В 2023 году духовное образование в городе Казани отмечает ряд юбилейных дат, самое яркое из которых – 300-летие учреждения духовной семинарии. Тогда митрополит Казанский и Свияжский Тихон (Воинов) образовал школу для обучения детей духовенства, а также воцерковления и обучения грамотности детей из малых народов Казанского края. Прошедшие три столетия духовного образования в Казани были отмечены как славными страницами истории духовной академии и духовной семинарии, внесшими существенный вклад в церковную науку, подготовку иерархов и священнослужителей Русской Церкви, проведения миссии и просвещения на обширной территории нашего Отечества, так и почти 80-летним сроком вынужденного забвения в годы богоборческой власти, когда были закрыты все духовные учебные заведения. В последние четверть века поэтапно духовное образование в Казани возрождается.
Кроме юбилея духовной семинарии, в нынешнем году отмечается ряд значимых дат, связанных с ректорами и профессорами Казанской духовной академии. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить жизненный путь и научное наследия профессора кафедры философии Виктора Ивановича Несмелова. Он родился 160 лет назад, в 1863 году, в семье сельского священника в Саратовской губернии, и, благодаря своему усердию и тяге к знаниям, блестяще окончил Казанскую духовную академию, его диссертация по богословию была посвящена догматической системе святителя Григория Нисского, за эту работу он был удостоен Макариевской премии. По воспоминаниям учеников, он был достаточно строгим и требовательным преподавателем, писал, порой, резкие отзывы и рецензии на книги и выпускные работы. Виктор Иванович Несмелов стал доктором богословия, заслуженным профессором Казанской духовной академии, кавалером ряда орденов Российской Империи.
Профессор В. И. Несмелов хорошо известен, как русский религиозный философ, прежде всего, благодаря главному труду своей жизни – книге «Наука о человеке». Первый том был опубликован еще в 1898 году, а второй увидел свет в 1902 году, впоследствии выдержали несколько переизданий. В этой книге В. И. Несмелов, будучи специалистом в области догматического богословия, наследия святых отцов и учителей Церкви, философии и психологии, раскрывает православное учение о человеке. Автор сначала рассматривает проблемы сознания, познания, процессов формирования мировоззрения у человека, вопрос о конечном назначении человека на земле. И далее следуют самые важные для нас открытия В. И. Несмелова – соотношение человеческого ума и мировосприятия с истинами Христианства, значение идеи человеческого спасения и раскрытие этой идеи через Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом, Виктор Иванович Несмелов внес существенный вклад в изучение православной антропологии, догматического богословия и сотериологии; он прославил свою Alma mater и стал одним из самых известных и узнаваемых ее выпускников и профессоров.
В. И. Несмелов стал свидетелем насильственного закрытия академии советской властью и репрессий в адрес верующих, пострадал и сам. Чтобы иметь средства к существованию, он устраивался на работу в Статистическое бюро, Казанский университет, в то же время у себя на дому организовал религиозно-философские собрания. Советскую идеологию он не признавал. С настороженностью относился к курсу церковной политики митрополита Сергия (Страгородского) после опубликования Декларации 1927 года.
В 1930-е годы В. И. Несмелов был задержан по подозрению в контрреволюционной деятельности, проходил по делу так называемой «Истинно Православной Церкви» вместе с другими остававшимися в живых профессорами Казанской духовной академии, казанскими священнослужителями и монашествующими. Он был приговорен к ссылке в Казахстан, но, в силу слабости здоровья, был оставлен под домашним арестом в Казани. Преставился 30 июня 1937 года, похоронен на Арском кладбище. Труды В. И. Несмелова не потеряли своей актуальности и многократно переиздавались уже в новейшее время.
Желаю всем участникам «Несмеловских чтений» помощи Божией в трудах по изучению жизни и научного наследия профессора Казанской духовной академии Виктора Ивановича Несмелова, а студентам духовной семинарии такого же усердия, какое было у прославленного профессора, в изучении православного богословия, в частности, такого важного его раздела, как «наука о человеке», цель которого – спасение души.