Проповедь и.о. первого проректора семинарии протоиерея Алексия Колчерина в праздник Вознесения Господня.
Поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня Вознесение Господне – двунадесятый праздник, в который мы воспоминаем вознесение на небо Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Это случилось на сороковой день после Пасхи. Господь воскрес и затем на протяжении этого срока являлся своим апостолам, подавая им последние наставления. И эти наставления были совершенно нового уровня. Мы читаем в Евангелии о днях, когда Господь ходил по земле, проповедовал три с половиной года своим апостолам, а они все время как-будто что-то недопонимали, все время переспрашивали Спасителя, просили Его раскрыть суть той или иной притчи, обьяснить причину того или иного своего деяния.
Но в дни после славного Воскресения Господа нашего, были уже совершенно иные слова, иные проповеди, иной дух, которым Господь своим ученикам говорил. Да, эти апостолы были всё те же, ещё испуганные мужчины, которые собирались за закрытыми дверями и окнами, боялись, что их тоже арестуют и подвергнут казни. Они боялись и испытывали очень большой человеческий страх.
Господь приходил в ним через закрытые двери, являлся для того, чтобы поддержать, чтобы наставить их и, самое главное, дал им обетование, что придёт Утешитель и напомнит им все слова, которые Он говорил, укрепит их. И мы видим, что вот в это время, в небольшой совершенно срок происходит внутреннее перерождение святых апостолов, они становятся совершенно иными, в них появляется присутствие Духа.
Все апостолы по преданию, за исключением Иоанна Богослова, жизнь свою провели в проповеди и закончили мученически. Апостол Иоанн Богослов тоже всю жизнь проповедовал, но он закончил жизнь не в мучениях. То есть, апостолы в это время совершенно преобразились внутренне, стали другими. Господь им проповедовал и на море Тивериадском, являясь, наставляя, поддерживая апостола Петра, который очень скорбел за то, что предал Спасителя, трижды от Него отрёкся. И Господь трижды восстановил Петра в его апостольском звании, говоря: «Симоне Ионин, любиши ли мя? Паси овцы моя» (Ин. 21:16).
Эти сорок дней, которые мы с вами пережили, после Пасхи Христовой, совсем маленький срок даже по земному нашему измерению, В это время апостолы действительно увидели своего Божественного Учителя совершенно иным, воскресшим, и плоть Его была другая, она была отлична о нашей плоти. Это плоть уже воскресшего Спасителя. И проповедь Его была иной. В проповеди Он наставлял учеников, Он думал о них, сказал: «Примите Духа Святого» (Ин. 20:22) и «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.» (Ин. 22-23), то есть власть им большую дал.
И вот наступает этот сороковой день, Господь собирает своих учеников, даёт им последнее наставление и возносится от них на небо. Они видят, что фигура Его всё дальше и дальше удаляется от них, возношаясь на небеса. И что они испытывали? С одной стороны, конечно, у них ещё оставался страх от мысли о том, что их ждёт. Они уже понимали, что каждый из них должен будет всю жизнь проповедовать, идти в неизведанные страны, в другие города к чужим людям и проповедовать Спасителя. В них была и скорбь разлуки, они все скорбели, они испытывали очень большую внутреннюю печаль и потом они испытали величайшую радость, когда увидели Его воскресшим
И вот наступает время разлуки, когда Господь уходит от них. И они, конечно же, испытывают большую печаль по этому поводу, потому что лишаются возможности слушать Его проповедь, потому что теперь они остаются без Его наставления и уже сами из учеников должны превращаться в учителей, в апостолов, должны уже сами проповедовать слово, нести его другим людям.
Были печаль, скорбь, какое-то внутреннее сомнение, но ангелы, которые явились им, сказали: «мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Они говорят о славном Втором пришествии Христа. Поэтому праздник Вознесения – это не только скорби, печаль, но ещё и праздник большого ожидания, которого все мы с вами чаем.
Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа случится, когда этот мир уже погибнет, когда это время уже закончится и наступит Царство Небесное. И Господь придёт как великий Судия, чтобы каждому воздать по его делам, по его заслугам. Поэтому эта разлука со Христом временная, и для апостолов она временная и для каждого из нас.
Прощаясь с возносящимся Спасителем апостолы знали, что они вновь увидят Его и также с небес Он вернётся на землю во всей славе, с множеством воинов небесных и будет судить каждого человека, отделяя овец от козлищ на правую и левую сторону. И дай Бог, чтобы мы грешные были достойны правой стороны со святыми апостолами, мучениками, преподобными и праведными, чтобы мы, сегодняшние христиане, имели достаточное усердие к исполнению заповедей Божиих, любовь ко всем и к ближним и не к ближним. И дай Бог, чтобы в этот светлый праздник, каждый из нас ощутил печаль разлуки. Печаль, потому что закончилось празднование Пасхи Христовой. Для каждого христианина, для каждого из нас, это жизнь от одной Пасхи до другой. Ждёшь её, и вот она закончилась.
Только вчера пели пасхальные песнопения, и уже сегодня их не хватает, какая-то печаль по этим светлым, радостным пасхальным песнопениям. Но вот закончилось время Пасхи, наступает время нового церковного круга, нового года и мы в ожидании праздника Святой Живоначальной Троицы. Сегодня мы прославляем Господа нашего Иисуса Христа, вознесшегося на небо седшего одесную Бога Отца, нашего Судии, нашего Спасителя.
С праздником вас!