Проповедь студента 2 курса бакалавриата Казанской православной духовной семинарии Алексея Елисеева на вечерних молитвах 21 марта 2019 года.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры! Я с радостью обращаюсь к вам с амвона нашего семинарского храма в эти благодатные дни Святой Четыредесятницы. Только что мы с вами совершали вечернюю молитву, вознося благодарность Богу за прожитый день, испрашивая благословения у Него на грядущую ночь и прося прощения за содеянные согрешения. Но все мы люди, и в суете дней и бесконечных заботах наша молитва неизбежно начинает принимать некий формальный, механический характер. Начинает бледнеть и тускнеть то рвение, тот теплый огонек молитвы, окрыляющий душу. Возникает вопрос — что же может помочь нам вернуть то, вечно ускользающее, расположение духа?
Сегодня наша Святая Церковь молитвенно чтит подвиг 40 мучеников, в озере Севастийском мучившихся. Эти святые мужи жили в Римской империи во времена, когда император Константин своим указом даровал свободу вере христианской и возможность открыто ее исповедовать. Но его соправитель убежденный язычник Ликиний возмутился этим и стал готовиться к войне, попутно избавляя свою армию от христиан, ибо он опасался их неповиновения. В то время, в городе Севастии находилась дружина из 40 каппадокийцев-христиан, которая славилась своей доблестью и военными победами. Командовал же ими язычник, причем весьма ревностный. Он не повременил исполнить приказ свыше – сделать так, чтобы в армии не осталось исповедующих Христа. Всячески подступался он к воинам, предлагая принести языческую жертву. Уговорами, лестью, заключением и, в конце концов, пытками он норовил сломить их волю. Но железная преданность Христу оказалась неприступной крепостью для коварства и уловок язычника. Лишь во время изощренной пытки на ледяном зимнем озере, один из солдат, не выдержав мучительного холода, бросился к специально рядом отапливаемой бане, оставив своих братьев по оружию и по вере. Но он пал замертво, не успев добежать, и совсем скоро его место занимает один из язычников-надзирателей, который всё это время был свидетелем сверхчеловеческой стойкости мучеников и сопутствующих чудес. С криком: «И я христианин!» он срывает с себя одежду и входит в ледяное озеро, присоединяясь к 39 каппадокийцам. На утро языческие начальники видят, что христиане мало того, что живы, так еще и один из их числа прославляет Единого Бога. От ярости и от своего бессилия, они предают их всех смерти.
Жизнь святых мучеников Христовых может как нельзя лучше пробудить нас, живущих в комфорте и спокойствии, от того духовного забвения, в которое неизбежно мы периодически впадаем. Посмотрите на этих воинов! Что помогло им претерпеть невообразимые страдания и искушения? Что не давало пошатнуться их вере пред лицом самой смерти? Конечно же – это молитва. И их молитва отнюдь не была механическим, сухим произнесением словесных формул. Нет, это был крик души к Богу, исходящий из самой глубины сердца, настолько искренний и пламенный, что даже холодные льды Севастийского озера покорно таяли вокруг. Такому взыванию к Богу учат нас мученики. Пусть мы с вами не стоим перед лицом смерти, пусть мы не боремся за веру с видимы врагом, но ежедневно, ежечасно и ежесекундно мы ведем борьбу с врагом невидимым за то, что больше всего земного – за наши души. И в этой духовной брани до́лжно и нам стремиться к тому рвению, которое имели мученики.
В нашей Церкви нет ни одного отца, ни одного учителя, который бы не оставил вдохновенных строк о молитве. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал:
«Бог есть Истина – и молитва моя должна быть истинна, как и жизнь. Бог есть свет – и молитва моя должна быть приносима в свете ума и сердца; Бог есть огонь – и молитва моя, как и жизнь, должна быть пламенна…».
А свт. Иоанн Златоуст воспевал:
«Молитва восставляет мертвых, прогоняет демонов, исцеляет болезни, разрешает смерть. О, молитва, подательница жизни, сокровищница здоровья, цвет надежды».
Вы видите, какое богатство, какая сила дана нам, христианам? И мы, погребая этот дар своим нерадением и рассеянностью, совершаем настоящее преступление. Так будем же, дорогие братья, взирая на подвиг святых мучеников, возрастать в молитве, вкладывая в нее все усердие и душевные силы, какие имеем. И тогда, нас не поглотят ни страсти, ни слепота духовная, но будет просвещать и освещать свет Христов, укрепляя в духовной борьбе, к которой призван всякий стремящийся к Царствию Небесному. Аминь.
Список использованных источников и литературы:
- Дмитрий Ростовский, свт. Жития святых. Том III. Март/ Изд-во ЭКСМО, 2016. – 830 с.
2. Терещенко Т. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского/ ТД «Белый город», 2007. – 940 с.
3. Егоров Б. Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста. Том 2/ Изд-во Даръ, 2009. – 576 с.
21 марта 2019 года