Проповедь проректора по учебной работе Казанской православной духовной семинарии иерея Александра Ермолина на Литургии 19 мая 2019 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Христос Воскресе! Христос Терлеп торган!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Ин 5:1-15) повествуется об исцелении расслабленного, то есть парализованного. В течение долгих 38 лет он лежал около купальни под названием Вифезда, то есть «Дом милосердия». Около нее лежали множество больных самыми разными болезнями потому, что «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4). И он тоже ждал исцеления, но не было того человека, который помог бы парализованному опуститься в целебные воды.

И Господь исцеляет его простыми словами «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Для Господа все возможно! Ему не нужна ни вода, ни какие-то чудесные мази и снадобья! Лишь одно Слово Спасителя уже исцеляет! И после этого исцеления Господь указывает на причину болезней – на грех: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5: 14). Именно грех является причиной болезней и скорбей человека.

Господь совершил это чудо в субботу, в день покоя. В этот день нельзя было делать никакой работы, а Господь прямо сказал расслабленному «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). И за это ветхозаветные книжники и законники осуждают этого человека: «иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели» (Ин. 5:10). Этот небольшой эпизод показывает насколько в ветхозаветных книжниках буква закона стала тяготеть над духом. «В субботу нельзя делать ничего вообще» — так они рассуждали. И за этим формальным исполнением заповеди они уже не видели (или не хотели видеть) того чуда, которое совершил Господь над человеком, страдавшим долгие годы.

Часто спрашивают можно ли работать в воскресный и праздничный день. В Священном Писании сказано: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк.2 : 27). И еще одно вопрошание Спасителя мы встречаем в Евангелии от Марка: «должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» (Мк. 3:4). И еще одна важная мысль: «если у кого из вас осёл или вол упадёт в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?» (Лк. 14:15).

Таким образом, почитание воскресного и праздничного дня означает то, что в этот день мы должны сходить в храм, Причаститься, помолиться. И если необходимо помочь ближнему, то сделать для него эту работу безвозмездно. И таким образом мы исполним и заповедь о любви к ближнему и почтит праздничный день добрым делом.

Дорогие братия и сестры! Притча о расслабленном – это притча о человеческом равнодушии. 38 долгих лет человек страдал, и никто не мог ему помочь. И это притча о милосердии Божием – Господь, одним словом, исцеляет этого человека. И, более того, это напоминание каждому из нас о том, что дух закона всегда выше его буквы. Как говорил покойный Святейший Патриарх Алексий II, «выше Закона может быть только Любовь, выше Права — лишь Милость, а выше Справедливости — лишь Прощение». 
Аминь.