Проповедь студента 1 курса магистратуры Казанской православной духовной семинарии Максима Кочеванова за Божественной литургией в семинарском храме 13 сентября 2020 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали в воскресном евангельском чтении притчу Иисуса Христа «О званных на вечерю», в которой повествуется о том, что Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир и затем неоднократно посылал рабов своих звать званных на этот пир. Царь говорит скажите званым: «вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир». Но званные не захотели прийти. Они пренебрегли приглашением, и пошли кто на поле свое, кто на торговлю свою.
Данная притча содержит в себе очень много глубинных смыслов, из которых мы выделим лишь некоторые.
Вообще в притчах царь всегда символизирует Бога. И первое, о чем нужно сказать, это то, что именно Сам Бог приглашает каждого из нас на Свой Божественный пир. Но всегда ли мы откликаемся на этот зов? В течение года мы слышим эту притчу очень много раз, но наши сердца на самом деле очень черствы. Каждый из нас говорит: «нет Господи, я сейчас не могу прийти». Нас зовут. Господь зовет нас через Слово Божие, зовет через проповеди священников, через лекции и книги, а, зачастую, и через простых людей, встречающихся нам на пути. Наши храмы открыты. Все приготовлено! Господь говорит: «придите люди!». Придите и вкусите от Источника Жизни.
Христос на то родился, умер и воскрес, чтобы питать нас Хлебом Жизни. Он прямо говорит: «кто жаждет, иди ко Мне и пей». Кто страждет, приди ко мне, и Я утешу тебя, кто в язвах – приди, и Я уврачую тебя. Приди, ведь это поистине Святая Трапеза, Святая Евхаристия, Святое Причастие приготовлено для вас! Но люди не идут. Мы не идем к Богу! У нас всегда есть отговорки: то работа, то семья, то огород, то маленькие дети, то командировка, то старые родители, а потом и сам старый стал и некогда прийти человеку, хотя именно здесь, в этом Источнике Жизни, в этой Евхаристической Чаше находится исцеление от наших болезней, скорбей, от всей жизненной суетности, от всех внутренних ран и неустройств, которые мы сами себе нанесли в течение жизни. И поэтому конечно надо спешить, спешить приходить в храм, а приходя знать, что приходим мы сюда, именно для того, чтобы питаться той Пищей, тем Хлебом, который принес нам Бог.
Не для того приходить должны мы в храм на Божественную литургию, чтобы просто постоять на службе, не для того, чтобы с кем-то побеседовать, но лишь для одного – чтобы воспринять в себя Бога, без Которого жить нам невозможно.
С другой стороны, всегда нужно помнить и о том, как мы должны приступать к этому Животворящему Источнику. Наше состояние и предстояние Богу должно выражаться в благоговейном трепете, в осознании своих грехов и собственного недостоинства, в незлобии и мире со всеми людьми. Мы должны понимать, что эта величайшая Святыня – есть безмерно щедрый дар нам безмерно беззаконным людям.
А потому, постараемся украсить себя надлежащим, достойным Бога одеянием, чтобы не уподобиться человеку, который был выброшен прочь в тьму внешнюю за то, что пришел на пир в небрачной одежде. Дай Бог, чтобы мы не оплакивали трагические последствия собственного нерадения, услышав в свой адрес слова: брачный пир готов, а званые не были достойны. Пусть, пересекая порог храма, приступая к Божественному Причащению – к этой Господней Трапезе, будем этого достойны. Аминь.
13 сентября 2020 г.