Проповедь проректора по учебной работе иерея Александра Ермолина на воскресное Евангельское чтение чтение о блудном сыне в воскресенье 24 февраля.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

В сегодняшнем Евангельском чтении (Лк. 15:11-32) повествуется о некоем человеке, у которого было два сына. Один из них попросил свою часть наследства и «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15:13). Когда в той стране наступил голод, то он стал работать свинопасом и лишь тогда, оказавшись в столь стесненной ситуации, вспомнил о своем отце. «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:17-19). 

Отец был столь рад возвращению блудного сына, что «когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:17-20). Отец принял его, дал ему одежду, перстень (перстни были своего рода печатями и символами власти) и устроил пир. 

А «старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование» (Лк. 15:17-25). Узнав о возвращении своего брата, он рассердился на отца и сказал ему: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (Лк. 15:29-30). 
Но отец видит эту ситуацию по-другому: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:31-32). 
Эта притча о покаянии человека и о любви Бога к нему. Все мы, так или иначе, отходим от Бога в «страну далече». Это место является символом нашего отпадения от Бога, отдаления от Него. К великому сожалению, бывает так, что мы вспоминаем про Бога только тогда, когда нам становится плохо. Так и блудный сын вспомнил про отца лишь когда стал испытывать голод. 

Сын раскаялся и отец, увидев его, побежал к нему навстречу. Так и Господь с радостью идет навстречу к каждому кающемуся грешнику. Нам нужно лишь раскаяться, ото всего сердца сказать Богу: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18). И тогда Господь примет нас в свои любящие объятия. Но для этого нужно осознать свою греховность, свое отхождение от Бога, свое нахождение в «стране далече». 
Очень часто мы говорим слова «спасение», «покаяние», но не всегда понимаем их истинный смысл. Для того, чтобы понять, что такое спасение нужно осознать свою гибель. Только по-настоящему погибающий человек может сказать Богу «спаси меня» и только по-настоящему осознающий свою гибель во грехе может просить у Бога прощения. 

И последнее. Старший сын, оставшийся около отца, и не возрадовавшийся приходу младшего – это образ людей, которые не радуются о покаянии грешника. Наоборот, они начинают вспоминать его старые прегрешения, его ошибки. А надо радоваться, ведь брат наш пропадал и нашелся. 

Дорогие братия и сестры! Давайте постараемся в этот Великий Пост обратиться к Богу со словами «Отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18), подтвердить наше покаяние делами, и Господь как любящий Отец заключит нас в свои объятия. 

Аминь!