Проповедь студента 1 курса магистратуры Казанской православной духовной семинарии диакона Димитрия Кудряшова за Божественной литургией в семинарском храме 20 сентября 2020 г.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодняшнее Евангелие начинается так: «Один из фарисеев, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40).

Еврейские законники, видя дела Иисуса, непрестанно искали Его погубить, искали найти хоть какую-нибудь зацепку, какую-то лазейку в Его словах, чтобы с высоты своего, как им казалось, знания посрамить учение Христа и тем самым утвердиться в своей правоте. И этот вопрос о наибольшей заповеди в Законе был задан с той же целью.

Но как отвечает Спаситель? Он весь Закон Божий и все Пророчества сводит к одному – к любви. К любви всё сводится, и всё из неё выходит. А это значит, что всё в конечном счёте ведёт к Богу и из Него же и выходит, ибо «Бог есть любовь» (1Ин. 4:16). Всем нам следует признать, что Он – любовь, и это есть закон нашей жизни. Цель всех заповедей, всех законов, всех пророчеств сводится к тому, чтобы человек совершенно и действительно, всецело и вечно соединился с Богом.

Сам Христос называет любовь к Богу первой и наибольшей заповедью, и заповедь здесь не следует понимать в юридическом смысле как какой-нибудь закон, за нарушение которого нас непременно настигнет наказание. Как нас учат святые отцы, если бы Бог был справедлив, то все мы, грешные люди, должны наверняка погибнуть за наши грехи. Неправильно считать, что мы должны исполнять данную заповедь, чтобы угодить Богу. Он ни в чём не нуждается. Христос сказал: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Не эмоции, не сентиментальность, а верность Ему мы должны поставить во главу угла. Мы во всём должны поступать по любви к Богу. Все наши дела и поступки должны соотноситься с Его Божественной Волей, а любовь должна стать основным законом нашего бытия. И если мы относимся к нашим ближним с любовью, то мы делаем хорошо, прежде всего, самим себе, а если те, с кем соприкасаемся в нашей жизни, получают о нас лишь плохое и злое, то здесь мы вредим также себе.

Таким образом, человеколюбие, которое проповедовал Христос, не отделимо от боголюбия. Мы любим в человеке то, что в нем Божественно, бессмертно, вечно. Только евангельское человеколюбие и есть истинное человеколюбие, ибо единственно с помощью Христа может человек неэгоистично любить и себя, и ближних. Поэтому Богочеловек Христос и называется Единым Человеколюбцем. Без Него всякое человеколюбие на самом деле есть самолюбие, грехолюбие, сластолюбие.

Теперь же давайте посмотрим на себя. Какая нам польза от того, что мы ходим в храм молиться Богу, если в это же время проходим мимо ближнего своего? Или почитаем иконы, этот образ Божий, и не почитаем своего ближнего, который и есть образ Божий?

Давайте же, братья и сестры, решительно идти за Христом, соблюдая заповеди его, совершая дела любви, дабы уподобиться Богу, Которому подобает всякая честь и слава во веки веков. Аминь.