, то мы можем оказаться на стороне тех неправедных судей. Давайте в эти последние дни поста задумаемся об этой великой добродетели и постараемся стяжать её в своём сердце. И тогда мы с радостным и весёлым сердцем сподобимся встретить Светлое Христово Воскресение! Аминь».