Начало XX века принесло немало потрясений, в том числе закрытие Казанских духовных школ – Казанской духовной академии и Казанской духовной семинарии. Прошло немало лет с того времени и в 1998 году открыла свои двери возрожденная православная духовная семинария. Время не стоит на месте и на сегодняшний день по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Казанской православной духовной семинарии открыт новый магистерский профиль по программе «Православная теология: Конфессиональное исламоведение». О том, насколько актуально создание нового профиля и какие задачи стоят перед преподавателями и учащимися исламоведческого направления узнаем у заведующего кафедрой исламоведения Казанской православной духовной семинарии, доцента и кандидата исторических наук Владимира Николаевича Рогатина.

Какие исламоведческие программы реализуются в Казанской православной духовной семинарии?

Магистерская программа «Православная теология: Конфессиональное исламоведение», на которую в данное время идет набор в Казанской православной духовной семинарии, создана по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Данная программа обсуждалась на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви и открыта его решением от 29 декабря 2021 года (журнал 118).

Открытие данного профиля именно в Казанской семинарии обусловлено наличием определенного опыта в исследовании этой сферы. Так, еще в июле 2016 года по инициативе почившего митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (Ашуркова) в семинарии была открыта кафедра исламоведения. Владыка рассматривал данное направление как стратегически важное, поэтому лично возглавлял данную кафедру. Митрополит Феофан регулярно участвовал в международных мероприятиях разного уровня по вопросам взаимодействия с исламским миром. В настоящее время митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл (Наконечный) максимально способствует развитию исламоведческого направления в Казанской семинарии.

На кафедре работают преподаватели с разными наработками в области исламоведения. Так, иерей Иоанн Васильев свободно владеет арабским языком и написал монографию «Богословские основания для межрелигиозного диалога в исламской традиции», иеромонах Роман (Модин) в 2015-2016 гг. обучался в Папском институте арабских и исламских исследований (Рим, Италия). Для усиления кафедры были привлечены такие специалисты из Москвы, как: иеромонах Григорий (Матрусов), доктор церковного права, председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле по взаимодействию с исламским миром; Роман Силантьев, профессор Московского государственного лингвистического университета, автор ряда книг по исследованию ислама; Сухейль Фарах, доктор философских наук, президент Открытого университета «Диалог цивилизаций». Для реализации магистерской программы в рамках договора о сотрудничестве привлечены специалисты Казанского федерального университета, исламских учебных заведений и других вузов России. В рамках этого профиля будущие магистры будут изучать арабский и татарский языки, историю ислама в России, богословие исламского мира, исламское право, нетрадиционный ислам, проблемы христианско-мусульманского диалога, историю миссии Русской Православной Церкви и другие дисциплины.

По рекомендации Учебного комитета Русской Православной Церкви в 2021 году на базе семинарии был также открыт подготовительный курс к магистерскому профилю «Православная теология: Конфессиональное исламоведение». Данный годичный курс обучает основам арабского языка, истории ислама в раннее и позднее Средневековье, истории Востока, источниковедения и т. д. В таком виде подготовительный курс может быть интересен в том числе и священнослужителям, которые хотят повысить свой уровень знаний об исламе. В скором времени планируется его оформить как профессиональное дополнительное образование.

На данные направления в Казанской духовной семинарии открыт набор абитуриентов, информацию о профиле и требованиях к поступающим можно посмотреть на сайте семинарии https://kazpds.ru/schkola/magistratura/informatsiya-dlya-abiturientov-magistraturyi/. Можно также позвонить по номеру +7 (843) 205-60-34 или написать нам письмо на электронную почту priem@kazpds.ru.

Зачем исламоведческое образование в семинарии? Не лучше ли было бы направить усилия на другие церковные дисциплины?

История Православной Церкви неразрывно связана с изучением вероучения и религиозных взглядов разных групп, которые присутствовали в обществе. Так, период апологетов дает нам большой эмпирический материал, который представлен обличением гностических ересей и диспутами с иудеями и язычниками. Осмысление иных религиозных взглядов и идей в итоге способствовало систематизации собственного вероучения и богословия, насколько позволяли возможности тех периодов. Поэтому практика изучения всего окружающего спектра религиозных идей является глубоко укорененной в истории Церкви. Отмечу, что такие великие святые, как святитель Григорий Богослов и святитель Василий Великий, обучались разным наукам в Афинах у известных риторов того времени, в числе которых был и язычник Имерий. Возможно, именно способность к пониманию чужих взглядов позволила им максимально корректно представить православное вероучение и сделала их величайшими учеными-богословами христианской Церкви. Когда мы говорим об историческом багаже Казанской епархии, то хотелось бы обратить внимание, что визитной карточкой истории Казанской духовной академии как раз было исламоведение, которое на тот период было представлено противомусульманским миссионерским отделением. Выпускники академии и преподавательский состав данного отделения внесли свой еще не до конца оцененный вклад в историю Казанского края и России. Напомню, что изучение ислама было направлено в том числе и на сплочение народов России, и в этом деле огромную роль играли такие лица, как Николай Ильминский и Гордий Саблуков. Поэтому и сегодня, соседствуя с мусульманами, Церковь должна изучать ислам и иметь корректные представления о мусульманских взглядах и религиозных практиках. Данные знания должны способствовать развитию конструктивного взаимодействия в разных сферах и развенчиванию мифов друг о друге.

Где могут быть востребованы выпускники-исламоведы?

Это непростой вопрос, но я попытаюсь ответить. Мы видим, что именно в регионах, где совместно проживают мусульмане и христиане, возникает запрос на изучение ислама и православного осмысления этой религии и культуры. Поэтому изучение арабского и татарского языка уже сделает наших выпускников крайне ценным ресурсом для приходов, находящихся в исламских странах, или для православных и светских изданий, которые освещают жизнь в арабоязычных странах. Полученные знания наши магистры смогут реализовывать и в рамках медиации потенциальных этноконфессиональных конфликтов как в Казанской, так и в любой другой епархии Русской Православной Церкви, которая пересекается с деятельностью исламских сообществ. Понятно, что обычному священнику из Татарстана не всегда нужно полноценное обучение в течение двух лет в магистратуре, поэтому у нас есть курс пропедевтики (в скором времени он будет оформлен как дополнительное профессиональное образование), в рамках которого в течение года можно получить первичные знания об исламе в доступной форме. Мы уверены, что выпускники магистратуры, которые покажут высокую успеваемость, будут востребованы в таких структурах Русской Православной Церкви, как Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Экспертный совет при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром, Представительство Русской Православной Церкви в Ливане и т. д. Магистратура Казанской семинарии могла бы стать кузницей кадров и для епархий Русской Православной Церкви, находящихся в странах ближнего зарубежья, где присутствует исламская культура (Казахстан, Киргизстан и др.). Ориентация на государственную аккредитацию позволит в дальнейшем нашим выпускникам работать и в светском пространстве – преподавателями высших учебных заведений на кафедрах религиоведения, теологии, исламоведения и т. д. Если мы в процессе обучения увидим семинаристов с академическими успехами и неподдельным интересом к исламоведению, то естественно, что таким семинаристам мы будем максимально способствовать в раскрытии их талантов. Мы готовы в дальнейшем ходатайствовать об их обучении в аспирантуре, в том числе и за рубежом, в таких странах, как Ливан, Египет, или в любой другой стране, где это обучение будет эффективным.

Может ли данное направление осложнить межрелигиозное взаимодействие в Татарстане?

Можно даже шире сформулировать проблему: любая деятельность может осложнить межрелигиозное взаимодействие, тем более в таком полинациональном и полирелигиозном регионе, как Татарстан. Поэтому любая, даже благая деятельность, и тем более церковная, должна совершаться с трезвомыслием. В данном случае открытый нами профиль должен способствовать повышению эффективности межрелигиозной коммуникации, поскольку предполагает участие в совместных конференциях, круглых столах и других мероприятиях. Так, практика студентов предполагает посещение мечетей, общение с исламским духовенством, что на личном опыте позволит сформировать представление об исламе и мусульманах. Мы даже ввели в число преподавателей семинарии представителей исламского духовенства, чтобы у них была возможность показать семинаристам свою точку зрения и свой взгляд на историю и исторические процессы непосредственно. Как нам видится, неосведомленность и невежество в религиозных вопросах куда опасней, поскольку формируют оторванные от реальности стереотипы, которые мешают межрелигиозному диалогу. Собственно, поэтому мы и считаем, что полноценное обучение в магистратуре должно дать корректное представление об исламе и мусульманах. Накопленные знания и опыт в исламоведческой сфере позволят в дальнейшем усилить и обогатить взаимодействие с исламским миром.