Студент 3 курса Максим Кочеванов проповедует за всенощным бдением

Проповедь студента 3 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии Максима Кочеванова на всенощном бдении 23 марта 2019 года


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Слава нашему Богу, по неизреченной милости Которого мы вновь сподобились предстоять в нашем семинарском храме за вечерним богослужением. В храме, где Силы Небесные невидимо служат, где таинственным образом обитают Божественная благодать и слава, причастниками которых в сегодняшний вечер мы с Вами призваны быть.

Продолжается Великий Пост ‒ период особого покаяния, период духовного и телесного подвига, время сосредоточенного взгляда в глубины нашей внутренней жизни. С этим благодатным временем теснейшим образом связана также и та величайшая добродетель, которую мы именуем молитвой.

И недаром второе воскресенье Великого Поста, в празднование которого мы уже вступили, Церковь посвящает выдающемуся святителю четырнадцатого столетия Григорию Паламе. Ведь именно он предстает перед нами как созерцатель нетварного Божественного света, проповедник благодати и делатель умной молитвы. Так пусть же к рассуждению о молитве в сегодняшний вечер будут обращены наши мысленные взоры и сердце.

В идеале вся жизнь христианина должна быть пропитана молитвой. Святитель Григорий Богослов пишет:

«Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать» .

Но кто-то, возможно, спросит: зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это ответим так: мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Конечно, нет сомнений, что в тех или иных житейских обстоятельствах воззвание к Богу о помощи вполне уместно, но все же главным содержанием молитвы должно быть не это. Бог не может являться лишь «вспомогательным средством» в наших бытийных делах.

Соборная молитва в Семинарии

Религиозная связь с Богом осуществляется особенным образом именно через молитву. Если у человека есть потребность в молитве — не обычай просто произносить молитвословия или вычитывать их механически, по привычке или по долгу, но если это внутренняя настоятельная потребность обращаться к Богу, прославлять Его, жаждать общения с Ним— тогда можно сказать, что такой человек по-настоящему религиозен.

Молитва – это встреча с Богом Живым. Христианство предоставляет человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. Именно это отличает христианство от многих других религиозных течений, в которых молящийся имеет дело с неким безличным сверхбытием, в которое он погружается, но Бога как живую Личность он не чувствует. Христианская молитва позволяет человеку ощутить присутствие Бога Живого. Через молитву мы узнаем, что Бог промышляет о нас и участвует во всем происходящем в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но ее главным содержанием. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Ним, почувствовать Его присутствие.

Когда мы беседуем с Богом, то следует говорить простыми, но идущими прямо из сердца, из глубины души словами. Преподобный Исаак Сирин говорит:

«Вся ткань молитвы твоей да будет немногосложна. Одно слово мытаря спасло его, и одно слово разбойника на кресте сделало его наследником Царства Небесного».

Ни в каких особых рекомендациях касаемо объема, количества, или продолжительности молитв нет необходимости, потому что невозможно свести всех людей к какому-то конкретному, определенному типу. Ведь в Церкви есть начинающие, для которых приемлемо одно, есть более опытные, для которых приемлемо совершенно иное. Поэтому каждый должен сам учиться молитве, каждому необходимо найти свой, присущий только ему способ общения со своим Творцом. Важно только помнить, что молитва предполагает сердечный контакт с Богом, — тогда становятся возможными искренняя просьба, или благодарение, или прославление Господа.

Конечно же, нельзя позволять себе приступать к молитве, находясь в состоянии раздражения или озлобленности. Прежде нам надлежит примириться с ближними, всех простить и принести искреннее покаяние. Нам следует осознавать свою греховность и свое бесконечное недостоинство перед бесконечным величеством Господа Славы, в противном же случае, все наши слова и воздыхания – напрасный труд. Они так и останутся пустыми и никому не нужными, ибо наш Бог – смиренная Любовь, гордым и злобным противящаяся, взирающая же на кротких и добрых.

Сказав о том, что такое молитва, каковым должно быть ее качество и содержание, постараемся ответить на еще один возникающий и, думается, весьма важный и уместный вопрос: к чему должна нас привести молитва в конечном итоге?

За богослужением

Мы, христиане, веруем, что наша жизнь не ограничивается одним лишь земным бытием, но все мы призваны к жизни вечной, лучшей жизни в Царстве Небесном, в которой мы теснейшим образом смогли бы пребывать с Богом и наслаждаться Его всеобъемлющей любовью. Так вот: наша земная жизнь – это некая стартовая площадка, с которой мы начинаем наш путь в вечную Небесную Обитель. Но в том то и состоит важность, чтобы этот путь был выстроен в верном направлении. Ведь именно с тем, что мы накопили в душе, в духе, в сердце, мы и перейдем в жизнь будущую. И именно от того, какого духовного состояния мы достигли, в конечном итоге и зависит наша судьба в жизни вечной.

Поэтому для нас так важно еще здесь на земле, напитать себя духовным молитвенным опытом Богообщения, научиться такой молитве, которая стала бы особым состоянием духа, когда человек молится не словами, а душой, когда он сердцем прикасается к Богу. Ибо только такая молитва является источником излияния на нас Божественного Света, Божественной Благодати. Только такая молитва способна соединить нас с Богом еще в этой жизни и явиться логическим продолжением этого соединения в жизни будущей.

Да поможет нам Господь за время Святой Четыредесятницы через молитву и пост обогатиться религиозным опытом, принося напряжением своих сил и воли достойную жертву Богу. Будем учиться молитве, чтобы она сделала нас причастниками нетварного света, явленного Господом на Фаворе и, созерцателем которого явился святой Григорий. Будем работать над тем, чтобы молитва достигала нашего сердца и через сердце восходила в небесные высоты, достигая недостижимого Бога. Ему же слава во веки веков. Аминь

Список использованных источников и литературы:

1) Библия // Синодальный перевод., 2003. С. 1178.

2) Иларион (Алфеев), митр. Как обрести веру. – М.: Эксмо, 2011. – 224 с.

3) Иларион (Алфеев), митр. О молитве. – М.: Издательский дом «Познание», 2018. – 112 с.

4) Кирилл (Гундяев), патриарх. Тайна покаяния. Великопостные проповеди (2001-2011). – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной церкви, 2012. – 496 с.