Проповедь проректора по воспитательной работе иеромонаха Кирилла (Забавнова) на воскресное Евангельское чтение чтение о Страшном Суде в воскресенье 3 марта.


Братья и сестры, в сегодняшний воскресный день, именуемый в церковном календаре неделей о Страшном Суде, мы слышали два очень важных отрывка из Священного Писания: это Апостольское чтение и чтение Евангелия.

Апостольское чтение обращено к Коринфским общинам. Апостол Павел предупреждает об излишней заботе о вкушении мяса. Дело в том, что Коринфские общины, которые насадил апостол Павел, находились в таких условиях, где процветало язычество. Где язычество было с обыденными обрядами, законами и правилами. Вся бытовая жизнь первых христиан Коринфской общины так или иначе была сопряжена с бытом язычников. Ходили ли они на рынок — приобретали языческое, ходили ли они просто на улицу — так или иначе сталкивались с язычеством. Тема вкушения мяса стоит здесь не случайно. Дело в том, что приходя на рынки, христиане задавались вопросом: «А можно ли вкушать это мясо? Ведь оно идоложертвенное, оно принесено по особому обряду, по языческим законам.» И христиане в Коринфе разделились. Одни вкушали мясо, а другие нет.

Апостол Павел пишет: «Если вкушение мяса соблазняет брата моего, то не буду есть мяса во век.» Что самое важное в этом контексте? Апостол обращается сегодня к нам: «Не пища представит нас перед Богом. И если мы не едим, мы ничего не теряем, и если едим, ничего не приобретаем». Другими словами, пища не приближает нас к Богу и не удаляет от Него.

И сегодня в контексте того, что мы стоим на пороге Великого поста, эти слова апостола Павла звучат с наибольшей актуальностью и выразительностью для нас, чем в обычные дни годового круга богослужений. Сегодня предпоследнее воскресение, когда Церковь говорит, что мы будем поститься, все мы будем отказываться от мяса, от пищи животного происхождения. Но апостол Павел говорит, что не только в этом состоит Христианство, не только в отказе от пищи. Пища нас не приближает к Богу и не удаляет от Него. А что же тогда нас приближает и удаляет?

На этот вопрос нам отвечают слова Евангелия. Сам Христос даёт конкретные установления, конкретные заповеди, если хотите, конкретные 6 дел милосердия, которые должен исполнить каждый христианин: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного и навестить заключённого. Это не притча. Если в предыдущие два воскресения мы слышали притчу о мытаре и фарисее, притчу о блудном сыне, то сегодняшнее Евангельское повествование – это не сказка и не притча, не иносказание, это реальность, которая ожидает каждого из нас – Страшный Суд, как именуется это событие в человеческой истории, в истории каждого из нас.

Из слов Христа мы видим, что мы будем судимы не за исполнение каких-то обрядовых постановлений, не за количество прочитанных молитв и поставленных свечей, а за конкретные дела: не накормил, не напоил, не посетил больного, не принял странника. То, что сегодня называется социальным служением или диаконией.

Евангельское чтение призывает нас быть деятельными христианами: встать на стезю добрых дел. И на самом деле Христианство – это проповедь о Любви. О Любви, которая должна быть подтверждена делами. Апостол Иаков хорошо сказал, что вера без дел мертва есть, а апостол Павел к той же Коринфской общине пишет: «Если я имею всё: дар пророчество и веру такую, что могу и горы переставлять, а Любви не имею, то нет мне в том никакой пользы.» И сегодняшние заповеди, те шесть дел милосердия, ни это ли есть выражение Любви? Если я люблю человека, не важно, насколько он мне близок, родственник он мне или нет, но если я вижу, что он голоден, я должен накормить его, если я вижу, что он наг, то я должен одеть его — в этом заключается Христианство. В этом заключается деятельная жизнь христианина, весь Закон и все пророки основываются на этой заповеди: на заповеди любви к Богу и ближнему. «Возлюби ближнего как самого себя», – говорит нам Христос. Эта речь обращена к нам как рядовым христианам.

Вроде бы мы ничего особо плохого не сделали, не грешим… А как часто можно услышать на исповеди: «Не убивал вроде бы, не прелюбодействовал, не крал».  Все у нас нормально. Да, мы можем действительно не совершать тяжких грехов, но, как говорит русская пословица: «Под лежачий камень вода не течет.»  Я ничего плохого не делаю, но, а что доброго делаю? Именно сегодняшний Евангельский текст заставляет нас об этом задуматься, заставляет нас делать то, что по естеству даже, ни то, что по Закону, ни то, что по заповеди… Эта заповедь была бы, может быть, и лишней даже, потому что по естеству своему человек должен заботиться о своих ближних.

Каждый из нас призван увидеть Христа в своем ближнем.  Об этом Христос и говорит, в недоумение, удивление вводит тех, кто стоит по правую и по левую сторону. Как он говорит: «Отделю овец от козлов». И овцы и козлы задают один и тот же вопрос: «Когда мы видели тебя жаждущим, алчущим, странником, в темнице когда посетили тебя?». Христос прямо говорит, что, если вы не сделали это для малых сих, значит вы не сделали этого Мне. Другими словами, мы должны увидеть в своем ближнем кого? Увидеть Христа. И делая добро: подавая милостыню, утешая больных, принимая странников, навещая заключенных, мы делаем это самому Христу. И наша задача, дорогие братья и сестры, увидеть в своем ближнем Христа.

Будем же помнить, что христианин, это не только тот, кто ходит по воскресеньям в храм и исполняет привычные обряды, знает какие-то элементы богослужения. Нет. Христианин – это динамичный, живой верующий человек.