Великая Среда! Почему так скорбно, но молитвенно и торжественно мы вспоминаем этот день? Трудно, по мнению святых отцов, сказать, какой день более скорбный для человека и всего человечества — день предательства Господа Иудой или день Голгофской Жертвы. Бесспорно, Голгофская жертва является кульминацией любви Бога к человеку, ибо на кресте произошло спасение человечества…
Когда мы слышим об Иуде, то чаще всего перед нами возникает образ Иуды Великой Среды, Иуды-предателя. Иуда был учеником Христа, его избрал Господь и приняли другие апостолы в свой круг учеников Христовых. Значит, у него были задатки неких человеческих качеств, была и последовательность в вере. Но кульминация его следования за Христом трагична…
Мы осуждаем Иуду, но сами нередко являемся именно его последователями. Больно это слышать, ранит сердце. Но ведь мы получили больше, чем Иуда. Иуда следовал за Христом, он был свидетелем воскрешения четырехдневного Лазаря, но не был свидетелем Воскресения Самого Иисуса Христа и Его Вознесения… Мы же живем после Воскресения Христова, мы знаем, что Господь умер, воскрес и вознесся на небо. И в Таинстве Крещения мы получаем то благодатное семя, которое способствует возрастанию всей нашей духовной жизни.
Давайте почитаем книгу своего бытия, рядом положив Евангелие, и сопоставим: чему учил Христос и как мы живем? Что мы там прочитаем? Не предательство? Страшное предательство! Больно будет слышать, но нередко наши дела являются богоотступничеством, а наша жизнь противоречит званию христианина. Об этом надо думать и горько плакать.
Мы знаем евангельский пример апостола Петра, который отрекался от Христа, но потом до конца жизни оплакивал этот грех. Совсем недавно мы вспоминали житие преподобной Марии Египетской — как сказано, «бездны беззаконий». Кажется, что ее ждали суд и вечная геенна. Ничего подобного! Она пошла по пути, который заповедал Христос, сказавший: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9:13). Святые отцы говорят, что нет греха непрощенного, кроме греха нераскаянного.
Иуда начал каяться — после того как осознал, что предал не просто учителя, а Сына Божия. Он почувствовал это. Но сатана, вошедший в его душу, крепко держал его сознание. Если бы он подобно Петру пошел в Гефсиманию и пал к ногам Христа, и лобызал их как блудница, которую ранее осудил за «пролитое» миро, и просил прощения у Спасителя — конечно, Господь простил бы его, как простил в последнюю минуту благоразумного разбойника — и тот первый вошел в рай со Христом. Но такова дьявольская ложь, что Иуда не смог вырваться из бездны отчаяния. Он вернул деньги — то, к чему стремился тать сребролюбивый, кинул их под ноги первосвященника, говоря: согрешил я, предав кровь невинную (Мф. 27:4). А дальше было дерево, но не креста Христова, а дерево погибели, на котором он удавился.
В этот скорбный день мы должны подумать о неблагодарности человека к Богу. Откроем книгу жизни, откроем свою душу пред Богом и поймем, как много там богоотступничества. Пусть перед нашими глазами станут и благоразумный разбойник, и кающийся Петр, и блудница, и Мария Египетская, и многие другие грешники, ставшие праведниками.
Не идите по пути беззакония, по пути греха, по пути отпавшего от Бога Иуды, пути диавола и его бесов. Идите ко Христу, к аналою священника, и Господь помилует нас, как помиловал многих и многих грешников. Будем же бояться иудина греха.
/Слово митрополита Феофана в Великую Среду в храме при Казанской семинарии/
Источник: Православие в Татарстане